Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Принцип очищения превосходит принцип отречения.
Вопрос: почему на предыдущем этапе мне рекомендовали отречение?
Ответ: потому что у меня есть шаблон действия в той или иной ситуации, я действую как автомат, у меня просыпается одна реакция, или запускается алгоритм, которые, или который мне не нравятся (вредят мне), и их необходимо отменить.
Вопрос: нельзя ли менять алгоритм? Откуда берётся алгоритм?
Если в определённой ситуации у меня возникает установка, алгоритм, которые я хочу и могу изменить, убрать, то это и есть очищение. Я перестаю воссоздавать себя. Сансара — это бесконечное повторение себя. Йога подразумевает избавление от линии самовоспроизводства.
Любая религия имеет свой определенный свод правил. Правила делятся на два типа: положительных рекомендаций (делай то-то), и отрицательных (не делай то-то). В йоге тенденция к регулированию отрицательных рекомендаций (от этого и вот этого отрекись, а в пределах этих отречений поступай так, как тебе рекомендует совесть).
В йоге гораздо меньше ограничений, чем в религии, в йоге человек ограничивает себя сам по своему разумению, или по подсказке Учителя, в отличие от религии, где рекомендовано вести себя так-то и так-то.
Традиция Патанджали: пятерка ограничений, связанная с общением с другими людьми, с вещами — яма и нияма
1) воздержание от лжи (сакья). Последствием этого воздержания становится то, что всё, что говорит йог, становится правдой
2) воздержание от причинения вреда (ахимса) и одобрения причинения зла. Когда йог утверждается в этом, то люди перестают вредить друг другу в его присутствии
3) брахмачарья (целомудрие)
4) отказ от того, чтобы брать что-то без спроса (астея)
5) Отказ от того, чтобы иметь лишнее (аполиграха)
Какие поведенческие правила в буддизме?
10 неблагих путей деяний и 10 благих путей
Неблагие деяния
- Прямое причинение вреда
- Не брать то, что тебе не дали (астея и аполиграха вместе)
- Неправильное поведение в получении чувственных удовольствий (половое удовольствие недозволенным образом), отказ от чревоугодия (похоже на шаучу – чистоту)
Неблагое словесное поведение
- отказ от вранья
- отказ от грубой речи. Это говорение и адресация речи в такой форме (например, в форме крика, или мерзкой интонацией, или использование грубых слов). Когда смысл говорения – доставить неудовольствие человеку, когда своими словами намеренно заставляешь человека страдать
- отказ от коварства
- отказ от пустословия
Неблагие умственные деяния
_____________
В йоге была в чести практика самадхи. Собранность, к которой шли путем сосредоточения. Но это подразумевает комфортные условия.
Смрити: памятование – слежение, бдительность за тем, что происходит в обычной жизни. Следить за всем: за своими действиями в быту, за природой. Отличие смрити от самадхи: не мы выбрали, что мы созерцаем, а мир. Что он нам предоставляет, то мы и созерцаем. Так наша жизнь становится занятием йогой.
Соблюдая эти правила мы занимаемся йогой. Андрей Всеволодович ПарибокПреображение — третий девиз йоги
Мир – это потенция многообразных ситуаций: я дома, я на работе, я с друзьями и тд.
Мы замещаем эти ситуации на иные: мы — йоги, и другие — йоги, находящиеся в божественной игре. Всё, что происходит, это игра, и мы будем реагировать на неё как на игру.
Пример1: если люди о своём сексе говорят «перепихнуться», и если они оба таковы, то они именно это и делают. Если люди более тонкой организации называют свои половые взаимоотношения «заниматься любовью», и этот образ удерживают постоянно в голове, то именно это между ними и происходит.
Пример2: боксёра на тренировке бьют по голове – и он на это не сердится, потому что у него смысловая рамка такая: «это тренировка». Если на него нападает хулиган и бьет по голове, то боксёр приходит в ярость, потому что у этой ситуации другая смысловая рамка. Если бы он владел тантрическими методами, то он оценивал бы эту ситуацию как тренировку и не испытал бы гнева.
