Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Тибет и Россия

  • 1
    21 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    по материалам лекций Сергея Викторовича  Щербака

    Между 1895 и 1912 годами произошли ключевые события, определившие дальнейшие взаимоотношения между Россией и Тибетом. Вокруг императора собралась группировка, склонявшая его проводить активную экспансию на Востоке, призывавшая не упустить момент и воспользоваться тем, что сейчас  Китай слаб и беспомощен как никогда. 

    Перечислю основных действующих лиц, участвующих в развитии российско-тибетских отношений (хотя по сути дела никаких отношений между двумя государствами и не было, и теперь уже скорее всего и не будет)

    - Император Николай 2-й и его отец - Александр 3-й
    - личный тибетский врач императорской семьи Пётр Бадмаев
    - руководитель царской охоты Безобразов
    - граф Сергей Витте
    - министр иностранных дел Владимир Лансдорф
    - князь Ухтомский
    - китайская императрица Циси
    - Далай- Лама 13-й
    - Агва́н Лобса́н Доржи́ев-советник Далай-Ламы 13-го

    Последний персонаж - советник Далай-Ламы 13-го, бурят по происхождению, уникальная по своему энергетическому потенциалу личность. Агва́н  Доржи́ев  фонтанировал смелыми, а порой авантюрными идеями и никогда не видел препятствий для их реализации - это, пожалуй, главное качество, позволившее ему  взлететь так высоко. Если он видел цель, то буквально проходил сквозь стены: не обладая никак официальным дипломатическим статусом, он получал аудиенции у царствующих особ и менял мировую политику. 

    Я не буду останавливаться на ранней биографии Доржиева: вы в силах  нагуглить ее сами, и продолжу с того момента, когда Доржиев решил непременно продолжить своё образование в Тибете, куда он отправился под видом монгола (вход монголов в Тибет был свободным, так как монголы входили в циньскую империю, под протекторатом которой тогда находился Тибет). Поставленная великая цель была достигнута: в знаменитом монастыре Брайбун (Дрепунг) он получил высшую учёную степень лхарамбы, своего рода степень академика у буддистов.

    Казалось бы уже некуда стремиться, но его карьерный рост на этом не закончился, а лишь только начался, и со временем он стал доверенным лицом Далай-Ламы и самым близким его другом. Необходимо отметить,  что Дорджиев питал по настоящему религиозные чувства к Далай Ламе, понимая, что это тулку и живое воплощение Авалокитешвары. Его служение Далай-Ламе было искренним и пылким, а его предложения и советы, которые  он давал Далай Ламе, шли от его чистого сердца и уверенности в собственной правоте.

    Далай-Лама 13

    ...Главной  же мечтой  Агвана Доржиева было получение Тибетом покровительства России 
  • 2
    22 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Так почему же Россия?

    tan_ka сказал(а):
     Интересно, что Александра Неэль пишет: "Как бы то ни было, многие тибетцы ныне полагают, что Шамбала находится на территории России, в Сибири".
     Ответы на оба вопроса: "Почему вдруг француженка по происхождению  Александра Девид Ноэль сделала вывод, что тибетцы считают Россию родиной Шамбалы" и  "Почему же Тибет должен был выбрать курс на Россию?"   заключены в эпической личности неистового бурята... и в Калачакре!

    Наверное трудно найти среди путешествующих по Азии, особенно по ее буддистским территориям,  человека,  который ничего бы не слышал о Калачакре.  Даже если он не  представляет себе суть Калачакра-тантры в деталях, он всё равно знаком с этим термином.

    Идея насчет "русского пути Тибета" пришла в голову Агвана Доржиева после размышления над Калачакра-тантрой.  Калачакра-тантра - это одна из высших буддистских тантр традиции Ваджраяны:  Ануттара- йога-тантры. Представляет она собой историческую традицию, текстологически датируемую 11 веком нашей эры, но сам текст себя относит к 9-му веку до нэ. 

