Узуры

Для меня одним из самых больших очарований Ольхона стала падь Узуры (Вики: «падь в Сибири и на Дальнем Востоке это горная балка без стока или с временным стоком, а также понижение на равнине»).

Узуры, расположенные на северо-восточной стороне острова лицом к Большому Морю (заливу Хага-Яман) являются единственным обитаемым местом восточного побережья и единственным неэлектрофицированным поселением всего Ольхона.
Эта падь, или бухта, как нам привычнее ее называть, зажата между мысом Толгой и горой Раба.
Мыс Толгой

Вид на Большое Море с мыса Толгой:
По сути дела Узуры и поселком-то назвать нельзя - это метеостанция, жилые дома ее сотрудников и небольшой гостевой дом, самостийно организованный местными жителями. Так же это пристань, принимающая кораблики из Баргузина (сторона Улан-Уде) и Хужира.
Работники метеостанции кормят прибывающих туристов, после чего туристы рассаживаются по машинам и едут осматривать. Ольхон. Катера из Баргузина привозят на Ольхон на туристов для дневной экскурсии и по ее окончании отвозят обратно в Баргузин. А катера из Хужира забирают туристов, которые отправились исследовать Ольхон на машине и не хотят на обратном путь трястись по дорогам, предпочитая прыгать по волнам на катере.
Такое окончание экскурсии стоит, как вы понимаете, дороже, чем экскурсия в оба конца на авто. Ну и чтобы два раза не вставать добавлю, что в Узуры завозят только тех туристов из Хужира, кто собирается в обратный путь на катере. Тот, кто взял экскурсию в оба конца на авто, Узуры не узрит, и после мыса Толгой потрясется обратно в Хужир.
Члены семьи работников метеостанции принимают на постой какое-то совсем скромное количество жаждущих уединенного отдыха туристов. У них есть баня и собственная электростанция, но электричество выдают лишь по вечерам.




Я представила, как здорово в этой камерной бухте поселиться хотя бы в палаточке (палатки на окраине леса видела, а на карте обозначен кемпинг), и гулять по безлюдным окрестностям, купаться в относительно тёплой воде (я зашла в воду босиком, свидетельствую - вполне купабельно). А можно подняться на гору под странным названием Раба и там медитировать или хоть просто созерцать аскетичную картину слияния двух стихий: Воды и Воздуха.
Будет мегакруто притащить сюда свой сап и в подходящую погоду исследовать восточный берег острова: ведь есть безумцы, переплывшие Байкал на сапе, так что невеликим подвигом будет покататься вдоль его берегов. Но только в спасжилете, конечно, а может даже и в каске — на случай, если ваш сап опрокинет сильной волной.
Вот такие у меня в голове бродили идеи, пока я ждала свидания с начальником метеостанции чтобы обсудить с ним свои планы на будущее.
Вероятно я совсем дичаю, что мне даже Хужир показался слишком людным, а вот Узуры оказались вполне в моем вкусе: люди есть, но где-то там, вдалеке)
