Израиль - о чём это вааще?

  • 421
    10 фев. 2020
    wizard
    Elena Vasta сказал(а):
    день вечером,  Почему????
      Хмм, я же много раз писал, что еврейские сутки начинаются на заходе солнца, с 3ей звезды на небе :)
    "Был вечер и было утро, день первый/второй/третий/четвёртый/пятый/шестой" - с этого и вывели, что сутки начинаются с вечера.

    ПОЧЕМУ так принято - не знаю :) Меня там не было, когда решали/писали :))).

  • 422
    10 фев. 2020
    wizard

    Что вы тут пропустили пока меня не было

    За то время, что я сюда не заходил было не мало интересного
    1) выборы, на которых никто не пришёл к консензусу. То есть, набралось ровно 50/50.
    * блок "правых", точнее - "Биби и компания": центристы Ликуд с Нетанияу + религиозные, которые за еврейский мир/образ жизни, ничего не меняем, ортодоксы у власти, арабов продолжаем не особо любить, но продолжаем им помогать, Иерусалим - наша столица и так далее

    * блок левых, точнее - "только не Биби": центристы БелоГолубыеГенералы + коммунисты + антирелигиозные, которые за разделение государства от религии, убрать ортодоксов с правительства, любовь с арабами, отдаём им ещё земель, Иерусалим тоже частично им.

    При таком наборе красоты, получаем НОВЫЕ, ТРЕТЬИ перевыборы 3го марта :))
    На иврите говорят - "пам шлишит - глида".
    (третий раз - мороженка, намёк на то, что в одном фильме у чела падала мороженка 3 раза)
    И сейчас, если не получится нормального результата (а всё к тому идёт, бо народ не поменяли, козыри все истрачены, всех достало), придётся изменить систему и скорее всего президент тупо кого-либо назначит. 

    2) Наама Иссахар: дело 25и летней израильтянки, у которой в рюкзаке нашли 9.5 грамм гашиша.
    Причём нет ни видео задержания, ни видео распаковки рюкзака, да и материалы дела + приговор (7.5 лет) изобиловал массой странностей, которые, возможно ОК для россиян, но не для международных адвокатов. Также, условия задержания и отсидки были гм, плохими. Может они и ОК для СНГ, но не для Израиля. Также, ей не давали литературу на иврите, включая молитвенник, даже словари и самоучители русского, не позволяли ей получать кашерную еду (договорились даже с местными евр общиной).
    Так как РФ стала за неё выкручивать Израилю руки, и влепила ей срок, и при этом иностранцы с реальной контрабанддой отпкскались за смехотворные суммы, в Израиле посчитали, что она ЗАЛОЖНИЦА.

    А ЗАЛОЖНИКОВ ПРИНЯТО ОСВОБОЖДАТЬ (почти) ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, бо человеческая жизнь священна!

    Короче, длинная история,
    В результате Нааму помиловал Путин и она вернулась в Израиль.
    Израиль же существенно ускорил передачу Александровского Подворья в Иерусалиме в руки РПЦ.
    Наама вернулась в Израиль. Всё ещё ходит как зомби и всего шугается (прошло 2 недели).

    3. Холокостовский Саммит, на котором президент Израиля /президент у нас ничего особо не решает, кроме офиц речей и помилования заключённых/
    перепутал слова и назвал  ветеранов, ветеринарами :)

    Также, припомнили Польше и Литве, что евреев там во время войны уничтожали сами местные жители, частенько ДО официальных немецких зондер комманд. да и на Украине до сих пор есть памятники и улицы имени палачей.

    Нетанияу нехило прогнулся перед Путиным.
    Маркон нехило прогнулся перед арабами, включая поездку к Абу Мазену /агент КГБ, отучился в высшей школе КГБ, отрицатель Холокоста, президент Палестинской Автономии, наворовал на несколько дворцов/

    4. План Трампа.
    И вот тут я ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ советую посмотреть /послушать, т.к. там только голос/ этот ролик, так как тут описано примерно всё важное
    https://www.youtube.com/watch?v=mK_yiG31udI 
    Палестино-арабы активизировались за последнюю неделю:
    - бомбы на воздушных шарах /полиция получила "Гиперболоид Инженера Гарина" лазер, сбивающий шарики/
    - ракеты /перехвачено 90%, есть пострадавшая девочка - мать бежала в убежище и споткнулась/ 
    - терр атаки наезда машинами /есть несколько пострадавших, вроде всех выпустили с больниц/
    - терр атака: новообращённый мусульманин стрелял в полицейских в старом городе в Иерусалиме. Вроде никто не погиб, есть тяжело раненные. Атакующий застрелен. Тело вернули родственникам, они его чествуют как шахида.
    - терр атака: ножом девушку 17и лет. Погибла.

    (короч, посмотрите видяшку, там ОЧЕНЬ хорошо всё рассказывается О ПРИЧИНАХ этого всего)

    6. ИЗ ПРИКОЛОВ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЛАНА ТРАМПА
    Жители арабских городов и деревень Израиля — на перекрестках под палестинскими флагами — скандируют «Огнем и кровью освободим Палестину!», «Палестина от моря до моря!»,
    утверждая, что таким образом они выражают свое нежелание
    … быть гражданами палестинского государства и стремление остаться гражданами Израиля!!!!
    (я не шучу! было несколько различных многотысячных демонстраций арабов Израиля, но ВСЕ ОНИ, против бытия под флагом Арабской Палестинской Автономии, и ЗА остаться с гражданством  Израиля ... и продолжать его ненавидеть ... и получать от арабских стран денежку на борьбу.
    Вдобавок, у нас демократия, каждый может говорить всё, что угодно, и за это ему особо ничего не будет.
    Даже если ты член Кнессета (типа Думы) и прямо в Кнессете чествуешь террористов, высший суд Справедливости (БАГАЦ) не допустит чтобы тебя убрали.

    ТО ЕСТЬ - ВСЁ КАК ОБЫЧНО - ПОЛНЫЙ СЮР. Это Израиль. :)))

    ВОТ НАВЕРНОЕ И ВСЁ :))
    ...
    ХОЛОДНО У НАС
    Север Израиля - завален СНЕГОМ,
    У меня дома 9градусов сейчас.
    https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5675084,00.html



  • 423
    11 фев. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Какие прогнозы на выборы?

