Сегодня в Индии, Непале и других странах, где проживают индуисты, проходит Нага Панчами - чествование змей.
А все началось - правильно, из "Махабхараты". Сын царя-праведника Парикшита, внук Абхиманью и правнук Арджуны царь Джанамеджая проводил великую явью - "Сарпа Сатра", которая должна была покончить со змеями во всех трех мирах. Дело в том, что его отец скончался от укуса царя змей Таксаки.
И вот ярче и ярче горит жертвенный огонь, брахманы нон-столом читают мантры, отовсюду сползаются змеи и сами кидаются в огонь. Обнаружив, что все змеи уже сгорели в священном огне, лишь Таксака укрылся у царя Индиры, брахманы увеличили темп чтения мантр и силу жертвенного огня, чтобы затащить Таксаку в огонь. Таксака обернулся вокруг ноги Индры, но сила ягьи была столь огромной, что Таксаку подтащило к огню вместе с Индрадевом.
И тогда Таксака воззвал к деве Мансе, и гибель царя змей была остановлена - дева Манса смогла уговорить царя прервать ягью
В этот день кобрам и всем другим змеям преподносят молоко, сладости, цветы, лампы. Изображения нагов, сделанные из серебра, камня, дерева , сначала омывают водой и молоком, а затем поклоняются им с произношением специальных мантр.
Подготовка к Наг Панчами начинается примерно за неделю. Ловцы в окрестностях деревни вылавливают змей и помещают их в большие глиняные горшки. Там «чешуйчатые» остаются до самого праздника, питаясь свежим молоком и крысами. Яд из желез не удаляется, поскольку жители деревни считают, что вредить животным кощунственно.
В день наступления самого фестиваля люди на головах проносят горшки со змеями, по всей деревне, затем красочная процессия направляется к храму богини Амбы. Этот «змеиный ход» сопровождается народными песнями и танцами, а также специальными гимнами во славу Кобре. В святилище проводят многочисленные ритуалы, а затем живность выпускают во внутренний двор храма. Кобры начинают совершать свой знаменитый танец, а завороженные зрители не отводя глаз наблюдают это феерическое представление. Служитель опрыскивает змей традиционным халди-кумкумом и осыпает лепестками цветов.
Затем змей снова помещают в горшки и везут на воловьих повозках через 32 деревни. Жители с нетерпеньем ждут прибытия дорогих гостей. Возле каждого дома процессия делает остановку, что бы выпустить одну или две кобры, которые не стесняясь, проползают сразу в сад или в жилище. Индусы спешат опять опрыскать красавиц благовоньями и предлагают яства. Думается, что пресытившиеся кобры, именно поэтому никакого внимания не обращают на людей.
В тех семьях, где есть не замужние девушки, змей ждут с особым нетерпением. Считается, что они приносят удачу и способствуют скорейшему вступлению в брак. Некоторые отважные девушки осмеливаются подносить свое лицо к пасти кобры, но и тут змеи проявляют полное спокойствие.
Нужно отметить, что не менее красочные церемонии проходят в храмах Адиеша в штате Андхра-Прадеш, Нагаркойла в Керале, Хардевайа в Джапуре.
В разных регионах Индии проводят поклонения своим змееподобным божествам. Так, в Бенгалии, Ассаме и Ориссе почитают Манасу – королеву змей. Заклинатели в храмах устраивают ритуалы призыва Богини, играя затейливые мелодии на дудочках.
В штате Пенджаб, Наг Панчами известен под названием Гуда-Навами. Здесь тоже есть свои интересные обычаи. Женщины деревни вылепливают из теста огромную змею, которую затем помещают в большую корзину и носят вокруг селения, устраивая пышные процессии. Дети и женщины поют во славу Покровительницы песни, а зрители разбрасывают цветы. По завершении церемонии изваяние доставляют на центральную деревенскую площадь и торжественно хоронят.
В Махараштре женщины встают ранним утром, принимают ванну, надевают лучшие сари и совершают обряд подношения. Заклинатели змей рассаживаются вдоль дорог, а также перемещаются по всем населенным пунктам вместе с корзинами, полными «чешуйчатых подопечных».
То и дело с улицы раздаются звуки игривой флейты и возгласы «О, мать, дайте молоко Кобре!». Индианки, заслышав их, покидают дома, неся в руках горшки с молоком, рисом и порошком халди-кумкум, которым посыпают головы кобр. Заклинатели, как приближенные к божественной тайне змей, тоже получают подношения в виде монет и одежды.
Во многих южных районах Индии пожилые индианки до сих пор украшают стены своих домов изображением пятиголовых кобр, эти ритуальные картины сохраняются весь год и заменятся новой росписью перед каждым праздником. Примечательно, что существует запрет на приготовление жареной пищи – причем как растительного, так и животного происхождения.