Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Джохари и шокас, Тибет и Шанг-Шунг

  • 1
    06 дек. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)


     ДОЛИНА ДЖОХАР И ГОРИ ГАНГА

    В районе Мунсьяри (округ Питторогарх)  в приграничном с Тибетом регионе находятся истоки весьма значимой для Кумаона реки  - Гориганги. Начинается Гори Ганга у ледника Милам, стекающего с семитысячника Тирсули.

    Истоки Гориганги 

      
    Как же правильно - Goriganga или Gori Ganga?  А и так и так - это Индия, которая не любит чётких правил, и я беру с неё пример: пишу - и буду писать то Гори Ганга, то Гориганга 

    «Гори» в переводе означает  «белая», “Ганга» - «река»,  и в самом деле воды Гори Ганги резко контрастируют по цвету с ее притоками - всё это из за высокой примеси мела в составе ее вод. На самом деле никакая она не белая, а просто мутная)

    Вот, посмотрите: прозрачнейшие воды Паччу Гад, берущей начало у Нанда Деви,  впадают в мутные воды Гориганги.

    Паччу Гад впадает в Горигангу

    А притоков у Гориганги много: стекающие с величественных гор Кумаонсого хребта более мелкие речушки подпитывают Белую Реку энергией своих вод.

    Кроме упомянутой выше  Паччу Гад, исток которой находится у подножья  самой высокой горы Индии - Нанда Деви, в Гори Гангу так же справа по ее течению врезаются Лван Гад (в районе деревень Ласпа и Мартоли, Бугудияр Гад в (районе Бугудияра), и Джимми Гад (в районе самого начала трека к леднику Милам) - собственно с пересечения  Джимми Гад и начинается этот широко известный в узких кругах трек. Слева же в Горигангу впадают Бурфу Гад, бурная река Ралам, вырывающаяся из ущелья Ралам мощным потоком,  и несколько мелких  речек, сбегающих с ледников Панчачули. 

    Немного успокоившись, Гори Ганга протекает мимо Мунсьяри и в районе Джаулджиби (Jauljibi) впадает в Махакали ривер, или, как её еще называют, в Сарду-Махакали - водораздел между Непалом и Индией. 

    Ниже я привожу скриншот из Гугл Земля,  осознанно развернув  картинку горизонтально: хочу, чтобы река поместилась на скриншоте вся, и картинка при этом не вышла бы  мелкой. На самом деле река течет не с запада на восток, а строго с севера на юг. 
       
    Гориганга

     Место впадения Гориганги в Сарду

    Источник фото http://www.mygola.com/jauljibi-d1205608/lodging

    Ну а весь район от Мунсьяри до границы с Тибетом называют ареал Мунсьяри-Милам (Munsyari - Milam area).  У  местных жителей есть популярная поговорка:

    «Aadha sansaar, aadha Munsyaar». (Aadha = половина, sansaar = мир, Munsyaar = Место снега)

    Это означает, что половину мира Бог отвёл под регион Мунсьяри, ну а весь остальной мир находится в другой половине. С правой стороны главной реки региона - Гориганги высится снежная гора, называемая Дживар  - это название  упоминается в самих Пуранах (я предполагаю, что речь идет о Нанда Деви_ она находится по правому берегу Гириганги). От названия этой великой снежной горы Дживар и произошло название местности - Джохар.
     
    Когда говорят о регионе Мунсьяри-Малам, в особенности о треке к леднику Милам, то долину реки Гори Ганги часто называют долиной Джохар, однако это не совсем верно.

    Хоть и на большем своём протяжении долина Джохар и совпадает с долиной Гориганга, однако ставить между ними знак равенства не совсем правомерно: долиной Джохар правильно именовать историческую область между перевалом Унта Дхура, ведущим в Тибет (Унта - верблюд, Дхура - перевал), и огромной скалой Ласпагхари, которая возвышается по левую руку от вас, когда вы идете вверх по руслу Гори Ганги. Ранее там стояла деревня Мапанг (Mapang), а сейчас на ее месте остался лишь шалаш для ночлега и перекуса путешествующих по долине - "гестхаус" Милам трека, в нем поужинали и заночевали и мыПосле  Мапанга и Ласпагхари тесные каменные узкого ущелья  разжимаются, и вы попадаете на широкие просторы верховья Гориганги.

