В нете есть "Этюды по индуизму" (
см) от
Игоря Орловского. Он в лаконичной форме рассказывает о сути некоторых форм и праздников индуизма, пересказывая академическое "Древо Индуизма"
пишет про праздник в Пури:
В столице Ориссы – городе Пури – раз в год устраивается праздник колесниц ратха-ятра. В этот день собираются в Пури паломники со всей Индии. На площади устанавливаются три огромных тяжёлых колесницы.
Высота одной – 11 метров, высота двух остальных – 10 метров. На главной колеснице везут Джаганнатха (деревянного идола высотой 1,8 метра), на двух остальных – его брата Балабхадру и сестру Субхадру. Сам правитель Ориссы – наместник бога-царя Джаганнатха – восходит на каждую колесницу и подметает платформу метлой. В колесницы впрягаются люди и под пение эротических песен влекут их по главной улице города от храма Джаганнатха до храма Гундичи. Желающие прыгают под колёса тяжеленных колесниц с целью самоубийства и мокши. Одни люди валяются в лужах крови с вывороченными внутренностями, а другие поют эротические песни и танцуют…
В храме Гундичи идолы проводят семь дней. А возвращение их в храм Джаганнатха сопровождается представлением перед дверью храма, якобы закрытой по приказу супруги Джаганнатха богини красоты Лакшми. Супруга обиделась на мужа за то, что он не взял её с собой на прогулку. Играющий роль Джаганнатха жрец просит Лакшми открыть, сулит подарки. Деваласи в роли Лакшми отказывается. Правитель Пури, также принимающий участие в мистерии, пытается примирить божественных супругов, и, наконец, гнев Лакшми смягчается… Джаганнатх, Балабхадра и Субхадра вновь занимают свои места в святилище.
Своей очень грубой антропоморфной формой и небрежной раскраской Джаганнатх, Балабхадра и Субхадра не похожи на другие предметы индусского культа.
У Джаганнатха имеется только голова, туловище и обрубки, которые условно могут быть приняты за руки. Так же выглядит Балабхадра, а у Субхадры рук нет вовсе.
Странно ещё то, что они не каменные, как идолы других индийских богов, а деревянные.
Культ Джаганнатха и его главный храм окутаны ореолом мрачной тайны. По сей день действует запрет на посещение храма иноверцами и неприкасаемыми. Хотя статья в Конституции Индии (1950) упразднили институт неприкасаемости. Многие ритуалы, связанные с культом Джаганнатха, закрыты даже для индусов, имеющих доступ в храм: только жрецы имеют право присутствовать при этих обрядах.
В Пури расположен главный храм Джаганнатха. Это – огромный комплекс, внутри которого находятся: главное святилище, 30 храмов различных божеств, зал для хранения маха-прасада (идоложертвенной пищи), зал для выступлений танцовщиц, зал для сундука с пожертвованиями, сокровищница и др.
В главном святилище на монолитной платформе стоят Джаганнатх, Субхадра и Балабхадра. А кроме них: деревянный столбик – Сударшана – заместительный идол Джаганнатха, чурбачок, символизирующий Ниламадхаву-(камень, которому поклонялся неприкасаемый Бисвабасу), металлические статуэтки Лакшми и Вишвадхарти.
“Ритуальный день” в храме начинается около пяти часов утра с пения гимнов, которые должны “разбудить” спящих богов ещё до открытия главного святилища. Обряды, составляющие “утренний туалет” богов, т.е. чистка зубов и омовение. Поскольку Джаганнатх и его спутники сделаны из дерева, омовение самой статуи невозможно, поэтому перед идолами ставят зеркала из полированной бронзы и омывают отражения смесью воды, простокваши, сандаловой пасты и камфары. Затем богов наряжают, украшают гирляндами и сандаловой пастой, после чего наступает пора трапезы. “Кормят” богов несколько раз в день. Джаганнатху и его родственникам подносят ту же пищу, что и богам в других храмах – рис, овощи, кокосовые орехи.
Но некоторые овощи при этом называют “мясом” или “рыбой”, а кокосовый сок – “вином”. Это указывает на тантристское влияние на культ Джаганнатха в прошлом. С этим же связано и исполнение эротических песен во время праздников и участие в службах танцовщиц.
