Так почему же Россия?
tan_ka сказал(а):
Интересно, что Александра Неэль пишет: "Как бы то ни было, многие тибетцы ныне полагают, что Шамбала находится на территории России, в Сибири".
Ответы на оба вопроса: "Почему вдруг француженка по происхождению Александра Девид Ноэль сделала вывод, что тибетцы считают Россию родиной Шамбалы" и "Почему же Тибет должен был выбрать курс на Россию?" заключены в эпической личности неистового бурята... и в Калачакре!
Наверное трудно найти среди путешествующих по Азии, особенно по ее буддистским территориям, человека, который ничего бы не слышал о Калачакре. Даже если он не представляет себе суть Калачакра-тантры в деталях, он всё равно знаком с этим термином.
Идея насчет "русского пути Тибета" пришла в голову Агвана Доржиева после размышления над Калачакра-тантрой. Калачакра-тантра - это одна из высших буддистских тантр традиции Ваджраяны: Ануттара- йога-тантры. Представляет она собой историческую традицию, текстологически датируемую 11 веком нашей эры, но сам текст себя относит к 9-му веку до нэ.
Попробую кратко изложить смысл: Будда, находясь на территории Индии, имел беседу с царём одного из небесных миров, которого звали Сучандра. И вот этот Сучандра в окружении других богов, слушает учение Будды, преподанное специально для божеств. А учение Будды было посвящено тому, как справиться со временем, что такое время, какое место оно занимает в сознании и как его расшифровать, как стать над временем.
Вот Калачакра - тантра об этом. Появившись в 11 веке записанной, уже в 15-веке она становится одной из главных буддистских тантр, которая концентрируется на Далай-Ламе, и лишь Далай-Лама имеет право посвящать в эту тантру других. Агван Доржиев имел посвящение в Калачакра-тантру.
В Калачакре-тантре сказано буквально следующее: "Наступит время, когда откроются врата Северной страны и Белый царь из страны снегов придёт в Тибет из монастыря Шамбала (тут впервые появляется упоминание о мистической Шамбале).
Скорее всего под белым царем Будда подразумевал именно Сучандру, но поскольку текст переносит нас в некое будущее, и говорит не о том, что свершается в момент произнесения Буддой своего учения, а о том что свершится в будущем, то размышляющий об этом учении посвященный неизбежно начинает задумываться и о Шамбале (где она?) и о Белом Царе (кто он?)
У Агвана Доржиева возникла идея о том, что спасение и защита его новой родины -Тибета придет из его исторической родины - России.
И тут же скрыт ответ на второй вопрос, его только нужно разглядеть: Агван Доржиев в 1900 году был в Париже, где провёл первое во Франции буддийское богослужение (хурал) и прочитал лекцию о буддизме. На богослужении присутствовали Жорж Клемансо, Иннокентий Анненский, написавший об этом событии стихотворение «Буддийская месса в Париже», посетил хурал и другой русский поэт — Максимилиан Волошин, а самое интересное - там присутствовала будущая путешественница в Тибет
Александра Давид-Неэль.Вот так пересеклись пути русского авантюриста
Агвана Доржиева, проникшего в Тибет под видом монгола, и французской авантюристки
Александры Давид-Ноэль, которая вскоре тоже попадёт в Лхасу - под видом тибетской женщины (слово "авантюрист" в моих устах звучит комплиментарно). Совершенно логично предположить, что убеждённый в правильности своей теории "защиты Тибета Белым царём" наставник Далай-Ламы поведал всем слушателям (а возможно и лично увлеченной Тибетом француженке - в приватной беседе) об идее всей своей жизни:
в древних буддистских текстах указано, что мистическая страна Шамбала находится в России, в стране снегов.