Музеи
Для великого востоковеда Александры Давид-Неель музей Гиме в Париже был храмом. Туда она приходила в поисках божественного вдохновения. Очарованная безмятежным образом Будды, представленным в различных скульптурах, Александра вступала во внутренний диалог. Закрывала глаза. Отправлялась к оси, где образы Великого Учителя соединялись со знаниями, полученными в священных текстах.
Созерцание ушедшего в себя и молчаливого Будды привело её к свету знания. Там, в музее Гиме, Александра Давид-Неель грезила об открытии великой мудрости.
Годы спустя, во время своего путешествия на Восток, полная чувств, она искала в храмах Шри Ланки тот же самый экстатический опыт. Но та первая встреча с народным буддизмом оказалась чуждой её исканиям и ожиданиям. Она тосковала по духовному и интеллектуальному опыту, который пережила в залах музея Гиме и в библиотеке, находившейся в сердце музея. Окружённая книгами, она училась, мечтала, работала.
До девяностых годов библиотека была расположена в том самом центре здания, где Александра и многие другие учёные изучали Восток и писали о Востоке. Книги, столы и стулья, кажется, сохранили переживания всех тех учёных, исследовавших духовные пути Востока. Нынче музей располагает современной библиотекой сбоку от входа. Поскольку мы знали прежнюю библиотеку, у нас оставалось ощущение меланхолии, когда мы посещали старое помещение, окружённое витражами, где выставлены в качестве музейных экспонатов некоторые старые книги.
В музее Гиме находятся три скульптуры йогини в очень хорошем состоянии, происходящие с Юга Индии, из храма, который следовало локализовать в окрестностях Канчипурама.
Западные музеи прошли через длительный период эволюции. Желая перенести посетителя в другие эпохи и культуры, временные выставки становятся незабываемыми событиями, и постоянные экспозиции уже не ограничиваются демонстрацией предметов вне контекста. Получили развитие удачные идеи коммуникации.
В огромном большинстве музеев на Западе стремятся придать новое достоинство священному предмету, который был жестоко вырван из своего места почитания, лишён подношений, песнопений и шума церемоний и обрядов. В залах создаётся утончённо сакральная атмосфера посредством игры цветов на стенах и между светом и тенью, падающими на скульптуры, представленные взору.
Посетитель осторожно приближается, говорит тихим голосом, читает надписи, желает научиться различать и правильно называть каждое божество, чтобы избегать непочтения к образам, наполненным историей, легендами и символами. Рядом со скульптурами время замирает и спешка улетучивается.
Диалог может быть короток, от нескольких секунд до вечности. Без литургий и обрядов в музее исчезают страхи незнания того, как правильно действовать, и проявить непочтение. Представленная там божественность пересекла эпохи, явилась в свою новую обитель, чтобы обрести новую жизнь, когда на неё опустится взгляд посетителя.
В Соединённых Штатах я была свидетелем диалога нескольких посетителей с четырьмя йогини, происходящими из Рикхияна, высеченными на камне прямоугольной формы. Они выставлены на привилегированном месте, откуда обращаются к посетителям. Я увидела нескольких человек, приблизившихся к йогини, читающих пояснительные тексты и вглядывающихся в черты богинь. Когда наши взгляды пересеклись, мы обменялись улыбками и сказанными наудачу шёпотом словами, не осмеливаясь говорить громким голосом.
Этот опыт повторился в других музеях в Северной Америке, среди них в Галерее искусств Саклера в Вашингтоне (Д.С.), в Музее искусств в Миниаполисе, в Институте искусств в Детройте, в Галерее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити и в Музее искусства Сан-Антонио, где находится йогини из мастерской Наресара. Вероятно, знакомства со священными изображениями йогини можно будет скоро продолжить, когда в ближайшее время возобновит работу отдел Южной Азии Королевского музея Торонто в Канаде.
В Европе, кроме музея Гиме в Париже мы также рекомендуем посетить Британский музей в Лондоне, где находится другая йогини из группы Канчипурама, и Музей Ритберг в Цюрихе, где представлена одна йогини без головы также из Канчипурама.
Несколько иные впечатления от посещения индийских музеев. Хотя тишина, освещение, соразмерность пространства не являются частью «образа знания», разнообразие и количество скульптур поражают. Рекомендую посещать музеи во всех городах, хотя иногда экспозиция и пояснительные надписи оставляют желать лучшего.
Особенно рекомендую музеи Нью-Дели и Бхопала за их выставки и квалифицированных сотрудников, которые там работают. Хотя в них нет ни одной йогини, зато имеется чрезвычайное разнообразие скульптур и образов, сакральных и мирских.
В музее Дхубелы мы можем увидеть некоторых йогини из Шадола; в Археологическом музее Гвалиора выставлены несколько йогини из Наресара; в музее Ченнаи есть одна йогини из Канчипурама – без головы; в музее Калькутты есть несколько других йогини из Шадола; в музее Бирлы в Бхопале есть четыре йогини из Хингладжгадха, и йогини оттуда же находятся в музее Индора.
Для некоторых музеи это новые храмы. Посетитель приходит туда с умом, жаждущим мудрости. Вместо того чтобы выказать почтение, он анализирует образы. Вместо того чтобы возносить молитвы, он учится делать перечень и классифицировать. Вместо того чтобы открывать своё сердце для духовного диалога, он открывает свой интеллект, чтобы занести в каталог причины преданности тех других людей, которые некогда простирались перед идолами из камня или какого-либо другого материала.
Многообразие культур в Индии находит своё выражение в загадочных образах алтарей и богов, которые очаровывали и будут очаровывать лучшие умы Востока и Запада.
Йогини, вдали от своих разрушенных или забытых храмов, отыскали новый алтарь в музеях. Служа символом могущества и блаженства, они волнуют мысли и меняют представления. Может быть, однажды они начнут полёт, чтобы отыскать свои многочисленные грани, рассеянные по миру, и своими незримыми крыльями потрясти предрассудки и открыть новые перспективы.
Источник: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. Varanasi, 2008. P. 103–106. Перевод с испанского Андрея Игнатьева.
Со страницы фейсбука Андрея Игнатьева