    А в самых верховьях долины расходятся: долина Гориганги уходит  налево - к леднику Милам, из под которого, как я писала выше, и начинается Белая река, а долина Джохар уходит направо к перевалу Унта Дхура. 

    На моей схеме видно, что долина Джохар начинается от Ласпы, и до деревни Милам совпадает с руслом Гори Ганги. От деревни же Милам долина Джохар поворачивает направо, к перевалу Унта Дура, и туристам путь в эту сторону закрыт. Ранее же именно по этому маршруту из Индии в Тибет и обратно шли тяжелогруженные товарами караваны.

     
      Путешественнику Гориганга  интересна не только тем, что по вдоль её русла проходит один из самых популярных в Кумаоне треков: трек к леднику Милам и Базовому лагерю Нанда Деви, но и тем, что когда-то тут пролегал один из самых оживленных торговых путей из Индии в Тибет. Для этой территории есть еще одно название: "Малла Джохар" (Верхний Джохар), территорию же ниже Мапанга называли "Талла Джохар" (нижний Джохар), ну а остальную часть русла Гориганги до впадения в Сарду называли Горифат (Goriphat).  

    Людей же, исторически населяющих Малла Джохар,  называют "джохари" (Johari people). Джохари  относятся  к той же этно-лингвистической группе,  к которой относятся  и жители соседних с ними долин Ралам, Дарма, Кутти и непальской долины  Биас, или Бьяс ( Byas or Bias), а именно к племенам тибетско-бирманского происхождения  бхотия, или шока

    Принципиальной разницы между бхотия и шока никакой нет, это чисто терминологический казус, или даже скорее территориальный: бхотия Западного Непала и восточного Уттаракханда называются "шока", или "шокас", на английском языке я встречала написание как “Shoukas”, так и “Soukas”.  Джохари  живут в этой  высокогорной долине с незапамятных времен. Как и  шокас/бхотия соседних долин, джохари живут на две деревни, спускаясь вниз на холодное время года и поднимаясь в верхние деревни в конце апреля-начале мая.

    Мужчина шока из деревни Милам

     
  • 2
    07 дек. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ИСТОРИЯ ДЖОХАРА

    В рассказах о  регионе и его жителях легенды так тесно переплетаются с историческими фактами, что порой между ними трудно провести четкую грань.

    Легенда о племенах Халдуа и Пингаула (о людях - змеях)

    В Кумаоне есть популярная история о том, что раньше долину Джохар населяли два племени:  Халдуа и Пингаула, названные так по имени их вождей. Я читала два разных описания людей  Халдуа и  Пингаула:  в одном случае говорилось о том, что это были племена людей-змей, в другом люди Халдуа и  Пингаула, а так же их  потомки описывались сплошь волосатыми людьми: якобы, волосы покрывали их тела сплошным ковром, и даже их языки были волосатыми. Я склонна придерживаться первой версии (люди-змеи), потому что о том, что они потомки людей-змей нам рассказывали местные жители и даже предлагали нас отвести на те места, где на камнях остались изображения их предков, но вот как-то не сложилось.

     Эти племена поделили область Малла Джохар (верхнего Джохара) на 2 равные половины:  территория  от деревни Мапанг до деревни Ласпа принадлежала Халдуа,  выше Ласпы распространялись владения  Пингаула. В те дни проходы в Хунду (Тибет) еще не были открыты, и никаких взаимоотношений  между людьми, населяющими Малла Джохар и тибетцами не было. 

    Чтобы прокормить себя, племена Халдуа и  Пингаулы выращивали на своих скудных землях кое-какие сельскохозяйственные культуры. Но однажды в истоках Гориганги родилась страшная птица-демон по имени Чонгпья. Её крылья были такими огромными, что при полете от  Ласпы до Мапанга они  касались обоих стен узкого ущелья, птица - демон там иногда застревала и возвращалась обратно. Однажды попробовав человечины она  не могла остановиться до тех пор, пока не сожрала всех людей  - как из племени Халдуа, так и из племени Пингаулу. 
     