    Отношением государства к гражданину восхищена! Мои респекты Израилю.
    wizard сказал(а):
    ветеранов, ветеринарами :)
     Как к этому отнеслись в стране?
    Надеюсь, что с юмором, и ветераны тоже))
    wizard сказал(а):
    … быть гражданами палестинского государства и стремление остаться гражданами Израиля!!!! (я не шучу! было несколько различных многотысячных демонстраций арабов Израиля, но ВСЕ ОНИ, против бытия под флагом Арабской Палестинской Автономии, и ЗА остаться с гражданством  Израиля ... и продолжать его ненавидеть ... и получать от арабских стран денежку на борьбу.
     О, Восток! Тебя понять невозможно))
  • 424
    11 фев. 2020
    wizard
    Elena Vasta сказал(а):
    Какие прогнозы на выборы?
     уже написано в посте.
    " И сейчас, если не получится нормального результата (а всё к тому идёт, бо народ не поменяли, козыри все истрачены, всех достало), придётся изменить систему и скорее всего президент тупо кого-либо назначит.  "

    В целом, много мелких и вменяемых партий слились с большими и невменяемыми :(
    Мой прогноз, что победит Ликуд, то есть, нынешний статус кво во главе с Биби (Беньямином) Нетанияу.
    Ликуд - это не плохо, но то, что они пойдут с ещё более усилившиесимися религиозными ортодоксами, это паршиво.



    Но вариант противоположный - Бело Голубые в комплекте с анти-религиозными и Sic! арабскими антиизраильскими партиями... это видится как совершеннейший трындец и невменяемость.
    Но СМИ, в основном, на стороне Бело-Голубых... и прекрасно запудривают головы, что еврейские ортодоксы это лютый П (а не ребята, которые всех квреев хотят "в море", и это их официальная доктрина)

    Elena Vasta сказал(а):
    О, Восток! Тебя понять невозможно))
    Ну, арабы, в среднем, анти-израильские и поддержат любую антиеврейскую движуху.... ПОКА в Израиле.
    А вот перемещаться в Палестинскую Автономию, они не хотят, т.к. не идиоты.
    По той же причине нелегалы из Африки, в основном - мусульмане, все яро против Израиля и евреев, но в свои страны обратно они не хотят ни за какие коврижки.
    ... а наш Высший Суд Справедливости их обратно не отправляет т.к. им там могут их же соплеменники устроить "секирбашка" за пособничество Израилю... то есть - имеется угроза жизни. А мы гуманые :)
  • 425
    11 фев. 2020
    _newra (модератор)
    У меня от этих политических штук в голове включается белый шум. Расскажи лучше как жизнь, как работа? 
  • 426
    11 фев. 2020
    wizard
    _newra сказал(а):
    Расскажи лучше как жизнь, как работа?
     Эээ.. это те вопросы, на которые лучше не отвечать пока.
    Скажем так, если до конца марта ничего глобально не поменяется, надо будет куда-то валить.
    Пока что - жду паспорта на детей + жду, пока на Сашку МВД сделает разрешение на въезд.

    Сашка в Крыму, уже 4й месяц. Со старшими детьми.
    Ей/им там очень хорошо, но денежку она почти не зарабатывает, тратя заработанное (в т.ч мной) на всякое обучение и лечение.
     

     
  • 427
    11 фев. 2020
    _newra (модератор)
    wizard сказал(а):
     Эээ.. это те вопросы, на которые лучше не отвечать пока.
     ох, желаю чтоб все благополучно разрешилось
  • 428
    11 фев. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Ну а у Сашки получается в Крыму с доками?
  • 429
    11 фев. 2020
    wizard
    Elena Vasta сказал(а):
    Ну а у Сашки получается в Крыму с доками?
     А основном да, но есть нюансы.
    Я всё, что она прислала подал в МВД, сидим, ждём их реакции. Должны ответить в течение недели.
  • 430
    16 фев. 2020
    wizard

    О дискурсе

    На олимпе изучения начала/становления христианства есть такой человек, профессор Михаэль Туваль.
    Он невероятно крут. Т.е. он один из 3-6 человек, который реально знает, что говорит по этой теме. А также, по многим другим.
    Он водит экскурсии .. просто из любви к искусству.
    Так что если захотите в Израиль на ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ экскурсии, которые, возможно, полностью поменяют ваше понимание реальности, вам к нему :)
    ......
    Ну а тут - его старый пост.  Я этот пост, кажется, уже постил, как минимум 4 года назад, ещё из Индии.
    И это я стал понимать, поработав с арабами, поговорив с мусульманами в разных странах.

    Европейская, то бишь христианская, традиция исключает "других", единственные другие долго были лишь евреи. Поэтому Европа и сейчас пытается сказать - все одинаковые, все люди, то есть, как мы, продвинутые европейцы (евреи же тоже в конце согласились во многом, о чем ниже). Но нет же сука, есть на земле другие культуры, и они не хотят и не собираются строиться. Одна из наиболее важных из этих культур - арабский ислам, грубо говоря.

    Сегодня я купил еще шесть ивритских книг, и хотел написать о том, насколько огромно количество исследований, публикуемых на иврите (не говоря о том, что зайдя заодно в одно израильское археологическое издательство обнаружил, что за год, что не был у них, они опубликовали еще порядка двадцати научных томов на английском). Это, конечно, болезнь, но редко проходит неделя, чтобы я не купил книгу, и это принимая во внимание, что я покупаю практически исключительно научную литературу и полунаучные путеводители. Темп публикации только в областях, которыми интересуюсь я, в малюсеньком Израиле где на иврите постоянно читает чуть больше половины еврейского населения, такой. Но пост немного о другом, хотя, разумеется, начал я так неспроста.

    Все предельно просто. Мы принадлежим к определенной (комплексной) традиции, и дальше продолжаем развиваться исходя оттуда. Страстно любим мы Европу или нет - мы в любом случае уходим корнями в европейский гуманизм, с его лексиконом и набором образов, парадигм, и динамик дальнейшего развития. Гуманизм этот является косвенным наследником эллинистического иудаизма (коим весь иудаизм был в греко-римскую эпоху), в-основном - но не исключительно - через посредничество христианства. То, что у шибко умных из нас, при этом, есть свой дискурс, отличный от "основного" - будь он параллелен или еще как, тут лучше скажет Uri Gershovich, так или иначе, ситуации не меняет. Мы вполне дома, и никому не мешаем, кроме как тем, что мы "все время чем-то недовольны" (с).

