Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Друпон и большинство тибетцев из Кхама любили оружие «Я всегда носил с собой пистолет российского производства. Я помню, что получил его, когда был очень молод. У меня также было около 30 мешков с 1000 пулями в каждой», - говорит он.
Ему было 26 лет, когда в 1957 году харизматичным торговцем из Кхама Гомпо Таши (Gompo Tashi) был образован партизанский тибетский отряд "Чуши Гангдрук". «Гомо Таши был успешным торговцем из провинции Кхам, который часто водил свои караваны и в Центральный Тибет, и в Индию. Это означало, что он лучше понимал мир в целом, чем кто-либо из правительства Лхасы, сидящих безвылазно в Центральном Тибете», - говорит Данхэм.
В 1950 году печально известный тибетский тибетский предатель Нгабо Гваванг Джигме (Ngabo Gwawang Jigme) - тогдашний тибетский губернатор Кхама - преподнёс Китаю на блюде провинцию Амдо . «Семена сопротивления выросли в сознании Таши», - говорит Данхэм. В то время тибетцы, которые уже чувствовали себя неуютно из-за навязчивого присутствия Китая, начали просыпаться.
Мужчины, которые разделяли внутреннюю ненависть к китайцам, сплотились вокруг Таши.
Пекар Тинли (Pekar Thinley), был одним из таких злых молодых людей. Сейчас Пекару Тинли исполнилось 88 лет, он живет в Дехрадуне, штат Уттаракханд, Индия. Тинли проводит свои дни в молитве: «Они пришли еще в 1940-х годах. Медленно и неуклонно они начали прокладывать дороги по нашим сельскохозяйственным полям. Они забрали рацион, предназначенный для наших людей, и яков и лошадей, которые нам были нужны для нашей торговли и транспорта. Они разрушили наши ступы», - говорит он. «Они пришли с намерением войны».
Гомпо Таши не был обычным командиром повстанцев. У него было предвидение военного стратега. В годы, предшествовавшие 1957 году, он много путешествовал в поисках союзников, имел контакты с американским правительство и, впоследствии, с ЦРУ. На его стороне были доверенные соотечественники, в том числе два брата Далай-ламы Гьяло Тондуп и Тактсер Ринпоче.
Тондуп был одним из первых, кто связался с официальными лицами ЦРУ в Калькутте еще в 1951-1952 годах. В 1957 году усилия Таши и Тондупа по скрытому международному охвату принесли свои плоды. ЦРУ прибыло на борт и согласилось обучить партию из шести тибетцев партизанским техникам, включая военные действия, сбор разведывательных данных и их отбор. Перед их последующей заброской в Тибетит, тибетские партизаны обучались американцами на острове Сайпан, расположенном в западной части Тихого океана .
Субконтинент в конце 1950-х годов был площадкой для многочисленных геополитических сил. Сандип Бхардвадж, научный сотрудник Центра политических исследований в Дели, говорит: «США были против роста коммунистов в Китае с 1949 года. В течение 1950-х и 1960-х годов у них были враждебные отношения с Пекином, которые они рассматривали как самого важного союзника СССР в холодной войне ... "
В 1958 году американский Комитет 303 (отвечающий за надзор за тайными операциями) одобрил поддержку ЦРУ тибетскому сопротивлению. Истребители были обучены воздушно-десантным операциям, а миссии выполнялись в Тибете».
Самой важной миссией отряда было обеспечение полной безопасности Далай-ламы. Вечером 17 марта 1959 года, когда китайцы начали обстрел дворца Норбулинка, ближайший советник Далай-ламы Фала скоординировал свои действия с другими лидерами повстанцев и под покровом ночи помог Далай-ламе и его ближайшим родственникам покинуть дворец.
В интервью с Данхэмом Роджер Маккарти, офицер ЦРУ, отвечающий за подготовку тибетцев и одного из ведущих чиновников операции в Тибете, говорит, что приказы «быстро пошли от агентства… в Белый дом и, наконец, к премьер-министру Джавахарлалу Неру. Разрешение на въезд в Индию было получено Далай-ламе еще до того, как об этом был проинформирован наш посол в Индии».
Некоторое время партизанский отряд Чуши Гангдрук пытался действовать из Мустанга, потому что Индия не допустила действий повстанцев на своей земле. Лама Церинг, лидер сопротивления, действовал в качестве главного офицера связи между ЦРУ и повстанческими силами.
