Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Раджпуты и Раджастан

  • 1
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    С помощью перечисленных ниже источников,  в этом топике  я постараюсь разобраться, что же такое - Раджастан и кто же такие- раджпуты, которых называли то самураями, то рыцарями  Индии средних веков

     
    РАДЖАСТАН

    Известное всем название этого штата - РАДЖАСТАН - на самом деле появилось относительно недавно - в 1949 году.

    На момент обретения независимости Индии  Раджастхан состоял из 18 княжеств и нескольких других территорий, потребовалось пять этапов для нового объединения территории. На первом этапе четыре княжества объединились в Соединённые государства Матсьи,  а ряд других княжеств объединились в Соединённые государства Раджастхана, через три дня к этому союзу решило присоединиться княжество Удайпур.

     Соединённые государства Раджастхана   года были переформированы в Большой Раджастхан, а 15 мая 1949 года Большой Раджастхан и Соединённые государства Матсьи объединились в Соединённые государства Большого Раджастхана, которые по конституции Индии 1950 года стал штатом Раджастхан. 

    В 1956 году в Индии вступил в силу Акт о реорганизации штатов, в результате чего были окончательно определены границы Раджастхана со штатом Мадхья-Прадеш. Имея площадь территории 342 239 км², Раджастхан является самым крупным штатом Индии.

     

     


  • 2
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    РАДЖПУТАНА

    Первые попытки объединить разрозненные западные княжества были предприняты еще в 19-м веке: в обмен на местную автономию и защиту от набегов, раджпуты заключили договор с британцами, таким образом впервые возник анклав раджпутских княжеств, называемый тогда Раджпутана.
     

     
  • 3
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ИСТОКИ 

    Если обратить свой взор к истокам, то в происхождении этого очень интересного этноса много неясностей и легенд. 

    Слово «раджпут» имеет древнее происхождение. В ведической литературе оно имело форму «раджанья», что означало  обозначало человека, принадлежавшего к царской фамилии. Считается, что все они были по определению представители варны кшатриев и называются поэтому то раджанья, то кшатрии. А слово «раджа путра», буквально «сын царя, сын раджи», которое потом преобразовалось в слово «раджпут»в  вошло в обиход уже в период раннего средневековья.

    Раджпут. Гравюра Фредрика Шоберля 
     

     
    Того, кто хочет почитать на заявленную тему глубже, я отсылаю к Замечательной книге Успенской  "Раджпуты - рыцари средневековой Индии".  

    Был еще один пламенный исследователь Раджпутаны - представитель английской колониальной администрации Джеймс Тод. Увлеченный историей края, он написал фундаменальный труд «Анналы и древности Раджастхана» , который является сокровищницей для исследователя: в этой книге скурпулезно собрана масса сведений и документов, которые бы так и остались бы неизвестными, если бы Джеймс Тод не написал свой эпохальный труд, который по праву считают энциклопедией Раджастана и раджпутов. В сборе информации ему активно помогали брахманы и джайны, которые видели, с каким уважением исследователь относится к их культуре.

    ДорогОго стоят такие строки английского офицера: 

     «Горе тому состоянию ума, которое вполне сознательно наносит раны древнейшим религиозным чувствам и верованиям! Тем не менее это имеет место, и наши соотечественники на Востоке относятся к чужой религии и обычаям с презрением, убивают птиц, священных для индийцев, убивают телят и коров (для еды), срубают священные деревья «пипал» на глазах местных жителей безо всякого угрызения совести или даже сожаления».

     Тод настаивал на том, что раджпуты не являются коренным населением Индостана, и пришли сюда как воины и завоеватели, они и были прославлены в веках как великие воины.

    Джеймс Тод выдвинул предположение о прямом генетическом родстве раджпутов со скифами-саками (шаками). Родственных раджпутам джатов он считал прямыми потомками готов, и не признавал традиционных претензий раджпутов на кшатрийское происхождение. 

    Однозначно считая их потомками иноземных народов, он видел в традициях, религиозных особенностях и социальных институтах раджпутов прямые аналогии с традициями, религиозными представлениями и обычаями древних германцев и других древних европейских народов, но индийские исследователи с ним не согласны.

    Скорее всего истина лежит где-то посередине, и раджпуты являются индуинизированными потомками пришлых этнических групп, которые образовали своеобразную  «средневековую военною касту»,заняв своё место в структуре средневекового индийского общества. 