Вот так преобразовывают мир: когда навязанная тебе ситуация становится ситуацией практики.
А если ты следовал только очищению, то там практика гораздо более ограниченная. Если ты йог, достигший совершенства в боевых искусств, то на тебя не бывает бандитских нападений, с тобой бывают только спарринги.
Конечно, йог понимает, что его соперники не занимаются тренировкой, и их цель – отнять у него кошелек или жизнь. Понимая действительность, он поддерживает изменённым свой смысловой горизонт, которым он не может поделиться с соперниками. Вступив в бой как Иван Смирнов, он переходит в другое состояние, в другую роль, с помощью инженерной мифологии (инженерная мифология – мифология, которая является художественным йоговским способом преображения себя)
Йог достигает состояния, когда его позиция и позиция Ивана Смирнова становится одинаковой. Он оказывается в позиции, которой достиг своими предыдущими воплощениями в предыдущих жизнях и своей практикой. Наступает момент, когда ты и твое тантрическое преображение становятся едины.
Продолжаю делиться знаниями, полученными на семинарах А.В. Парибка
Преображение в себя самого – четвёртый девиз
Можно не преобразовывать видение мира и себя во что-то другое. Можно просто понимать истинность своего бытия, которое есть у тебя в обычной жизни и освобождаться из той ситуации сознания, в которой ты сейчас находишься (шкала узнавания своего мира) – это называется освобождение в себя самого.
Кашмирский шиваизм — школа узнавания своего лица (пратьябхиджня). Мы на самом деле Шивы. Только он этого никогда не забывал, а мы забыли. Надо это вспомнить. У буддистов этому соответствуют два направления: «великое совершенство» и «великий символ».
Тантрический метод — воображение. Ты воображаешь, что твоя цель достигнута. Ты исходишь из конечной цели: подтягиваешься к ней.
У человека должен быть тренированный рассудок (как у математика), мощное воображение (как у человека искусства) и самодисциплина как у офицера.
Мы можем вообразить себя в каком-то месте или в каком-то образе, мы можем управлять своим воображением, или своим ментальным состоянием – этим человек отличается от животного. Но мы не можем управлять своими душевным состояниям, так же, как можем управлять своим ментальным состоянием – этим обычный человек отличается от йога. Например, мы не можем по своему желанию перейти от состояния острого отвращения, который вызывает какой-то конкретный человек, к состоянию острой влюбленности к нему.
Душевные состояния – это тот свет, в котором нам видны разные содержания: если мы смотрим на что-то с отвращением, то мы его освещаем соответственным «грязным» светом.
Йоги используют свой рассудок, чтобы с помощью рассудочного состояния изменить свое душевное состояние. Например, йогу не нравится, что не он управляет своим гневом, а гнев управляет им. Ему предлагается относиться к человеку, который вызывает его гнев, как к учителю, который провоцируя его, пытается избавить своего ученика от гнева. То, что данный паршивец никаких таких мыслей в голове не держит, не имеет значение, он учитель «поневоле». Йог должен почувствовать к ним признательность. Эта признательность сначала возникает как проблеск, ему рекомендуется сменить фокус внимания с содержания на ощущения и держать это как наполненную до краев чашу.
Эта вторая часть называется «удерживающая созерцание». Первая же часть, когда человек работает с рассудком, называется «аналитическим созерцанием».
Так постепенно душевный склад меняется благодаря проработке умственного содержания.
Продолжаю делиться знаниями, полученными на семинарах А.В. Парибка
Медитация – это направленное пользование своим умом с целью добиться ясности в размышлении о важных предметах. Медитация и дхьяна не тождественны. Дхьяна – это режим активности сознания.
