Обзор сериала "Будда" ко дню его Паринирваны

  • 1
    2025-02-16 00:13:00
    Гедеон Янг

    #ДеньПаринирваны, #Будда, #кинообзор, #сериал, #хинду, #байопик, #няшно, #буддизм, #профанация, #эмоционал, #ЕСДЛ

    Раз уж сегодня, по одной из версий, как и неделю назад, день Паринирваны Будды аж в Махаянской традиции, то вот как раз не публиковавшийся здесь обзор сериала «Будда».

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ОБЗОР ВЕСЬМА И ВЕСЬМА КРИТИЧНЫЙ!

    Пересмотрел недавно, но увы, по-прежнему разочарован. Хотел было наехать на одну кинокритиканшу за собственно критику, но, похоже, от меня сериалу и его создателям достанется больше. Похвальбы ЕС Далай-ламы проекту тоже не помогут – лишь утвердят в уже сложившемся мнении о политике Его Святейшества одобрять всё и вся и пытаться приводить это вся к единому «ненасильственному знаменателю», «лишь бы не было войны».

    Увы, в очередной раз вынужден напомнить, что «все религии не то же самое», а Будда – это не Рама и не Кришна, не эпический и тем более не болливудский киногерой. Именно такого типичного протагониста индийских сериалов для домохозяек и восторженных девочек слепили из основателя буддизма создатели «Будды». И дело, конечно же, не в том, что они «спогрешили против истины», исказив «реальный облик исторического Шакьямуни» - вряд ли кто-то из разумных и здравомыслящих людей всеръёз может верить в существование чего-то подобного. Как, впрочем, и в создаваемый, опираясь на упоминания в писаниях сведения, образ – получается не менее смешно до наивности легковерующих дитяток.

    Но подобно тому, как сериальные версии индийских богов и героев явно сильно далеки от реальности, столь же сказочен и скопированный с них Сиддхартха Гаутама. Вряд ли стоит воспринимать на веру и буквально догматическую байку о изоляции царевича заботливым папашей от лицезрения болезни, старости и смерти с последующим «чудесным» прозрением его. Но тем более смешон индийский Сиддхартха, один в один содранный с Рамачандры из приторно-нящного «сериальца «Сита и Рама», показанного несколько лет назад по госканалу «Культура».

    Какие, в самом деле, гигантские царства Каушала, Митхила, Капилавасту на рубеже бронзового и железного веков, по роскоши не уступающие персидско-турецким? Откуда взяться в это хоть и осевое, но весьма суровое и жестокое время царевичу, даже и НЕ СТАВШЕМУ ещё Буддой, но явственно и чётко позиционирующему себя как: а) гуманиста; б) пацифиста; в) зоозащитника, г) феминиста и д) борца с патриархатом, антибрахманиста и антикастеиста? Сценаристы явно побоялись сделать из Шакьямуни ещё и непьющего вегана – тогда бы сериал превратился в откровеннейшую нелепицу, поэтому пьют там такие антигерои, как Девадатта, а что именно лежит в тарелках, не разобрать. Другое дело – фрукты, сладости и тому подобные вкусняшки, которыми придворные дамы регулярно потчуют героев по любому поводу, да и без.

    Все персонажи, и положительные и особенно отрицательные гипертрофированы не то, что до анекдотичности – до буквальной карикатурщины. Что папаша Шуддходана – туповатый вояка-кшатрий, буквально списанный с Сурьи из «Шанидева», что старший брательник Сиддхартхи – Девадатта, если и не реальный, то как минимум канонический персонаж и противник Гаутамы. Его креаторы сделали изначальным завистником и супротивником будущего Будды, почти как Яму из того же «Шанидева». Мамаша его Мангала столь же смехотворная интриганка и заговорщица, уделывающая разом всех антигероинь из мексиканских сериалов. Столь же смешны и здоровенные бритоголовые «брахманы» с шиваитскими тилаками и шаолиньскими косищами, уже тогда, две с половиной тысячи лет назад освоившие дхарма-бизнес и гнобящие несчастных неприкасаемых. Современные индуистские пуджи и ритуалы в эпоху брахманизма – туда же…

    Умиляют и сцены «ненасильственного вырубания» злодеев Сиддхартхой посредством йогического касания яремной вены – как и то, что он понимает и говорит, что они, дескать, живы, просто без сознания. А с реальной смертью он при этом так и не знаком.

