Что вы хотели узнать о конституциональных соматотипах, но боялись спросить) - со страницы С. Лобанова
=================================================
Для правильного определении состояний здоровья и болезни нам нужно сформировать, во-первых, некоторое представление о физиологической норме (средней по популяции и индивидуальной), а во-вторых, о возможной врожденной предрасположенности к тем или иным типам заболеваний. Врожденную предрасположенность к заболеваниям определенных типов иногда называют "конституциональным типом", что не совсем верно. Хотя в "аюрведическом просторечии" часто используют термин пракрити (prakṛti), или "соматическая конституция", для определения соматотипа, автор "Чарака-самхиты" (3.6.13) с этим категорически не согласен и говорит, что термин "пракрити", с одной стороны, обозначает универсальную физиологическую норму как длящееся состояние здоровья, а с другой — врожденную предрасположенность к сохранению организма в состоянии этой нормы длительное время вопреки неблагоприятным воздействиям (а количественное и иное преобладание одной или двух дош над остальными по определению является отклонением или нездоровым состоянием, даже если оно "врожденное", — и оно и в этом случае всегда подлежит терапевтической коррекции):
"В связи с этим (tatra), некоторые (kē-cit) утверждают (āhuḥ), что не (na) существует (santi) людей (jantu), у которых вата (vāta), питта (pitta) и капха (çlēṣman) [совершенно] сбалансированы (sama), поскольку, дескать, привычным делом (upayōgitva) у людей (manuṣya) является несбалансированное и нерегулярное (viṣama) питание (āhāra) и т.п., и поэтому (tasmāt ca), дескать, некоторые (kē-cit) [обязательно] являются (bhavanti) обладателями вата-конституции (vāta-prakṛti), некоторые — питта-конституции (pitta-prakṛti), а (punar) некоторые — капха-конституции (çlēṣma-prakṛti). [Так они утверждают]."
"Но (ca) это (tat) совершенно нелогично и не соответствует действительности (an-upapanna). По какой (kasmāt) причине (kāraṇa)?"
"Ведь врачи (bhiṣaj) считают (icchanti) здоровым (a-rōga) только и именно (hi) того, у кого вата, питта и капха совершенно сбалансированы (sama). А (ca) поскольку (yatas) пракрити, или естественное состояние (prakṛti), — это здоровое состояние (ārōgya), а также (ca) [поскольку] на достижение и поддержание этого здорового состояния (ārōgya) нацелены (-artha) все лечебные (bhēṣaja) процедуры и мероприятия (pravṛtti), и (ca) это (sā) [здоровое состояние] является главной желанной целью (iṣṭa-rūpa), то (tasmāt) [без сомнения] обладатели полностью сбалансированного (sama) состояния ваты, питты и капхи существуют (santi), но при этом (khalu) нет и не может быть (na santi) никаких обладателей "вата-конституции" (vāta-prakṛti), "питта-конституции" (pitta-prakṛti) или (vā) "капха-конституции" (çlēṣma-prakṛti) [так как "конституция" есть здоровая норма, а преобладание одной доши не есть норма]."
"И хотя (kila) при [врожденном] избытке, или преобладании (ādhikya), той или иной (tasya tasya) доши (dōṣa) люди (manuṣya) [часто и] называют (ucyatē) это такой-то и такой-то (sā sā) "дошевой конституцией" (dōṣa-prakṛti), [это совершенно неверно, поскольку,] когда доши (dōṣa) расстроены (vikṛta), нахождение в здоровом состоянии (prakṛti-sthatva) при этом (ca) [в принципе] невозможно (na upapadyatē)."