    Теперь к основной теме. Сегодня Ian Rybak поднял проблему промывания мозгов в палестинском обществе и ее последствий для нас, израильтян. Попытаюсь описать ситуацию в двух словах, как человек, два с лишним занимавшийся семантической революцией в греческом языке, происшедшей из-за перевода Танаха на греческий. Тогда заняло лет четыреста пока кто-либо обратил внимание.

    НАС ВСЕХ НАЁБЫВАЮТ. Наебывают, потому что никогда реально не освещают то, что происходит в палестинских СМИ. Расскажу старую историю. В 1995 г. я начал учиться в Бар-Иланском университете по специальности "История Ближнего Востока", и через несколько месяцев усиленных занятий стал читать арабскую прессу. Была весна 1996 г., пик мирного процесса. Как человек, приехавший из СССР и выросший в антисоветской среде, я был в ахуе. Я думал, что приехал в свободное общество, и тут уж точно мне рассказывают правду. А правда оказалась иной.

    Арабский - один из богатейших в плане словарного запаса и синтаксических возможностей язык. В нем существует бесконечное количество возможностей описать "реальность" как ее видит автор. Для НАС там есть целый пласт лексики и фразеологии, которая всасывается с молоком матери. Я не о содержании, как мы все его понимаем, а о "подтексте". Просто читая статью важного общественного деятеля из Умм эль-Фахм, понятно, что мы построили свои колонии на кладбищах их отцов, превратили их мадрасы в дома пьянства и распутства, страстно срем в их мечетях и курим гашиш из черепов их предков - но это все поверхностная риторика. Такое можно легко запретить.

    Вот тут мы поднимаемся до уровня фразеологии, и открываем, что мы в их мировосприятии - исчадия ада, существа совершенно иной категории, нежели они. Наши города и поселки называются другими словами, нежели населенные пункты других людей (империалистические колонии), наша страна - не страна, а "образование" (типа, опухоли), и сами мы все - "оккупанты"/"нацисты"/"сионисты". Причем, обратите внимание, много кто говорит о "подстрекательстве", но обычно имеют в виду материалы типа фильма, выставленного Ian Rybak или то, что я описал чуть выше (Раид Салех из Умм эль-Фахм).

    Там восхваляют насилие открыто, но я о другом. Я о вокабуляре и семантике. Представьте себе, и многим столкнувшимся с бытовым и другим антисемитизмом будет несложно, что с момента, как они начинают понимать речь, как они начинают обучаться своему родному языку, и начинает формироваться их сознание, они и мы - не просто разные, мы вообще то ли мутанты то ли черти. Они - нормальные люди, разумеется. Они - местные, родные, а мы - пассажиры, туристы охуевшие, забывшие кто их на чай пригласил. Мы совсем другие, нас называют в языке по другому, мы живем в совсем других населенных пунктах, мы загадочно-демонически могущественны, но глупы (потому что не понимаем их), и скоро всем нам будет пиздец, еще чуть-чуть. И так они живут, и так думают, и так воспитывают детей.

    Но это не только современная пресса и учебники такие. Для исламских завоеваний используется испокон веков одно слово, а для всех других - другие. Арабские/исламские завоевания - "футух" (мн. от "фатх"), т. е., "открывания" (как ивр. "патах"), открытие новых земель для того, чтобы они могли познать истины ислама. Отсюда палестинцы подогнали название ООП - "Фатах", хотя должно было быть "Хатаф", Харакат тахрир Филастин. На арабском, как и на иврите, корень "хатаф" означает "похитить". Западло, это на самом деле все понимают. Так из Хатаф появляется Фатах. Вот вам и суть дискурса, стоя на одной ноге.

    Я давно не читал их газет, я рассказываю про 1996-9, когда я начинал утро с чтения этой хуйни - причем, почти неважно, читаешь ли ты "официальную" палестинскую газету, или арабо-израильскую, египетскую, сирийскую, иорданскую, и хамасовскую прессу. Они различались в тоне и акцентах (сирийцы каждую передовицу открывали новостями об "оккупированных Голанах", иорданцы были наиболее сдержаны и не наезжали на Израиль в открытую, Хамас открыто воспевал смертников) - но изначальная терминология была (и есть!) та же самая. Поймите сами - им не обязательно говорить детям: "Сдохнем все за Палестину от Реки и до Моря!" Это они говорят, чтобы все другие услышали, типа мы вас на хую вертели, слышьте, суки! Им достаточно сказать: "Палестина", потому что в сознании каждого мусульманина, она от Реки и до Моря.

    Что необходимо для того, чтобы в корне изменить ситуацию? В контексте написанного выше, я полагаю, что необходим некий аналог денацификации. Тут я, разумеется, открываю дырку в аду, но для денацификации необходимо всеобщее осуждение идеологической системы и победа над теми, кто шел в бой под ее знаменами.

    Дисклеймер: пост не для спора о моей позиции. Если есть желание оспорить тему фразеологии, продвинутое знание арабского и знакомство с ближневосточной прессой (т. е., ивритской также), является необходимым условием.

    (с)  Michael Tuval
  • 431
    14 апр. 2020
    wizard

    Давно не брал я в руки шашек

    По разным причинам я почти 2 месяца сюда не заходил :)
    За это время многое, казавшееся важным - ушло на карантин. :)
    - произошли очередные выборы, третьи за год... и если не случится Правительство Нац Единства до конца апреля, то будут 4е выборы
    - у нас всех "заперли" на карантин, точнее - самоизоляцию. Так как на карантин запирают реально больных, а у нас - на радиус 100м от дома, но с возможностью сходить в магазин.... одному. А полиция штрафует нещадно.
     А у меня дети, которые сидят дома почти 2 месяца. Сначала - по болезни своей, потом - моей, а потом и из-за карантина.

