Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Стелла Дупуис о скульптурных изображениях йогини, находящихся в музеях мира

  • 1
    18 мар. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)


    Музеи 

    Для великого востоковеда Александры Давид-Неель музей Гиме в Париже был храмом. Туда она приходила в поисках божественного вдохновения. Очарованная безмятежным образом Будды, представленным в различных скульптурах, Александра вступала во внутренний диалог. Закрывала глаза. Отправлялась к оси, где образы Великого Учителя соединялись со знаниями, полученными в священных текстах. 

    Созерцание ушедшего в себя и молчаливого Будды привело её к свету знания. Там, в музее Гиме, Александра Давид-Неель грезила об открытии великой мудрости. 

    Годы спустя, во время своего путешествия на Восток, полная чувств, она искала в храмах Шри Ланки тот же самый экстатический опыт. Но та первая встреча с народным буддизмом оказалась чуждой её исканиям и ожиданиям. Она тосковала по духовному и интеллектуальному опыту, который пережила в залах музея Гиме и в библиотеке, находившейся в сердце музея. Окружённая книгами, она училась, мечтала, работала. 

    До девяностых годов библиотека была расположена в том самом центре здания, где Александра и многие другие учёные изучали Восток и писали о Востоке. Книги, столы и стулья, кажется, сохранили переживания всех тех учёных, исследовавших духовные пути Востока. Нынче музей располагает современной библиотекой сбоку от входа. Поскольку мы знали прежнюю библиотеку, у нас оставалось ощущение меланхолии, когда мы посещали старое помещение, окружённое витражами, где выставлены в качестве музейных экспонатов некоторые старые книги.

    В музее Гиме находятся три скульптуры йогини в очень хорошем состоянии, происходящие с Юга Индии, из храма, который следовало локализовать в окрестностях Канчипурама.

    Западные музеи прошли через длительный период эволюции. Желая перенести посетителя в другие эпохи и культуры, временные выставки становятся незабываемыми событиями, и постоянные экспозиции уже не ограничиваются демонстрацией предметов вне контекста. Получили развитие удачные идеи коммуникации. 

    В огромном большинстве музеев на Западе стремятся придать новое достоинство священному предмету, который был жестоко вырван из своего места почитания, лишён подношений, песнопений и шума церемоний и обрядов. В залах создаётся утончённо сакральная атмосфера посредством игры цветов на стенах и между светом и тенью, падающими на скульптуры, представленные взору. 

    Посетитель осторожно приближается, говорит тихим голосом, читает надписи, желает научиться различать и правильно называть каждое божество, чтобы избегать непочтения к образам, наполненным историей, легендами и символами. Рядом со скульптурами время замирает и спешка улетучивается. 
    Диалог может быть короток, от нескольких секунд до вечности. Без литургий и обрядов в музее исчезают страхи незнания того, как правильно действовать, и проявить непочтение. Представленная там божественность пересекла эпохи, явилась в свою новую обитель, чтобы обрести новую жизнь, когда на неё опустится взгляд посетителя.

     В Соединённых Штатах я была свидетелем диалога нескольких посетителей с четырьмя йогини, происходящими из Рикхияна, высеченными на камне прямоугольной формы. Они выставлены на привилегированном месте, откуда обращаются к посетителям. Я увидела нескольких человек, приблизившихся к йогини, читающих пояснительные тексты и вглядывающихся в черты богинь. Когда наши взгляды пересеклись, мы обменялись улыбками и сказанными наудачу шёпотом словами, не осмеливаясь говорить громким голосом. 

    Этот опыт повторился в других музеях в Северной Америке, среди них в Галерее искусств Саклера в Вашингтоне (Д.С.), в Музее искусств в Миниаполисе, в Институте искусств в Детройте, в Галерее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити и в Музее искусства Сан-Антонио, где находится йогини из мастерской Наресара. Вероятно, знакомства со священными изображениями йогини можно будет скоро продолжить, когда в ближайшее время возобновит работу отдел Южной Азии Королевского музея Торонто в Канаде.

    В Европе, кроме музея Гиме в Париже мы также рекомендуем посетить Британский музей в Лондоне, где находится другая йогини из группы Канчипурама, и Музей Ритберг в Цюрихе, где представлена одна йогини без головы также из Канчипурама.

    Несколько иные впечатления от посещения индийских музеев. Хотя тишина, освещение, соразмерность пространства не являются частью «образа знания», разнообразие и количество скульптур поражают. Рекомендую посещать музеи во всех городах, хотя иногда экспозиция и пояснительные надписи оставляют желать лучшего. 

    Особенно рекомендую музеи Нью-Дели и Бхопала за их выставки и квалифицированных сотрудников, которые там работают. Хотя в них нет ни одной йогини, зато имеется чрезвычайное разнообразие скульптур и образов, сакральных и мирских.

    В музее Дхубелы мы можем увидеть некоторых йогини из Шадола; в Археологическом музее Гвалиора выставлены несколько йогини из Наресара; в музее Ченнаи есть одна йогини из Канчипурама – без головы; в музее Калькутты есть несколько других йогини из Шадола; в музее Бирлы в Бхопале есть четыре йогини из Хингладжгадха, и йогини оттуда же находятся в музее Индора.

    Для некоторых музеи это новые храмы. Посетитель приходит туда с умом, жаждущим мудрости. Вместо того чтобы выказать почтение, он анализирует образы. Вместо того чтобы возносить молитвы, он учится делать перечень и классифицировать. Вместо того чтобы открывать своё сердце для духовного диалога, он открывает свой интеллект, чтобы занести в каталог причины преданности тех других людей, которые некогда простирались перед идолами из камня или какого-либо другого материала.

    Многообразие культур в Индии находит своё выражение в загадочных образах алтарей и богов, которые очаровывали и будут очаровывать лучшие умы Востока и Запада.

    Йогини, вдали от своих разрушенных или забытых храмов, отыскали новый алтарь в музеях. Служа символом могущества и блаженства, они волнуют мысли и меняют представления. Может быть, однажды они начнут полёт, чтобы отыскать свои многочисленные грани, рассеянные по миру, и своими незримыми крыльями потрясти предрассудки и открыть новые перспективы.

    Источник: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. Varanasi, 2008. P. 103–106. Перевод с испанского Андрея Игнатьева.

    Со страницы  фейсбука Андрея Игнатьева
  • 2
    18 мар. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Я очень люблю востоковедческие музеи! И как раз за академичную тишину и большую возможность созерцания. Кроме всего, я могу прочитать подписи, что в дальнейшем помогает в "опознании")