Дхьяна
К нам пришла некоторая тема, с нашего согласия она принята нами. Далее происходит развертывание темы. Тема и ее развертывание – это два содержательных аспекта дхьяны, или первого уровеня созерцания. Дхьяна - это совместное наличие пятерки факторов:
1) тема
2) разработка темы
3) радость психическая
4) удовольствие физическое
5) нацеленность (концентрация)
Пример: добровольное активное содействование тому, чтобы внимать высокому искусству (которое разворачивается во времени: пьеса, музыка, декламация). Настоящее искусство не насилует тебя. Оно приглашает тебя вкусить радости и рассчитывает на твою активность. Первое, что можно отследить, это переживание, что вы возноситесь. Вы находитесь не на обычном уровне, а на более светлом, более благодатном, более просторном, возвышаетесь над обыденностью. Мы охотно там пребываем, мы можем отдать себе отчет в том, что наша закапсулированность растворяется, наших границ временно нет. Мы испытываем радость, восторг, распрямляемся – это повышенный психический тонус.
Без нашего желания и содействия этого не происходит.
С точки зрения тела то, что нам до начала исполнения мешало, в эти возвышенные моменты мы не ощущали, мы забыли о мешающих факторах, а после окончания опять их ощутили. Отвлеченность от раздражителей называется пратьяхара.
В тех непродолжительных промежутках возвышенного блаженства, когда мы не ощущали никаких мешающих факторов, а лишь испытывали чистую радость, мы находились в первом уровне созерцания. Потом наше внимание ослабевало. Мы приобщались к дхьяне ничего не зная об этом, но все же у нас был настрой (в данном примере на какой-то вид искусства). Если же у нас нас нет такого настроя, то и дхьяны не получится.
Созерцание дает радость своим режимом сознания.
Пример такой радости: Родственник Будды сказал, что он боится пойти за ним, потому что боится, что там не будет никаких радостей жизни. Будда ответил, что он сам этого боялся. Он понимал, что без радости выжить человеку нельзя. Но он уже знал, что созерцание дает самую большую радость.
О телесном комфорте: Будда сказал Ананде, что он больной старик, и что у него ничего не болит только тогда, когда он находится в созерцании.
Нацеленность — это активный режим сознания, при котором во мне находится фокус контроля, который позволяет мне сконцентрироваться на одних объектах и пренебрегать другими объектами. Это антоним режиму зеваки, когда какой-то внешний объект насильно завладевает моим вниманием, а не я сама концентрируюсь на выбранном объекте, отметая остальные.
Тема (идея) сама приходит к человеку и сама себя разворачивает, а не он разворачивает ее. Он созерцает идею (творческую мысль). Мы не можем насильно вытащить творческую мысль. Мы должны быть достойны того, чтобы она пришла нам в голову: своим интересом, своей активностью, своими знаниями. Это как мы попадаем в мир идей и говорим, что ко мне пришла идея. Эта идея приходит и начинает себя разворачивать. Она себя разворачивает, мы созерцаем мысли. Это доставляет радость (Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!)
Обнаружение смыслов. Свежесть восприятия
Предлагается делать заминку (остановку) между появлением объекта (ситуации) и суждением о нем (ней).
Зрительный объект нужно заметить за такт прежде чем произойдет его распознавание, сделать некий зазор в этой микроситуации, не оттормозив дальнейшую мысль по поводу происходящего, иначе я вместо взаимодействия с миром уйду в размышления, используя прошлый опыт, и не всегда свой. Когда я невольно ухожу в размышления, я начинаю безобидно бредить. Предлагается прерывать это воспроизведение и делать зазор, наблюдая, но не размышляя.
То, что есть автоматизм – это хорошо. Плохо, что автоматизм автоматичен.
Таким образом мы можем обогащать свое представление о мире. Очень важна ситуация понимания заново. Человек в полной мере живет тогда, когда он находится в полноте контакта с миром, тогда в его сознании не происходит фильтраций и подборов к этой ситуации имеющихся у него шаблонов ( говоря йогически, когда он не воспроизводит себя постоянно).
