Раз так хочется поговорить об итальянском кинематографе, то выделим для этого отдельную ветку. Почему отдельную? Да потому, что итальянцы заслужили это, их вклад в мировой кинематограф можно лишь недооценить, но нельзя переоценить.
Кинематографическая звезда Италии взошла на мировом небосклоне позднее американской, немецкой или вообще североевропейских звезд, но все же кое-что революционное итальянцам удалось сделать и в десятые годы прошлого столетия.
Я уже упоминала выше фильм великого Гриффита "Нетерпимость", и ставила фотографии прекрасных декораций Вавилонского эпизода. Так вот эти фотографии Гриффитом были взяты из итальянского костюмное-исторического фильма фильма "Кабирия", снятого итальянским режиссером Джованни Пастроне в 2014 году (свою знаменитую "Нетерпимость" Гриффит снимал в 2016 году). Джованни Пастроне - настоящий реформатор съемочного процесса: именно он придумал тележку, на которой по съемочной площадке возят операторов, именно он придумал съемку дублями, и последующую селекцию отснятого материала, именно он придумал и внедрил в кино объемные декорации - до него декорации были плоскими, театральными.
Кстати, именно итальянцы были родоначальниками костюмно-исторического фильма.
НЕОРЕАЛИЗМ
Ну воот... Двадцатые годы, на итальянской политической арене возникла фигура Бенито Муссолини, который, кстати, был основоположником фашизма, а никак не Гитлер. Период с 20-х по 40-е годы в Италии называют "Черным двадцатилетием", и не придумывайте ничего иносказательного: это название появилось благодаря тому, что члены фашистской партии Италии носили черные рубашки, в отличие от немецких собратьев по партии - коричневорубашечников.
И вот этот черный период для страны был очень даже светлым для ее кинематографии! Муссолини приложил все усилия для развития отечественного итальянского кинематографа. Он закрыл, вернее ограничил, ввел жесткие квоты на прокат в итальянских кинотеатрах зарубежных фильмов, пропустив вперед итальянское кино, он выстроил огромный киногород - "Чиличитта", в котором до 90-х годов снимались все итальянские фильмы, он основал в Италии первый кинематографический ВУЗ - "Римский экспериментальный киноцентр", и он....он никак не вмешивался в творчество кинематографистов. Шедевры появились не сразу, но все же если искать причины небывалого расцвета итальянской кинематографиии, то вообще умолчать о вкладе Муссолини будет не честно.
...Закончилась война, в Италии, как и во всей Европе, наступили тяжелые дни: безработица, беспризорные, голод, отсутствие жилья - все это повлияло на возникновение нового жанра итальянской кинематографии - "неореализма".
Неореалистичекие фильмы были максимально приближены к реальной жизни, режиссеры черпали сюжеты в повседневной жизни: все фильмы этого направления являются тематическими. И да - впервые игровое кино из павильонов вышло на улицу и съемки велись не в декорациях, и игровые фильмы снимались как бы со смещением фокуса в кино документальное. По сути они такими и были: артистами обыгрывались реальные жизненные истории.
Роберто Росселени снял "Рим-открытый город", с которого принято вести отсчет неореализма. Причем он начал его снимать еще тогда, одна часть Италии еще была занята немцами. Еще хочу сказать о двух интересных фильмах Росселини - "Пайза" (Крестьяне), и "Германия - год нулевой"
Это три фильма составляют знаменитую военную трилогию Роберто Росселини
Из неореалистических фильмов о тяжелой послевоенной жизни Италии в первую упомяну фильм Витторио де Сикка "Похитители велосипедов" Не буду спойлерить, может кто посмотрит кино и мы его обсудим, тем более этот фильм некоторые кинокритики называют не только лучшим фильмом де Сикка, но и вообще лучшим итальянским фильмом на все времена. А сюжет его возник из газетной заметки, в которой было рассказано, как возле стадиона за кражей велосипеда был задержан некий мужчина...
Чтобы понять масштаб его преступления и градус гнева обывателей, я отмечу, что в те времена велосипед для многих значил не меньше, чем лошадь ранее или автомобиль сегодня, он помогал выжить целой семье, он не только возил, но и кормил.
Еще один фильм неореализма снял великий Лукино Висконти "Земля дрожит". Этот фильм о рыбаках, и играют в нем одни рыбаки - ни одного актера!. Массовое привлечение к съемкам фильма непрофессиональных актеров - еще одна отличительная черта неореализма.
Потом дополню список