Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
(Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка, которому я безмерно благодарна за этот курс)
Развитие философского усмотрения (воззрения), которое дошло до предела аналитичности, поставило вопрос о проходе за эти пределы и получило интуитивную подсказку. Эти методы (тантрического типа) и то, как человек работает с собой в тантре находят параллели в методах преобразования себя, характерных для более архаичных стадий культурно-социального развития (эпоха неолита или даже палеолита).
Какие-то аналоги методических приемов тантры можно встретить в том, что называют шаманизмом (об алтайском шаманизме можно почитать тут)
Говорить о том, что воззрение, философская основа, и тем более цели шаманизма являются тантрическими целями - это в корне не верно. Но методическое сходство безусловно есть. Шаманистские практики много где существовали в Северной Евразии и по своему методу работы с энергиями и появлению некоторых сверхспособностей являются более эффективными по сравнению со спокойными йоговскими аналитическими методами очищения или отречения, которые не всегда дают возможность длостигнуть таких сверхспособностей — в этом они не так успешны. Но при этом преимущество шаманизма в достижении транстенденции - например в вызывании духов и общении с ними спорно — ведь это малая трансценденция, это не йоговские цели, а шаманские цели.
Не смотря на эффективность этих методов у них есть существенное ограничение: они не приспособлены к тому, чтобы быть переданными какому-нибудь значительному количеству учеников (шаман передает знания одному шаману).
Когда появилась йогическая школа, то возникла потребность в трансляции новой культуры и были разработаны методы передачи знаний значительному числу учеников. Во многих местах неолитические методы работы были вытеснены и развенчаны именно потому, что они не смогли конкурировать по способу передачи знаний с более поздними цивилизационными методами.
Но в Индии такого вытеснения и развенчания не произошло. Индия толерантна к различным учениям. И если кому не нравилась наступающая цивилизация, то он мог уйти в джунгли.
Если мы почитаем знаменитые индийские эпосы — Махабхарату, Рамаяну, то там везде описываются как города, поселения с населяющим их людом, так и обязательно обитатели ближних лесов, в которых сосуществовали как дикари (демоны), так некие сверхлюди, так называемые риши, которые в некоторых случаях были едва ли не могущественнее богов.
В Индии социальная и климатическая среда позволяла ушедшим в лес аскетам, владеющим архаичными практиками, дождаться развитой цивилизации, и передать свои знания новым искателям, которые были готовы к такой передаче, так как практиковали йогу Патанджали или буддистскую йогу.
Так происходила передача знаний и возникало синтетическое учение, соединившее архаические практики с йогическими аналитическими практиками.
Если мы углубимся в историю возникновения тантрических традиций, то мы увидим в их начале какой-то очень сомнительный персонаж: какой-то бомж, хулиган, чудак, юродивый, а потом у него появляются почтенные ученики.
Был такой пример в буддистской тантре: у большого чудака Тилопы появился ученик, который ранее был деканом философского факультета виднейшего буддистского университета. Ему было видение, после которого он сбежал из университета, на 12 лет стал учеником Тилопы и достиг полного просветления. И если от Тилопы осталось ничтожное количество текстов, весьма кратких и труднопонятных даже йогам, то наследие его ученика обширно, после него осталось много текстов, существующих как в тибетском переводе, так и на санскрите.
Тилопа
(Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)
В нетантрических созерцаниях используются абстрактные аспекты: пламя свечи, звук и т.д.
В тантрических созерцаниях используется образ некоего персонажа. Мы можем его назвать, памятуя, что это условно, богом, или божеством (Шива, Кали или буддистские Чакрасамва и Ямантака), но нужно понимать, что это не божества в таком роде, как Индра, Зевс или Варуна. С позиции тантры эти персонажи (Индра, Зевс или Варуна и им подобные) находятся внутри сансары, они как и люди - сансарические существа, просто более могущественные. А раз они находятся в пределах сансары, то у них есть свои интересы, и не исключена ситуация, когда наши интересы вступят в конфликт с, например, интересами Индры. Понятно, что они выберут свои интересы, а не наши, поэтому безоглядно полагаться на этих божеств нельзя.