Тогда он видит ситуацию объемно: как бы понимает, что видит, и в то же время видит как бы заново, замечая различия.
Это называется режимом свежести восприятия.
В дхьяне происходит поэтапное временное растворение границ между собой и не собой.
Научиться созерцанию это значит научиться опознавать и отбрасывать помехи. Это итог того, что ты избавляешься от того, что тебе мешает.
Пять этапов овладения созерцанием:
1) Поза. Сосредотачиваемся на объекте. Начинаются жалобы (душно, дует, больно, чешется и тд – из внешнего мира). Это возникает у всех. Надо оттормаживать внешние раздражители. Надо переключить внимание на раздражитель — и он исчезнет. Пусть почесать нос, но наблюдая за ощущениями и происходящим. Надо чтобы внешний стал внутренним. Это преодоление первых препятствий, первого этапа
2) Начинают одолевать изнутри помыслы. Чаще какие-то неприятные, обидные мысли. Не хватает концентрации. Надо перенести на них фокус внимания. Помыслы пугаются. Мы заметно ослабили границу между собой и миром. Мы подготовили почву для дальнейшего. Эти два фактора (первый и второй) были связаны с содержаниями (умственными и чувственными). Это содержательные факторы. Дальше идет пара НЕсодержательных факторов.
3) Созерцание – это некоторое занятие, требующее оптимального тонуса (не слишком активного, не слишком пассивного). У нас может быть как недостаток тонуса, так и его избыток (слишком высокий тонус) – перевозбуждение, спохватывание, угрызение. Пример чрезмерного тонуса при работе с текстом: прочитать первую мысль и сразу начать ее опровергать. Надо постараться расшифровать текст, сквозь текст увидеть мысль, чтобы слова и синтаксические конструкции стали прозрачными.
Проблема низкого тонуса: мы начинаем зацепляться за словесную ткань, за словесные конструкции, пытаемся уловить смысл (мысль). Правильно: словесной ткани нет, есть только мысль. Как при грязном стекле автобуса (машины) можно видеть то, что за окном, а можно видеть грязь на стекле. Если это так, если мы не можем удержаться на объекте значит тонус маловат. При избыточном тонусе надо садиться на более мягкое сидение, одеваться теплее, смотреть чуть ниже, свет приглушить, садиться там, где мало отвлечений, в небольшой комнате, кушать плотнее. При недостаточном тонусе надо уменьшить рацион, прохладнее одеваться, сидение жестче, в более тугую одежду, смотреть чуть выше. Асаны на прогибы – повышают тонус, а сгибание понижают.
4) Возникает мысль: созерцаю я или нет? Это то или не то? Нужно терпеть эти сомнения.
5) И тогда сомнение пропало, то вы находитесь в режиме созерцания. С 1 по 4 этапы проходила поэтапная работа, которая называется прятьяхара, за эти этапы начинающий йог ее освоил. Когда пратьяхара выполнена, то начинается созерцание, то есть дхьяна (первый уровень дхьяны).
Дальнейшие уровни дхьяны доступны только через прохождение первого уровня.В мышлении йоговских школ популярно представление материала в виде пятерок.
Когда человек долго находился в первом уровне созерцания, сам собой проявится второй уровень. Сначала на короткое время и потом исчезнет, потом на более длительный уровень. Нет отдельно темы и отдельно разработки темы нет, они слились.
То есть выпадает первый фактор, остается четыре. На третьем уровне выпадает два фактора, остается три: нет необходимости показывать объект, все ясно сразу (например, Моцарт услышал свое произведение сразу всё). Вся суть объекта присвоена сознанию, сильнее выпирает радость, удовольствие.
На 4-м уровне начинает выцветать радость, остается только удовольствие (физические). Ощутимо уряжается пульс, дыхательные движения. Его из состояния глубокого созерцания надо выводить.