  • 4
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ЛИНИИ И ДИНАСТИИ

    Конечный пункт, верхняя граница любой генеалогии — это возведение к одному из четырех главных объединений раджпутов, так называемых Линий, или Династий. Санскритское название для них — «вамша». Принадлежность к одной из Линий — синоним определения «раджпут». Хотя раджпуты унаследовали свои Линии от кшатриев, для которых они в глубокой древности были очень значимыми.

    Четыре главные раджпутские Линии (Династии):
    — Сурьявамша (Рагхувамша) — Солнечная Линия 

     
    — Чандравамша (или Сомавамша, Индувамша) — Лунная Линия
    — Агникула — Огненная Линия
    — Нагавамша — Змеиная Линия

     Солнечная  и Лунная Линии признаны как генеалогические линии раджпутских фамилий, а раджпуты тем самым признаются прямыми потомками ведических кшатриев и вписываются в древнюю традицию. 

    Считается, что все представители Солнечной Линии происходят от божественного героя Рамы (читаем Рамаяну); Лунные — от Юдхиштхиры или Кришны (читайте Махабхарату) 
    О Линии Нага ничего столь же интересного, судя по всему, так и не придумано.
    О происхождении Огненной Линии есть особая легенда, и я ее приведу ниже. 
     

     
     Традиционные хроники раджпутов, которые называются «вамшавали», возводят происхождение Солнечной Линии к внуку Солнца Икшваку, а Лунной Линии — к Будхе (Меркурию), который считается внуком Сомы, т. е. Луны. 

    Но так далеко уходят Солнечная и Лунная Линии ведических, арийских кшатриев. А современные раджпуты свои хроники чуть укоротили до «реальных» предков. Таковыми считаются Рама, Кришна и Будда. Они считают Будху-Меркурия тем Будхой Гаутамой, которого и мы все знаем как Будду. И связано это с тем, что для кушан и бактрийцев этот Будда был реальным, хорошо известным божеством — в отличие от арийских богов и мифических персонажей. Тем более что и сам Будда был кшатрием по происхождению. 

    Иногда можно встретить в научной литературе сообщения, что Линии якобы составляют иерархическую систему в следующем порядке: Солнечная, Лунная, Огненная, Змеиная. Это связывают с правилами заключения брачных союзов у раджпутов. 


  • 5
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ЛЕГЕНДЫ

    Легенда о возникновении Огненной Линии/Династии

    Хронологически самой ранней и исторически наиболее значительной была держава раджпутской династии Гурджара-Пратихара (VIII–X вв), относящаяся к Огненной династии. 

    Кроме них, в Огненной Линии раджпутов входят Парамара, Чаулукья и Чахамана (Чаухан)

    Четыре раджпутских клана Павар (Парамара), Парихар (Пратихара), Чаухан (Чахамана) и Соланки (Чаулукья) произошли из священного жертвенного огня, разведённого на горе Абу махариши Васиштхой.

    После того как культурный герой Парашурама, одно из воплощений бога Вишну, легендарный брахман-воитель, который никогда не расставался с боевым топором, истребил кшатриев, на земле размножились зло и беспорядки. Вишвамитра, мудрец и наставник Рамы, пригласил богов на гору Абу воссоздать кшатриев.  

    Вишвамитра

     Боги пришли, сам риши Васиштха развел священный огонь, боги совершили очистительные обряды и приступили к делу.

    1) Первым бог Индра сделал изображение человека из священной травы «дуб», окропил его напитком бессмертия «амритой» и положил в огонь. Под пение мантр из огня возникла фигура с булавой в руке, возглашающая «Мар! Мар!» (это воинский клич раджпутов, буквально «Смерть! Убей!»).

    Поэтому создание назвали Парамара, Прамар - родоначальник клана Парамара

    Король Бходж из династии Парамара

     

    2)  Брахма сделал фигурку из своего дыхания, бросил в огонь, и под пение мантр из огня возникла фигура с мечом в одной руке и с Ведами в другой, а на плече ее висела священная нить дваждырожденных, — это Чаулукья

    3) Затем к делу приступил Рудра. Он сделал изображение, бросил его в огонь, и под пение мантр возникла черная, некрасивая фигура с луком в руке. Это неуклюжее существо еще и поскользнулось, чуть не упало.