    Я сначала хотел рассказать массу мне интересного про наших ортодоксов, но подумал, что это вызывает, скорее, негативно-антисемитские настроения, чем заинтересованность. Так что покамест - только вот такое:

    А дедушка - рав Яаков Лицман, хоть и тот ещё "мракобес", умнейший дядька. И здоровья ему и его жене.
    ---
    Сегодня последний день Песаха, то есть - время Тайной Вечери,
    Кое кто из раввинов считает, что вотпрямсча /реально, до завтьра вечером/ должен прийти Машиах, он же Мессия, он же Антихрист :)
    Евреи молятся за его приход, а христиане - наоборот :).
    Так что если придёт - я вас предупредил :)

    Всем приветы, счастья :)
  • 432
    14 апр. 2020
    IrinaVolga (модератор)
    wizard сказал(а):
    рассказать массу мне интересного про наших ортодоксов, но подумал, что это вызывает, скорее, негативно-антисемитские настроения, чем заинтересованность.
     Вообще не прав ((( очень даже заинтересованность. Где ты какие-то  там настроения увидел (((
  • 433
    14 апр. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    wizard сказал(а):
    Я сначала хотел рассказать массу мне интересного про наших ортодоксов, но подумал, что это вызывает, скорее, негативно-антисемитские настроения, чем заинтересованность
     Ты не прав!
    И: я рада тетя видеть)

    У нас тоже изоляция, но пешком ходить можно. Такие ходоки,  как Нюра, могут ходить через всю Москву))
  • 434
    15 апр. 2020
    wizard
    Elena Vasta сказал(а):
    У нас тоже изоляция, но пешком ходить можно
     За 2 мес мышцы на детских ногах почтии атрофировались :(
    Метров 200-300 и вой: "на ручки, я устала" и "давай посидим".... ааааа

    На тему ортодоксов - я тут накопал одну девушку, пишущую об ортодоксах с позиции светского человека.
    https://www.facebook.com/libby.eyar

    Возможно, буду репощивать её посты со своими комментариями.
    Но времени у меня маловато... точнее - его совсем нет :)
  • 435
    15 апр. 2020
    wizard

    1. «Досы», кто вы? #1

    1.1 Откуда пошло понятие «Дос»

    В семитских/средиземноморских языках есть буква, которая получается если высунуть язык меж зубами и сказать С... или Т.
    В греческом - это Θ - тета, в церковнославянском Ѳ‎ - фита, написание которой как раз описывает процесс "язык меж губ/зубов" :)
    В иврите это буква ת - тав/сав/тойв/сойв
    Произношение этой буквы не однородно в разных диалектах, и к примеру,
    древнегреческое слово θέατρο произносится от тиатрон до сеатрон

    В современном иврите буква ТАВ произносится как "язык междузубов Т" и посему
    - "шабат" (ну, шабат это не совсем суббота, бо с пятницы :)),
    -  "театрон"(театр),
    - "дат" (религия)
    - ...
    А в идише, который получился как "суржик"/"трасянка" иврита и местных языков (в основном, старонемецкого), правила произношения букв иврита претерпели "некоторые" изменения под влиянием южно-средне европейских языков и католической традиции чтения религиозных текстов.

    Посему
    - не шабат а шабэйс
    - не театрон а сейотройн... но это непотребное гойское слово мы вообще произносить не будем /и да, не употребляют!/
    - не "дат" а "дойс"

    ТО ЕСТЬ  «дос» - это соблюдающий традиции/заповеди еврей, говорящий на идише и ТОЛЬКО на идише. Так как "иврит -- святой язык, кощунственно на нём даже думать светское"... вот и не знает иврита процентов 8-12% еврейского населения Израиля :)))))))
    Ну, они знают его конечно, только ради изучения религиозных текстов. Так как эти тексты написаны на иврите или арамейском

    А на идише и только на идише в Израиле говорят только Исключительно Упёрто Ортодоксально Верующие евреи.
    Да, с возрастом они, если выходят за пределы своих "гетто", начинают и на иврите говорить... но говорят они далеко не всегда понятно, т.к. изъясняются строками из священных писаний гораздо чаще, чем стоило бы в повседневной речи.
    Ну, не по церковнославянски, так как современный иврит, в принципе, не очень отличается от языка 3500 летней давности, но грамматика современного иврита сильно упрощена.
    ===
    Почему современный иврит мало отличается от древнего иврита и так быстро (менее чем за 1 поколение!) был восстановлен на 100% и стал гос языком ... есть одна очень шизотерческая байка, т.е. рассказывать обычным людям совсем не стоит... бо начнётся buttheart. :)
    Скажем так, мнение о том, что иврит "святой язык" - достаточно близко к реальному положению вещей.
    ===
    заключение: то есть досы (на иврите "досим", "им" - окончание множ числа муж рода) - это ультра религиозные евреи, обычно выглядящие вот именно так. как показывают на фотках :)))): чёрный лапсердак, чёрная шляпа, белая рубашка
     

     (фотка из статьи  " Haredim (Charedim), or Ultra-Orthodox Jews"  https://www.myjewishlearning.com/article/haredim-charedim/  )

    1.2 Основная проблема с «досами» в Израиле

    Этот вопрос всколыхнул израильское общество ещё несколько лет назад так как технически, большинство израильтян "не досов" ОЧЕНЬ возмущаются
    - с какого Х НЕ досы (в т.ч. я) должны
    * кормить из своего кармана (прогрессивный налог до 50%) до 15% работоспособного населения Израиля 
    * защищать ценой своей жизни/жизнями своих детей 
    * жить по достаточно мракобесным правилам "досов" /чего стоит отсутствие транспорта по субботам, даже там, где вообще нет религиозных; браки/разводы ; похороны и куча других совсем не мелочей "захвачены" именно ортодоксами/

    И ПРИ ЭТОМ, большинство ортодоксов считает ВСЕХ, кто не такой, как они (в т.ч. евреев), гоями, отщепенцами и "3м сортом".
    То есть, суммируя:
    как вы будете относиться к человеку, который УВЕРЕН на 100%, что вы, его собеседник, обязаны его кормить, умирать за него, жить по его правилам, а он вас будет считать за пустое место, по уровню чуть выше собаки, но не на много.

    Вот и получилось: у нас сейчас могут быть 4е перевыборы ТОЛЬКО потому, что
    * примерно 50% Израиля считает, что "досов, семейственность и коррупцию надо убрать", ради этого пойдём на смену строя на умеренно социалистический, возлюбим арабов и отдадим им ещё земель и денег

    * и вторая половина считает "традиционные ценности очень важны, благодаря им мы выжили все эти века, ничего менять не будем".
    То есть, "досов", которых процентов 8-15 поддерживает ещё 35% не особо упёрто верующих ... и тех, кто считает, что союз с арабами и коммунистами - не самая мудрая идея.

    ВОТ ПОСЕМУ, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ ОРТОДОКСАЛЬНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО "ИЗНУТРИ"
    ===
    далее я буду репостить посты Libby Eyar со своими комментами

    1.3 Откуда деньги у «досов»

    Эта часть обещает быть самой сложной и спорной. Ещё раз попрошу всех комментаторов высказываться корректно - мнения могут быть диаметрально противоположными, но у нас здесь, слава Богу, не СМИ, мы стараемся друг друга если не принять, то хотя бы понять. Договорились?

    Итак, животрепещущий вопрос - на что все эти люди живут?
    Т.к. я вижу среди своих френдов множество неизраильтян, сразу скажу - в иудаизме множество течений, речь пойдёт именно об ультра-ортодоксах: не о верующих сионистах из поселений, не о хабадниках, не о Вязаных кипах - именно о тех, кого у нас называют дос-дос.

    Из моих наблюдений и вопросов (выясняла до границ хорошего тона, стараясь их не переходить): обычно мать семейства работает, отец учится. Да, всю жизнь - святых книг, как и степени глубины их познания, хватает.
    Молодые матери с маленькими детьми обычно работают неполную ставку, получая с детьми немало помощи от родственниц, подруг и соседок (напоминаю, что оплачиваемый декрет в Израиле 14 недель), матери взрослых детей работают больше, а забота о младших ложится на старших (зачастую этим старшим чуть больше десяти лет).
    Работающих отцов семейств очень мало, и статус их ниже - считается, что такой еврей променял духовный мир на материальные блага. Работающие ортодоксы заняты в самых разных областях и обычно здорово преуспевают - раз уж человек решил пойти наперекор устоям и общественному осуждению, ему обычно есть, что сказать миру. При этом они остаются глубоко верующими и соблюдающими людьми.
    Неработающие ортодоксы львиную долю дня проводят в ешиве, а потом в койлеле - разница между двумя этими институтами от меня ускользает, кроме того, что в первом учатся юноши до свадьбы, а во втором - после. За эту учёбу они получают пособие в размере около двух с половиной тысяч шекелей из которых 700-800 шекелей за счёт государства, остальное - за счёт помощи галутных общин, каких-то фондов и прочего, и это - крайне больной вопрос для светского населения, которое предпочло бы видеть иное применение своим налогам. На входе и выходе из койлеля (за ешивы не скажу - не знаю) стоит приборчик, считывающий отпечатки пальцев, как на одной из моих работ - при входе и выходе нужно "пробивать палец", чтобы иметь право на это пособие, иначе, как в том анекдоте, "непрокоцанный тикет за отмазку не канат". Неуспевание по учёбе тоже может оставить нерадивого ученика без куска хлеба, а выдающиеся успехи, наоборот, могут принести повышенную стипендию - на этот раз не из кармана налогоплательщиков, а из пожертвований иностранных общин.
    Здесь, пожалуй, стоит поподробнее: испокон века на Святой земле жили евреи - обычно это были истово верующие либо повсем пожилые люди, которые стекались сюда со всех концов земного шара и разбросанных по нему еврейских общин. Старики мечтали умереть на Святой земле, вдохновенные юноши и великие каббалисты не видели себя нигде, кроме как в святых городах вроде Иерусалима и Цфата. Этих подвижников содержали их оставленные в галуте (диаспоре) общины, почитая это за честь -мол, праведник на Святой земле за нас станет молиться, а телефончик там, как известно, местный. Разумеется, все эти люди не работали, а только учили святые книги: их было относительно немного, и они претерпевали здесь всяческие лишения, от малярийных комаров и до шашек сарацинов и мечей крестоносцев.
    В наше время всё изменилось, кроме, пожалуй, огромных пожертвований иностранных еврейских общин - бельзкие, сатмарские, гурские евреи из Америки, те же литваки и ещё пару дюжин различных течений поддерживают материально неработающих и живущих в Израиле членов своей общины. Помимо стипендий выдающимся знатокам святых книг, они нередко владеют недвижимостью, отдавая её в аренду бесплатно или за символическую плату своим же, содержат разные учебные заведения для детей, различные программы и организации. Отсюда и распродажи хороших вещей за смешные деньги - от одежды и домашней утвари до электротоваров и школьных принадлежностей, и бесплатное прекрасное питание в учебных заведениях для детей и взрослых, и всяческие фонды помощи кому угодно.
    Да, забыла упомянуть: неработающие отцы нередко подрабатывают, как все студенты - ведут какие-то частные уроки, кружки по изучению чего-то-там для мальчиков, сторожат, грузят, режут салатики в кошерных кейтерингах, отпаривают бельё в кошерных прачечных и т.д., и т.п. Обычно эти подработки не превышают тех же двух - двух с небольшим тысяч, а часто и того меньше.
    Итак, что мы имеем в итоге - работающая мать, зачастую на неквалифицированной работе, получающий пособие отец с небольшой подработкой и (для особенно умных учеников) стипендией - и куча детей. На что они живут? Во-первых, они живут более чем скромно. Девочки, с которыми у меня были более близкие отношения, всегда спрашивали:"Боже мой, куда же вы с мужем деваете столько лишних денег?!" Нет отпусков заграницей, нет кружков для детей, еда скромная и недорогая, одежда дешёвая, нередко шьётся или берётся в гмахах, часто меняются одеждой. Во-вторых, питание для мужа и детей только вечером и по шаббатам/праздникам, в остальное время их прекрасно кормят в учебных заведениях, а мать что-то как-то перехватывает. В-третьих, никаких дорогущих летних лагерей (кайтанот), этого бича светского населения: каникулы у мальчиков буквально две недели, у девочек - чуть больше, но лагеря практически бесплатные ("Триста шекелей я заплатила за четырёх девочек на три недели, ты представляешь? Чем я их кормить буду потом?!" - сетовала мне одна сотрудница. Я только вздыхала - я заплатила девятьсот за одного мальчика в своём светском лагере). Квартира, как в СССР, нередко выделяется фондом - и имеет все те недостатки, что и в СССР: что и где дали, там и спасибо, зато бесплатно. К слову: взбунтовался - потерял не только социальные связи, но и остался на улице.
    Если вспомню ещё нюансы, напишу позже.


    О телефонах - ортодоксы пользуются "кошерными" кнопочными мобилками, где нет интернета и его соблазнов. В редких случаях рав может разрешить пользоваться смартфоном, но сильно не каждый рав. Компьютеров нет - иногда есть у работающей матери именно для работы, но в этих случаях они пользуются "кошерным" интернетом - строго ограниченным количеством сайтов, где нет непотребств вроде всплывающей рекламы с девицами и прочего. При попытке выйти на неоговоренный сайт сеть тебя блокирует. Помню, как я искренне возмутилась - хочу показать родителям инвалидные коляски, которые могут подойти их ребёнку, а местная сеть пишет "нескромный адрес" и меня не пускает! Нескромного там была исключительно цена этих колясок. Отдать начальству должное: все, указанные мной сайты, они мне разблокировали моментально. Некоторые из религиозных девушек имели "нескромные" телефоны и даже пользовались и-мейлами и статусами в вотсаппе, но мой вопрос:"А рав разрешил?" мне дали такой ответ - нет, но раз я рава не спрашивала, то это ничего. вот если бы спросила и он запретил, тогда да - нечего делать, телефон нельзя. Но если не спросила, то вроде как и нет ничего.

