КОНЕЦ ИЗОЛЯЦИИ, ОСВОЕНИЕ МУНСЬЯРИ, ТОРГОВЛЯ, КАРАВАНЫ
Новые поселенцы активно осваивали территории и через какое-то время (точно не известно) нашли проходы к Муньсьяри и Мадкоту (он ранее назывался Мал). Нижние земли ошеломили джохари своими просторами, изобилием растительности и теплым климатом.
В смутной истории того времени осталось имя Сунпати Шаука (Sunpati Saukas) - как организатора торговли с Тибетом и пионера в освоении нижних земель.
Вот так для жителей Джохара началась кочевая жизнь: на зимний сезон они стали покидать Малла Джохар и спускаться в Мунсьяри или Мадкот.
Чтобы преодолеть путь от Малла Джохара до Мунсьяри в те времена требовалось от 22 до 25 дней. Поговорка «Девять коз и десять пастухов» очень образно описывает эту дорогу. На козьи копыта надевали кожаные «тапочки», чтобы уберечь их от повреждений (дороги в те времена еще не были построены), а на спине в карманах попонки каждая овца или коза перевозила небольшой груз.
Жизнь в ущелье с тех пор не сильно изменилась, и мы то и дело встречали на своём пути овец и коз с небольшой поклажей. Но стада-то огромные! Так что на бекающих и мекающих особях можно перевезти значительное количество не очень крупных вещей.
Только когда уровень воды в горных реках падал (а это случалось в ноябре), становилось возможным пройти из Джохара в Мунсьяри и в Мадкот. Обратный путь из Мунсьяри в Малла Джохар совершался в апреле или мае, и все равно он проходил по снежно-ледовым мостам.
До сих пор треккеры, отправляющиеся в апреле-мае в странствия по земле Бхот, встречают возвращающихся в свои верхние деревни местных жителей. Зов крови сильнее цивилизационного комфорта, и они идут туда, где нет даже электричества, зато есть родовые дома, белоснежные вершины, вода с ледников и безмолвие.
Жители Джохара иногда поднимались со своими караванами в Тибет, но чаще торговые караваны шли из Тибета - через перевал Унта Дхура.
Тибетцы, спускаясь в долину, везли с собой соль, шерсть и золото. В обмен они брали все, что выращивали джохари. Удивленные количеством населения в Мунсьяри, тибетцы назвали этот густо заселенный район «Половина мира».
Вот откуда появилась пословица: "Половина мира - половина Мунсьяри". Мунсьяри и Мадкот (который тогда назывался "Мал") казались жителям тибетского высокогорья огромным и шумным. Не меньше тибетцев удивляли и жители Мадкота, которые ели рис с банановых листьев.
Как я уже писала выше, среди джохари были и потомки раджпутов. Раджпуты же генетически прекрасные воины. По иронии судьбы, наибольшая плотность считавших себя кшатриями джохари проживали в деревне Милам, в которой сейчас расквартированы индийские пограничные части.
Один из потомков гарвальских раджпутов Дхам Сингх принял участие в войне между ладакхским и тибетским правителем на стороне Тибета. Его вклад в победу тибетцев был столь значителен, что король дал ему право взимать пошлину со всех караванов, проходящих через долину Джохар, а так же даровал Дхаму Синхр право беспошлинной торговли на любом из двенадцати тибетских рынков, что сразу выдвинуло шокас из долины Джохар в превилигированное положение, по сравнению с шокас из долины Дарма, Кутти и Биас. Хоть основные торговые тибетские караваны и шли через первал Липу Лех, а значит через деревни людей шокас из долин Кутти и Биас, но прибыли они им приносили меньше, чем приносил джохари трансфер через перевал Унта Дхура: преференции Дам Сингха от властителя Тибета вывели жителей Джохара в "зажиточную элиту" шокас земли Бхот. И это в бескастовом обществе значило много: по сути дела у бхотия/шокас было только две касты: имущие и неимущие.
По распоряжению тибетского короля Дам Сингх стал правителем Джохара, что доказывает главенствующее влияние Тибета в этом регионе. Как свидетельствует Генри Лендер, даже во времена британского владычества это влияние не ослабевало, и на высокогорных территориях Гарвалов и Кумаона доминировали тибетские законы. Об этом Генри писал в своей книге
“In the forbidden Land”.
....А дом правителя Джохара до сих пор существует, мы видели в деревне Милам его руины, от других домов он отличается лишь размером: