Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Бхотия: торговля с Тибетом

  • 1
    08 апр. 2021
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Бхотия (ронгпо и шока), поселившиеся на стыке двух очень разных агроэкологических зон - засушливого Тибетского плато на севере и субтропических средних холмов Малых Гималаев на юге играли центральную роль в облегчении трансгималайской торговли, причём для обеих сторон: и для жителей индийских и непальских равнин, и для высокогорных холодных пустынь Тибета. 

    Высота, экология и культура вместе взятые сформировали сложные гималайские торговые модели, которые, в свою очередь определили особый статус региона.  


     

     И хотя определенную роль в становлении бхотия королями трансгималайской торговли сыграла их выносливость и привычка к жизни в условиях высокогорья, но не это является определяющим фактором.  Обладающие теми же физическими качествами индуисты пахари Химачала не смогли составить конкуренцию бхотия  — тибетцы отказывали пахари в праве присутствовать на своих рынках.  Пахари могли быть заказчиками товара, или его поставщиками, но открытие ежегодного торгового сезона тибетскими чиновниками (под названием сарджи) и обмен подарками между эксклюзивными торговыми партнерами (под названием митра) тибетцы проводили только с бхотия.

     Индуисты не садились за стол тибетцами, они даже отказывались пить вместе с ними их традиционный чай. 


      А тибетцы не хотели торговать с теми, кто отказывался разделить с ними пищу – деловые разговоры они вели только с сотрапезниками.  

    Шока же не имели подобных предрассудков, не придерживались строгих кастовых ограничений, не являлись ранее и не являются сейчас вегетарианцами.   

     

    С индийскими торговыми партнерами они вели себя как индуисты, с тибетскими – как буддисты: в нижних долинах с преимущественно индуистским населением они совершали обряды поклонения индийским богам, а в Тибете оказывали знаки уважения буддистским святыням и принимали участие в совместных трапезах с тибетцами не даром их называют торговцами с лицом двуликого Януса. 

    Их культурная гибкость и прагматичный подход к религиозной и расовой идентичности способствовали процветанию их трансгималайского бизнеса.

  • 2
    08 апр. 2021
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Между 1770 и 1830 годами Британская Ост-Индская компания предприняла несколько безуспешных попыток получить доступ к Тибетскому плато. Изучив товарообмен в регионе британцы стали рассматривать земли Бхот как ворота в Тибет, что и послужило одной из причин войны Британской Индии с гуркхским королевством Непал, в состав которого тогда входил современный Уттаракханд. Непал предсказуемо проиграл войну и подписал сагаульский договор, согласно которому лишался территорий Уттаракхонда, Сиккима и Химачала.

     


      Чтобы завоевать лояльность местных жителей и укрепить позиции Британской империи в трансгималайском торговом пространстве англичане предоставили шока и ронгпо исключительный правовой статус, обеспечив им  налоговые льготы и невмешательство  в традиционные торговые соглашения между гималайскими народами разных стран. Кумаон был признан так называемой нерегулируемой провинцией, и управлялся не по закону, а скорее «по усмотрению». 

     Дело в том, что шока традиционно платили налоги на землю тибетским властям- и эту практику они решительно сохранили при формальном переходе под протекторат Британской Индии – бхотия не хотели, чтобы налоговый конфликт тибетской и британской администрации повлиял на их торговые отношения с Тибетом. И британцы им разумно уступили. Об этом факте возмущенно писал Генри Лендер в своей книге  «In the forbidden Lend»

     Сливающиеся территории и перекрывающиеся суверенитеты являются ключом к пониманию взаимоотношений в регионе. Шнейдерман утверждал:

    "... высокогорная пограничная зона Южной Азии - это пространство нескольких государств, выходящее за пределы индивидуального суверенитета любого отдельного государства». 

    Я как-то  цитировала местных жителей, которые говорили мне так: 

    «У нас тут нет ни Индии, ни Непала. Это Биас и мы живем по его законам!»



     

  • 3
    09 апр. 2021
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Сейчас происходят исторические события: Непал, подстрекаемый Китаем, ужесточает контроль за пересечением Махакали в ее верховьях. Напомню, что Махакали разделяет не только Индию и Непал, но и один народ: ранг шока, точнее бьянси шока (шока, живущие в регионе Биас).
    Надеюсь, что шока смогут объяснить властям, что «чужие здесь не ходят», и разделять семьи, которые живут по разным берегам реки, «неразумно».

    На  фотографии ниже видно впадение Тинкар кхолы в  Махакали, мост Ситы (Sita bridge), соединяющий индийскую деревню Гарбянг и непальские Гагу и Чангру, и храм Калапани у левого края композиции.

    Трудно представить себе сейчас образование тут КПП, но он есть... 

     Подробнее о границе