Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Давайте в этой теме поговорим о знакомом многим дереве БАНЬЯН.
Баньяновые деревья - олицетворение бесконечной жизни.
Некоторые народы поклоняются ему, как божеству.
В индуизме и буддизме баньян почитается как сакральное дерево и символизирует гармонию и порядк. Считается, что именно под баньяном Будда достиг просветления.
На самом деле это дерево относится к семейству фикусов. А название баньян к нему «приклеилось» в 15-16 веках, когда англичане и португальцы только приехали в Индию.
Путешественники часто наблюдали картину, когда под огромными деревьями с раскидистой кроной и множеством сплетённых стволов собираются местные купцы и устраивают в тени их крон целые рынки.
На языке гуджарати слово «бания» означает торговец. И стали англичане называть его «banias tree» (дерево бания), а позднее просто баньян, которое прижилось и используется по сей день.
Помимо своего «ботанического» имени (Ficus benghalensis) и имени данного англичанами, дерево имеет ещё несколько вариантов названий.
Индусы часто называют баньян именем «калпаврикша», что в переводе с санскрита означает «дерево, исполняющее желания».
А также «ньягродха» (растущее вниз) и «бахупада» (многоногое).
В Индии баньян считается деревом брахманов. И поскольку брахман появляется в образах Тримурти (Брахма – творец, Вишну - хранитель, Шива – разрушитель), то дерево олицетворяет собой всех трёх богов. Брахма это корни, Вишну это кора и ствол, а Шива ветви и крона.
Согласно Вишну - Пуране во время потопа Вишну спит на листе баньяна. И его сравнивают с семенем баньяна, в котором хранится вся жизнь и которая вновь возродится в положенное время.
Ещё баньян для индусов олицетворят плодородие.
Часто женщины приходят к нему с просьбой о детях. Говорят, что поклоняющимся ему женщинам, баньян помогает.
Ежегодно в полнолуние месяца джьештха (май, июнь) празднуется Ват Савитри Врата. В этот день женщины поклоняются дереву баньян.
Савитри царевна, которая так любила своего мужа и была предана ему всей душой, что смогла вернуть ему жизнь в споре с богом смерти Ямой.
Во время ритуала поклонения нужно пойти около дерева, пить воду и произносить примерно такие слова:
«Я, в этот благоприятный день Кришна Трайодаши прошу здоровья для моих детей и мужа. Пусть никогда я не стану вдовой. В корнях Дерева Баньяна возлежит Брахма, в стволе лежит Джанардан и выше лежит Шива и во всем баньяне живёт Деви Савитри. O дерево Баньяна - ты вода и эликсир жизни!»
На дерево баньяна привязывают цветную ленту или нить, и предлагают ему цветок и рис. После чего нужно поклониться Ват Савитри и обойти вокруг дерева.
Деревья баньяна почти всегда можно увидеть на территории храмов. Монахи высаживают и бережно ухаживают за деревьями.
Но чаще всего баньяну не требуется посадки. Оно разрастается само по себе.
Семя фикуса, попав на какое-нибудь дерево (например, в разветвление ствола), начинает прорастать и пускать воздушные корни, которые достигнув поверхности земли, укореняются в ней. Постепенно фикус оплетая своего гостеприимного хозяина со всех сторон корнями, сдавливает и «душит» его. Не зря его ещё называют «удушающим деревом». Через несколько десятков лет дерево-хозяин погибает, а спустившиеся в землю многочисленные воздушные корни срастаются между собой и образуют основной полый ствол нового баньяна. Затем уже ветви главного ствола вновь пускают воздушные корни, которые укореняясь в земле, утолщаются и становятся новыми стволами. Этот процесс продолжается пока дерево живо.
Фикусы могут разрушать не только другие деревья, но и здания, прорастая в щелях стен. Живым примером служит храмовый комплекс Ангкор в Камбодже.