"Поэтому (tasmāt), это (ētāḥ) [т.е. "вата-пракрити", "питта-пракрити" и "шлешма-пракрити"] никакие не (na santi) не конституции или конституциональные типы (prakṛti) [а болезненные состояния и болезненные предрасположенности]. Но (tu) таких пациентов, конечно (khalu), [уместно называть следующими терминами]: ватала, или предрасположенные к заболеваниям вата-типа (vātala), питтала, или предрасположенные к заболеваниям питта-типа (pittala), и (ca) шлешмала, или предрасположенные к заболеваниям капха-типа (çlēṣmala), при этом (tu) все они (tē), безусловно, должны считаться (jñēya) находящимися в нездоровом состоянии (aprakṛti-stha) [а следовательно, требуют терапевтического ухода и коррекции своего состояния]".
tatra kē-cit āhuḥ – na sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇaḥ jantavaḥ santi, viṣamāhārōpayōgitvāt manuṣyāṇām; tasmāt ca vāta-prakṛtayaḥ kē-cit, kē-cit pitta-prakṛtayaḥ, kē-cit punaḥ çlēṣma-prakṛtayaḥ bhavanti iti |
tat ca anupapannam, kasmāt kāraṇāt? |
sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇam hi arōgam icchanti bhiṣajaḥ, yataḥ prakṛtiḥ ca ārōgyam, ārōgyārthā ca bhēṣaja-pravṛttiḥ, sā ca iṣṭarūpā, tasmāt santi sama-vāta-pitta-çlēṣmāṇaḥ, na khalu santi vāta-prakṛtayaḥ pitta-prakṛtayaḥ çlēṣma-prakṛtayaḥ vā |
tasya tasya kila dōṣasya ādhikyāt sā sā dōṣa-prakṛtiḥ ucyatē manuṣyāṇām, na ca vikṛtēṣu dōṣēṣu prakṛti-sthatvam upapadyatē, tasmāt na ētāḥ prakṛtayaḥ santi; santi tu khalu vātalāḥ pittalāḥ çlēṣmalāḥ ca, a-prakṛti-sthāḥ tu tē jñēyāḥ ||
Таким образом, врожденная предрасположенность к заболеваниям определенного типа сама по себе является не вполне здоровым состоянием, требующим определенной терапевтической коррекции и последующего наблюдения (и регулярных особых профилактических мер впредь).
Каково же медицинское значение определения не "конституции", а врожденной предрасположенности к определенным заболеваниям? Оно состоит в том, что, если при лечении человека с врожденно сбалансированными регуляторными подсистемами требуется, прежде всего, устранение причины болезни и достаточно мало дополнительных мер, то при лечении человека с врожденной предрасположенностью к определенному классу заболеваний необходимо все время предпринимать дополнительные меры, чтобы в ходе лечения не вызвать новых заболеваний.
В аюрведе соматотипические признаки не есть некая "данность" для самолюбования, но лишь вспомогательные диагностические признаки, позволяющие учесть необходимые дополнительные факторы при лечении того или иного заболевания у данного пациента.
"Аштанга-санграха" и "Аштанга-хридая-самхита", в отличие от "Чарака-самхиты", построены именно как учебники, а не как компендиумы и библиотеки стенограмм врачебных консилиумов (а именно такова "Чарака-самхита"), а поэтому они позволяют себе некоторые упрощения, апеллирующие к обиходному врачебному употреблению. Поэтому в них "типические патологические врожденные склонности" все-таки обозначены термином "пракрити" (теперь мы уже знаем, с какими оговорками это можно делать).
Вот что "Аштанга-санграха" (1.1.15) говорит о врожденном характере предрасположенностей к развитию патогенеза по определенному маршруту (т.е. о более легкой поражаемости той или иной подсистемы, в сравнении с остальными):
"[Выделяют] три (tisraḥ) степени врожденной болезненности (prakṛti) [пациентов] (степени врожденного здоровья и его устойчивости), на основании [баланса] этих (taeḥ) [дош в зародыше и в формирующемся плоде], определяемого [пропорцией дош] в отцовском (çukra) и материнском (ārtava) генетическом материале, т.е. с момента зачатия (janma-ādi). [Это] подобно (iva) тому, как ядовитое насекомое или червь (viṣa-kṛmi) [с самого начала привыкает к умеренному количеству собственного] яда (viṣa) [присутствующего в его теле, ибо формировалось оно уже вместе с ним]."