Сын Церинга Тенцинг Сонам - художник, режиссер и основатель Международного кинофестиваля в Дхарамсале - говорит: «Участие моего отца в Чуши Гангдруке началось в 1958 году. Он был главным секретарем и компаньоном Тондупа с тех пор, как он учился в Нанкине в 1940-х годах."
После того, как Далай-лама перешел через границу, начался постоянный приток тибетских беженцев в Индию. Друпон тоже проделал это путешествие тоже, переправившись в мае 1959 года в местечко Миссамари, расположенное в Ассаме (северо-восточный штат Индии). По дороге в Индию вместе с 40 000 других тибетцев, он видел, как друзья и семья умирали по дороге и потом уже на новом месте. «Индийское правительство построило для нас хижины. Но было лето, и наши люди не привыкли к такой жаре. Каждый день пять или десять человек умирают», - говорит Drawupon.
Все, от климата до еды, было незнакомым. «Они дали нам дал и овощи. Мы думали, что дал для лошадей! Мы не привыкли к этому. Мы выжили на хлебе и молоке», - говорит он.
По словам Рису, сына командира Друпона, Гомпо Таши, оказавшись в Индии, убедил отца взять на себя руководящую роль в зарождающемся тибетском правительстве в изгнании.
Тем временем китайская агрессия 1962 года привела премьер-министра Индии Джавахарлала Неру к рассмотрению возможности готового тайника тибетских солдат. Так появились "Особые пограничные силы Индии", в состав которых позднее войдут тибетские повстанцы из отряда "Чуши Гангдрук" , образовал отдельное подразделение, называемое "Учреждение-22". Официально их также обучало ЦРУ на авиабазе индийской армии в Агре.
Пекар Тинли был в этомотряде 22, образованном из тибетского партизанского отряда одним из первых. «Еще в 1956 году я помог устроить засаду и взорвать 12 китайских грузовиков», - говорит он. Но его лучшие моменты как солдата, говорит он, когда он научился прыгать с парашютом. «Нам сказали посчитать до трех, прежде чем прыгать. Но как только дверь самолета открылась, и я попытался сосчитать, мой рот наполнился воздухом. Я попробовал еще раз, но потом все равно прыгнул ».
Другие столкнулись с другой проблемой. «Некоторые из нас, кто не знал английский или хотя бы хинди должным образом, продолжали считать громко даже после того, как мы приземлились на землю. Нам сказали заткнуться, потому что даже китайцы могли нас слышать! », - говорит он. Пекар Тинли и сто других тибетских солдат также будут в конечном итоге задействованы Индией в войне в Восточном Пакистане в 1971 году.
Однако к концу 1960-х годов международная тибетская партизанская интрига начала разваливаться. В 1969 году под руководством Генри Киссинджера США и Китай приняли решение о политике сближения. Это означало, что вся поддержка Чуши Гангдрук в Мустанге, и американская помощь Индии остановится. В 1974 году Церинг был арестован непальской полицией и заключен в тюрьму на семь лет. Далай-лама, чтобы предотвратить войну с участием приютившей его страны, попросил тибетских повстанцев, базирующихся в Мустанге сдаться.
Многие из этих повстанцев прежде были буддийскими монахами. Беря в руки оружие, убивая людей, они снимали с себя монашеские обеты, и назад дороги не было. Когда операция закончилась, часть этих коммандос отказалась выполнить просьбу далай-ламы сдать оружие и вернуться к мирной жизни, часть, выслушав приказ Его Святейшества, покончила с собой.
В документальном фильме 1998 года для Би-би-си о тибетском сопротивлении «Теневой цирк: ЦРУ в Тибете» Церинг говорит о значении тибетского восстания: «Я не считаю нашу вооруженную борьбу чем-то законченным ... Я считаю, что мы должны смотреть на это как на первую главу в продолжающейся борьбе за свободу".
Из интервью, Сергея Бойко автора русского перевода документального исследования «Тайная война ЦРУ в Тибете», выпущенного недавно нижегородским издательством «ДЕКОМ»:
– Кто из тибетских лам, сановников или родственников далай-ламы входил в «пятую колонну» ЦРУ в Тибете?
– «Пятой колонны» как таковой не было. Была проблема Тибета. С точки зрения китайских историков, Тибет всегда являлся частью Китая. Это, разумеется, неправда. А строго исторически, у тибетской теократии была самостоятельность во внешней политике, следовательно, были признаки суверенитета.
У Тибета были определенные политические отношения с маньчжурской империей Цин до 1911 года, когда последний император Цин отрекся от престола. Ранее у Тибета были особые политические отношения с монгольской империей Юань. Но не с Китаем.
В примечаниях к книге уточняется, как у тибетских правителей появился титул «далай-лама». В XVI веке верховный лама Сонам Гьяцо объявил монгольского правителя Алтана-хана реинкарнацией великого монгольского полководца, который жил ранее. Себя Сонам Гьяцо назвал реинкарнацией наставника этого полководца. Благодарный Алтан-хан даровал Сонаму Гьяцо титул «далай» – частичный перевод имени ламы на монгольский язык. Сонам Гьяцо объявил личными реинкарнациями своих двух предшественников. Он сделал их далай-ламой I и далай-ламой II, а сам, следовательно, стал далай-ламой III.
Политические отношения Тибета с империями заканчивались, когда эти империи распадались. После Синхайской революции 1911 года тибетцы прекратили отношения с маньчжурской империей Цин. А китайские республиканцы, продвигая великоханьскую идею, заявляли, что Тибет всегда был и остается неотъемлемой частью Китая. Хотя с 1912 по 1950 год включительно никакой власти у китайцев в Тибете не было, а все признаки суверенитета были налицо: и своя валюта, и своя армия, и свой язык, и даже мировое признание – хотя тут с оговорками.
– В октябре 1950 года китайцы заявляли о «мирном освобождении» Тибета, предлагали тибетцам широкую автономию. Почему тибетская теократия не воспользовалась этим шансом?
– Шанса у Тибета не было. В данном случае уместно сравнение с Монголией, которая тоже объявила о независимости от Цинской империи после Синхайской революции. Монголию последовательно поддержала Россия, затем СССР. Сейчас она независима. Тибет же никто не поддержал – ни Великобритания, ни Индия, ни США.
Ни с одним из регионов, которые коммунистический Китай брал под свой контроль после падения режима Чан Кайши, Мао Цзэдун не заключил договоров о широкой автономии. В Китае установили режим унитарного государства. В договоре, который китайцы предлагали Тибету, есть интересные пункты, которыми китайцы
В договоре, который китайцы предлагали Тибету, есть интересные пункты, которыми китайцы фактически признавали независимость Тибета. Один из атрибутов суверенного государства – собственная армия. В соглашении было прописано, что тибетская армия вольется в состав Народно-освободительной армии Китая. Там же было указано, что китайцы никак не будут ущемлять права далай-ламы, не станут трогать религиозную структуру Тибета, не будут вмешиваться во внутренние дела. Но китайцы этих условий не выполнили.
Не успели высохнуть чернила на договоре, как в Тибете началось преследование тибетского буддизма и т.д. Когда войска НОАК получили отпор в Восточном Тибете, в ответ китайцы стали бомбардировать монастыри. А в 1959 году в Лхасе вспыхнуло антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено. Далай-ламе пришлось бежать в Индию, но еще на тибетской территории он денонсировал договор с Китаем.
Надо отметить, как и в каких условиях Тибет подписал с Китаем это соглашение. По сути, оно было навязано и нелегитимно с самого начала. Заняв часть Восточного Тибета, китайцы предложили далай-ламе отправить делегацию в Пекин на переговоры. У переговорщиков не было полномочий заключать какие-либо соглашения. Но китайцы изготовили фальшивые печати и принудили членов тибетской делегации подписать договор.
– Верны ли мнения, что китайские власти совершили по отношению к тибетцам акт геноцида?
– Не совсем так. Мао Цзэдун довольно быстро начал проводить радикальные реформы, что вызвало возмущение у тибетцев. В то же время КНР не могла не учитывать повышенное внимание к Тибету со стороны стран-соседей. Например, за аннексией Китаем Тибета пристально наблюдали в Индии, где проживает значительное количество буддистов. В 1957 году далай-лама провел в Индии три месяца на праздновании дня рождения Будды Шакьямуни. Он встречался с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, которому напрямую заявил, что хочет просить убежища. Пока его святейшество находился в Индии, туда несколько раз приезжал глава правительства Китая Чжоу Эньлай. Китайцы опасались, что далай-лама не вернется в Тибет.
От имени Мао Цзэдуна Чжоу уговаривал далай-ламу вернуться, обещал, что Китай приостановит в Тибете антирелигиозную политику. И в Центральном Тибете это все действительно притормозили, но на востоке страны полным ходом шли военные действия, в которых погибло много тибетцев.
Еще большее количество жертв было в 1959 году, когда китайцы подавляли восстание. Однако основная волна репрессий и истребления буддийских памятников в Тибете – последствия не восстания, а «культурной революции» 1966–1976 годов в Китае. Тогда уничтожали не только тибетцев, но и их культуру и религию. До 90% монастырей в Тибете было разрушено. Кроме того, в 1960 году, когда из-за политики «большого скачка» в Китае начался массовый голод, в Тибете китайцы реквизировали ячмень и другое продовольствие и вывозили в Китай.
Можно сказать, что китайские власти косвенно способствовали голоду в Тибете. Все это вместе дает очень большие цифры гуманитарных потерь Тибета за время правления в Китае режима Мао. Но точных данных не знает никто. Тибетское правительство в изгнании дает одни цифры, китайская сторона другие, значительно меньшие, а европейские или американские историки – третьи. Истина, как водится, где-то посередине.
Принц Бирендра, сменивший на престоле короля Мехендру, покровительствовавшего тибетским повстанцам, стремился улучшить отношения с Китаем - к 1973 году 20 процентов всей иностранной помощи Непала приходило из Пекина. Поэтому по настоянию китайцев, молодой король Бирендра потребовал, чтобы партизаны Мустанга сдались властям Непала.
Один из лидеров тибетского сопротивления, Тинзинг Джюрме, так описал реакцию бойцов отряда "Чуши-Гангдрук" в Мустанге:
- Я был там с 1960 года.
- Что бы ты сделал, если бы провел последние двенадцать или тринадцать лет, замораживая свою задницу?
- Мы были готовы к бою. Мы были готовы сражаться со всей непальской армией, если бы пришлось. Мы не боялись непальцев, и они это знали.
- Генерал Вангду сдерживал нас. Он напомнил, что в Покхаре и Катманду живет много тысяч тибетских беженцев - многие из них являются нашими родственниками, и все они были гостями непальского правительства. И было много непальцев, которые все равно были не очень рады нашему присутствию. Если бы мы начали сражаться с непальской армией, мы бы только создали дополнительные трудности для наших семей. Мы знали, что Вангду был прав, но я также знал, что он никогда не сдастся.
Вполне возможно, что Вангду ждал какой-то подсказки от правительства Далай-ламы в изгнании, проживающего в Дхарамсале. Также возможно, что в течение этой последней пустынной зимы Вангду принял решение умереть, но не признать поражение.
Последние пятнадцать лет жизни Вангду были чередой испытаний: во-первых, тибетцы были вытеснены из своей страны китайцами; американцы начали компанию помощи тибетским повстанцам а затем бросили их, потому что, по-видимому, Никсон хотел подружиться со смертельными врагами Вангду - китайскими коммунистами; затем их предал генерал Баба Йеши - тибетец и, что еще хуже, кхампа; и вот, наконец, и дружественные прежде непальцы стали вытеснять армию повстанцев из Непала. Но Вангду был воином, и представить, что он сдается просто так и осядет в лагере беженцев было немыслимо.
19 апреля 1974 года непальская полиция в Покхаре арестовала Лхамо Церинга, тибетца, который был посредником между правительством Тибета в изгнании и войсками Мустанга, и посадил его в тюрьму. После ареста Лхамо Церинга стало известно: любой, кто помогает тибетским мятежникам, будет рассматриваться как враг непальского правительства. Было принято решение пробираться в лояльную Тибету Индию.
В мае генерал Бабы Йеши встретился в Катманду с руководством Королевской армии Непала и объявил, что готов предоставить армии точное местоположение всех командиров тибетского сопротивления. (Хотя точная сумма не известна, однако докаан факт, что Баба Генерал Йеши был в значительной степени вознагражден непальской монархией.) Неделю спустя сорок восемь последователей Баба Генерала Йеши, выступая в качестве гидов, привели непальскую армию в Мустанг.
Шпионы Ванду узнали об этом. Так же разведчики Ванду сообщили, что небольшой отряд китайских войск вторгся в Мустанг с севера - в опасной близости от того места, где находилась группа Тинцинга Джюрме. Худший страх Ванду стал реальностью: королевская армия Непала стала союзником китайцев. Что было еще хуже - в Джомсоме, самом южном городе Мустанга, Королевская армия Непала построила вертодром, и десять тысяч военнослужащих уже следовали по долине Кали-Гандаки.
Это была китайско-непальская ловушка.
Генерал Вангду провел экстренное совещание. Он сказал своим командирам, что у них нет выбора, и надо заключать сделку с непальцами - до того, как НОАК сделает следующий шаг с севера. Повстанцы сдадут половину своего оружия и боеприпасов при условии, что непальцы освободят Лхамо Церинга, который все еще находится в тюрьме Покхары. После его освобождения они сдадут остальное свое оружие.
Тем временем индийское правительство оказывало давление на правительство Далай-ламы в изгнании. Далай-лама записал сообщение на магнитофон, который затем был доставлен в руки сопротивления Мустангу. От магара до мага , повстанцы слышали голос Далай-ламы, просящего их сложить оружие.
Тинцинг Юрме описал реакцию првстанцев:
"Многие из нас плакали, когда услышали слова Его Святейшества. В наших сердцах мы не могли пойти против желаний Далай-ламы, но мы не могли сдаться и после того, как уже столько потеряли. Кроме того, если мы сдадимся, что непальцы сделают с нами? Они уже предали нас за освобождение Лхамо Церинга.
Вместо того, чтобы идти против Далай-ламы, некоторые из парней покончили с собой. Пачин, один из пяти командиров, перерезал себе горло. Он сделал это с такой силой, что его голова отвалилась. Цеванг Гьяпо, мой личный секретарь, тоже покончил с собой. Он поднялся на вершину старого каменного здания, которое было высоко над рекой, и просто прыгнул, ничего не сказав никому. Они бродили вокруг и плакали, словно даже не знали, где они."
Роджер Э. Маккарти, человек, который создал тибетскую оперативную группу ЦРУ, позже согласился с объяснением Тинцинга Джюрме. Маккарти сказал мне: «У Ванду были ключевые документы, включая не только записи о силе Мустанга, но и имена тех, кто помогал сопротивлению различными способами, плюс финансовые записи… Ванду намеревался добраться до Индии с этим ценным грузом. Его груз был главной мотивацией для погони за ним. Вангду был не из тех людей, кто заботился о личной безопасности. Он, черт возьми, не боялся драться ни с китайцами, ни с непальцами».
Вангду отправил большую часть оставшихся войск в Джомсом, который, как он надеялся, задержит армию достаточно надолго, чтобы он мог бежать в Индию. Он и небольшой контингент его сторонников направились на запад Непала верхом на лошадях.
Верховая поездка по высокогорью была очень тяжелой. На тринадцатый день побега непальцы заметили повстанцев в Дольпо - эти новости тут же были переданы по радио в Джомсом. Таким образом, королевская армия знала, что отряд повстанцевмнаправляется на запад страны.
К концу августа Вангду и его люди достигли Джумлы и перешли через тибетскую границу, пытаясь сбить с толку непальскую армию. Они и его люди продолжали свой тяжелый путь, продвигаясь вдоль границы Непала и Тибета, укрываясь в горах от своих преследователей, люди были до крайности истощены.
Вскоре они достигли перевал Тинкер-Ла, через который планировали войти опять в Непал - оттуда уже было рукой подать до Индии. Казалось, что спасение было так близко, однако Ванду и его отряд попали в ловушку: королевская армия Непала устроила на вершине перевала засаду.
Ванду не боялся смерти. Что действительно беспокоило его, так это то, чтобы те документы, которые он вез, не попали бы в руки к непальским королевским войскам, а были бы доставлены правительству Далай-Ламы.
Ванду был сбит с лошади метким выстрелом, его лошадь продолжала скакать без него. Севший вертолет увез тело Вангду в Катманду.
Король Бирендра устроил грандиозную демонстрацию победы своей армии. Прямо в центре Катманду он установил большую палатку, чтобы публика могла видеть трофеи Королевской армии Непала. На столах были разложены все личные вещи Ванду: кольца, наручные часы, гуа, меч, винтовка, радиоприемник, а так же некоторые личные фотографии, которые он всегда носил с собой.
Но главным призом был сам Вангду: король повелел выставить на обозрение его изуродованный труп. Эта демонстрация продолжалась в течение нескольких дней, прежде чем зловоние стало настолько сильным, что шоу пришлось закрыть. Тинцинг Джюрме, Лхамо Церинг и пять других лидеров были заключены в тюрьму на семь лет.
Так закончилось тибетское сопротивление.