    Боги решили, что этот годится только для того, чтобы стоять привратником, и назвали его Пратихара (буквально «Охранник дверей»).

    4) Потом приступил к акту творения Вишну. Он сделал подобную себе четырехрукую фигурку, бросил ее в огонь. Под пение мантр возник четырехрукий воин, в каждой из рук он держал какое-нибудь оружие; его назвали Чаухан («Четырехрукий»). 
     


    Эти четыре героя, как гласит легенда, были посланы богами спасти страну от зол и преуспели в этом.

    Легенда о возникновении Солнечной Линии/Династии клана Гухилотов (Сисодия)

    Гухилот - Сисодия -это кула Солнечной Линии. За свою долгую историю эта кула не раз меняла свое династическое имя: Гухилот, Ахарья, Сисодия; но это были не придуманные названия, а имена тех составляющих кулу ветвей и кланов, которые оказывались главными на определенном этапе истории. Самое знаменитое из этих имен — Сисодия — на самом деле название не всей кулы, а название ветви Гухилотов. Гухилоты (Сисодия) — не только правители, но и основатели княжества Мевар, хозяева Читторгарха и Удайпура

    Как всякий раджпутский клан, кула Гухилот имеет красивые легенды о своем происхождении и древней истории.
    По преданию, беременная жена погибшего правителя Валлабхи, происходившая из раджпутской кулы Парамара, спаслась от врагов, убивших ее мужа и разрушивших город, на своей родине, в Раджпутане. В пути она родила в лесу, в некой пещере, сына-царевича, названного поэтому Гуха («Пещера»). Оставив младенца на воспитание брахманке, молодая вдова совершила сати. От имени этого Гухи и пошло название Гухилот. 

     Ну а еще заглядывая в прошлое дальше и глубже, Сисодия пишут свою родословную от Рамы, а значит и от Солнца: не случайно на их государственном знамени изображалось золотое солнце по алому полю — в знак принадлежности к Солнечной Линии. 

    Солнце это выглядит обычно как раджпут — у него длинные черные усы, густые брови и другие яркие черты лица, которое обрамлено короной из солнечных лучей. 


  • 6
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ГЕНЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИНИИ (КУЛЫ)

    Генеалогические линии раджпутов состоят из родовых групп, которые в раджпутских источниках называются «кула». Этих кула очень много, но тридцать шесть из них составляют особую группу — так называемые «царские кулы». Эти «тридцать шесть» набраны из всех четырех Главных Линий. 

    Существует несколько не во всем совпадающих списков этих царских кул. Но во все из них входят следующие названия кул: Гухилот, Яду, Томар, Ратхор, Личчваха, Парамара, Чаухан, Чаулукья-Соланки, Пратихара, Чаура, Такшак, Джат, Хун, Чатти, Бала, Джетва, Джхала, Гухия, Сарвея, Силар, Даби, Гор, Дор, Бундела-Гахарвар, Баргуджар, Сангар, Сикервал, Баис, Дахиа, Джохва, Мохил, Никумпа, Раджпали, Дахима, Хул, Дахариа. 
     

     
    (В эти списки не включены некоторые очень важные современные кулы — Гаутам, Дикхит, Эншен, а также исторические Чандел и Хайхея.)
     
    Каждый раджпут знает свою принадлежность по куле. Это вызвано в немалой степени законной гордостью своей причастностью к славным деяниям предков. Каждая кула имеет свое охранительное божество — «кул-деви», богиня-мать кулы). Ей посвящаются специальные храмы, алтари в каждой семье и специальные культовые действа.
     
    Храмовый комплекс  Эклинджи


     
    Но глубинный смысл фиксирования границ кулы как общественной группы состоит в том, чтобы очертить круг экзогамии в раджпутской общности, т. е. нельзя вступать в брак с представителями своей кулы. Каждый человек наследует кулу своего отца. 

    Считается, что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками одного предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в брак друг с другом.


    Функцию регулирования брачных контактов в кастовом обществе выполняет именно каста: раджпуты по касте женятся только на раджпутках. 
     
    Жених-раджпут должен был обладать более высоким, чем невеста, социальным и ритуальным статусом. Поэтому раджпутам приходилось выяснять, чья кула «лучше», а чья «хуже». Помощниками в этом архиважном деле были знатоки генеалогии бхаты, чараны. 

