Религиозный национализм
Не бывает мирных религий. Любая религия может стать воинственной. Для этого в нее просто нужно немного добавить популизма и национализма. И тогда получается гремучая смесь, которая может разорвать на части любую страну.
Очень тревожные события происходят сейчас в Индии с индуизмом. Процитирую несколько абзацев из
статьи Александра Артамонова «Коровы важнее людей. Как Нарендра Моди научил Индию ненавидеть»
В 2014 году на парламентских выборах в Индии победила националистическая партия Бхаратия Джаната (БДП), а ее лидер Нарендра Моди cтал премьер-министром страны. За 5 лет своего правления БДП и Моди так и не смогли выполнить большинство обещаний своей миролюбивой предвыборной «программы развития». Однако они сделали нечто гораздо большее. Как считают многие эксперты, агрессивно продвигаемый БДП концепт индийской нации уже вытеснил из фокуса общественного сознания индусов идеологическое наследие Махатмы Ганди и Джавахарлара Неру.
Новая Индия отрицает равенство, гуманизм и мультикультурализм, которые в фундамент самой большой демократии в мире были заложены усилиями Ганди. Она насторожена, враждебна, и консолидирована вокруг образа внешнего врага – Пакистана. Она не отрицает прогресс, но чтит свой древний эпос сильнее, чем современную науку. Но самое главное, Индия Моди исключительно индуистская, а 165 миллионов исповедующих ислам индийцев становятся в ней гражданами второго сорта.
В 2014 году в Индии состоялись выборы в нижнюю палату федерального парламента – Лок Сабха. 282 из 543 мест достались БДП под руководством Нарендры Моди. Впервые c 1984 года абсолютное большинство мандатов получила одна партия, и впервые в истории этой партией стал стал не Индийский национальный конгресс (ИНК) Ганди и Неру, правивший Индией 54 из 72 лет ее независимости.
Вскоре из Индии начали приходить тревожные вести – лидеры БДП вдруг вспомнили о националистической идеологии cвоей партии партии, парадоксальным образом не особо акцентировавшейся во время предвыборной кампании. В 2014 году была запущена масштабная программа по «патриотическому» изменению названий индийских городов. Так, крупнейший город штата Харьяна Гургаон был переименован в Гуруграм – под этим именем он фигурирует в индуистском эпосе Махабхарата. Также новые индуистские названия получили города, которые прежде носили мусульманские имена – Фаризабад превратился в Айдокхью, а Аллахабад – в Прайяграй.
В 2015 году в нескольких штатах были утверждены новые школьные учебные программы по истории. Гораздо большее значение в них уделялось изучению индийской культуры, традиционной морали и жизнеописаний «великих индуистских лидеров» прошлого и современности. В школьной программе истории штата Раджастхан среди «великих святых», наравне с матерью Терезой и гуру Нанаком, основавшим сикхизм, фигурирует 78-летний Асарам Бапу – популярный индуистский проповедник, который сейчас отбывает пожизненное заключение за изнасилование несовершеннолетней девочки, которое он совершил под предлогом «изгнания злых духов». Учебники истории из Гуджарата, ссылаясь на Махабхарату рассказывают, что технологию стволовых клеток изобрели индусы ведической эпохи.
С 2014 по 2017 год в Индии на 28% возросло количество случаев насильственных конфликтов между религиозными общинами. Согласно совместному докладу правозащитников из индийского Центра изучения общества и секуляризма и британской Международной группы по правам меньшинств, победа БДП развязала руки организациям индуистских фанатиков, главными жертвами которых становятся мусульмане. Последних на улице регулярно избивают или унижают их религиозное достоинство – заставляют есть свинину или выкрикивать индуистские лозунги; нередко такие нападения заканчиваются убийствами.
В апреле 2018 года жертвой исламофобного насилия стала 8-летняя девочка из Кашмира. Группа молодых индусов похитила ее и заперла в индуистском храме – 3 дня ребенка кормили наркотиками, избивали и насиловали, после чего убили. По мнению следователей, преступники ставили своей задачей напугать группу местных мусульман-кочевников, а местные полицейские-индуисты во время расследования уничтожили улики, указывающие на преступников. История мгновенно политизировалась: местные индуисты назвали убийство девочки провокацией со стороны мусульманских сепаратистов и развернули массовое движение в поддержку подозреваемых. Несмотря на то, что сам Моди осудил преступление, многие высокопоставленные индийские чиновники, в число которых вошли 2 федеральных министра, открыто поддержали протесты в защиту убийц.
