Ещё немного от Петра
Истина, выраженная истинно, сама о себе позаботится наилучшим образом.Прямо афоризм получился. :)
***
В: - Помнишь, ты рассказывал как-то про "сдачу" Учителю?
П: - Ценность нахождения в коллективах, где кто-то обладал хоть каким-то Знанием или ценность человека, который мог хоть чему-то тебя научить, была очень высокой и считалось очень большой удачей встретить такой коллектив и такого человека. И если внутри отзывалось нечто на возможность совместной работы, то вопрос о том, стоит ли сопротивляться, выпендриваться, - просто не вставал, у меня, по крайней мере, потому что всякие внутренние блокировки, которые могли помешать учебе, смывались волной необходимости, причем смывались очень эффективно. Стоило только представить, что я расстанусь с этим человеком, то есть потеряю источник информации, как все становилось на свои места. Выбирать не надо было. Хотя иногда были такие "промежуточные" наставники, которые выглядели очень двусмысленно. Например, один из них, сажая меня в крутейшие экспериментальные аскезы, тряс огромным животом и уплетал за обе щеки на моих глазах, хотя не отрицал для себя необходимости того же самого (аскезы). То есть он не говорил, что ведет такой образ жизни, потому что уже завершил свой Путь и ему можно все, - нет, просто ему еще немного нужно поготовиться, а заодно посмотреть, что со мной будет происходить. А для меня интуитивно было убедительно то, что он предлагал и я не вдавался в анализ - хороший наставник или плохой. Информация есть? - есть; дают ее? - дают; требуют за это послушания? - согласен!
***
Игорь Калинаускас В: - Каковы механизмы превращения Традиции в секту и как Вы этого избежали?
И.Н.: - Ну вот, например, привычка к выносу на лидера, делание из него памятника, статуи, первого секретаря партии и тому подобное. Это же психологический механизм и поэтому для любого серьезного лидера одна из главных задач была в том, чтобы дискредитировать себя постоянно в глазах так называемых последователей. Это то, что предохраняет, как прививки.
Вообще советская жизнь была интересна тем, что мы во все эти тексты (самиздат) вчитывались, потому что они же передавались тайно (делает очень артистическое ударение с заговорщическим видом), по ночам. Когда мы решались на какое-то открытое действие - это всегда был риск, - люди теряли работу, теряли какой-то социальный статус - становились изгоями. Я не имею в виду тех, кто сами шли в изгои: духовность кочегаров - это отдельная тема целого романа, типа: - "Учителя - дворники и кочегары". Они как бы добровольно выходили из социума. Я имею в виду тех людей, кто действительно в социальном плане пострадал. Но это дало им возможность (тем, кто осознавал) приобщиться к суфийским понятиям, типа: - "сегодня ты профессор - завтра деревенский дурачок". Появлялась, таким образом, какая-то свобода по отношению к социальному статусу: богат ты или беден, бяка ты или цаца.
Естественно, из сегодняшнего дня все это вспоминается как милое романтическое время, когда любую информацию можно было добыть, только доехав до места, больше ничего не надо было. Билеты тогда были дешевые; если ты что-то хотел узнать, ты садился в поезд, приезжал и получал все бесплатно. С другой стороны, это время породило секты, всяких там кашпировских... В общем - это было веселое время.
Я помню, как я получал входное посвящение в Аджаяну у человека, который в свою очередь получил посвящение у самого Далай-ламы. Это была жуткая пьянка. Человек, который меня туда привел, - вырубился, а меня раз шесть гоняли в магазин за водкой - проверяли, как я насчет гордыни. Потом уже все вырубились, и остался только я и этот человек, к которому меня привели. Тогда он вручил мне все эти атрибуты посвящения. Это все было очень чисто. Чисто, искренне.
В: - Вы в своей книге писали про социально-психологические миры. Может, вспомните какие-то конкретные ситуации?
И.Н.: - О, самый замечательный социально-психологический мир, куда я попал, это когда я был с волчьим билетом и меня не брали на работу даже стрелком военизированной охраны, - меня взяли к себе спортсмены. Случилось так, что я познакомился с одним тренером - Володей, он был тогда ведущим тренером Украины по прыжкам в высоту. Они написали за меня поручительство, и я был у них сразу и массажистом и тренером-психологом. Мир большого спорта - самый, наверное, простой из всех социально психологических миров, с которыми я имел дело. Правил там очень мало и очень ясные все. Там было интересно решить задачу - как жить в этом мире и, в то же время, не сливаться с ним.
Я работал со сборной СССР по легкой атлетике, особенно с прыгунами в высоту. Позвоночники правил практически всем тогдашним чемпионам мира. Вряд ли я бы попал в этот мир по собственному желанию, потому что мир очень простой, но это тоже было нужно - увидеть механизм социально-психологических миров наиболее обнаженным - как вообще он действует. Я думаю, что это во многом нам помогло создать социально-психологический мир Школы, как мы его называем - живой, органичный, разнообразный, со всеми течениями, расколами, борьбой. Мир, который я в этом году слава Богу покинул, ну в смысле - покинул роль Папы этого мира, но я считаю, что очень хорошая, интересная работа получилась.
Я вообще очень благодарен тому времени, потому что оно дало возможность очень разнообразной практики Жизни, дало возможность стать, хоть это и красиво очень звучит, - терпимым, как-то более-менее исполнять завет "Не судите, да не судимы будете". Благодаря этому и удалось создать тот мир, в котором мы, собственно говоря, и жили все эти годы, и это было очень симпатично.
В: - А кроме спортсменов, приходилось вам попадать в какие-то "крайние" миры, ну, например, там бомжей или академиков?
И.Н.: - Ну, допустим, я совершенно неожиданно попал в мир медицинской психологии. Я делал доклад на конференции по поводу своей методики саморегуляции и вдруг меня пригласили, после соответствующей беседы, работать в тогда только созданном клиническом институте радиационной медицины в Киеве. Это было замечательно, я пришел к директору, очень хорошему интересному человеку, профессору, он говорит - "Ну что, будешь у нас заниматься, сделаешь кабинет психологической разгрузки и тому подобное", - приводит меня в отделение функциональной патологии нервной системы, а там на тот момент было всего два врача - ребята из ординатуры. Парень и девушка, которая все время рыдала, потому что пятьдесят два мученика в отделении, все качают права, закатывают истерики, - невротики из ликвидаторов Чернобыльской АЭС. Эти врачи - парень и девушка встречают меня очень радостно, говорят: - "Игорь Николаевич, мы вас так ждали, вот вам кабинет, вот халат, а вот уже вам на сегодня пять больных". Через три дня мне уже нужно было расписываться в историях болезни...
В: - А что все это дало вам?
И.Н.: - Это очень много дало - пребывание в клинике. Общение с профессионалами (потом у нас на отделении появилось много замечательных специалистов) дало понимание, что такое патология, что такое психика в критическом состоянии. Эти знания очень важны и потом мне они неоднократно пригодились, потому что со всеми этими "залетными" - людьми которые баловались на себе разными техниками и проводили с собой всевозможные эксперименты, мне часто приходилось работать и выводить их из всяких "трансов".
В: - А вы проводили с собой какие-нибудь эксперименты?
И.Н.: - Да, конечно. Но я в этом смысле был аккуратен, меня звали "мастером по технике безопасности". Я делал все последовательно и по правилам.
В: - Может быть, вспомните какие-нибудь случаи?
И.Н.: - Ну, самое интересное было тогда, когда я захотел попробовать полное разотождествление. Я подготовил трех ребят своих: каждый из них должен был принять под свое руководство на время эксперимента, - один - мое тело, другой - психоэнергетику, третий - сознание. И это удалось - я разотождествился и они потом рассказывали, как мое тело выполняло мышечные движения, как команды того человека, которому оно было поручено, психоэнергетика и сознание - тоже. Я же пребывал в пустой, как пустота пустоте и темной, как темнота темноте. Это было очень любопытное переживание, но самое смешное оказалось потом, когда все закончилось; они очень удачно меня вывели, встретили, собрали грамотно. Сидим, пьем чай, как вдруг я обнаруживаю у себя в голове каких-то пионэров, - какие-то образы пионеров в красных галстуках. Я говорю: - "Что такое? У меня в голове какие-то пионеры. Откуда?". Тогда Ева спохватилась - "О, - это мои!" - она тогда в школе работала. Потом, например, перенос точки восприятия. Я и сам это делал и других людей потом учил - когда можно посмотреть на себя глазами человека, сидящего напротив, - это очень любопытно, когда видишь сам себя. Вообще разные были практики. Многое мы пробовали, но все это не привлекло надолго мое внимание, потому что сиддхи есть сиддхи, - они приходят и уходят по мере необходимости. Самая большая сложность - так построить свою жизнь, чтобы тебе все это было нужно, а иначе все это - просто баловство.
__________
Сиддхи - в данном случае - экстраординарные способности.
Калинаускас сильно заинтересовал, стала копаться по сети. Нашла книги, видео-лекции.
Очень занимательно его слушать. Однако лекцию о женской природе лучше будет разместить в соответствующем
топике.