Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
По материалам Андрея Всеволодовича Парибка
Буддизм: религия или философия?
Эти термины (религия и философия) появились в иной среде — в западной, отличной от Индии, в которой появился буддизм. Поэтому полностью привести к тождеству эти понятия не получится.
В Индии была одна общность духовной жизни, которая ниоткуда ничего не заимствовала. Было множество предложений осмыслить свою жизнь, и это встречало интерес. В зависимости от индивидуума (его личного склада, меры его культурности, его опоры в большей степени на эмоции или на разум) буддизм мог восприниматься в большей степени как религия, или в большей степени как философия.
Так что буддизм это ни религия, ни философия, или и религия, и философия. А сам по себе он духовный путь — некий процесс который ведет к транстенденции человека. Человек соглашается с убеждением, что нечто фундаментальное в человеческом способе бытия его не устраивает, и он хочет выйти из человеческого мира куда-то в предпочитаемое им пространство смыслов
Пять аскетов, с которыми Сидхартха когда-то практиковал жёсткий аскетизм, увидели приближающегося к ним старого друга.
— А вот идет Сидхартха. Хоть он и проявил слабину и начал кушать, но поскольку он человек хороший, то мы не будем прогонять его, а предложим сесть вместе с нами. Но выражать ему особенное почтение неуместно.
Так они договорились.
Но выполнить своих намерений они не смогли. Подошедший к ним Будда излучал такую мощь и величие, что аскеты забыли о своей договоренности относиться к нему снисходительно, а встали и поклонились. Но они на знали, как им следует его величать, то обратились как и раньше:
- Здравствуй, Гаутама, садись.
И Будда им ответил:
- Я не Гаутама, я Татхагата
Татха́гата (дев. तथागत) в санскрите и пали — букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы». Тот, которого надо уважать как пробудившегося. Будда – пробудившийся. Не просветленный, не пробужденный, а именно пробудившейся.
Прочитав свою первую лекцию пяти аскетам Будда, запустил (провернул) колесо дхармы. «Колесо» - это солярный термин, восходящий к колеснице бога Солнца, движение которой не остановить, как не остановить вращение колеса учения Будды.
Три аспекта колеса (три символа)
1) В центре колеса находится его ключевой элемент – ступица, которая является символом сознания Будды.
2) Спицы этого колеса это – дхарма (учение): то есть лекции, советы, наставления). Будда делился со слушателями своим сознанием, но напрямую сознанием поделиться невозможно, и Будда оформлял его в тексты (спицы).
3) Обод колеса – это буддистская сангха, в этот обод попадают идущие от ступицы спицы (идущие от сознания Будды)
Каждая спица (каждое учение, каждый совет, каждый текст) были направлены не в пустоту, а в сторону обода (сангхи) — адресно к тем, кто сейчас собрался: к смышленым, понятливым, активным, готовым приложить некоторые усилия, чтобы понять, что Будда им предлагает.
Чрезвычайно важно было знать: кто будет воспринимать сказанное? Кто собрался перед Буддой?
В буддизме есть важная пятёрка уточнений: кто? кому? что? когда? где?
В первой лекции Будда дал такой подход, что в подготовленной аудитории должно было сработать, и слушатели (пять аскетов) были подготовленными.
Позднее неподготовленным слушателям Будда объяснял то немногое, что они могли воспринимать.
Европейцы, начавшие изучать буддизм, видели, что Будда - что это великий ум, предложивший грандиозное учение. Значит его учение относится к философии, а сам он великий философ. А что главное в философии? Изучение бытия (онтология). То есть европейцы классифицировали его как выходца из европейской, а не из индийской цивилизации, отсюда их выводы и исследования не точны.
Будда действительно предложил теорию бытия, которую вычленили и получили абхидармисты, но это теория бытия НЕ ДЛЯ ВСЕХ.
Абхидарма развивалась исключительно буддистскими монахами.Жизнь буддистского монаха делится на 2 части: когда он занимается своим развитием и на все остальное время. Абхидхарма - это результат весьма многих и весьма умных людей, которые посвятили этому большое время, у мирянина на это не хватит ни времени, ни потенции.
Философия Абхидармы не рассматривала обыденности. К обыденности относится только теория кармы, практические выводы из нее и правила поведения.
АБХИДАРМИСТСКИЕ МЫСЛИ ОТНОСЯТСЯ К СФЕРЕ РАБОТЫ НАД СОБОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В СИТУАЦИИ ЙОГА.
Буддистскому йогу предлагалась определенная схема наблюдения за собой: работаешь по одной схеме - не работаешь по другой. И ключевой момент: никогда не признавалось, что можно выйти в такую позицию наблюдения, когда можно видеть всё что угодно происходящее. Но только из позиции когда я понаблюдал всё что есть я могу начать строить европейскую теорию как онтологию: вот на самом деле мир строится из этого. Но всякий философ, который так говорит, почему-то думает, что он мог пронаблюдать всё с разных позиций, а потом это суммировать, не наблюдая ничего, а занимаясь мышлением на языке.
