Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Ниже будет приведено описание неполного перечня сплавных рек Индии. Это описание составлено на основании информации, полученной в основном с англоязычных сайтов и записок иностранных каякеров. Сведения о реках Индии в российском интернете крайне скудны и носят в основном рекламный характер.
3500 километров Гималайских гор включают в себя очень большое количество рек, пригодных для сплава. Освоение рек Индии было начато каякерами, а позднее и рафтерамиразличных стран мира в 70 – 80 годы прошлого века. На сегодняшний день были пройдены практически все значимые реки района. Однако информация о пройденных маршрутах крайне скудна. Поэтому каждый может найти возможность если не сделать первопрохождение реки, то хотя бы пройти новую секцию, новый каньон, забравшись выше, чем начинали первопроходители, или выбрав другое время для сплава, пройдя по более высокой (низкой) воде то, что первопроходителям пройти не удалось. Поскольку россияне начали освоение района значительно позднее, то в описании будет приведена классификация сложности по международной шкале, отличающейся от российской шкалы, введенной С.Черником и используемой в российских отчетах. С определенной натяжкой можно сделать такой перевод: международная категория сложности соответствуют нашим категориям на единицу выше. Знак + или – уточняет сложность в рамках одной категории. Так IV- - следует расценивать как категорию 4С, IV – как 5А и IV+ - как 5B. Соответственно V- - 5C, V – 6A, V+ - 6B, VI – 6C . Полностью непроходимое препятствие обычно обозначается значком черепа с косточками.
На большом количестве рек организован коммерческий сплав. Причем это может быть как сплав для новичков, так и сплав, где комплектуются профессиональные команды. В первом случае рафтинг или каякинг относительно не сложен и обычно не превышает II категории сложности. с локальными порогами III – IV категории сложности, хотя это могут быть и секции IV категория сложности с большими валами и малым количеством камней, где расстояние между препятствиями позволяет гидам выловить всех новичков после очередного оверкиля. Во втором случае могут проходиться секции до V категории сложности включительно. Мне ничего не известно о прохождении на коммерческом сплаве V+ и VI категория сложности.
Реки Индии разнообразны. Можно найти любой желаемый тип сплава – и сплав по большой воде, и крикинг, и водопадинг, и “покатушки” со стоянками в отелях, короткими сплавами и переездами между реками. При желании сюда можно добавлять трекинги, восхождения и вылазки в джунгли.
Для Индии характерны два сезона - сухой и сезон дождей. Летом с конца мая по конец сентября над большей частью Индии идут муссонные ливни. В предгорьях Гималаев (Черрапунджи) годовое выпадение осадков может доходить до 12 метров. Июнь и июль индусы называют “смерть белым”. В этих месяцах очень жарко при практически стопроцентной влажности. С конца сентября по середину мая дождей нет, температура воздуха падает, влажность уменьшается. В связи с этим можно приблизительно рассчитать то время, в которое вам следует осуществлять сплав по реке.
Подъем воды в реках обычно начинается в конце апреля. Если эта река относится к классу большерасходных (big volume), то целесообразнее проходить ее в марте - апреле или в ноябре. Что касается Брахмапутры, то ее ходят в декабре по минимальной воде. Если река относится к малорасходным, то проходить ее можно в апреле - мае или с конца сентября. Этими соображениями надо руководствоваться при подготовке сплава, если время оптимального сплава не указано отдельно для конкретной реки.
Категория сложности реки будет указана через дефис. Более высокая категория относится, естественно, к более высокой воде. Предполагается, что оценка реки определенной категорией допускает наличие препятствий более высокой категории, которые должны проходиться с разведкой или обноситься. Подавляющее большинство приведенных ниже описаний рассчитано на каякерские группы, поэтому группы, которые планируют сплав на других судах, должны относиться к рекомендуемым срокам сплава и участкам сплава исходя из реальной возможности и потребности их судов.