"[Выделяют три] отдельных (pṛthak) степени врожденной невосприимчивости к болезням (prakṛti) — слабую степень (hīna) [невосприимчивости, т.е. высокую болезненность], среднюю степень (madhya) [невосприимчивости] и высокую степень (uttama) [невосприимчивости, т.е. крайне низкую болезненность]. Среди них, наилучшая (çrēṣṭha) среди всех (samasta) [пракрити] — когда [три] доши (dhātu) [врожденно] сбалансированны (sama); средняя — когда лишь одна доша преобладает, т.е. обладает повышенной раздражимостью; наихудшей (nindya) [же является пракрити], порожденная (-ja) преобладанием сразу двух (dvi-) [высокораздражимых] дош (dōṣa)."
çukrārtava-sthaeḥ janmādao viṣēṇa iva viṣa-kṛmēḥ |
taeḥ ca tisraḥ prakṛtayaḥ hīna-madhyōttamāḥ pṛthak |
sama-dhātuḥ samastāsu çrēṣṭhā nindyāḥ dvi-dōṣa-jāḥ ||
Из чего же состоят эти три класса "конституциональных типов"?
1) Первый, наилучший, представлен сбалансированным, или равнодошным, типом — [1]самадхату[-пракрити] (sama-dhātu). Здесь все три доши как подсистемы организма развиты соразмерно друг другу.
2) Второй, средний, представлен тремя однодошными пракрити — ватала, питтала и шлешмала (или, "в просторечии", [2]вата-пракрити, [3]питта-пракрити и [4]капха-пракрити).
3) Третий, наихудший, представлен тремя наиболее болезненными пракрити — [5]вата-питта-пракрити, [6]вата-капха-пракрити и [7]питта-капха-пракрити (кстати, именно они наиболее распространены в современной человеческой популяции, что, ввиду ее преимущественно противоестественного образа жизни, совершенно "естественно", т.е. закономерно).
Таким образом, у нас всего семь отдельных диагностически значимых пракрити, или сомато-метаболических (маршруто-селективных) типов восприимчивости к определенным классам болезней.
О важности предварительного определения физиологической восприимчивости пациента к заболеваниям говорит также и Чарака ("Чарака-самхита", 1.7.39-40):
"У некоторых (kē-cit) людей (mānava) еще с периода внутриутробного развития (garbha-ādi) все три регуляторные подсистемы (pitta-anila-kapha) уравновешены (sama)".
"[Однако часто] встречаются (dṛçyantē) и такие (kē-cit), у которых избыточно активна [и более легко расстраиваема] одна из подсистем — вата-доша (vātala), питта-доша (pittala) или (tathā) капха-доша (çlēṣmala) [или две из подсистем одновременно]."
"Среди них (tēṣām) первые (pūrvē) [т.е. самадошины] являются истинно здоровыми (anātura) [от природы людьми]. Остальные (vātala-ādya) же — ваталы и др. [т.е. экадошины и двидошины — от природы] болезненны, [то есть] постоянно (sadā) [чем-то] больны (ātura)".
"И именно (hi) [вот эта] их (ēṣām) [природная] восприимчивость (anuçayitā) и называется (ucyatē) [условно] телесной конституцией, или соматотипом (dēha-prakṛti)".
sama-pittānila-kaphāḥ kē-cit garbhādi mānavāḥ |
dṛçyantē vātalāḥ kē-cit pittalāḥ çlēṣmalāḥ tathā ||
tēṣām anāturāḥ pūrvē vātalādyāḥ sadāturāḥ |
dōṣānuçayitā hi ēṣām dēha-prakṛtiḥ ucyatē ||
© перевод и пояснения И.А. Тонояна-Беляева