В силу своего географического положения ранние государства Юго-Восточной Азии находились под сильным экономическим, политическим и духовным влиянием Индии, поэтому в регионе с древних времён сосуществовал индуизм и буддизм наряду с местными верованиями.
Первым индуистским государством Юго-Восточной Азии в I в. н. э. было Кхмерское королевство Бапном. Во II в. здесь появились махаянистские общины, в III в. — тхеравадинские, и среди народа в равной степени признавались культы будд, бодхисаттв и индийских божеств.
После упадка Бапнома господствующее положение заняло государство Ченла, в котором поддерживалась гармония между индуистскими религиями и буддизмом до конца 8 в. затем там возникают новые культы.
С конца 13 в. тхеравада становится господствующей религией: появилось множество монастырей, образование перешло в руки монахов, возросла интенсивность культурно-религиозных контактов кхмеров с соседями.
В 19 в Камбоджа становится колонией Франции. Так как французская администрация сохранила королевский дом, то позиции тхеравады как господствующей религии сохранились.
После крушения колониальной системы, в том числе в странах Юго-Восточной Азии, в 1953 г. королевство Камбоджа становится независимой, принц Нородом Сианук, образовал левоцентристское общественно-политическое объединение Народное социалистическое сообщество Сангкум, объединившее большинство ведущих политических сил страны. Выступал за буддийский социализм.
А в странах Юго-Восточной Азии, тем временем, начинается 2-я Индокитайская война. Это война во Вьетнаме и гражданская война в Лаосе и Камбодже.
В 1975 г. войны заканчиваются, Северный Вьетнам побеждает Южный, а партизаны-коммунисты «красные кхмеры», поддерживаемые Китаем, захватывают Камбоджу. Они установили «казарменный коммунизм» и чудовищные репрессии, в результате который погибло до четверти населения Камбоджи. Буддизм запрещён. Монахи отправлены на принудительные работы. В декабре 1978 года вьетнамские войска полностью заняли Камбоджу с свергли кровавый режим Пол Пота.
Интересны высказывания Далай-ламы XIV, который признался, что является большим поклонником коммунизма, так как по мировоззрению он очень похож на буддизм.
«Более того, — сказал он, — поведаю вам о своих взглядах. Я — марксист. До сих пор марксист. Сама концепция социализма вызывает у меня восхищение».
По его мнению, это учение чрезвычайно гуманно, так как «коммунисты больше всего заботятся о равенстве, и особенно о правах обездоленных. Это очень близко взглядам буддистов: альтруизм, забота о других, особенно о нуждающихся в ней», признался Далай-лама XIV в интервью журналу «Русский Newsweek».
Более того, духовный лидер Тибета заявил, что, когда был в Пекине, сказал китайским представителям власти, что хочет вступить в компартию страны.
Правда, на его взгляд проблема в том, что «коммунизм никогда не был самим собой. На самом деле это был тоталитаризм...»
При этом Далай-лама XIV подчеркивает, что он марксист, но не тоталитарного толка. «Я верю в демократию и в правду... Я всегда очень ясно говорил: я марксист, но не ленинист».
По его мнению, «причина провала марксизма» заключается в том, что был сделан «слишком большой упор на ненависть».
"Коммунисты постоянно говорят о классовой борьбе, о ненависти. Они учат других важности борьбы и ненависти и сами постепенно развивают в себе ненависть, а с ней и недоверие, подозрительность. А доверие очень важно. Без доверия как можно построить счастливое общество!" — уверен Далай-лама.