Идейные истокиБДП была создана в 1980 году на базе политического крыла военизированной националистической организации Раштрия Сваямсевак Сангх (РСС, «Союз добровольных слуг родины»). Идеологическая основа обоих движений – смесь индуистского традиционализма и культурного национализма. Главными врагами РСС-БДП на протяжении всей истории существования этих двух организаций были индийские мусульмане.
Современный индийский национализм родился на рубеже XIX и XX веков, когда интеллектуалы народов субконтинента начали искать идеологические основания для борьбы с британским колониализмом. В основу идеологии нового движения легла хиндутва (индусскость) – идея, согласно которой Индия принадлежит только «индусам». Организационной единицей РСС стали шакхи – военизированные локальные ячейки, члены которых давали клятву служить Индии «всем телом, всем сердцем, и всеми деньгами», и носили военную форму цвета хаки, заимствованную у британской полиции. Де-юре организация носила эгалитарный характер, но как отмечают историки, неформальными лидерами местных ячеек всегда становились брахманы.
К началу 1930-х годов РСС вышла за пределы родного региона Махараштры и шакхи появились во всех уголках страны. В 1930-е годы индийские националисты восхищался режимом Муссолини, а движение хотели реформировать по образцу Фашистской партии; во время Второй Мировой войны лидеры РСС открыто выражали симпатии к нацистам. Несмотря на радикальный антибританизм, лидеры РСС никогда не боролись с колониальными властями, и даже наоборот, выполняли все требования британской администрации, опасаясь запрета. С самого начала главными врагами националистов стали мусульмане – на них было направлено большинство насильственных акций РСС. Когда начался процесс разделения бывших британских колоний на независимые Индию и Пакистан, националисты выступили против предоставления мусульманам собственного государства и провели масштабную серию антиисламских погромов по всей северной Индии.
В 1948 году индийский националист Натурам Годзе убил Махатму Ганди – по его мнению, согласие лидера индийского сопротивления на предоставление независимости мусульманской части страны было предательством национальных интересов. До этого террорист много лет состоял в РСС, однако в 1946 году разругался с движением, сочтя слишком мягкой ее позицию по отделению Пакистана.
В 1951 году было создано политическое крыло РСС – Бхаратия Джаната Санкх (БДС), наибольшим успехом которой стали 35 мест в парламенте в 1967 году. В 1980-м не слишком успешная партия была реорганизована в БДП, которая показала себя на выборах значительно лучше, и к 1991 году стала крупнейшей в стране оппозиционной силой.
Что будет дальшеБольшинство обещаний, которые дал Моди в 2014 году, его правительству выполнить не удалось – темпы роста индийской экономики снизились, а безработица только увеличилась, большинство социальных программ, которые БДП обещала провести в индийской деревне, так и оказались невыполненными в обсуждавшихся объемах. Однако на выборах 2019 года БДП вновь победила, получив 303 парламентских кресла – на 21 больше, чем в 2014 году. Предвыборная кампания партии вновь была построена вокруг личности Нарендры Моди – однако в этот раз он не стал давать экономических обещаний, заменив их агрессивными националистическими лозунгами против Пакистана и мусульманских беженцев из Бангладеш, которых один из лидеров БДП Амит Шах во время кампании публично называл «вредителями» и «термитами».
Новая победа Моди повергла многих секуляризированных индийцев в отчаяние – стало очевидным, что образ Индии, созданный БДП, находит отклик у населения вопреки всем экономическим неудачам. Писатель Пратап Бхану Мента отмечает, что смешав эгалитаристский популизм с индусским традиционализмом, Моди смог сделать то, чего другим лидерам ультраправых движений Индии не удавалось много лет – превратил индуистский национализм в привлекательную идею для большинства верующих. «Силы, которые пытались объединить индуистов в одну большую индусскую идентичность, были и раньше, – рассказывает Мента. – Однако существовали варны и касты, а в некоторых случаях региональные идентичности, которые делали такую консолидацию принципиально невозможной. <…> Но теперь хиндутва не просто феномен элиты. Она распространяется по всем социальным группам, и стимулы противостоять этому процессу исчезают».
Многие эксперты считают, что на втором сроке Моди может начать демонтировать демократическую систему, все больше расширяя свою личную власть. В каком-то смысле этот процесс уже начался – с 2014 по 2019 год Индия опустилась с 27 на 41 место в Democracy Index журнала The Economist. Другим ближе сравнение с президентом Турции Реджепом Эрдоганом и венгерским лидером Виктором Орбаном, которые приходили к власти как демократические и реформистские лидеры, но с каждым годом все больше сосредотачивали власть в своих руках, переходя на популистскую риторику.