Ямантака — гневное медитационное божество (идам) с головой быка, относящееся к классу высшей йога-тантры, а также защитника Дхармы. Ямантака является наряду с Чакрасанварой одним из трех главных медитационных божеств (идамов) школы Гелуг
Чакрасанвара
А Шива, Кали — боги несансарные, и вот в каком смысле: У НИХ НЕТ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ. Согласно тантрическому воззрению, они преодолели границу между собой и другими, между собой и несобой, они для себя не являются чем-то отдельным: ОНИ НЕДВОЙСТВЕННЫ.
Недвойственность - это ключевой пунк тантрического воззрения, если его не понимать, но заниматься тантрой, то это будут практики, граничащие с шаманством, небезопасны, их результатом может быть выращивание какой-то поразительной мощи (ибо тантра эффективна), но эта мощь будет двойственной и человек станет демоном.
Чем демон отличается от человека? Человек боязлив. Если человек с помощью тантры выращивает в себе грандиозное могущество, но не освоил недвойственность, то есть он понимает так, что "я - это не они, я себе важнее, главное - я и мои интересны", то он становится демоном. Это - реальная опасность, таким демоном стал Махиша, побеждённый богиней Кали
Если мы встречаем такое представление: у божества есть много имен и обликов (например у Шивы главных 8.) Но для самого Шивы они одно и то же, он недвойственен, а йог, занимающийся созерцанием, исходит из того, что это разные облики одной и той же сущности, что нет, Шивы-1, Шивы-2 и т.д, Есть единый Шива, просто йогу для акцентирования какого-либо из аспектов Шивы более подходит тот или иной его облик. И если мы воспринимаем все эти разные ипостаси как раздельные и не можем "слить" их воедино, то это свойство нашей ограниченности.
Кстати, когда мы видим многорукие изображения божеств, то это верный признак тантризма
(Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)
Подход к методам воображения (материал дан нам в откровениях в виде сетки соответствий)
У нас существуют в поэзии, в пословицах, поговорках, в бытовой речи странные параллели, или тяготения разных аспектов друг к другу, и понять почему эти тяготения имеют место рассудок нам не поможет.
Вкус: кислый, сладкий, горький. соленный
Цвет: зеленый, красный, синий, желтый
Эмоция: страсть, злость, ревность, уныние
Органы чувств: осязание, слух, зрение, обоняние
Можно рассудком определить разные страсти: такая-то эмоция возникает от того-то или от того-то, разные вкусы (такой-то вкус возникнет на языке от такого-то продукта) — эти параллели объяснимы. Но почему происходит закономерное тяготение, обнаруживаемое в самых разных языках земли и, следовательно, относящееся к фундаментальным ощущениям, мы постичь не можем.
Например, почему нам всем понятно выражение "сладкая" женщина? Мужчины не едят женщин. И если словосочетание, например, сладкое манго" нам понятно — это идет из личного опыта, то словосочетание "сладкая женщина" нам тоже понятно, но не понятно, почему понятно.
Почему нам понятно о чем идет речь в фильме "Сладкая жизнь"? Почему у нас в голове возникает не образ кондитерской, а образ богемы, образ любовных отношений и праздного времяпровождения?
А почему нам понятно, что "насолить" какому-то человеку означает навредить? Непонятно почему нам это понятно.
Почему нам понятно словосочетание "горькая обида"?
А почему человек от зависти "зеленеет"? А от расстройства "скисает"?
Эти все параллели лежат глубже аналитического уровня сознания.
Красное соответствует страсти, искусному выбору из многообразия, сладкому вкусу, соответствует переду
Зеленое соответствует зависти, соответствует кислому вкусу
Такого рода тяготения используются в тантре
Например утренний разговор двух тантристов:
— Друг, откда такой прекрасный запах?