     В этой древней легенде озвучена многократно повторенная в индийской и буддистской  мифологии тема вражды между змеями и гигантской птицей: вспомните, хотя бы, взаимоотношения Гаруды и Нагов. Интересно, что в разных сказаниях "положительные" герои часто меняются местами с героями "отрицательными", но суть истории (конфликт между змеями и птицей) не меняется.
  • 3
    08 дек. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)

    ШАКЬЯ ЛАМА, ИЛИ СМЕРТЬ ПТИЦЫ-ДЕМОНА

    Выше долины Джохар в районе Лаптала  в уединённой пещере жил и практиковал обладающий великими сиддхами  Шакья Лама (Shakiya Lama). По утрам он вылетал из своей пещеры, чтобы в известном только ему одному тайном месте в молитвах и ритуалах проводить день, а к ночи возвращался  в пещеру. Вместе с ламой жили и прислуживали ему несколько верных учеников. 
    Как только обладающий  сверхъестественными способностями лама  узнал о злодеяниях птицы-демона Чонгпья, то сразу отправил одного из своих учеников на юг, в сторону Джохара, поручив ему убить злобную птицу и вновь заселить эти земли людьми.

    ( Lapthal - пограничная с Тибетом область, находящаяся на маршруте - Джошимат). 

    Другому ученику лама велел быть проводником воина. Воину-ученику  Лама вручил магические лук и стрелы и велел ничего не бояться, а следовать за учеником-проводником в долину Джохар, и пообещал, что он (лама)  будет незримо присутствовать рядом с ними.

    ....Сначала проводник обернулся собакой, поэтому это место известно как Хингар (собака). Через некоторое расстояние собака обернулась антилопой,  поэтому эта гора стала известна как Долтанг (антилопа). Пройдя  еще некоторое время проводник превратился в топидху (медведя) - теперь это место известно как Topidung (в настоящее время здесь находится временный пост ITBP в деревне Милам). Медведь шел еще некоторое время, а затем превратился в унту (верблюда) -  следовательно, этот перевал теперь известен как Унта Дхура. Затем проводник  превратился в тигра (dung), и  это место также является пунктом размещения  ITBP и известно как Dung Budygar (первый пограничный пост Милам-трека).  
     

     
    Достигнув территории, на которой проживали Халдуа и Пингалу, он превратился в самдау (кролика) - и исчез. Теперь это место называется Самдау (деревня перед перевалом Бриджганга).

    В Самдау ученик, посланный убить птицу, увидел зловещую картину: пустые дома без людей и груды человеческих  костей. Ученик вспомнил о птице-демоне и сначала немного испугался, однако в его голове прозвучало обещание Учителя не покидать его,  поэтому он  успокоился и стал осматривать пустую деревню.  
     

     
    В одном из  домов он увидел старушку, тело которой было покрыто волосами,  как у всех людей Халдуа и Пингалу. Она и рассказала ему подробно обо всем, что произошло, а потом с горечью произнесла: 

    «Сегодня моя очередь. Завтра будет твоя. Зачем ты пришёл сюда - ты что, ищешь своей погибели?» 

    Храбрец показал ей лук и стрелы и сказал, что пришёл  убить птицу и вновь заселить долину людьми, и стал расспрашивать старуху о Джохаре - насколько долина пригодна для жилья? Старуха рассказала, что здесь можно  выращивать некоторые овощи,  но во всей долине нет соли.  

     Внезапно раздался громкий шум крыльев, появилась огромная птица и своим страшным клювом проломила голову старой женщины. За то время, пока она терзала тело старухи, воин  успел выхватить стрелу и выстрелить - с демоном Джохара было покончено. Затем воин поджег землю вокруг и загадал: «Если огонь будет гореть до моего возвращения, значит  этот регион плодороден, если же потухнет -  то  бесплоден» - и поспешил назад, к Шакия Ламе.

    Есть еще другая версия гибели птицы-демона: Чонгпья сама погибла оттого, что уцелевшие люди-змеи накормили её пропитанными кровью жертв  камнями.
     

