Железнодорожная линия Джамму- Удхампур-Сринагар-Барамула это один из самых революционных проектов индийского правительства, который после своего завершения изменит экономический ландшафт региона. Железнодорожная линия не только обеспечит всепогодное сообщение с Кашмирской долиной, но и существенно снизит транспортные расходы и станет основой транспорта J&K.
Логистика трассы столкнулась со многими естественными проблемами, поскольку ее нужно было построить в зоне сильного землетрясения и в условиях экстремальных температур и холмистой местности. Хотя участки от Джамму до Катры и от Банихала до Барамуллы построены и находятся в эксплуатации, путь от Катры до Банихала еще не завершен.
Кроме того, одобрено продление железнодорожной линии до Купвары.
Возвращаясь к истории, первый железнодорожный путь в бывшем государстве был проложен в 1897 году из Сиалкота (Пакистан) в Джамму тогдашним колониальным правительством. В 1947 году с разделом Индии линия Джамму-Сиалкот была закрыта, так как Сиалкот отошел к Пакистану. В результате весь штат Джамму-Кашмир был отключен от индийской железнодорожной сети, а Патханкот в индийском штате Пенджаб оставался ближайшей железнодорожной станцией.
В 1975 году, было установлено железнодорожное сообщение между Патханкотом и Джамму, и была открыта отремонтированная железнодорожная станция Джамму-Тави. В 2005 году была открыта линия Джамму-Удхампур.
Участок Джамму-Удхампур имеет 20 туннелей, самый длинный туннель имеет длину 2,5 км, а самый высокий мост имеет высоту 77 м. Почувствовав необходимость соединить Кашмирскую долину с северной железнодорожной сетью, правительство Индии в 2002 году объявило железнодорожную линию Джамму-Барамулла национальным проектом.
В оперативном отношении железнодорожная линия Джамму-Барамулла разделена на четыре участка:
Этап 0: бег на 53 км от Джамму до Удхампура, завершенный в 2005 году.
Этап 1: забег на 25 км от Удхампура до Катры, посвященный нации, 4 июля 2014 года.
Этап 2: 111 км от Катры до Банихала, который находится в стадии строительства и имеет 35 туннелей.
Этап 3: бег на 135 км от Банихала до Барамуллы, предназначенный для общественного пользования 26 июня 2013 года.
Одним из значительных достижений железнодорожной линии Джамму-Барамулла стало завершение строительства 11-километрового железнодорожного туннеля Пир-Панджал, также известного как туннель Банихал-Казигунд. Этот туннель был чрезвычайно сложным, и его завершение было воспринято как выдающееся достижение, поскольку это был самый длинный железнодорожный туннель в Индии. Его средняя высота составляет 1760 м и находится на 440 м ниже туннеля Джавахар. Этот туннель обеспечивает связь Кашмирской долины с остальной частью страны в любую погоду.
На данный момент полным ходом идет строительство участка Катра-Банихал. Участок составляет не более 111 км, но около 98 км этого участка составляют мосты и туннели. Среди этих мостов будет мост, строящийся через глубокое ущелье реки Ченаб в районе плотины Салальской ГЭС. Этот мост из стальных арок имеет длину 1315 м и находится на высоте 359 м от земли. Это чудо инженерной мысли, которое на 35 м больше высоты Эйфелевой башни.
Этот колоссальный проект является самым напряженным железнодорожным проектом, реализованным на Индийском субконтиненте. Молодые Гималаи геологически сложны и проблематичны.
При прокладке туннеля встречались многочисленные препятствия. Выравнивание пути представляет собой одно из величайших препятствий, с которыми когда-либо сталкивались железнодорожные инженеры. Сопоставима только тибетская железная дорога Цинцзан, построенная в 2006 году через вечную мерзлоту и поднявшаяся на высоту более 5000 м над уровнем моря.
Также будут предусмотрены условия для будущей электрификации пути, хотя первоначально на железнодорожной линии будут использоваться тепловозы. Пассажирские поезда будут обеспечены дизельными мотор-вагонами большой мощности, а также вагонами с подогревом, кондиционером, широкими окнами, раздвижными дверями и откидными сиденьями. В целях безопасности на маршруте устанавливается трехцветная световая сигнализация, а в будущем может быть установлено оборудование GSM-R для улучшения ее качества.
Короче говоря, можно с уверенностью сказать, что после завершения строительства железнодорожной линии Джамму-Барамулла будут получены огромные дивиденды для экономики, связи, безопасности и развития союзной территории Джамму и Кашмир.