— Никакого запаха нет
— Как нет? Но я ощущаю его!
— Да это идет у тебя изнутри. Посмотри на чертёж соответствий - чем ты вчера занимался?
— Да, правда, понятно
Его бытие относительно обоняния изменилось, потому что он изменился на фундаментальном уровне: в тантре занимаются преображением фона своего бытия, актуализируя те или иные тяготения.
Аналитический подход позволяет дойти до определенного предела. Например у нас есть страсти, среди них есть сложные.
Пример сложной страсти: производить на других лучшее впечатление, чем ты сам о себе думаешь. Почему эта страсть сложная? Потому что тут есть оценка (самого себя), планирование, мотивы.
Более простые переживания: гордость (я лучше других), или зависть (у них лучше чем у меня).
Вот мы дошли до фундаментального разложения эмоций: вот они такие-то (гордость, зависть, гнев и т.д.), до фундаментального разложения вкусов (горький, сладкий, кислый, солёный), фундаментального разложения цветов. И все, дальше идти некуда
Оказывается, что все эти конечные элементы вступили друг с другом в какие-то логически непонятные тяготения. Произошел како-то изначальный синтез, который глубже анализа, произведенного нашим умом, с ним и работает тантра.
Ну-с, не смотря на оглушительное молчание, продолжу
______________________________________
Аналитический подход похож вот на что:
Например физика, в которой есть фундаментальные уравнения, есть перечень так называемых эффектов. Есть среди них пьезоэлектрический эффект. Человек, понимающий что такое пьезоэлектрический эффект, придумал пьезоэлектрическую зажигалку. Существует такой обьем знаний по физике, с которыми отдельно взятый человек может ознакомиться и успешно применить в создании какого-то изделия.
Такого рода методы соответствуют нетантрической йоге (йоге Патанджали или буддистской йоге по системе сутр): ознакомился, обдумал, понял, применил.
Но всё ли в физике может быть познано аналитическим методом? Оказывается нет
Например, сверхзвуковые самолеты, подводные лодки, компьютеры. Определенный узел этих объектов понимает и может воссоздать определенная группа людей, но никто из индивидуумов не может, начиная с простейших физических эффектов и конструктивных элементов так же детально понимать и воссоздавать операционную систему и языки программирования. То есть в целом это доступно ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, но не доступно ОТДЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Эти конструкции настолько сложны, что они превосходят способности индивида.
Индивид принимает на веру, что то или иное работает так-то и так-то. Капитан воздушного судна представляет себе последовательность своих действий для маневрирования воздушного судна, но он не сможет воссоздать самолет самостоятельно.
В этой вере в то, что самолет, компьютер ил подводная лодка при определенных действиях поведут себя так-то и так-то нет ничего религиозного. Так и в тантре: в вере в то, что такие-то ритуалы будут работать так-то и так-то нет ничего религиозного, это настолько сложная система, что постигнуть ее разумом невозможно, можно только "принять к сведению".
А то пока будешь разбираться пройдет не одна жизнь.
Таких самонадеянных людей в техническом мире, которые говорят, что вот мы почитали как это делается, теперь соберем подводную лодку и отправимся в путь нет. Всегда нужна "доводка" и "натурные испытания". Теоретических знаний недостаточно.
В тантре точно так же. Только йогам создать что-то самостоятельно приходит на ум редко, иначе выходит что-то одно из двух: либо ничего не вышло, либо вышло странное сумасшествие или странная физическая болезнь. Что и случалось с теми самонадеянными практиками, которые думали, что их сильного ума для этого хватит.
Как у нас устроены знания, к примеру, самолёта. Конструкторы не могут управлять им и не нуждаются в этом, а пилоты могут управлять, но не знают устройство самолета на уровне конструкторов и не нуждаются в этом: им нужно осуществить полет.
Точно так же те мыслимые источники тантрических знаний (откровения Шивы, откровения его супруги, или откровениях Будды, явившегося в теле совершенного блаженства великому йогу) не нуждаются в том, чтобы применять тантрические меры преобразования себя - у них и так все хорошо.
Таким образом мы получаем две группы знаний: конструкторское и управляющее. Конструкторское - это нечто сверчеловеческое, а управляющее адресовано конкретному человеку: ты будешь действовать так-то и так-то, и с тобой будет работать на первых этапах инструктор (тот йог, который это уже освоил).
(Из лекций Андрея Всеволодовича Парибка)
Соответствия эмоций и цветов
Страсть связана с тёплым красным цветом
Ненависть соответствует синему холодному цвету
Уязвленное самолюбие соответствует желтому цвету
Звисти соответствует зелёный цвет
Ну и центральный цвет - белый, соответствует неразличению важного и неважного, то есть глупости.
__________________________________________________
Соответствие эмоций и вкусов
Сладкий вкус соответствует любой страсти к чему-либо . Он так же соответствует любовной страсти при некоторой выделенности объекта полового влечения влечению (есть такая склейка конкретного влечения и влечения как такового).
Соленый вкус, как мы договорились, соответсвует ненависти (насолить = навредить).
Кислый вкус - зависти, расстройства, обескураженности. Я лучше всех! Почему у меня нет того, что есть у другого?
Когда уязвляется гордость, то становится горько, горький вкус соответсвует уязвленному самолюбию.
Возникает две пары:
1) кислый + горький
На химическом уровне кислый и горький вкусы соответствуют качествам воды. Они по отношению к воде разнополярны по отношению к воде рН. Вода, напомню, ph нейтральна (ph воды = 7,0), вода — фундамент всех вкусов. Кислый вкус имеет Н < 7,0, а горький вкус соответствует щелочам (они горькие, их рН > 7,0)
2) сладкий + соленый.
От переизбытка и сладкого, и соленого нам хочется пить ("разбавить" себя), а вот от кислого или горького нет.
Таким образом, реакции по сравнению, как "я лучше (зависть) и "у меня хуже " (уязвленное самолюбие, зависть) соответствующие кислому и горькому, образуют вторую пару.
А такие такие строгие противоположности как позитивная реакция по овладению (страсть) и негативная реакция уничтожению (ненависть), соответствующие сладкому и соленому, образуют первую пару.
Можно взять еще пару вкусов: жгучий вкус и вяжущий. Они так же являются противоположностями: вяжущий вкус соответствует скупости, алчности, а жгучий соответствует ревности.
В самом центре является общий фундамент вкуса, который не является конкретным вкусом - отсутсвие какой-либо реакции, на чьем фоне может проявиться любая реакция, и этот нейтральный вкус соответствует воде как таковой. Ну а в страстях это соответствует авидьи (невежеству, дури, необращение внимания на главное). Отличение важного от неважного это общий фундамент страстей так же как вода - фундамент всех вкусов.
_____________
Следующий пост продолжит шкалу соответствий
Теперь посмотрим на цвета.
Страсть связана с тёплым красным цветом
Синий холодный цвет соответствует синему, ненависти.
Желтый цвет соответствует горькому (перезрелые испорченные продукты горчат)
Зеленый соответствует кислому (незрелый плод).
Ну и центральный цвет - белый, соответствует неразличению важного и неважного, то есть авидьи, или глупости.
Итак, мы провели параллели между эмоциями, вкусами и цветами.
Существуют еще параллели с тремя группами:
— с органам чувств, которых во всех традициях насчитывают пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
— с направлениями на горизонтали: вперед, назад, вправо, влево, в центре;
— со временем;
Какому органу чувств какое направление соответствует?
Ответ лежит вне логики, его надо просто принять.
зрение - спереди
А что спереди и сзади?
В различных схемах тантры в центре быть слух, а сзади осязание, или наоборот: в центре осязание, а сзади слух. Что мы помещаем в центр во время практики зависит от наших целей работы над собой в той или иной тантре.
Что находится справа, а что справа слева ответим позднее.
Четыре формы времени
Мы сами - центр течения нашего времени. Единое течение времени — это времённость, но не время. Оно получается тогда, когда йогу удалось войти в дхьяну (созерцание), когда всё пространство объекта принадлежит его внутреннему миру, во время дхьяны не воспринимаемое как внутренний (а до этого у него был отдельно внешний мир и отдельно внутренний, и "обычный человек" осознает это время как прошлое, настоящее и будущее).
Что же это за 4 формы времени? Не вообще, а для любой конкретной деятельности и для любого объекта?
Для любой деятельности есть свое отдельное время: прошлое (былое припоминаемое), настоящее (подвергаемое управлению), будущее (планируемое) и неизменное (являющееся фоном всего этого, для всего нужен некий фон).
Например:
— у меня есть то, что я уже прослушала и написала - это прошлое
— у меня есть то, что я сейчас слушаю и пишу — это нынешнее
— у меня есть то, что я собираюсь прослушать и записать — это предстоящее
— я сижу за столом перед компьютером несколько дней от начала и до конца лекции— это неизменное (константа)
Вот такие четыре формы и я в центре как организатор времённости.
А как органы чувств соотносятся с формами времени?
Строго нынешнее время связано с осязанием: я могу что-то потрогать СЕЙЧАС. Не зря человека чтобы он осознал реальность "щипают", брызгают водой — его возвращают в настоящее, в котором главная опора на осязание.
Зрение с вязано с постоянным временем. Мы можем вызвать образ когда-то ранее виденного нами объекта или представить какой-то объект, который ранее не видели.
Сам слух связан с течением времени, поэтому слух в тантре является самым важным, самым интегральным. самым глубинным из органов чувств. Ведь говорят, что плод слышит уже в утробе матери и слух последним прекращает свое бытие, своё функционированиеи в случае умирания, и в случае комы или обморока.
Будущее время связано со вкусом. Не случайно есть такой термин: предвкушение.
Итак
1) СЛУХ = ВРЕМЕННОСТЬ = ЦЕНТР= ЭМОЦИЯ???? = НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВКУС = ЦВЕТ ??????
2) ЗРЕНИЕ = ПОСТОЯННОЕ ВРЕМЯ = ВПЕРЕД = СТРАСТЬ, СЛАДКИЙ ВКУС
3) ОСЯЗАНИЕ = НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ = НАЗАД = НЕНАВИСТЬ = СОЛЕНЫЙ ВКУС??????
4) ОБОНЯНИЕ = БУДУЩЕЕ = ПРАВО = ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ = КИСЛЫЙ ВКУС
5) ВКУС = ПРОШЛОЕ = ЛЕВО = ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ = ГОРЬКИЙ ВКУС
(Направление у большинства населения правшей движется справа налево - поэтому прошлое справа, а будущее слева)
Почему я в пункте 1) эмоции и цвет сопроводила знаками вопроса? Эту лекцию я слушала в записи, поэтому не имела возможности задать вопрос, а Андрей Всеволодович сказал так: "слух - временность - центр", и не указал соответствующую эмоцию и цвет, как он сделал с другими направлениями
Далее я уже домысливала сама, и у меня получилось так:
СЛУХ = ВРЕМЕННОСТЬ = ЦЕНТР= АВИДЬЯ = НЕЙТРАЛЬНЫЙ ВКУС = БЕЛЫ Й ЦВЕТ
Почему я так решила?
Elena Vasta сказалa:
центральный цвет - белый
Elena Vasta сказалa:
Ну и центральный цвет - белый, соответствует неразличению важного и неважного, то есть авидьи, или глупости.