Ра́тха-я́тра (Ratha-yātrā) это один из самых главных праздников в индуизме, связанный с Кришной (одной из форм Вишну, в данном случае с Кришной в образе Джаганнатха). Ратха-ятра ежегодно празднуется в июле месяце.
В Пури находится возможно самый ортодоксальный индуистский храм, посвященный господу Кришне в образе Джаганатха, его Брату Балараме (Баладеву) и сестре Субхадре -
Джаганнатх темпл. Центральным событием праздника Ратха-Ятра является проезд храмовых божеств храма Дхаганнатх в их гигантских колесницах. Этот проезд посвящен возвращению Кришны к месту своего рождения.
Храм Джаганнатх
Ратха Ятра проходит не только в Пури, но и в других городах Индии, и даже в других странах - там, где почитают Кришну.
Слово «ратха» означает «колесница», «ятра» означает «двигаться куда-то, ехать».
«Ратха-Ятра» означает «двигаться на колеснице».
Три огромные колесницы: две синих и одна желтая выкатываются перед храмом, идолы божеств выносят и "усаживают" в эти колесницы, сотни людей запрягаются в них и влекут их по городу. Погибнуть под колесами такой колесницы считается большой удачей для верующего!
"Ратха Ятра в Пури". Картина Джеймса Фергюссона Храм Джагантха стоит так, что, фактически, вокруг него крутится весь город. От храма начинается широкая трехкилометровая улица, которая заканчивается у храма Гундича - именно к этому небольшому храму везут храмовых божеств. Храм Гундича в течение года закрыт, он создан лишь для этого одного праздничного дня в году, и накануне в нем проходит праздничная уборка. Этот храм символизирует Вриндаван, куда Кришна вернулся спустя долгое время, откликнувшись на зов своих односельчан: «
Эй, Кришна! Ты обещал скоро прийти, куда же Ты подевался? Мы Тебя ждем давно, без Тебя умираем. Ты – наша жизнь, наша душа! Мы не можем жить без Тебя».
В 500-600 метров от храма Гундича находится озеро, которое называется Индрадьюмна Саровара. Это озеро названо в честь этого императора Махараджа Индрадьюмны, который построил первый храм Гундича и пригласил туда Божества.
Возле этого озера Индрадьюмна Саровар находится два храмика: слева маленький храм самого царя Махараджа Индрадьюмны, а с правой стороны храм Гундича -так звали супругу махараджа.
Божества находятся в храме Гундича 7 дней и затем возвращается обратно. Причем за ним приходит жена, Лакшмидеви и говорит: «Не долго ли Ты, дорогой мой муж, здесь гостишь?» Как жена немножко загулявшего мужа со скалкой ждет у двери, точно так же и Лакшмидеви приходит в состоянии духовного гнева, и с ней приходят ее служанки. Они бьют палками слуг Господа Джаганнатхи.
Когда Божество везут обратно, то в этот день женщины-участники выполняют функцию помощниц Лакшмидеви. А те мужчины, которые тянут колесницу – это слуги Джаганнатхи. И эти женщины палками лупят мужчин.