Пока храмовые служители низшего ранга – севаки – занимаются туалетом богов, брахманы-пуджапанды готовятся к совершению пуджи (богослужения) – совершают очистительный ритуал. Пуджапанды произносят мантры, приходят к водоёму для омовения, рисуют на воде лотос, вписывают в него буквы Кришна-мантры, призывают воды всех священных вод и водоёмов, произносят ряд мантр, омываются в водоёме, одеваются, ставят тилак, украшают себя чётками из дерева тулси и семян лотоса, совершают ряд йогических процедур. После этого, в девять часов утра идут в храм.
Пуджи совершаются пять раз в день. Никто, кроме пуджапанд, не имеет права на них присутствовать. Пуджа начинается с ритуального очищения места пуджи, изгнания злых духов, выражения почтения пяти поколениям гуру и богам Ганеше, Дурге и Кшетрапалу. Пуджа сопровождается произнесением мантр, для каждого из божеств. Суть пуджи неизменна для всех индусских богов и состоит в следующем. Жрец путём медитаций и йогических упражнений очищает своё тело, затем “растворяет” его и создаёт новое, ритуально чистое, в которое переселяется сущность бога. Затем жрец переносит бога из своего тела в деревянную статую. После этого бог, теперь уже “присутствующий” в своём идоле, становится почётным гостем. Жрец подносит ему воду для омовения, гирлянду, пищу, сладости, украшает сандаловой пастой, обмахивает его. В конце пуджи жрец “возвращает” бога в своё тело (точнее – в сердце), принимает оставшиеся от “гостя” гирлянды, сандаловую пасту и пищу в качестве прасада.
В отличие от большинства пудж индусских богов, во время пуджи Джаганнатху подают символы царской власти: зонт, опахало, зеркало, сандалии и др. Танцовщицы во время пуджи танцуют перед своим супругом и поют эротические песни.
В течение года отмечается 62 храмовых праздника, из них 24 главных. Деревянных идолов выносят только на главные праздники, а в остальные дни верующие довольствуются двумя металлическими “заместителями” Джаганнатха, которых зовут Маданмохан (“Очаровывающий красотой”) и Долговинд (“Пастух в паланкине”). Эти два имени – эпитеты Кришны.
Отражения деревянных богов в зеркале омывают ежедневно. Но раз в году Джаганнатха, Балабхадру и Субхадру выносят из святилища и выливают на них 108 кувшинов воды. После этого с идолов слазит вся краска. Тогда их объявляют “заболевшими” и на 15 дней скрывают от паломников для нового окрашивания.
Особого внимания заслуживает праздник сандала. Он приходится на самое жаркое время года – с апреля по июнь. В течение трёх недель Джаганнатха катают на лодке по храмовому водоёму. Всё действо выглядит следующим образом. В одну лодку сажают металлического “заместителя” Джаганнатха – Маданмохана, а также фигурки Лакшми и Вишвадхарти. В другую – металлического “заместителя” Балабхадры и пять идолов Шивы. Под звуки музыки их катают по водоёму. Богов в лодке развлекают танцами и песнями. Маданмохана ублажают деваласи. А Балабхадру и Шив – переодетые женщинами мальчики. Но под жарким индийским солнцем металлические фигуры богов сильно накаляются. Поэтому на следующие три недели их для охлаждения помещают в медные сосуды с водой, смешанной с сандаловой пастой.
Во время этого же праздника происходит обряд “тайной службы”, когда деваласи, изменяя своему супругу, танцуют перед его братом – монахом-аскетом Балабхадрой. К тому же, Балабхадра – старший деверь, которого женщине, как повелевает традиция, следует избегать. Происходит всё это действо ночью, в полной темноте, в присутствии трёх жрецов, а также музыкантов. Готовясь к “тайной службе”, деваласи не ставят себе на лоб знак замужества, как они это делают, когда развлекают танцами Джаганнатха. Танцуют они обнажёнными по пояс. Под воздействием чар куртизанки огонь аскетического воздержания гаснет, а пробуждённая танцем сексуальная энергия де превращается в живительную силу плодородия.