     Шаман и охотник из Лептии

  • 4
    09 дек. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПЕРВЫЕ ЛЮДИ ШОКА (ШОКАС)

    Воин с победой вернулся к своему Учителю Шакья Ламе и рассказал ему обо всем произошедшем: и о том, что убил птицу-демона, и о том, что земля Джохара  пригодна для выращивания овощей, и о том, что в земле Джохара нет залежей соли.  Лама ответил, что на самом деле соль там есть, но  очень далеко, и пообещал, что  сделает так, чтобы  соль появилась у самого Лаптила, но  его ученики должны будут вернуться в Джохар и основать там новые поселения. 


     
    После этого Шакья Лама навечно удалился в свою пещеру. Однако перед своим уходом он велел ученикам  завалить вход камнями, чтобы никто не смог его побеспокоить.  Наделив воина могуществом,  достаточным для того, чтобы избавить Джохар от птицы-демона, он истратил все свои жизненные силы.

    Воля Шакья Ламы  для его учеников была священна. Через перевал Унта  Дхура они вернулись на то самое место, где воин убил птицу, чтобы проверить: не горит ли подожженная воином земля?  Земля еще дымилась.

     Тогда они созвали со всех сторон людей, объявив, что нашли пригодную для жилья долину.  Пришедшие на их зов люди расселились по долине, построили новые деревни, завели скот, занялись земледелием и совершали поклонения  Шакия Ламе. 

    С тех самых пор жителей  всего региона называют "Шаука" или "Шокас" (Shauka or Shokas).

    Вначале появились три деревни новые деревни: Лван, Бурфу и Ралам. Торговли в те времена не было, потому что перевалы в Тибет и долину Мунсьяри еще не были открыты, и люди  жили в Джохаре замкнуто круглый год, выращивая  уву  (рис), фафар и палти (гречку).

    Одним из первых людей шокас был храбрый Санпати  Шаука (Санпати из племени Шокас): именно его считают  основателем торгово-караванного бизнеса бхотия/шокас.  Торговые маршруты между высокогорными территориями Индии и Тибета возникли задолго до утверждения в этих местах королей кумаонской династии Катюри (Katyuri).  

    Но это следующая глава в истории земли Бхотмахал:  в ней будет гораздо меньше легенд и гораздо больше историзма. Чтобы завершить историю о Шакья Ламе я скажу, что в регионе Лаптил до сих пор есть соль, и туда приходят животные, чтобы лизать её.  

     Ареал Нанда Деви (Джохар)

  • 5
    10 дек. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)

    МИГРАЦИИ И РЕМИГРАЦИИ НАРОДОВ РЕГИОНА В ДОБУДДИСТКОМ ПЕРИОДЕ

    Когда мы говорим о границе между  Индией и Тибетом, то рассуждаем о новейшей историии. Однако сейчас Тибета как единого государства  уже нет. В те же давние добуддистские времена Тибета как единого государства, ЕЩЕ не было, а территорию нынешнего Западного Тибета занимало могущественное королевства Шанг-Шунг, колыбель тибетской культуры и истории, и которое Тибету только еще предстояло  завоевать,

    Господствующей религией в  Шаншунге была религия Бон, а ее основателем -  Шенраб Миво (шен-священник). Думаю, вернее уверена в этом, что покровитель и защитник Джохара Шакья Лама был монахом бонской традиции.

    Ведущие тибетологи считают, что до седьмого века страна в Шангшунг взодил весь западный Тибет вокруг горы Кайлас и озера Манасаровар со столицей в Кьюнглунг Нулкар («Серебряный Дворец в долине Гаруды»).  Но Шангшунг включал в себя не только западный Тибет: пионер изучения истории Шангшунга, американский тибетолог, автор путеводителя по Тибету Джон Винсент Беллецца в своей работе «Древняя цивилизация в Тибете» пишет: «Согласно традициям, территория Шангшунга не была ограничена в пределах текущей границы Китая в Тибете - мы должны изучить другие гималайские регионы типа Ладакха и Уттаракханда в Индии и Мустанга в Непале.

    Так что вполне возможно предположить, что наши шока/бхотия/джохари  не просто выходцы с Тибета, а когда-то древнее тибетское Королевство Шангшунг занимало и эти территории. Королевство отступило, а люди остались))

    О Шангшунге сохранилось очень мало свидетельств, тому несколько причин:  
    1) слишком давно это было (приблизительно с 600 г. до н.э. до VII в, и его последние следы исчезли около X в.)
    2)  труднодоступность и замкнутость региона так же не способствовали его изучению. 

    Есть мнение, что с тех древних пор рельеф Гималаев сильно изменился: ведь раньше и в Шаншунге и Тибете  занимались земледелием и даже садоводством, да и джохари засеивали злаками долину - климат был мягче, теперь же растениеводство в этих местах весьма условное.  И эта версия (изменение ландшафта) выглядит правдоподобно, иначе я не представляю, как шокас/бхотия зимовали на 3500-4000 тыс м  - ведь в те времена они еще не освоили дороги в нижние долины (в Мунсьяри), и жили в своих деревнях круглогодично.

     Изменение же ландшафта шло постепенно от 2000 г. до н.э до  850 г. н.э. До того, как эти изменения начались, переходы между территориями не были такими трудными.

    Среди людей, населяющих земли Бхот, встречается два типажа: у одних жителей характерные тибетские, немного расплюснутые лица, другие же имеют четко очерченный орлиный профиль и совсем не похожи на своих плосконосых соседей: 

     
    Доказано, что с самых древних времен эти высокогорные труднодоступные районы заселяли еще и раджпуты: вот откуда появились такие профили и фамилии «Сингх».  Знаменитый исследователь гималайского  региона Аткинсон поддерживает теорию миграции и ре-миграции: раджпуты сначала пришли в Тибет, а потом покинули его. Он пишет: «Возможно это было действительно так, поскольку существование колоний раджпутов в Тибете в очень раннем периоде  регистрируется как тибетских хрониках, так и китайских».  И если в те времена ландшафт и климат были не такими экстремальными, то и людям, населяющим Гималаи, в поисках незанятных и относительно плодородных земель было гораздо легче перемещаться между долинами, чем  в настоящее время.


    использованы материалы
  • 6
    11 дек. 2017
    IrinaVolga (модератор)
    Да уж, про рис я удивилась. :) Но, потом всё разьяснилось. Спасибо, Лена, так интересно, да еще знакомые всё лица. :)))
  • 7
    11 дек. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga Целое расследование провела! Слава богу что хоть кому интересно, а то я уж подумала, что интересно мне одной.
    Ну и на знакомых приятно посмотреть, да. Но все равно я не могу понять, как они там выживали зимой. Ну пусть было теплее и ниже, но не может же, что прям на тысячу метров?
  • 8
    11 дек. 2017
    IrinaVolga (модератор)
    Ну, уж если рис выживал ...
  • 9
    11 дек. 2017
    photinya
    Elena Vasta сказал(а):
    Целое расследование провела! Слава богу что хоть кому интересно, а то я уж подумала, что интересно мне одной. Ну и на знакомых приятно посмотреть, да. Но все равно я не могу понять, как они там выживали зимой.
     Удивительные результаты! Нам тоже  очень интересно и многое проясняется, только не понятно как жили здесь люди круглый год - зимы уж очень долгие и суровые. Но климат , действительно, мог быть мягче и пастбища тучнее. Насчет религии Бон - все точно, по нашим наблюдениям, чем труднее была жизнь - тем сильнее религия Бон, чем зажиточнее и стабильнее живут люди - тем больше философии буддизма.   
  • 10
    14 дек. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    КОНЕЦ ИЗОЛЯЦИИ, ОСВОЕНИЕ МУНСЬЯРИ, ТОРГОВЛЯ, КАРАВАНЫ

    Новые поселенцы активно осваивали территории и через какое-то время (точно не известно) нашли проходы к Муньсьяри и Мадкоту (он ранее назывался Мал). Нижние земли ошеломили джохари своими просторами, изобилием растительности и теплым климатом.

