Вселенная - это чье-то тело?
Главную тайну мира несколько тысяч лет назад раскрыл человечеству Гермес Трисмегист, записав ее на изумрудной скрижали.
Атом поразительно пуст
Древние греки называли этого величайшего из учителей человечества Гермесом Трисмегистом (Гермесом Триждывеличайшим).
Древние египтяне, которых он обучил грамоте и счету, законам и религии, обожествляли его и отождествляли с богом Тотом. Судя по преданиям, Гермес владел многими тайнами мира людей, неба и преисподней. Знания, собранные в сорока двух книгах, он передал людям. Сохранились только фрагменты двух из них. А самая важная часть его заветов была изложена на пластинах изумруда – изумрудных скрижалях.
Для исследователей наибольший интерес представляет знаменитая формула Гермеса, якобы содержащая величайшую тайну мира:
"Вот истина, совершенная истина и ничего кроме истины. То, что вверху, подобно тому, что внизу. То, что внизу, подобно тому, что вверху. Одного этого знания уже достаточно, чтобы творить чудеса".
То, что каждое физическое тело состоит из однородных мельчайших частиц вещества, люди догадывались давно. Еще Демокрит (V - IV века до н. э.) полагал, что атомы, эти крохотные неделимые частицы, носятся в пустом бесконечном пространстве. Но какова их форма, какими свойствами они обладают, очень долго было неясно.
Только в 1908 - 1911 гг. Эрнест Резерфорд поставил эпохальные эксперименты, доказавшие, что атом поразительно пуст - плотное ядро занимает совершенно ничтожную часть объема атома – одну квадрилионную.
В соответствии с разработанной на основе этих экспериментов планетарной моделью атома плотное тяжелое ядро, подобно солнцу, находится в центре атома, а маленькие легкие электроны носятся вокруг него по замкнутым орбитам, подобно планетам.
Астрономы тоже неплохо продвинулись в изучении мира. Галилео Галилей построил первый телескоп и обнаружил спутники Юпитера, а ныне астрономы научились измерять расстояния до звезд и повысили чувствительность своих инструментов настолько, что им стали доступны для наблюдения объекты, расположенные далеко за пределами нашей галактики Млечного пути. Оказалось, что там имеется множество других галактик, причем они рассеяны в пространстве не равномерно, а собраны в скопления. Многие скопления собраны в сверхскопления, имеющие ячеистую структуру.
Формула Бога Тота
Интересно, а как соотносятся размеры объектов микромира, много меньших человека, и
объектов макромира, много больших его?
Из-за огромной разницы их размеров сравнивать будем не абсолютные величины в метрах, а лишь их порядки, т.е. показатели десятичной степени. Планета Земля имеет диаметр около 10 миллионов метров, т.е. 10 в седьмой степени. Таким образом, порядок размера нашей планеты равен плюс 7. О размере электрона пока известно, что его порядок не превышает минус 18.
Так что их размеры, как минимум, отличаются на 25 порядков. На 23-24 порядка размер ядра легкого атома отличается от размера Солнца.
На 27-28 порядков отличаются размеры таких пар структурных элементов микромира и макромира: сложная органическая молекула – галактика, митохондрий (часть биологической клетки) – скопление галактик, живая клетка – сверхскопление галактик. Можно сказать, что размеры всех этих пар имеют коэффициент подобия, лежащий в пределах 23-28 порядков (в разброс отношений входят естественный разброс размеров объектов и погрешности их измерений). Обозначим среднее значение этого коэффициента, близкого к 10 в 26-й степени, символом Т в честь египетского бога Тота. С этим коэффициентом (Т=1026) трехмерные пространственные характеристики микромира подобны таким же характеристикам макромира.
Интересно, а каковы соотношения шкал времени микро-и макромира? Земля делает один оборот вокруг Солнца за 32 миллиона секунд, а электрон на низкой орбите за микросекунду делает порядка 10 миллиардов оборотов вокруг ядра, что дает разницу 23-24 порядка.
Получается, что макромир и микромир имеют более общее, чем трехмерное пространственное подобие, а именно четырехмерное - пространственно-временное.
Во сколько раз изменяются размеры объектов при переходе от микромира к макромиру, во столько же изменяется и скорость течения времени.
Если бы мы могли чудесным образом переместиться с нашей планеты на третий электрон какого-то атома, то мы бы не заметили существенных перемен ни в продолжительности года, ни в угловом размере светила.
Плотность звезд на ночном небе тоже оказалась бы такой же, только вид созвездий был бы совершенно другим.
Наверное и продолжительность суток, определяемая спином электрона, была бы подобна привычной земной. На этом основании знаменитую формулу Гермеса можно уточнить: "То, что вверху, подобно тому, что внизу. То, что внизу, подобно тому, что вверху. Коэффициент подобия пространства-времени вверху и внизу близок к величине 10 в 26 степени».