    Также общепринятым считалось следующее правило: чем дальше на восток родина раджпута, тем менее престижным является его род, потому что живущие на востоке якобы слишком перемешали свою кровь с местным населением. Отсюда – древнее изречение: 

    «Запад невест берет, а Восток их дает». 

    Поэтому для раджпутского жениха было крайне важно жить хотя бы на километр западнее, чем семья его будущей жены. 


     
    Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни тысяч человек, как, например, кула Чаухан. Более мелкие и менее знаменитые кулы либо группируются вокруг «царских» кул, либо даже входят в них на правах составляющих их групп. В таком случае «сборная» кула становится эндогамной, а составляющие ее более мелкие кулы начинают вступать во взаимные браки. Всего раджпутских кул более ста.

    Генеалогии четко прослеживают, когда и при каких обстоятельствах кула дала несколько родственных ветвей. Кула Гухилот состоит из 24 ветвей, Парамар — из 35, Чаулукья — из 16, и т. д. Ветвь кулы может быть такой знаменитой и большой, что считается уже не менее важной, чем сама кула, и для всех практических целей становится ее аналогом. 

    Самый яркий пример этого — ветвь Сисодия кулы Гухилот.

    Права наследования передавались посредством тюрбана: на 12-й день после смерти отца, в присутствии всех членов клана, наследнику повязывали тюрбан умершего, и он официально становился главой клана или семьи.  

     В правящих кланах вся система была построена иерархически: главой раджпутского государства был старший сын старшей ветви старшего линиджа доминирующего клана. Этот же принцип действовал на низших уровнях системы. Глава клана распоряжался имуществом клана в интересах всех его членов. Чтобы земля не дробилась на мелкие и мизерные клочки, и если не находилось места в родном доме, — «лишние» мужчины были обречены на поиски счастья в иных краях.

    Раджпутские правители не могли чувствовать себя достаточно уверенно на троне. У раджпутов был даже обычай: отец-раджа и его сын-наследный принц никогда не уезжали из дому вместе — во избежание предательства и утраты власти.

    Ни тюрбан правителя, т. е. его корона, ни феодальное поместье никогда не остаются без наследника. В случае, если клан не желает терять собственность и власть, то глава этого клана или линиджа имеет право усыновить того человека, который выбран для решения возникшей проблемы. 

    Усыновление позволяет сохранить и титулы, и собственность в руках прежних владельцев.
  • 7
    27 фев. 2016
    Chico
    Elena Vasta сказал(а):
    Ни тюрбан правителя, т. е. его корона, ни феодальное поместье никогда не остаются без наследника. В случае, если клан не желает терять собственность и власть, то глава этого клана или линиджа имеет право усыновить того человека, который выбран для решения возникшей проблемы. 
     Есть нюанс. Да, поместье никогда не остается без наследника. Однако, если наследник - дочь и нет сыновей, то титул (корона) не передается по наследству. Пример - нынешний владелец фамильного наследия Биканера не является официально признанным (коронованным) махараджей, т.е. он "не получивший "Радж Тилак", так как он всего лишь внук последнего махараджи Биканера, а у его деда не было сыновей. Да, можно в этом случае "короноваться", однако церемония эта слишком дорогостоящая и при этом необходимо единогласное голосование всех ныне действующих махараджей Раджастана.
  • 8
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Chico 

    Спасибо! Очень интересно!
  • 9
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    КОДЕКС ЧЕСТИ, ОБЫЧАИ


    Кула не имеет какого-то одного руководителя, лидера. Но она состоит из кланов, один из которых считается самым главным. Лидеры таких главных в куле кланов были теми, кого называют раджпутскими князьями с титулами раджа, рана, рават, рао. Правителей крупных государств, княжеств называли махарана, махараджа, т. е. «великий раджа». Правитель имел массу строго регламентированных обязанностей, основанных на предписаниях дхармы. 

    Главными из них считались защита богов, брахманов, коров и святых мест. 

    Недоступность Юга Индии для иноземных вторжений с северо-запада вплоть до конца XIII в. в очень большой степени объясняется тем, что раджпуты защитили ее, встав преградой на пути любых завоевателей.