    О скромной одежде и понятии "скромность" будет позже, а сейчас буквально пару слов о вождении. 

    Вождение машины - несложно догадаться, что работающая мать огромного семейства просто обязана уметь это делать. Машины есть далеко не у всех, и даже не у каждого третьего, по моему впечатлению. Есть такое явление, как машина вскладчину - три-четыре семьи покупают и содержат одну машну сообща, договариваясь, кому когда она нужнее. В ультра-религиозном мире есть понятие "доля в машине". Кроме того, за небольшую плату иногда машину дают напрокат - я слышала о ста шекелях в день, не включая бензин. Но тут у нас новый тренд - возможно, только в престранном городке Офаким, где я работаю сейча: местный рав заявил, что водить машину женщине - неслыханное распутство. Аргументация - 1) мало ли куда она может поехать, 2) женщина за рулём может сигналить и привлекать внимание мужчины, 3) При выходе из машины непотребно видно ноги. Да, фейспалм, но многие женщины радостно вздохнули и переложили развозку детей и покупки на мужей. Бурно восхищаются тем, что я не вожу совсем:"Это тебе Господь оказал милость, что у тебя не получается, оградил от соблазнов". На моё замечание о том, что, в принципе, в непотребные места можно и на общественном транспорте добраться, было бы желание, мне снисходительно объяснили, что я балда - в автобусе меня заметят, пойдут слухи, а на машине кто меня увидит? Ни в Бней-Браке, ни в Нетивоте, о котором я расскажу позже, я таких интересных рассуждений не слышала.

    АПД: ловите апдейт о финансах от френдессы, которая явно знает больше меня:
    Либби, пособие в колеле составляет от 900 до 1100 шек в месяц. Остальное - из пожертвований и не гарантировано.
    Это я знаю доподлинно, так как работала в минобре и занималась ежедневно финансовой документацией. Семьи мне предоставляли свои доходы- расходы, а я просчитывали, насколько государство может поучавствовать в оплате за ребенка в ешиве/ульпане. Это кстати, очень дорого. Ежедневно я задавала себе вопрос, за что же они живут, госсссподи.
    Ну и минусы у всех были умопомрачительные ( - 25 тыс например, это абсолютное большинство).
    Я вообще видела общее глубинное финансовое отчаяние, особенно у женщин. То есть по поверхности они были позитивны, и живут как нужно, как правильно, скромно, без жалоб. Вообще все время красной нитью прошито " мы улыбаемся, мы не жалуемся". НО, когда мы вместе считали расходы- доходы, там часто выглядывало из глубины глухое отчаяние, потому что НЕ ХВАТАЕТ хронически и образуется долговая яма, о которой даже говорить страшно и стыдно. А экономить больше не на чем

    АПД:
    Вот вам ещё апдейт с реальными цифрами. Так что с двумя с половиной штуками я сильно погорячилась.
    Сейчас пособие от мисрад а датот 700 или 800 шекелей. Раньше было 1100, но уменьшили лет 5 назад. Остальное - частные пожертвования.
    Начиная с возраста 25-35 мужики обычно работают (часто - преподаватель чего нить или мелкий бизнес купи- продай или почини).
    Среди хасидов принято учиться два три года после свадьбы, а потом начинать работать (тут уж кто во что горазд). Среди литовских кто как, но в принципе немало настроенных учиться весь день.
    Поэтому сейчас "в цене" стали девушки програмистки )) реально продолжит ли человек учиться , от многого зависит.

    ======
    коммент от wizard'a:
    - у меня в группе как то работала девушка 21 года с годовалым ребёнком, "кашерный интернет", т.е. 60% сайтов, которые я её просил просмотреть по работе, ей не разрешил рав (раввин) так как там, о ужас, встречались ТЕХНИЧЕСКИЕ термины, которые можно было понять превратно (например коннектор типа мама/папа, жёсткий диск master и slave) или примеры с фотографиями, на которых были изображены ЛЮДИ!

    Кашерные телефоны - тоже та ещё прелесть :))
  • 436
    15 апр. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    wizard сказал(а):
    Но времени у меня маловато... точнее - его совсем нет :)
     На работу вышел?
  • 437
    15 апр. 2020
    wizard
    Elena Vasta сказал(а):
    На работу вышел?
    Не особо.
    Чтобы выживать хотя бы с нулём в конце месяца, доход обязан быть примерно $3000 на семью
    - я преподаю программирование раз в неделю 8 часов подряд в Ариэльском Университете. А к 1му дню препства надо готовиться 2-3 дня... за зарплату примерно 350$ за 8ч преподавания (точнее, это 6ч + перерывы)
    - в остальные 4-5 дней недели, исключая шабаты и праздники, мне необходимо заработать оставшие $2650 ... что в условиях карантина, мягко говоря, стало сложнее.
  • 438
    15 апр. 2020
    wizard

    2. «Досы», кто вы? #2: Кашрут

    Как известно (а кому неизвестно, то сейчас станет), еврейское питание подчиняется законам кашрута:
    вопреки распространённому мнению это не просто еврейский заговор против свиней, а много что ещё - это и способ убоя скота, и разрешённые виды рыбы и птицы, и разделение мясного и молочного, и ещё стопиццот различных законов и обычаев. В разделении мясного и молочного существует множество вариантов (как обычно - на два еврея приходится три разных мнения)
    - кто-то после сыра 6 часов не ест мясного, а после кофе с молоком только полощет рот,
    - кто-то употребляет молочное через три часа после мясного,
    - кто-то - через три после курочки, но через шесть после говядины,
    - кто-то считает рыбу тоже мясным блюдом, кто-то нет
     и т.п., и т.д.