    Особенно доставила смерть одного шпиона – якобы первая увиденная Сиддхартхой смерть. Уже после успешно остановленной им войны c Каушалой. Даже как-то неудобно спрашивать, а чем они там занимались, на войне-то, дружеской потасовкой?

    Демонстративная ахимса Сиддхартхи тоже доставляет (демонстративная благодаря сценаристам, в его исполнении она смотрится настолько органично, насколько возможно), что сцена с подстреленным злобным Девадаттой гусём, что со скорпионом на венчании, которым Мангала намеревалась убить племянника (или пасынка. Или кем он там ей приходился).

    Не менее умиляют и предотвращения будущим Буддой кровопролитий – убийства животных на охоте и для жертвоприношений. Уверен, что особо радикальных и агрессивных вегов это сильно вдохновит.

    Диалоги убивают хоть и не сразу, но зато гарантированно – впечатление, что рассчитаны они то ли на имбецилов и даунов, то ли самих героев креаторы считают такими. По 3-4-5 раз повторять одни и те же вопросы и ответы уместно разве что, когда ты учишь иностранный язык, но уж точно не в общении взрослых и разумных людей, не находите?

    Убивают наповал и такие перлы, как фраза, с которой монахи Будды и даже он сам просят подаяние: "Подайте на пропитание ради всего святого!" - прямо любопытство заело, неужто это переводчики так стебанулись? Или его утвердительные ответы на наивные вопросы детей, дев и простых крестьян: "Ты святой?" и "А тебя можно назвать просвещённым?" «На нашем языке», речёт ему милая дева Суджата, «просвещённого называют Будда. Можно так тебя теперь называть?»
     
    Вот уж в самом деле +108555)

    «Большинство ранних эпизодов сериала сосредоточены вокруг заговора Дронэдхана, Мангалы и Девадатты — дяди, тети и кузена (брата) Сиддхартхи — с целью подорвать короля Шуддходану и убить Сиддхартху. Их заговоры всегда терпят неудачу, а доброта Сиддхартхи всегда побеждает и растет. Большая часть этой драмы, показанной в сериале, на самом деле не является частью исторических писаний Будды. Хотя у Девадатты и было соперничество с Сиддхартхой, оно не было таким, как показано в сериале, где Девадатта и его родители оскорбляют и убивают множество людей. Сериал также показывает крайнее соперничество между Сиддхартхой и Девадаттой за руку и сердце Яшодхары, вплоть до поединка, чтобы определить лучшего воина. Однако в подлинной истории Яшодхара на самом деле была сестрой Девадатты.» - из описания на англоязычной странице сериала. Ну, такое, знаете ли… .

    Доставило нереально и полоумное мусоленье неземной красоты «царской наложницы Амрапали». На вкус и цвет, конечно, сами понимаете, но это… какая-то куртизанка на пенсии, и это очень мягко говоря, с весьма специфическим личиком. Необязательно быть Сиддхартхой Гаутамой, чтобы такой не прельститься.

    Короче, издеваться над этой поделкой я могу ещё долго, и спасибо создателям хотя бы за то, что ограничились «всего» 55-ю сериями, вместо 150 или, не дай Будда, пятьюстами. Спасибо и за подбор актёров – Сиддхартха получился вполне аристократичным, воистину арьей, «благородным». Как и его супруга Яшодхара – действительно красавица. Но и тут не так уж гладко всё – красота её какая-то неестественная, глянцевая (хоть и на индийский манер), отлакированная, как и всех придворных дам, и не только.

    А про близкородственные браки – ведь она приходилась Гаутаме двоюродной сестрой – и их последствия образованные читатели всё знают и сами.

    Ну и множество различных мелочей, к которым можно попридираться, типа совершенно несостарившегося с момента просветления и да самой смерти через 40 лет Будды. Просветлением тут не отмажешься, ведь болячки, соответствующие возрасту у него, вполне логично появились.

    «Дхарма», которой учил Сиддхартха – это натуральный ньюэйдж, набор этических рекомендаций общечеловеческого уровня и абстрактные рассуждения, советы и наставления о якобы «Дхарме».

    Банальные трюизмы типа наставлений Аджаташатру, где он сравнивает душевную травму которого с натянутыми струнами вины – и тот просветлевает и встаёт на путь исправления грехов.

    Или принятие неприкасаемого Сунита в монахи, что «будет кардинальным шагом, мы столкнемся с большими трудностями, но правда всё равно восторжествует!»

