Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Сегодняшнее полнолуние - особенное, причём события, выпадающие на эту дату, связаны, помимо Тибета, с двумя гималайскими королевствами (одно из них, правда, бывшее таковым до 1975 года) - Сиккимом и Бутаном.
Прежде всего, сегодня день ухода, или Махапаринирваны, т.е.смерти, одного из самых известных в истории тибетского буддизма Тройных совершенств - совершенного монаха, йога и учёного - по имени Пема Карпо (1527-1592). Он оставил заметный след в истории тибетского буддизма, прежде всего, как плодовитый учёный (почему перед его именем обычно добавляют эпитет Кункьен - Всезнающий), написавший аж 24 тома наставлений и объяснений различных аспектов буддийского учения, главным образом, по Махамудре.
Кункьен Пема Карпо был четвёртым в линии перерождений главы школы Другпа (произносится скорее как «джукпа») Кагью. Перед своим уходом он обещал два раза вернуться. И здесь надо заметить, что духовные линии в тибетском государстве постепенно накапливали богатство и влияние, отчего со временем неизбежно превращались в некое подобие современных политических партий, проплачиваемых олигархическими кланами - не стоит идеализировать Тибет или Бутан, там всегда жили такие же люди, многих из которых обуревали неведение, жадность, гнев, гордыня, страсть, зависть, ревность и т.д., ну и речь, разумеется, идёт не о Пема Карпо и других великих йогах и безупречных подвижниках, ибо таких, как они, власть и богатство не интересовали.
Кункьен Пема Карпо
И вот в связи с этим, спор, во многом политический, из-за того, кто явился его следующим воплощением, косвенно послужил причиной возникновения в XVII веке Бутана как отдельного, независимого от Тибета государства. До этого бóльшая часть той территории, которую занимает современный Бутан, входила в состав тибетской империи, и поэтому ныне она является частью тибетского культурного региона. Но с глубокой древности эти края назывались མོན་ (Мон), མོན་ཡུལ་ (Мон-юл) или ལྷོ་མོན་ (Лхомон) - страна на юге, где проживают моны.
Сам этот народ довольно загадочный с антропологической точки зрения, потому как есть моны в Индокитае (มอญ по-тайски, проживают и в Таиланде, и в Мьянме/Бирме, где даже есть отдельный штат с таким названием), есть на северо-западе Гималайского хребта, ну и вот к югу от Тибета, и один ли это и тот же народ, или просто название созвучно - тема для отдельного исследования.
Возвращаясь к Кункьену Пема Карпо - несмотря на то, что его деятельность проходила в южном и юго-восточном Тибете, линия его перерождений оказалась впоследствии связана как раз с Королевством Бутан, а его следующее, самое известное и значимое в истории воплощение - Шабдрунг Нгаванг Намгьял (1594-1651) - стал основателем и первым правителем Бутана как единого и независимого от Тибета государства. Даже само название этой замечательной страны, известное всем тибетоговорящим - འབྲུག་ཡུལ་ (Джуг-юл - Страна дракона) - возникло из названия школы འབྲུག་པ་བཀའ་བརྒྱུད་ (Джугпа Кагью - Духовная линия дракона).
национальный флаг королевства Бутан
По прибытию он узрел девятерых драконов, к которым он попытался приблизиться, но они взмыли в небо с громогласным рёвом, после чего с неба посыпался дождь из цветов. Разумеется, это было воспринято как особый, очень благой знак, а сами эти драконы - как проявление махасиддхов-чудотворцев Индии. Место это, в итоге, Цангпа Гьяре так и назвал - རྣམ་འབྲུག་ (Намдруг) - Небесный дракон. Отсюда возникло и название самой линии и её последователей. И в те времена говорилось, что линия Другпа Кагью распространилась на такое расстояние, которое ястреб может пролететь за 18 дней. При этом, правда, никто не имел ни малейшего представления, сколь это далеко.
флаг линии Другпа Кагью
С этим связана любопытная история из устной традиции: тот лама, который был учителем Цангпа Гьяре, дабы предсказать будущее своим трём лучшим ученикам, предложил им выбрать три предмета - ритуальный барабанчик дамару, трубу из раковины и колокольчик. Тому, кто выбрал дамару и стал в него стучать, учитель сказал, что его влияние распространится подобно звуку дамару. Тому, кто выбрал раковину и затрубил в неё, было сказано, что его деятельность распространится так далеко, как слышен звук раковины. Цангпа Гьяре, будучи третьим, выбрал колокольчик, привязал его к ногам ястреба и отпустил его лететь, и тот, пугаясь звона колокольчика, летел без остановки целых 18 дней, пока не устал и не сел в изнеможении.
Пророчество, как мы теперь знаем, сбылось: Цангпа Гьяре был настолько уважаем и популярен, что на его учения собиралось до 5000 человек, общее число его учеников было близко к 9000, и в их числе - около 280 йогов-чудотворцев. Популярность школы в XII-XIII вв. была столь велика, что в Тибете родилась поговорка: «Половина людей в этом мире - адепты Другпа Кагью, половина Другпа Кагью - странствующие йоги, половина этих йогов - чудотворцы». Далеко, однако, улетел ястреб с колокольчиком! Особенно если ещё учесть и нынешнее время - буддийские центры Другпа Кагью есть уже по всему миру.
Цангпа Гьяре
Снова возвращаясь к Пема Карпо, который был воплощением Цангпа Гьяре - он сам предпочитал называть свою линию почти также по звучанию, но немного по-другому по смыслу: не བཀའ་བརྒྱུད་ (Кагью - Линия наставлений), а དཀར་བརྒྱུད་ (Кагью или Каргью - Белая линия) - из-за обилия среди её последователей тех, кто носит белые одеяния, т.е.усердно практикующих йогу, держащих мирские обеты, подчёркивая, тем самым, большее внимание, уделяемое в этой школе практике, а не теории.
Начиная с Цангпа Гьяре, главу школы стали именовать Гьялванг Другпа, таким образом, Пема Карпо - Гьялванг Другпа IV, а нынешний, XII Гьялванг Другпа - замечательный, душевный лама, посетивший Россию в 2018, известный ещё и тем, что вдохновил монахинь из своего монастыря в Непале заниматься самообороной в рамках китайского у-шу (в перерывах между ритуалами, учёбой и затворами по Цалунгу) и обучать этому женщин всего гималайского региона, чтобы они могли успешно противостоять насилию.
Гьялванг Другпа
С этой святыней связан любопытный обычай, ежегодный праздник, отмечаемый в Бутане в конце зимы, центральную роль в котором играют местные мужчины, облачённые и вооружённые как средневековые воины, и апельсины, но это уже другая история, в другой раз расскажу. Другие же святые реликвии Цангпа Гьяре хранятся в различных монастырях школы Другпа Кагью в Тибете (на фото - одна из них).
Что же касается дня рождения, то, согласно буддийскому учению, рождение, т.е.начало формирования физического тела, происходит в момент зачатия, когда сознание попадает в материнскую утробу в момент соединения мужского и женского элементов (на физическом уровне - сперматозоидов и яйцеклетки). Поэтому в тибетской культуре всеобщим Днём рождения принято считать Новый год: когда он наступает, все одновременно становятся на год старше, ибо кто ж вычислит, когда там кого (или даже кто, в некоторых случаях) зачали. Однако влияние западной культуры настолько велико, что и Дни рождения наиболее почитаемых лам стали отмечать - с тортами, свечками и т.д. Это нисколько не удивительно, ведь буддизм распространился буквально по всему миру. И плохого в этом тоже ничего нет - зачем играть, например, в тибетцев, не будучи таковыми?
Другое весьма важное событие, с начала XVIII века ежегодно отмечаемое в полнолуние 7-ого лунного месяца - это большой праздник в бывшем королевстве (ныне - 22-м северо-восточном штате Индии) под названием Сикким, тибетское название которого - Джеджён или Дэдзон (འབྲེས་ལྗོངས་ - Рисовая страна - так она воспринималась тибетцами).
Праздник называется Панг Лхасол (དཔང་ལྷ་གསོལ་) - Моление божествам-свидетелям) - оказание почтения местным божествам-защитникам, выражение благодарности обильными подношениями за помощь в богатом урожае, обилии дождей, за защиту от стихийных бедствий, войн и эпидемий, а также признание их роли в качестве свидетелей клятвенного союза «братьев по крови» - исконного местного народа ронг, или ронгпа (རོང་པ་ - «люди из ущелья» - их самоназвание и как их называют тибетоговорящие, хотя обычно этот народ называют «лепча», что для самого этого народа звучит оскорбительно) и восточных тибетцев, пришедших сюда в XIII веке, будучи теснимыми монголами, то во главе с Чингисханом, то с Хубилай-ханом уже в качестве китайского императора династии Юань.
Кстати, что интересно, подобный же процесс имел место примерно в то же время в Индокитае, куда из Юннани, т.е.с юго-запада современного Китая, устремились никак не желавшие быть под монголами свободолюбивые и воинственные, как и восточные тибетцы, тайские племена
Правда, устная традиция Сиккима утверждает, что первым тибетцем, пришедшим сюда, был сильный, большой человек по имени Кье Бумса, женившийся на дочери некоего ламы школы Сакья и желавший наследников, но как-то у них не получалось. Зато было им предсказано, что ежели пойдут они на юг, то проблему свою решат. И вот как раз таки к югу от долины Чумби, где они с женой поселились, у подножия горы Канчен Дзоннга (о ней чуть ниже) Кье Бумса и встретился с вождём народа ронг (лепча) по имени Тэкон Тэк, вождь его благословил, и жена вскоре понесла и родила ему, в итоге, наследника.
В благодарность за помощь Кье Бумса породнился с народом ронг, скрепив клятву союза, судя по всему, жертвоприношением, поскольку проходил этот ритуал так: Кье Бумса и вождь Тэкон Тэк уселись на свежей шкуре, связали себя кишками и окропили кровью, произнеся слова клятвы братства. Что тут сказать? Гуру Ринпоче, конечно, благословил земли Сиккима как Тайную страну, великий тибетский мастер Ригдзин Годэмчен явил здесь свою Махапаринирвану, но в большей степени буддийской страной Сикким стал уже только в XVII веке, благодаря деятельности великого йога Лхацуна Намкха Джигме - духовного покровителя Сиккима. А жертвоприношения и прочие шаманские ритуалы совершаются кое-где в Сиккиме до сих пор.
Самый главный из божеств-свидетелей этого братского союза - конечно, красноликий воин Дзоннга Ченпо, сидящий верхом на снежном льве, владыка третьей по высоте в мире (8586 м над уровнем моря) и самой высокой в Сиккиме, самой важной и значимой, и, конечно, самой красивой вершины Сиккима, правильное название которой - Канчен Дзоннга (གངས་ཆེན་རྫོང་ལྔ་ - Великая снежная вершина пяти крепостей), хотя чаще можно встретить неправильное, искажённое теми жителями Сиккима, для кого родной язык - непали: Канченджунга, при таком искажении, разумеется, сам смысл названия теряется.
Про нагов я уже как-то в предыдущих постах писал. Что же касается местных горных духов, чьим вождём на территории Сиккима как раз и является почтенный Дзоннга Ченпо, то понимать, кто они такие, можно примерно так: всё, что может быть связано с горами - от целебных трав, что растут на их склонах, до лавин и снежных бурь - обладает неким особым характером, иногда мягким, иногда жёстким, порой капризным и вспыльчивым, порой щедрым и радушным; горы могут вызывать необъяснимый восторг, а могут и дико пугать; кто бывал или даже жил в горах подолгу, тот очень хорошо это понимает. Вот такую совокупность всевозможных качеств и свойств можно условно определить как некую энергию места, которую сами народы, исконно живущие в горах, воспринимают как божеств или духов, порой даже предстающих особо восприимчивым людям в виде неких всадников.
В тибетском культурном регионе, к которому, в частности, относится и Бутан, и Сикким, такие горные духи обычно воспринимаются как грозные, красноликие воины с оружием и в доспехах. Дабы эти воины были воинами добра, Буддам и великим йогам, каковым был, например, Гуру Падмасамбхава, приходилось этих духов приструнять, чтобы не шалили, и брать с них клятву помогать всем, кто следует пути добра, то есть учению Будды, а также стеречь эту Тайную землю (особо благоприятное место, где последователи Гуру Падмасамбхавы могут укрыться в неспокойные времена), каковой являются и Бутан, и Сикким. Вот поэтому во всех, особенно главных, монастырях Сиккима в эти дни проводятся особые ритуалы подношения и напоминания об обетах этим божествам. Часть этих ритуалов - церемониальные танцы в облачениях воинов с элементами, как сейчас это называется, исторического фехтования.
Раньше эти танцы частично выполняли роль военных смотров - настоящие воины демонстрировали своё искусство владения оружием, ибо и Сикким с Бутаном иногда воевали между собой, и от тибетцев отбивались, и от гуркхов. В основном, неудачно - Сикким терял территории буквально со всех сторон то в пользу Непала, то Бутана, то Британской империи, то ещё потом и Китая (целая долина Чумби с руинами старой летней царской резиденции стала относиться к Тибету, т.е.отошла китайцам).
Сама церемония была учреждена ещё великим Лхацуном в середине XVII века, и текст, по которому она проводится, относится к его известному тэрма (духовным кладам) под названием «Ригдзин Согдруб»; что же касается ритуальных танцев, которые называются Панг То Чам (དཔང་བསྟོད་འཆམ་ - Танец поклонения свидетелям), то они были учреждены где-то между 1710 и 1717 годами тогдашним царём, или королём, Сиккима по имени Чагдор Намгьял, пробывшим первые 10 лет своего правления в изгнании в Лхасе - его старшая сводная сестра, дочь бутанской супруги его отца (их у него было три - бутанка, тибетянка и представительница племени лимбу, проживающего на востоке Непала, севере Сиккима и Бутана, давшего современное название Сиккима, изначально «сукхим» - «счастливый дом»), не могла допустить, чтобы её малолетний сводный брат воссел на сиккимский трон.
Пока Чагдор был в Лхасе, он преуспел в изучении буддийских наук и даже стал личным астрологом Далай-ламы VI. А в это время Сикким был, по сути, оккупирован бутанцами. Но вот пришло время Чагдору стать уже, наконец, Намгьялом, то есть царём. Помогла ему в этом, конечно, тибетская армия - бутанцы были изгнаны из царского дворца Рабденце (там сейчас шикарнейшие, живописнейшие руины с обалденным видом), однако сводная сестра затаила злобу. И выместила она её с помощью, как ни странно, тибетского доктора: как-то после посещения горячих источников Чагдор Намгьял скоропостижно и загадочно скончался от разрыва аорты. Когда чёрный замысел раскрылся, доктора то ли зарубили, то ли закололи, а с несостоявшейся царицей обошлись изящнее: задушили шёлковым шарфом (скорее всего, белым) - тем самым, который выполняет роль церемониального подношения в тибетской культуре. Так что защитники защитниками, но ни омрачения, ни карму никто не отменял.
Ну, и на десерт, по случаю праздника - глава из серии «Жизнь замечательных людей»
Тогдэн Амтрин (1922-2005), Другпа Кагью, родом из Кхама.
Ямантаку созерцал, большую часть жизни проведя в затворе
А вид этого живописного йога (фото ниже), похожего одновременно на индейца и на древнего индийского махасиддху, что на последней фотографии, звали Голок Чагда Ринпоче (མགོ་ལོག་ལྕགས་མདའ་རིན་པོ་ཆེ་ - Железная стрела из местности Голок - даже имя как у индейца). Он родился в Восточном Тибете, в селении Чагмо области Голок где-то в 1860-х. По неизвестным причинам он покинул свой родной Голок, когда ему было около тридцати, оказался в Сиккиме, поселился неподалёку от самого святого места в Сиккиме - монастыря Ташидинг - в деревне Гонгьяб, взял в жёны местную девушку и жил там до конца своей жизни. Она ему впоследствии родила сына-тулку (воплощение одного ламы), поныне известного в тех краях как Гонгьяб Ринпоче. Правда, неизвестно, жив ли он ещё, потому как ему сейчас должно быть около ста лет. Один западный паломник, встречавшийся с ним, описывал его как яркого нагпу (йога-мирянина) с очень ясными, светящимися глазами и весьма здоровым для его возраста телом, живущего в традиционном для народа лепча бамбуковом доме (такие всё ещё встречаются в Сиккиме, хоть и реже) со своей семьёй, готовящей местный чанг (тонба) из проса и прочего зерна. Ну, это понятно: побывать в доме сиккимского нагпы и не испить с ним тонбы - так жить нельзя!
Сам Чагда Ринпоче был очень уважаемым йогом-чудотворцем, и проявлялись его сверхобычные силы в том, что он умел летать. Местные рассказывают, что он мог перелетать в поисках подходящего места для созерцания с одной вершины горы на другую, т.е.он в результате своей многолетней практики достиг единения с элементом пространства. Однако его супругу эти его постоянные полёты сильно беспокоили, и она однажды улучила момент, пока он спал, и связала ему ноги толстой, тяжёлой цепью, чтобы он больше не улетел никуда. И нагпа Чагда Ринпоче не мог летать до самой смерти своей супруги. После же её смерти он смог порвать эту цепь и до конца жизни носил на ногах несколько звеньев, позвякивающих при ходьбе, что напоминало ему о её великой доброте.
На фото у Чагда Ринпоче с его выточенных из морской раковины серёг (знак определённого аспекта воззрения и этапа в практике) свисают звенья цепи - той ли самой, которой его связала супруга, или символической, что скорее всего - сложно сказать. На его груди - Йеше мелонг (ཡེ་ཤེས་མེ་ལོང་ - Зерцало мудрости), на бёдрах - леопардовая шкура как атрибут яростных Будд и символ преображения гнева в мудрость, хотя эту шкуру сложно разглядеть за нагромождением мечей и кинжалов. В левой руке он держит бамбуковое древко трезубца-кхатванги, украшенной черепом, в правой - нож. Также при нём ваджрный меч и три кинжала.
Также иногда говорится, что символический смысл обладания оружием, чаще ваджрным, ритуальным (хотя бы его изображением, т.е.символическим его ношением, хотя на этот счёт мнения разных лам разнятся) нагпами, мужчинами и женщинами, заключается в устранении двойственности путём пробуждённой активности устранения или уничтожения, т.е.освобождения. Кроме того, оружие может служить напоминанием об обетах и поддерживать состояние присутствия, ибо небрежное обращение с оружием может привести к травме или даже смерти.
Есть ещё, вроде бы, более полная фотография, где по правую руку Чагда Ринпоче виден совсем еще молодой Гонгьяб Ринпоче, его сын, и в его волосах можно заметить перья, как у Ригдзина Годэмчена (хотя у него это были не перья).
И, к сожалению, неизвестно, встречался ли Чагда Ринпоче с великим Дуджомом Лингпой - они ведь были и земляками, и современниками. Так что если вдруг кто нароет что-нибудь по этому поводу, было бы очень интересно узнать.
Ну и совсем уже напоследок - для тех, кому всё это вышеизложенное представляется, мягко говоря, чем-то очень странным и даже выдуманным, или как минимум надуманным. Все вот эти вещи, в которые трудно поверить - летание по воздуху, прохождение сквозь стены, хождение по воде аки по суху, высушивание мокрых простыней на морозе и т.д. - всего лишь «побочки», или индикаторы роста, но вовсе не самоцель.
Иначе говоря, люди годами упражнялись и упражняются в созерцании и йоге, годами сидели и сидят в пещерных, горных или лесных уединениях вовсе не за тем, чтобы научиться все эти странные штуки проделывать. А делают они это для того только, чтобы, как сказал Будда наш Шакьямуни, обуздать свой ум, это и есть самое главное и самое трудное.
Ну, а уж что там ещё по ходу получилось - на самом деле, не так уж важно, хоть и впечатляет весьма.