    Законы кашрута настолько суровы, что заграницей, например, мусульмане прекрасно питаются в кошерных заведениях - кошерное автоматически считается халальным, а вот наоборот - нет, т.к. законы кашрута строже халяля.
    Во избежание нарушения кашрута разделяется также посуда, используемая для мясного и для молочного, поэтому всем, кто работает с ультра-религиозным населением и есть и пьёт на работе, имеет смысл спрашивать окружающих, можно ли взять ту или иную тарелку, вилку или чашку, чтобы ненароком не размешать свой кофе с молоком "мясной" ложечкой. С кофе-то, с точки зрения светского человека, ничего не случится, а вот с точки зрения религиозного ложечка отправится в мусорку. То же самое касается и разогревания принесённого из дома блюда в микроволновке - она может быть "мясной", а у вас там макарошки с сыром.
    Нелишним будет заметить, что именно по причине недостатка кашрута, а не по причине брезгливости и презрения, верующие евреи не станут есть и пить в некошерных местах: не стоит пытаться угостить их принесённой из вашего дома выпечкой, фруктами (да, так свои заморочки) и прочим добром, пусть и с наилучшими намерениями, и даже пресловутый стакан воды они примут из ваших рук только если он будет одноразовым. Всех тонкостей кашрута мало того, что светскому человеку не упомнить при всём желании, так и внутри самих ультра-религиозных не существует полного согласия, особенно между европейскими и восточными евреями - как обычно, восточные гораздо более терпимы.
    В моих нетивотских ясельках еда для малышей готовилась на месте: из кухни вечно доносились умопомрачительные ( в положительном смысле) запахи, что-то аппетитно шкворчало и побулькивало, а после того, как малышей укладывали спать, девочки скидывались принесёнными из дому продуктами и готовили еду для себя - так получалось дешевле и сытнее. Раз в месяц устраивалось настоящее пиршество - начало лунного месяца, рош-ходеш, считается праздником. Готовили девчонки прекрасно - споро, ловко, очень чисто и невероятно, просто потрясающе вкусно, а в силу разного происхождения ещё и аутентично - девочка, чьими предками были поляки и румыны, и девочка, чьи предки вышли из Йемена и Марокко радовали нас каждая на свой лад. Такого роскошного кускуса - аутентичного, на пару, из целого пакета манки и с оливковым маслом - я не ела больше нигде. Свежайшая хрустящая картошечка-фри, какие-то котлетки из ничего, пряные остренькие супчики и ассортимент салатов, которым может позавидовать любой свадебный стол - как вспомню, так слюнки текут. Поражала ловкость, с которой двадцатилетние девочки за очень короткое время готовили целый стол на целую ораву. Что называется, опыт не пропьёшь - помню, как я выразила начальству сомнение, что новенькая 19-летняя нянечка, взятая на место вышедшей в декрет опытной женщины, справится с её сложными подопечными малышами. "Это Шуламит-то? Не переживай, она в семье четвёртая из 16-ти детей, она - справится". За неделю стало ясно, что все малыши вовремя накормлены, умыты, памперсы поменяны, с каждым позанимались, каждого обласкали и обцеловали, Шули от скуки уже заплела косички одной из малышек, понянчила чужого подопечного, который всё не мог угомониться, заготовила учебные пособия, помогла украсить садик к празднику и жаждет ещё какой-нибудь активности.
        
    Последнее,что хотела сказать в связи с кашрутом - т.к. людям свойственно всё усложнять, молочное и мясное хранилось на разных полках в холодильнике и было две разные раковины с разными мочалками для мясной и молочной посуды. Туалет, слава Создателю, был общим.
    ====
    О крайних проявлениях скромности - как-то я по неосторожности похвалила парик одной из девушек в присутствии папы одной из наших малышек. Девушка обычно носила платок, парик был новым и чрезвычайно ей шёл, а на папу я не обратила внимания. Девушка залилась краской и сбежала, и потом озадаченной мне растолковали, что я совершенно бестактно подчеркнула её "женскость" в присутствии чужого мужчины и так нелья. Комплимент был в стиле:" Отличный парик, очень тебе к лицу". В другой раз я поздоровалась на улице по дороге на работу с папой одного нашего малыша, а он от меня рванул, как чёрт от ладана - как мне объяснили: одно дело - в ясельках, а другое - на улице, где все смотрят. Ещё один раз мы с коллегой обсуждали какой-то профессиональный вопрос в довольно узком кордоре, и тут я приметила, как папа одной малышки мается в попытках пройти. Отодвинулась поближе к стене, освобождая проход, но не тут-то было - бедолага завис окончательно. Как выяснилось, пройти между двумя женщинами совершенно невозможно, а кто на такое непотребство идёт, забывает целые параграфы Торы. Попадались мне и очень приятные и незашоренные папы, толковые, бойкие, с отличным чувством юмора, которых было одно удовольствие обучать упражнениям, которые они могут делать с ребёнком сами - надо было только помнить, что не стоит поправлять их руки на ребёнке, а лучше сначала на ребёнке показать, потом его положить и пускай сами пробуют.

    И немного о философии: если вы спросите моего мнения, то природа человеческая остаётся неизменной, какими бы не были убеждения или вера. Например, не раз обсуждаемая в комментариях склонность людей доводить всё до абсурда, а также перекладывать ответственность на чужие плечи, и здесь не вижу принципиальной разницы между теми, кто бегает по каждому чиху советоваться с раввином и теми, кто шерстит Интернет, подружек, бабулек у подъезда и т.п. Каждый выбирает для себя авторитеты, а каждое "своё, личное, независимое мнение" основано на чём-то, и на поверку оказывается не столько независимым, сколько впитанным в столь раннем возрасте социальными нормами, что они попросту не отслеживаются и не поддаются критическому осмыслению. Попросту говоря - многие люди любят, когда за них кто-то решает и принимает на себя ответственность, будь то раввин, батюшка, линия партии или британские учёные. Прекрасно, когда "собственные независимые решения" основаны на мнении компетентных специалистов или умных, знающих, компетентных раввинов. Очень плохо, когда человек ведётся на шарлатанов в любой области.
        
    Но о раббаним и медицине ещё будет, а сейчас ещё немного философии
    - ультра-ортодоксов воспитывают на осознании того, что они "царёвы дети", бней-мелех.
    Появилось ли такое явление как антитеза постоянным унижениям со стороны враждебного окружения за две тысячи лет рассеяния, или это результат каких-то других процессов, я не знаю.
    Но что мы имеем? Мы имеем картину маслом - каждый подразумевает под "вести себя, как сын царя" то, в чём и есть его природа: кто-то ведёт себя с глубочайшим внутренним достоинством, как истинный аристократ духа, не позволяя себе ничего, что могло бы скомпрометировать его высокий статус, кто-то считает, что ему всё позволено, и ведёт себя, как зажравшийся сынок-мажор папаши-олигарха.

  • 439
    15 апр. 2020
    wizard

    3. «Досы», кто вы? #3: как они живут

    Итак, откуда дровишки - я недолго работала в Бней-Браке (лечила деток непосредсвенно в домах у людей), восемь лет в Кирьят-Гате с гурскими хасидами, лет пять или около того - в Нетивоте, в ультра-ортодоксальных ясельках, и сейчас - в Офакиме, в том числе и с ультра-ортодоксами.

    Они ВСЕ РАЗНЫЕ - и эти общины между собой, и люди внутри общин.
    И, нелишним будет упомянуть, что так как я работаю с детьми с особыми потребностями, в том числе и с очень тяжёлыми, то большинство моих знакомых именно из этой области.

    Начнём, пожалуй, c города Бней-Брак      
    Самое сильное и самое первое моё впечатление - мейн Готт, кажется, я попала в Матрицу. Люди ОДИНАКОВЫЕ. Практически неотличимые на мой ненамётанный глаз.
    Ладно мужчины - все в одинаковой одежде, шляпах, при бородах и пейсах, но ведь и женщины!
     Женщины носят практически одинаковые парики (каштановое каре) и одеты в настолько похожей манере и цветовой гамме, что в какой-то момент мне стало реально жутковато.
     Такое чувство, что это бесконечное множество одной и той же женщины в разных её возрастах. Такая однородность объясняется крайне узкими рамками того, что считается принятым носить на каждый день - какие украшения (обычно серьги - гвоздики или крохотные колечки, и маленький кулончик определённой длины), какой длины, цвета и фасона юбки, вплоть до того, какие полосы позволительны на свитерке, а какие уже вопиющее желание выделиться. Даже фасон и цвет сумочек строго регламентированы! 

    Девочки носят низкий хвостик, школьную форму (обычно голубая рубашка мужского фасона и тёмно-синяя юбка до середины голени) и балетки. Взрослые женщины носят те же балетки - открытые пальцы на ногах являются верхом неприличия - и плотные чулки телесного цвета, да, и в +42 нашим чудесным израильским летом тоже. Женщины носят сумочки, девочки - рюкзаки, но только на одном плече - рюкзак на обеих плечах непозволительно выделяет грудь!! Почти все там - ашкеназы (светловолосые и светлоглазые, я там считалась смугляшкой), львиная доля населения носит очки. Пугающая однородность населения поначалу угнетала меня до состояния "заберите-меня-отсюда". Это уже потом я научилась приглядываться и видеть то осветлённую одну прядку в парике, то чулки иного оттенка, то кокетливую оправу очков.
    В домах женщины носят нечто похожее на халатик со змейкой спереди и нечто похожее на закрученное полотенчико на голове. Но чулки носят и дома.

         Что ещё бросается в глаза на улицах - огромная скученность населения, а особенно количество маленьких детей без присмотра.Вернее, под присмотрам друг друга - ведущие в ясельки трёхлетних братьев шестилетние сёстры - норма. Дети 7-8-9 лет - абсолютно в свободном полёте, хотят группками со своими рюкзачками по каким-то своим делам. Дети лет 7-8, ждущие на пешеходном переходе, пока все будут переходить, чтобы не переходить по одному. Но о детях у досов будет позже. 

        Что ещё - количество велосипедов. Велики есть у всех, лет, наверное, с четырёх - от карапузиков и до седобородых старцев. Это вполне себе средство передвижения, практически на всех взрослых великах - спереди и сзади детские креслица с пристёжками: развозить деток по садикам. А, и спереди непременно ящик для покупок. 

    При этом велосипеды только у мужчин - для женщин езда на велосипеде запрещена в силу "а вдруг кто что увидит?!". С пяти лет девочке неприлично ездить на велосипеде - подол задирается. На мой вопрос "а тайтсы надеть - не судьба?" мне никто толком так и не ответил. 

        Мужчины ходят, низко наклонив голову и глядя куда угодно, только не в лицо - иначе ненароком можно соблазнится чужой женщиной - так я думала, но мне объяснили, что не совсем так. Смотреть в лицо женщине - это оскорбительно для женщины (как у нас пялиться в упор на её грудь или попу), поэтому, желая оказать уважение, религиозный мужчина будет смотреть в сторону или куда-то вниз. Заговорить с незнакомым мужчиной для порядочной женщины немыслимо! До такой степени, что мне и в голову не приходило спросить дорогу у мужчины - ибо рванёт прочь, будто за ним гонятся все демоны ада:, не дай Бог ещё инфаркт словит по моей вине. При том, что одета я всегда была, как вменяемо-религиозная поселенка (юбка в пол, длинный рукав и никаких вырезов, но в сандаликах и с непокрытой головой - тогда я была в разводе и могла голову не покрывать). 
    ===
    Если вы хотите почувствовать идышское местечко то за ним надо ехать Мешарим и Мешарим разный он делается на сектора а по еврейский на дворы по этому это этно экскурсия
    а вот как раз Бней Брак считаеться более модерновый, да как ни странно это звучит, для многих "перехать в Бней Брак" это уйти в модерную сторону. И весь Бней Брак тоже делиться на дворы и если знать на пример можно различать мужчин по шляпам и по кипам а женщин по одежде и парикам и если на париках шляпки.
    ====
    коммент от wizard'a
    На удивление, как и во многих случаях, женщины менее конформны, чем мужчины и более склонны как диалогу, так и "напотрепаться".
    Но при этом, очень многие (М и Ж) могут вообще не читать книг, кроме религиозных ибо "а зачем нам читать чужие книги, у нас своих много".
    Ортодокс, обычно исключительно самовлюблён и эгоцентричен.
    Мужчина ортодокс, быстро поняв, что собеседник не сведущ в ивритской религ литературе/правилах, скорее всего, не станет продолжать беседу за рамками исключительно профессионального общения ... т.к. для него такой человек есть "бабуин" .. ну и "не еврей". .. и разговор с ним - не просто потеря времени, а опасен.

  • 440
    15 апр. 2020
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Очень интересно. Сколько открытий!
    И как сложно быть правоверным иудеем. Как это все упомнить? Они заглядывают в шпаргалки?
    wizard сказал(а):
    Туалет, слава Создателю, был общим. ====
     Какая прелесть))