    Из той же серии принятие женщин в сангху, чему Будда поначалу долго противился – одними этот шаг трактуется как протофеминистская революция в патриархальном обществе, другими же как вынужденная уступка мизогина Будды давлению со стороны ауткаст, женщин и прочих угнетённых классов и сословий.  

    Или довольно-таки издевательское успокоение убитой горем от смерти своего младенца-сына женщины рекомендацией принести горсть семян горчицы из дома, где никто никогда не умирал. После безуспешных попыток Будда выливает на безутешную мать поток банальностей о том, что все смертны, а сын твой жив … в твоём сердце.

    Столь же смешны наставления буддийского «Домостроя» о взаимном уважении и помощи в семье и уважении и почтении к гостям.

    Вот дословный пример лайфхака от самого Будды, куда более, нежели просветляющее наставление смахивающий на увещевание почтенным лицом ущемленных и обиженных лишенцев:

    «Люди забыли, что такое жить с чувством благодарности. Люди должны помнить. Что они очень богаты. У них есть деревья, цветы, воздух, вода, небо. Живите с чувством благодарности и будьте благодарны за то, что узнали в этой жизни, даже если узнали не так много. Даже если ничему не научились, нужно быть благодарными за хорошее здоровье. И даже если чувствуем себя не так плохо, мы должны быть благодарны за то, что живы. Только так мы можем осознать, как прекрасна наша жизнь.»

    Так же банальны и прощальные слова Будды умирающему отцу, с помощью которых он буддто бы рраз – и смог прогнать страх смерти.

    Карикатурный, словно из детских комиксов, Мара искушал Будду тоже как-то весьма скромненько – нестрашные иллюзорные чудовища, три асексуальные «дочери», голограммы бури да дождичек из стрел, обратившихся в цветы. При уровне развития современных кинематографических технологий могли бы и повнушительней, погромче да поярче что-нибудь изобразить. Забавна и курчавая «причёска», которую согласно создателям Будде придётся носить до самой смерти, хоть иконографически и правдоподобная, но не до такого же натурализма!

    Последняя, 55-я серия – это своеобразная самопрезантация доктора Шри Бхупендры Кумара Моди, продюсера сериала, который «объясняет людям правильность учения Будды всю свою жизнь. Он учит их освобождаться от таких негативных эмоций, как зависть и злоба, и вести счастливую жизнь».

    Этот современный буддийский миссионер выглядит скорее как индийский мафиози – костюм, цветастый платок, шляпа котелком и большие черные очки. Вся серия – нарезка особенно ярких моментов из сериала, где Будда наставляет учеников, принимает покаяние Аджаташатру и Ангулималы, провожает в последний путь Девадатту, которые сопровождаются пафосными комментариями доктора Бхупендры. Например, о том, что Будда был против любой дискриминации.

    Завершается последняя серия такой же банальной и никого ни к чему не обязывающей «мотивировкой», или, как это называется у лайф-коучей, установкой: «Стань для себя лучом света, всегда будь уверен в себе, узнай своего Будду, пробудись, и иди, не отступая, путём веры. Следуй своим идеалам, будь спасением и опорой для самого себя, будь постоянен среди хаоса, не прекращай борьбы, работай и никогда не сдавайся».

    Оригинал публикации на моём Дзен канале: https://dzen.ru/a/Z7DzVvHRbzQcFP21

    Гедеон Янг, журналист, публицист, религиовед, кинообозреватель

  • 2
    16 фев. 2025
    Elena Vasta (сайт-админ)

    А это вы о каком сериале говорите? Из, наверное, и есть всего один?

    Меня тоже сериал расстроил. Хотя свою толику радости он мне и доставил (я все ждала подобного сериала после череды мифологических сериалов), но мне не хватило в нем Будды и буддизма. А вот «Почему Бодхидхрама ушёл на восток» снят с правильными акцентами. Ведь о чем думают создатели, то у них и выходит. И вот у создателей «Бодхидхармы» мысли текли в правильном направлении)

    Есть еще такая подборка на сайте 

  • 3
    16 фев. 2025
    Гедеон Янг
    Elena Vasta сказалa:
    А это вы о каком сериале говорите? Из, наверное, и есть всего один?

    вот об этом:

    https://www.kinopoisk.ru/series/984330/

    и да, похоже, он только один. "Бодхидхарму" я всё никак не посмотрю - фильмов религиозной тематики неимоверное количество оказалось...
    Мне подумалось, может, стоит пост перенести или скопировать в тематический раздел с фильмами индийскими?