Это позиция европейская, не йоговская, так так там все "заочно", а заочно можно самим придумать самое разное. А у буддистских йогов такой подход не приемлем, у них нет теоретической гипотетической позиции, а есть только методология.
Дхармы
Дхарма это то, что имеет свою ключевую примету, или природу. Свой - значит специфичный. Например гнев - это дхарма, у него есть своя специфическая примета, и не важно, как эту примету мы назовём: когда в нас поднимается гнев, мы его ни с чем не путаем, нам не нужно на него клеить бирки, мы просто его переживаем. Переживание гнева как гнева - это его признак, его природа.
Или мы видим синее, у синего есть своя характерная черта, поэтому синее - это некоторая дхарма. И мы распознаём синее как синее, а не как красное или желтое не нуждаясь в том, чтобы вытащить из памяти какой-то там ярлык — мы видим это и всё.
Всякие дхармы — это есть что-то данное нам в наблюдении. В Абхидарме "кандидатов" в дхармы было более 200, оставалось около 100, остальные были признаны синонимическими проявлениями одной и той же дхармы. В абхидармистских перечнях гнев есть, гордость есть, а страха нет. А почему? Ведь понятно, что страх - это тоже дхарма: когда мы переживаем страх, то мы его ни с чем не путаем и он тоже не нуждается в ярлыке. А потому, что в методах работы буддистских йогов нет такого, в котом они включали бы страх. Конечно они избавлялись от нелепых страхов, у них сохранялось только естественное чувство опасности, но обходились без столкновения со страхом, иначе это происходило, например анал того, что стоит за образом самого себя (боюсь я за самого себя - а кто такой "я").
Это понятие единообразно во всех буддистских школах.это очень множественная онтология, по одному из вариантов в истинном бытии по теории одной из абхидармистских школ - это 83 элемента дхармы, по другой - 75 элемента бытия, в третьем случае - 100.
Виктория Лысенко называла дхармы атомами сознания.
Абхидармисты перечислили все объекты, которые мы можем видеть до их осмысления: пространство цветоразличения и яркости, разные текстуры (грубые, шероховатые, негрубые), мелкие, крупные, предмет, фон, предмет на фоне— всё было ими описано, такого сорта примеров множество.
Пример с осязанием
В осязании тоже есть много дхарм: мы чувствуем холод или тепло, это тоже дхармы, или мы чувствуем движение (движение называется первостихией ветра), или голод — когда нам хочется есть, мы это ни с чем не путаем. Но там нет много того, чего у нас есть: в каждый нормальный момент нашего существования нам понятно в какой позе мы находимся: стоим, лежим или сидим, в какой позе сидим, как у нас сложены руки или ноги — это огромное множество всяких дхарм. А буддистов в Абхидарме ничего об этом нет. Почему? Ответ очень прост: буддисты занимались созерцанием бытия приняв неподвижную позу. Через определённое время все переживания неудобства позы нейтрализуются, и ты не замечаешь никакой позы.
Вот поэтому в Абхидарме изложена не теория бытия, а сведенная воедино методология, которая потом может превращаться в теорию. Вся эта методология и теория является суммой разных позиций наблюдения, разных методов буддистского созерцания.
Возникала в качестве важнейшей, такая задача: с одной стороны я включаю наблюдение, прекращаю разговор, прекращаю шевеление, и, будучи неподвижным, наблюдаю за осязаемым (например вдохом и выдохом), за слышимым, за зримым, но что бы я не делал, в конечном счете я наблюдаю за своими сознанием ("читта" на санскрите) в данный момент. В огромном большинстве наблюдений йог имеет дело с тем, что случается в бытии. Как неразрывно связать эти дхармы с самим сознанием?
На этот главный вопрос есть систематический ответ в главном трехсотстраничном трактате южной школы Абхидармы — Дхаммасангами (Исчисление дхарм).Согласно этому трактату буддистскому йогу необходимо и достаточно вычленять в наблюдении за собой 89 типов случаев возникновения сознания, которые различаются по разным признакам.
Рассмотрим их. Допустим я обнаружил себя в некотором состоянии. Какие я задаю вопросы?
Кармичски хорошее объясняется так: в нём есть с позиции возможного наблюдения факторов сознания (дхарм) внимание отсутствия враждебности, агрессивности, падкости (причины). Если эти три отсутствия обнаружены, то значит совершенное из этого сознание действие будет комически хорошим.
Неблагое состояние сознания связывают с чувственным стимулом (ты что-то видишь или слышишь). Таким неблагим состоянием сознания является сомнение: ты не можешь в удовлетворяющей тебя степени решить - это предмет А или предмет В, и поэтому не можешь совершить никакого действия (моя ремарка из Дхаммапады— Если идешь — иди; вялый путник больше пыли поднимает по дороге).