    Попробую кратко изложить смысл: Будда, находясь на территории Индии, имел беседу с царём одного из небесных миров, которого звали Сучандра. И вот этот  Сучандра в окружении других богов,  слушает учение Будды, преподанное специально для божеств. А учение Будды было посвящено тому, как справиться со временем, что такое время, какое место оно занимает в сознании и как его расшифровать, как стать  над временем.

    Вот Калачакра - тантра об этом. Появившись в 11 веке записанной, уже в 15-веке она становится одной из главных буддистских тантр, которая концентрируется на Далай-Ламе, и лишь Далай-Лама имеет право посвящать в эту тантру других.  Агван Доржиев имел посвящение в Калачакра-тантру.

    В Калачакре-тантре сказано буквально следующее: "Наступит время, когда откроются врата Северной страны и Белый царь из страны снегов придёт в Тибет из монастыря Шамбала (тут впервые появляется упоминание о мистической Шамбале). 

    Скорее всего под белым царем Будда подразумевал именно Сучандру, но поскольку текст переносит нас в некое будущее, и говорит не о том, что свершается в момент произнесения  Буддой своего учения, а о том что свершится в будущем, то размышляющий об этом учении посвященный неизбежно начинает задумываться и о Шамбале (где она?) и о Белом Царе (кто он?)

    У Агвана Доржиева возникла идея о том, что спасение и защита его новой родины -Тибета  придет из его исторической родины - России.


     И тут же скрыт ответ на второй вопрос, его только нужно разглядеть: Агван Доржиев в 1900 году был в Париже, где провёл первое во Франции буддийское богослужение (хурал) и прочитал лекцию о буддизме. На богослужении присутствовали Жорж Клемансо,  Иннокентий Анненский, написавший об этом событии стихотворение «Буддийская месса в Париже», посетил хурал и другой русский поэт — Максимилиан Волошин, а самое интересное - там присутствовала будущая путешественница в Тибет Александра Давид-Неэль.

    Вот так пересеклись пути  русского авантюриста Агвана Доржиева, проникшего в Тибет под видом монгола, и французской авантюристки Александры Давид-Ноэль, которая вскоре тоже попадёт в Лхасу - под видом тибетской женщины (слово "авантюрист" в моих устах звучит комплиментарно). Совершенно логично предположить, что убеждённый в правильности своей теории "защиты Тибета  Белым царём" наставник Далай-Ламы поведал всем слушателям (а возможно и лично увлеченной Тибетом француженке - в приватной беседе) об идее всей своей жизни: в древних буддистских текстах указано, что мистическая страна Шамбала находится в России, в стране снегов.
  • 3
    22 авг. 2017
    lotusik
    Лена, спасибо, очень познавательно!
  • 4
    24 авг. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    БЕЛАЯ ТАРА И РУССКИЕ ИМПЕРАТОРЫ

    Во  времена Екатерины 2-й в России замечают буддистов. Именно эпохи её правления  принадлежит уложение о бурятском (ламском духовенстве), которое легитимизирует буддизм на территории России. За уважительное отношение к буддистам монгольские ламы назвали Екатерину 2- ю, а следом за ней и всех российских императоров воплощениями Белой Тары (Белая Тара - одна из Бодхисаттв буддийского мира) 

     Итак, буддистский мир признал российских царей покровителями буддизма. Подчеркнем, что речь идет о Белом Царе из северной страны - а Россия по отношению к Тибету находится на севере, вот оно, предсказание Калачакра-тантры, сбывается!

    Именно в этом Доржиев убеждает Далай-Ламу-13-го, того самого, который призван хранить Калачакра-тантру и следовать ей. Вы представляется, в каком возбуждении находился Далай-Лама, когда это осознал? Что оказывается Калачакра-тантра говорит о совершенно конкретном пространстве на карте, в котором Тибету следует искать защиту в то политически сложное время, которое сложилось в регионе к началу двадцатого века.