ГЕНЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИНИИ (КУЛЫ)
Генеалогические линии раджпутов состоят из родовых групп, которые в раджпутских источниках называются «кула». Этих кула очень много, но тридцать шесть из них составляют особую группу — так называемые «царские кулы». Эти «тридцать шесть» набраны из всех четырех Главных Линий.
Существует несколько не во всем совпадающих списков этих царских кул. Но во все из них входят следующие названия кул: Гухилот, Яду, Томар, Ратхор, Личчваха, Парамара, Чаухан, Чаулукья-Соланки, Пратихара, Чаура, Такшак, Джат, Хун, Чатти, Бала, Джетва, Джхала, Гухия, Сарвея, Силар, Даби, Гор, Дор, Бундела-Гахарвар, Баргуджар, Сангар, Сикервал, Баис, Дахиа, Джохва, Мохил, Никумпа, Раджпали, Дахима, Хул, Дахариа.
(В эти списки не включены некоторые очень важные современные кулы — Гаутам, Дикхит, Эншен, а также исторические Чандел и Хайхея.)
Каждый раджпут знает свою принадлежность по куле. Это вызвано в немалой степени законной гордостью своей причастностью к славным деяниям предков. Каждая кула имеет свое охранительное божество — «кул-деви», богиня-мать кулы). Ей посвящаются специальные храмы, алтари в каждой семье и специальные культовые действа.
Храмовый комплекс Эклинджи
Но глубинный смысл фиксирования границ кулы как общественной группы состоит в том, чтобы очертить круг экзогамии в раджпутской общности, т. е. нельзя вступать в брак с представителями своей кулы. Каждый человек наследует кулу своего отца.
Считается, что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками одного предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в брак друг с другом.
Функцию регулирования брачных контактов в кастовом обществе выполняет именно каста: раджпуты по касте женятся только на раджпутках.
Жених-раджпут должен был обладать более высоким, чем невеста, социальным и ритуальным статусом. Поэтому раджпутам приходилось выяснять, чья кула «лучше», а чья «хуже». Помощниками в этом архиважном деле были знатоки генеалогии бхаты, чараны.
Также общепринятым считалось следующее правило: чем дальше на восток родина раджпута, тем менее престижным является его род, потому что живущие на востоке якобы слишком перемешали свою кровь с местным населением. Отсюда – древнее изречение:
«Запад невест берет, а Восток их дает».
Поэтому для раджпутского жениха было крайне важно жить хотя бы на километр западнее, чем семья его будущей жены.
Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни тысяч человек, как, например, кула Чаухан. Более мелкие и менее знаменитые кулы либо группируются вокруг «царских» кул, либо даже входят в них на правах составляющих их групп. В таком случае «сборная» кула становится эндогамной, а составляющие ее более мелкие кулы начинают вступать во взаимные браки. Всего раджпутских кул более ста.
Генеалогии четко прослеживают, когда и при каких обстоятельствах кула дала несколько родственных ветвей. Кула Гухилот состоит из 24 ветвей, Парамар — из 35, Чаулукья — из 16, и т. д. Ветвь кулы может быть такой знаменитой и большой, что считается уже не менее важной, чем сама кула, и для всех практических целей становится ее аналогом.
Самый яркий пример этого — ветвь Сисодия кулы Гухилот.
Права наследования передавались посредством тюрбана: на 12-й день после смерти отца, в присутствии всех членов клана, наследнику повязывали тюрбан умершего, и он официально становился главой клана или семьи.
В правящих кланах вся система была построена иерархически: главой раджпутского государства был старший сын старшей ветви старшего линиджа доминирующего клана. Этот же принцип действовал на низших уровнях системы. Глава клана распоряжался имуществом клана в интересах всех его членов. Чтобы земля не дробилась на мелкие и мизерные клочки, и если не находилось места в родном доме, — «лишние» мужчины были обречены на поиски счастья в иных краях.
Раджпутские правители не могли чувствовать себя достаточно уверенно на троне. У раджпутов был даже обычай: отец-раджа и его сын-наследный принц никогда не уезжали из дому вместе — во избежание предательства и утраты власти.
Ни тюрбан правителя, т. е. его корона, ни феодальное поместье никогда не остаются без наследника. В случае, если клан не желает терять собственность и власть, то глава этого клана или линиджа имеет право усыновить того человека, который выбран для решения возникшей проблемы.
Усыновление позволяет сохранить и титулы, и собственность в руках прежних владельцев.