    Примечательно то, что сам раджа не владел землей и не мог ею распоряжаться, т. к. она была собственностью клана. Он мог лишь временно передать какому-нибудь полезному для клана человеку (не члену клана) право собирать налоги с какого-то участка земли.

    В раджпутском обществе и по сей день практически в неизменном виде сохраняются классические семейно-брачные нормы. Традиция предписывала выдать дочь замуж до достижения ею половой зрелости, также за раджпута, с богатым приданым, раз и навсегда. Разводиться или выходить замуж повторно, будучи вдовой, для женщины не считалось возможным. Это роняло престиж как отдельной семьи, так и всего клана в целом.

    Внешние символы достоинства у раджпутов – короткие или длинные подкрученные усы с бородой или без бороды:



     
     Гордостью и неотъемлимой частью раджпутов являются  тюрбаны. Последние бывают как белыми, так и окрашенными. Наиболее популярные и подходящие для большинства ситуаций – темно-красные.  


     Оранжево-красноватые носят глубоко религиозные люди. Шафраново-желтый цвет свидетельствует о редком героизме его обладателя (иногда его надевают также на свадьбу)  

     В случае траура надевают белый тюрбан, хотя на похороны можно прийти и в темно-синем, и в коричневом. Для каждого сезона – своя расцветка. Весной предпочитают белый с ярко-красными концами.
     


     Летом популярен бледно-розовый цвет с жемчужным отливом. В период муссонов носят, как правило, зелено-розовые. В особо благоприятных ситуациях раджпут может надеть тюрбан пяти цветов, расписанный оранжевым, розовым, красным и желтым цветами с вкраплениями белого. 

    Тюрбан используют не только как головной убор: в дороге он служит и подушкой, и полотенцем, в далеком путешествии фильтром для грязной воды и даже средством для ее подъема из колодца.
     
     С головным убором связан и целый ряд примет. Совершенно недопустимо перешагнуть через лежащий тюрбан. Обмен тюрбанами означает дружбу на всю жизнь, а снять тюрбан перед кем-то значит испрашивать милость или прощение.


     Ныне большинство людей, называющих себя раджпутами, по существу к таковым не принадлежат. Многие давно переродились в представителей сельскохозяйственных каст и не соблюдают обычаев раджпутов. Нередко другие сословные группы называют себя раджпутами, чтобы поднять свой социальный статус. Поэтому истинный раджпут не примет пищу из рук другого раджпута, если не знает его лично, чтобы не оказаться оскверненным.


    При написании топика использованы следующие материалы:

    Е.Н.  Успенская "Раджпуты - рыцари средневековой Индии"

    Сайт http://alnaz.ru/india/jaipur.html

    Ян Марек "По следам султанов и раджей"

    Википедия


  • 10
    27 фев. 2016
    Gyanarthi
    Я думаю, не "кулы", а готры. Про запрет браков среди представителей одной готры слышала, про "кулу" вообще не слышала.
  • 11
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Gyanarthi сказал(а):
    Я думаю, не "кулы", а готры.
     Это одно и тоже)

    “This is me, I belong to this line, this is my gotra , this is my nakshatra , this is my kula.”
  • 12
    27 фев. 2016
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):
    Внешние символы достоинства у раджпутов – короткие или длинные подкрученные усы с бородой или без бороды:
     Хм..у меня как раз муж стал бороду отращивать, и она растет быстро ) Надо ему этих усатых фоток наслать, для пущей мотивации ))
  • 13
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Blonde_ сказал(а):
    Хм..у меня как раз муж стал бороду отращивать, и она растет быстро ) Надо ему этих усатых фоток наслать, для пущей мотивации ))
     Оль, и сфотографируй результат))
  • 14
    27 фев. 2016
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):
    Оль, и сфотографируй результат))
     Думаю, он все же окажется блеклым, по сравнению с этими примерами )) Кстати, я в свою будущность в Раджастане ни разу не видела подобных усищ. Может, где-то в глубинке они? в большом городе не видно. Вы видели?
  • 15
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Blonde_ сказал(а):
    Думаю, он все же окажется блеклым, по сравнению с этими примерами )) Кстати, я в свою будущность в Раджастане ни разу не видела подобных усищ. Может, где-то в глубинке они? в большом городе не видно
      Так это фотографии Балу!