    В смутной истории того времени осталось имя Сунпати Шаука (Sunpati Saukas) - как организатора торговли с Тибетом и пионера в освоении нижних земель. 

    Вот так для жителей Джохара началась кочевая жизнь: на зимний сезон они стали покидать Малла Джохар и спускаться в Мунсьяри или Мадкот.

    Чтобы преодолеть путь от Малла Джохара до Мунсьяри в те времена требовалось от 22 до 25 дней. Поговорка «Девять коз и десять пастухов» очень образно описывает эту дорогу. На козьи копыта надевали кожаные «тапочки», чтобы уберечь их от повреждений (дороги в те времена еще не были построены), а на спине в карманах  попонки каждая овца или коза перевозила небольшой груз.  Жизнь в ущелье с тех пор не сильно изменилась, и мы то и дело встречали на своём  пути овец и коз с небольшой поклажей. Но стада-то огромные! Так что на  бекающих и мекающих особях можно перевезти значительное количество не очень крупных вещей.

     

      
    Только когда уровень воды в горных реках падал (а это случалось в ноябре), становилось возможным пройти из Джохара в Мунсьяри и в Мадкот. Обратный путь из Мунсьяри в Малла Джохар совершался в апреле или мае, и все равно он проходил по снежно-ледовым мостам. 

    До сих пор треккеры, отправляющиеся в апреле-мае в странствия по земле Бхот, встречают возвращающихся  в свои верхние деревни местных жителей. Зов крови сильнее цивилизационного комфорта, и они идут туда, где нет даже электричества, зато есть родовые дома, белоснежные вершины, вода с ледников и безмолвие.

     
    Жители Джохара иногда поднимались со своими караванами в Тибет, но чаще торговые караваны шли из Тибета - через перевал Унта Дхура
     

     
    Тибетцы, спускаясь в долину, везли с собой соль, шерсть и золото. В обмен они брали все, что выращивали джохари. Удивленные количеством населения в Мунсьяри, тибетцы назвали этот густо заселенный район «Половина мира».  

    Вот откуда появилась пословица: "Половина мира - половина Мунсьяри". Мунсьяри и Мадкот (который тогда назывался "Мал") казались жителям тибетского высокогорья огромным и шумным. Не меньше тибетцев удивляли и жители Мадкота, которые ели рис с банановых листьев.

    Как я уже писала выше, среди джохари были и потомки раджпутов. Раджпуты же генетически прекрасные воины. По иронии судьбы, наибольшая плотность считавших себя кшатриями джохари проживали в деревне Милам, в которой сейчас расквартированы индийские пограничные части.

    Один из потомков гарвальских раджпутов Дхам Сингх принял участие в войне между ладакхским  и тибетским правителем на стороне Тибета. Его вклад в победу тибетцев был столь значителен, что король дал ему право взимать пошлину со всех караванов, проходящих через долину Джохар, а так же даровал Дхаму Синхр право беспошлинной торговли на любом из двенадцати тибетских рынков, что сразу выдвинуло шокас из долины Джохар в превилигированное положение, по сравнению с шокас из долины Дарма, Кутти и Биас. Хоть основные торговые тибетские караваны и шли через первал Липу Лех, а значит через деревни людей шокас из долин Кутти и Биас, но прибыли они им приносили меньше, чем приносил джохари трансфер через перевал Унта Дхура: преференции Дам Сингха от властителя Тибета вывели жителей Джохара в "зажиточную элиту" шокас земли Бхот. И это в бескастовом обществе значило много: по сути дела у бхотия/шокас было только две касты: имущие и неимущие.

    По распоряжению тибетского короля Дам Сингх стал правителем Джохара, что доказывает главенствующее влияние Тибета в этом регионе. Как свидетельствует Генри Лендер, даже во времена британского владычества это влияние не ослабевало, и на высокогорных территориях Гарвалов и Кумаона доминировали тибетские законы. Об этом Генри писал в своей книге “In the forbidden Land”.

    ....А дом правителя Джохара до сих пор существует, мы видели в деревне Милам его руины, от других домов он отличается лишь размером: