Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Каста неприкасаемых: дети Бога

  • 1
    08 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Они убирают наш мусор, метут улицы, прочищают канализацию, нагружают и разгружают мусоровозы. Они – “ачута” – неприкасаемые, члены особой касты, которая находится на самом дне традиционного индуистского общества.

    В Индии Махатма Ганди назвал этих людей, работающих мусорщиками и уборщиками общественных мест, “хариджанами”, или “детьми Бога” .

    В 1853 году, когда компания Great Indian Peninsula Rail Company построила первую железнодорожную ветку через Индийский субконтинент, британские колониальные власти заманили этих париев к себе обещаниями лучших условий работы, чтоб те трудились на железнодорожных станциях и в конторах по всему полуострову. Но постепенно хариджане вернулись к своему исконному занятию – уборке мусора. В Бангладеше неприкасаемые заняты своей работой практически с рождения. Они не любят её, но у большинства из них нет другого выбора, ведь каста неприкасаемых изолирована от “приличного” общества социальными, экономическими, политическими и психологическими факторами.

    Уззал Дас чистит сточную трубу. Как сообщается сайт “Работа в Магнитогорске“, около 5 с половиной миллионов мусорщиков из касты неприкасаемых остались в Бангладеше ещё с колониальных времён. Их обязанности всё те же – делать "нечистую" работу , такую как кремация умерших, чистка сортиров, удаление мёртвых животных с городских улиц, прочищение сточных канав и канализации, и т.п.

    У алкоголика Бадала Дас очень простая мечта. Он надеется, что в отличие от него самого, а также его отца, дедов и прадедов на протяжении веков, его младший сын Кваран Дас, которому теперь 8, станет не мусорщиком, а кем-то другим. У Бадала 3 сына: старший работает уборщиком на швейной фабрике, средний только и знает что играть на музыкальных инструментах и поклоняться Раме, а младший ходит во второй класс школы, спонсируемой компанией City Corporation of Chittagong.

    Лакшми Дас посвящает свою внучку Гхоту – камню, которому поклоняются неприкасаемые. Такова традиция людей этой касты – посвящать новорождённых камню Гхот.

    Молодой мусорщик играет роль Кришны в традиционной пьесе "Кришналеела" (посвящённой роману между Кришной и Радхой). Кришна - герой эпоса "Махабхарата". Кришну и Радху почитают индусы любой касты.

    Свапна Дас попала в больницу с острой болью в животе. Из-за этого она уже 3 дня не была на работе. Свапна очень опасается, что её имя вычеркнут из списка работников City Corporation. Она проработала в этой компании 9 лет, но оформлена как временный рабочий, хотя по закону, после первых 3-х месяцев работы ей должны были предоставить постоянную вакансию.

    Читать полностью тут

  • 2
    08 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    А вы что знаете о далитах? Встречались ли?

  • 3
    08 мар. 2013
    lotusik

    У меня в ФБ есть знакомый-индиец, как то он мне признался, что он далит. Живет и работает в Ченнаи.

  • 4
    08 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    В 2009 году спикером нижней палаты индийского парламента была избрана женщина из касты далитов - Мейра Кумар.

  • 5
    08 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik сказал(а):    Живет и работает в Ченнаи.

    А кем?

  • 6
    09 мар. 2013
    tarjuman (модератор)

    Многие неприкасаемые и члены низших каст принимали и принимают ислам, чтобы стать более свободными в своих правах. Но, несмотря на это, кастовость в Индии очень крепка, и даже в мусульманских общинах есть разделение на профессиональные касты, хотя в исламе это неприемлемо.

  • 7
    09 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Вот и сикхов тоже многие ошибочно считают бесклассовым обществом. Я тоже так считала, пока Блонд не разрушила эти иллюзии)))

  • 8
    09 мар. 2013
    tarjuman (модератор)

    Человеческая натура, прет всегда, везде и трудно с этим что-либо поделать.

  • 9
    09 мар. 2013
    Mogra
    tarjuman сказал(а):    Многие неприкасаемые и члены низших каст принимали и принимают ислам

    Или буддизм. Кто был в Махараштре, видели, наверное, плакаты с изображением этого человека.

    Бхимрао Рамджи Амбе́дкар[1] (маратхи डॊ.भीमराव रामजी आंबेडकर, также известен под прозвищем «Бабасахиб», 14 апреля 1891 — 6 декабря 1956) — индийский юрист, политический деятель, лидер «неприкасаемых». Основной автор проекта Индийской конституции. Посмертно награждён высшим индийским орденом Бхарат Ратна. Буддист-реформатор: по его инициативе неприкасаемые массово обращались в буддизм, не признающий кастовых различий. Резко критиковал ислам и индуизм.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Амбедкар,_Бхимрао_Рамджи

  • 10
    09 мар. 2013
    GNC343 (модератор)
    tarjuman сказал(а):    Многие неприкасаемые и члены низших каст принимали и принимают ислам, чтобы стать более свободными в своих правах

     

    Mogra сказал(а):    Или буддизм

    Или христианство. В Чхаттисгархе, например, христиан стало даже больше, чем мусульман, именно благодаря "ренегатам"-далитам (а далитов среди коренных жителей непропорционально много, так сложилось исторически). Христианские проповеди всеобщего равенства перед Богом находят у далитов реальный отклик, церквей в Биласпуре всё больше.

    А ещё в далитах видят свой резерв боевики маоистских отрядов. Их идеи "всё отобрать и поделить поровну" звучат для малообразованных пацанов из далитских общин, как обещание скорого царства небесного на земле. И всего-то для счастья трудящихся надо - убить пару полицейских на лесной дороге, или пустить под откос поезд с такими же трудягами.

    Прописная истина - кастовая система в Индии изжила себя тысячу лет назад и сейчас тащит индийское общество назад в средневековье. Но значительная часть индуистов так не считает и строго придерживается древних законов де-факто, карая отступников и нарушителей жёстко, порой жестоко. Помните годичной давности новость о далите, убитом за то, что он покормил собаку брамина? (перечитал, уточняю: не собаку-брамина, а собаку, которой владел брамин))

  • 11
    09 мар. 2013
    tarjuman (модератор)

    Интересно, GNC343 :что может искоренить эту их кастовость? Мне кажется, она у индийцев в генах. Не будет каст, не будет Индии))

     

     

  • 12
    09 мар. 2013
    GNC343 (модератор)
    Mogra сказал(а):    Бхимрао Рамджи Амбе́дкар[1] (маратхи डॊ.भीमराव रामजी आंबेडकर, также известен под прозвищем «Бабасахиб», 14 апреля 1891 — 6 декабря 1956) — индийский юрист, политический деятель, лидер «неприкасаемых». Основной автор проекта Индийской конституции

    Да, имя доктора Амбедкара свято чтится в Индии (и не только неприкасаемыми).

    Но есть и отрицательные примеры среди далитских политиков. Многие знают памятник "королеве" неприкасаемых госпоже Маявати в далитском мемориальном комплексе в Нойде (памятник, кстати, она воздвигла себе сама, будучи премьер-министром Уттар Прадеша. О претензионности, ограниченности и жадности этой дамы в Индии ходят анекдоты. Хотя, среди неприкасаемых она - авторитет.

  • 13
    09 мар. 2013
    GNC343 (модератор)
    tarjuman сказал(а):    Не будет каст, не будет Индии))

    Это довод индуистских фундаменталистов: "не будет каст (обычая сати и пр.) - кончится Индия".

    У меня нет ответа на вопрос, как быть с кастами.

    Сами индийцы ищут путь, трудно, с ошибками, но и бережно по отношению к традициям. Дай им Бог успехов!

  • 14
    09 мар. 2013
    Blonde_

    Ну да, точно так же, как и в западном обществе, де юре все равны, а де факто-люди белой расы занимают ключевые позиции в большинстве случаев..Сколько небелых в правительстве любой европейской страны? То-то. Но квоты везде-для расовых меньшинств. А в Индии такое вот расовое меньшинство-далиты. Вроде как и защищены законом, а в реале-вышестоящие касты от них нос воротят, несмотря ни на какой официоз...

  • 15
    09 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    GNC343 сказал(а):    новость о далите, убитом за то, что он покормил собаку брамина? (перечитал, уточняю: не собаку-брамина, а собаку, которой владел брамин))

    Какое счастье, когда у собеседника такое чувство юмора)))

    А по факту: когда люди исторически поколениями рождались с чувством собственного ничтожества, нужно приложить очень много сил и времени для смены программы, не знаю, как точнее выразиться. Чтобы не было два варианта деятельности: либо чистить выгребные ямы, либо идти убивать. 

  • 16
    11 нояб. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    "В принципе, идея делить общество на сословия имеет свои плюсы. мы до сих пор исправно ею пользуемся, когда одна часть общества бежит за пивом, другая настраивает спортивный канал, а третья врет всем подряд по телефону, что никого дома нет. Правда сейчас это называется "специализация", но суть от этого не меняется. Практически все народы мира проходили период жесткого разделения людей по профессиям - во всяком случае, те народы, которые доросли до земледелия. Всякие пастухи и охотники еще могли одной рукой пасти верблюдов, а другой резать глотки врагам, отнимая у них этих самых верблюдов без особого вреда экономики. А вот с земледельцами все было очень сложно: эти привязанные к конкретным кускам земли граждане нуждались в охране, а заодно в развитой экономике. Поэтому деление людей на крестьян, купцов, военных и жрецов-чиновников мы можем встретить где угодно - от Китая до инкского государства. Уж больно это естественная вещь на определенном этапе становления цивилизации. А тонкости взаимоотношений между всеми участниками сего действа записывали в священных книгах, потому что трудовых и гражданских кодексов тогда не было, а на бога всегда можно свалить все, что угодно. Ибо сказано: "Хам пшеницу сеет, Сим молитву деет, Яфет власть имеет, Господь всем владеет..." А недовольные могут убить себя об крокодила. Но время идет, условия жизни меняются, а священные книги, как мы знаем, обновляться особо не торопятся. Отчего выходят всякие неприятности. Вот в Индии, согласно статистике, происходит до четырех тысяч мелких и крупных неприятностей еженедельно, а все из-за "Манусмрити" - "Законов Ману".
     

     Так говорил Ману 
    Индийцы полагают, что Ману - это первый человек, от которого мы все произошли. Когда-то давным-давно бог Вишну спас его от Потопа, уничтожившего все остальное человечество (жалкое, распутное и ни на что не годное, естественно), после чего Ману, обсохнув, уселся под баньяном и быстренько накидал правила, которыми отныне надлежало руководствоваться людям. Индуисты верят, что это было 30 тысяч лет назад (историки же упрямо датируют законы Ману I-II веком до нашей эры и вообще утверждают, что этот сборник инструкций является компиляцией трудов разных авторов). 

    Как и большинство других религиозных предписаний, законы Ману отличаются исключительной дотошностью и внимательностью к самым ничтожным деталям человеческой жизни - от пеленания младенцев до кулинарных рецептов. Но там содержатся и куда более основополагающие вещи. Именно согласно законам Ману все индийцы разделены на четыре сословия - варны. Не надо путать варны, которых всего четыре, с кастами, которых великое множество. Каста - это довольно небольшое сообщество людей, объединенных профессией, национальностью и местом жительства. Ну как у нас могли бы быть касты московских татар-дворников, кубанских казаков, хохломских художников или поморских рыбаков. 
    А варны больше похожи на такие категории, как рабочие, предприниматели, служищие и интеллигенция. 

    Брахманы - жрецы. Появились из уст Брахмы. Сегодня брахманы чаще всего работают чиновниками. Наиболее знаменитый - Джавахарлал Неру. 

    Кшатрии - воины, вышедшие из рук Брахмы. Пусть даже высшей кастой считаются брахманы, но раджи и магараджи обычно были из кшатриев. Будда Шакьямуни, например, кшатрий. 

    Вайшьи - торговцы и земледельцы возникли из бедер Брахмы. Семейство Ганди - из вайшьев, и в свое время то, что оно породнилось с брахманами Неру, вызвало грандиозный скандал.

     Шудры - батраки, слуги, ремесленники - из стоп Брахмы. Есть высшие и низшие шудры, последние относятся к неприкасаемым. Митхун Чакраборти из "Танцора диско" - шудра. А еще есть чандалы, которые жрут собак, но о них упоминать неприлично, потому что это вообще как бы не люди. И зародились они сами по себе, из какой-то грязи. 

    К слову, этих самых нелюдей в современной Индии около 20% населения. Махатма Ганди, впервые начавший отстаивать их права, назвал их "хариджанами" - "божьими людьми". Но сами себя они предпочитают именовать "далитами" - "сломанными". 

    Низшие из низших 

    В конце XVIII века, во времена ост-индской кампании, волшебные богатства материальной и духовной культуры Индии вызвали у европейцев дрожь восторга. Сказочная страна оказалась кладезем романтики на любой вкус: тут тебе и храмовые проститутки-танцовщицы, и толпы самоубийц под колесами Джаггернаута, принцы в тюрбанах с рубинами, слоны в золоченных попонах, не говоря уже о высококлассном муслинге по шесть шиллингов за ярд (миссис Аллен просто ушам своим не поверила, когда впервые услышала про такую дешевизну). И вообще у них такие интересные обычаи! Взять, например, этих бедненьких парий. 

    С 1780 по 1850 год было написано больше ста романов, рассказов и поэм, в заглавии которых держалось это странное слово (самой известной является, несомненно поэма Гете "Песня парии"). Европейцам была совершенно непонятна идея того, что некоторые люди рождаются изначально пораженными в самых простых правах: праве на то, чтобы выпить воду из колодца, зайти в храм, заговорить с другими людьми на улице... 

    Слово "пария" вошло в обиход и приобрело романтически флер, став, помимо прочего, обозначением личности непонятной и одинокой. В Индии же оно вызвало смущение и отвращение, ибо обозначало жуткую гадость - ребенка, рожденного от запретной любви представителей разных варн. Браки не только между представителями разных варн, но и разных каст до сих пор в Индии дело нечастое. Единственным исключением были кшатрии, мужчинам которых позволялось брать себе жен из низших варн. Ну, для военных всегда приходится делать всякие исключения. Вон и вегетарианство, обязательное для большинства каст брахманов и вайшьев, кшатриям не предписано. 

    Но европейцы тогда не совсем разобрались в вопросе, конечно. Парий в Индии было немного. А к пораженцам - неприкасаемым - относилось огромное число людей, хотя их родители вели вполне скромную сексуальную жизнь, не нарушая законов. Сейчас мы ненадолго оставим человечество и поговорим о микробах. 

    Гигиена как нравственность 

    Благодаря своим климатическим условиям и геополитическим особенностям Индия - это рай для самых меньших наших братьев. Влажный и теплый климат, скученность проживания (в Индии плотность населения уже тысячи лет является одной из самых высоких в мире), вполне безмятежное отношение к вопросам гигиены - все условия налицо. Институты тропической медицины не успевают регистрировать все новые и новые чудеса, которыми нас радует эта колыбель микробиологии, а любого туриста еще в самолете начинают заваливать брошюрами о том, как надо шпарить фрукты кипятком, не класть в стаканы лед местного приготовления и ни в коем случае не есть ничего на улице (что, однако, не спасает от кишечных расстройств почти никого). 

    Британцы, завоевывая Индию, страдали от дизентерии и холеры куда больше, чем от сабель противника, и завоевав очередное княжество, первым делом пытались обучить местное население мыть руки и лишь потом озабочивались фортификационным строительством. Хотя, между прочим, об опасности заразы индийцы были осведомлены еще тогда, когда предки британских вояк мазали себе лица синим жиром и ели друг друга. Комплексы медицинских знаний, которыми так любят хвастаться арабы, были созданы именно тут. И даже в Китай медицинская наука шла именно от ариев, хирурги которых еще тысячу лет до Рождества Христова умели делать прививки от оспы, проводить операции под наркозом и пресекать распространение инфекций бактерицидными веществами. 

    И поэтому в Индии вполне осознанно разделили население на "чистых" и "нечистых". Представители чистых варн мылись как раз весьма усердно, соблюдали белизну одежд и, главное, не подпускали к себе на ростояние броска палки никого, кому по долгу службы полагалось возиться в грязи. До последнего времени считалось, что касты неприкасаемых имеют иной этнический состав, чем большинство обитателей Индии. Еще и сейчас в учебниках завоеванные ариями племена, ибо они обычно отличаются от господствующих жителей как внешним обликом, так и языком. Но если понять, что веками и тысячелетиями касты далитов живут обособленно, практически не контактируя ни с кем, кроме членов своей общины, и уж тем более не вступая в браки ни с кем, кроме членов своей же касты, то не стоит удивляться последним "открытиям" генетиков, утверждающих, что ничего особого чужеродного для индийцев в далитах нет. Разве что кроме частых наследственных заболеваний, вызванных многовековыми родственными браками.

     К неприкасаемым относятся "низшие шудры", а также касты, находящиеся вообще вне варн и традиционно являющиеся мусорщиками, ассенизаторами, кожевниками, живодерами, гончарами, рыбаками, бродячими актерами, проститутками, прачками, сапожниками, дорожными рабочими. То есть все те, кто соприкасается с одной из трех грязных вещей, указанных в законах Ману, - нечистотами, трупами и глиной - или ведет бродячую жизнь на улице. Просто когда в твой дом заглядывает старьевщик и просит попить водички, а потом вся семья неделю вымирает, покрывшись странной коростой, ты очень быстро начинаешь верить в то, что богам не нравится, когда люди не собирают Ману-смрити. 
     

     
    Князи грязи 
    Когда британская журналистка индийского происхождения Рамита Наваи решила снять революционный фильм, раскрывающий миру страшную правду о жизни далитов, она выдержала многое. Мужественно смотрела на далитских подростков, жарящих и едящих крыс. На маленьких детей, плещущихся в сточной канаве и играющих частями дохлой собаки. На домохозяйку, вырезающую из стухшей туши свиньи кусочки понаряднее. Но когда ухоженную журналистку взяли с собой на рабочую смену дамы из касты, традиционно вручную очищающей нужники, бедняжку стошнило прямо перед камерой. "Почему эти люди живут так?!" Да потому де, почему ребенок брахманов проводил утренние и вечерние часы в молитвах, а сына кшатрия в три года сажали на коня и учили махать саблей. 

    Для далита умение жить в грязи - это его доблесть, его мастерство. Пусть древние индийцы ничего не знали про теорию "тренированного иммунитета", но они прекрасно знали, как это работает на практике. Когда ты кладешь своего новорожденного в карзину с помоями, ты защищаешь его. 

    Современные индийские сантехники, приводящие в ужас туристов своим нырянием в сточные воды, могли бы сделать свою работу менее тошнотворной. Но далиты как никто знают: тот, кто боится грязи, умрет быстрее прочих. Многие далиты - не самые бедные люди в Индии, спрос на их труд есть всегда, и они вполне могли бы позволить себе не ходить в таких грязных одеждах и с ногтями цвета воронова крыла.

     Но заниматься их санитарным просвещением совершенно бесполезно. Потому что они прекрасно знают, что делают. 

     - В 2008 году в городе Матхура далитка с шестилетней дочерью решили пройтись по тротуару и столкнулись с прохожим, который в ярости схватил ребенка и кинул его в огонь, разведенный неподалеку дорожными рабочими. Девочка чудом выжила. 

    -  В 2005 году шестеро крестьян в деревне под Джайпуром забили палками до смерти подростка за разговор с девушкой из "чистой" касты. 

     - Год назад закончилось судебное разбирательство по поводу строительства в одной южноиндийской деревне трехметровой стены, ограждающей поселение далитов от остальных домов. Протест вызвала не сама стена, а то, что поверху было заботливо протянуто ограждение под током. Решением суда ток отключили, стену оставили.

    -  В июне 2008 года жених-далит, пожелавший устроить пышную свадьбу, собрался поехать за невестой, согласно местным обычаям, на лошади. Увы, садиться на лошадь далитам не положено, и местные граждане оповестили общину далитов, что если парень попробует воплотить свой план в жизнь, то и он, и его соседи умоются кровью. В результате всадника к невесте пришлось провожать полиции и "скорой помощи", в кортеже было задействовано более 400 машин сопровождения. 

    Далитские пантеры 
    Как и у чернокожих в Америке, у далитов есть свои боевые бригады. Самое мощное подпольное движение "Далитские пантеры" занимается тем, что совершает рейды на села, в которых особенно плохо относятся к неприкасаемым, и устраивает там погромы. При этом дело нередко кончается серьезной кровью. 

    Что нельзя далитам? Конституция Индии не признает ни варн, ни каст, и в этом она ушла далеко вперед от своего населения, 90% которого куда больше чтят наставления Ману, чем благие пожелания господ Неру и Ганди. В четырех больших городах страны - Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе - неприкасаемые чувствуют себя более-менее вольготно, но в городах поменьше и в сельских местностях все обстоит так же, как и сотни лет назад. 

    - Им нельзя пользоваться общественными колодцами и колонками. 

    - Нельзя ходить по тротуарам, чтобы не соприкоснуться ненароком с представителями высшей касты, потому что тем придется очищаться после такого контакта в храме (впрочем, есть касты неприкасаемых, которым можно контактировать с высшими кастами "по делу", - например, парикмахеры).

    -  В некоторых районах городов и сел им вообще запрещено показываться. 

    - Под запретом для далитов и посещение храмов, лишь несколько раз в год им дозволено переступать порог святилищ, после чего храм подвергают тщательному ритуальному очищению.

    -  Если далит хочет что-нибудь купить в магазине, он должен положить деньги у входа и с улицы крикнуть, что ему надо, - покупку вынесут и оставят на пороге.

    - Далиту запрещено начинать разговор с представителем высшей касты, звонить ему по телефону. 

    - После того как в нескольких штатах Индии были приняты законы о штрафовании владельцев столовых за отказ кормить далитов, в большинстве мест общепита завели особые шкафы с посудой для них. Правда, если у столовой нет отдельной комнаты для далитов, обедать им приходится на улице (напомним, далитом является каждый пятый индиец - это не меньше 200 миллионов человек). 

    За нарушение этих законов далитов карают, и порой очень жестко. Как уже писалось выше, в Индии еженедельно происходит примерно четыре тысячи инцидентов, связанных с насилием над далитами. Мадрасское общественное движение "Учимся правам человека" рапортует, что в стране каждый час убивают двух далитов, насилуют трех далитских женщин и сжигают два далитских дома. Это не считая всякой мелочи типа побоев и оскорблений действием. 

    Те, кто хотят меняться 

    Соблазн оценивать человеческие проблемы как нечто простое и понятное всегда присутствует и у философов, и у политиков, и у писателей, и у журналистов. В реальности все куда многослойнее: на каждое действие есть противодействие, а на каждое "а" найдется свое "б" с дубиной наперевес.

     Можно ли сказать, что далиты - самая несчастная и униженная часть индийского населения и нужно делать все возможное, чтобы искоренить гнусность их положения? Можно. И многие умнейшие люди это делали, начиная с того же Махатмы Ганди и заканчивая, например, борцом за права неприкасаемых Бхимрао Рамджи Ам-бедкаром. Амбедкар, выходец из касты неприкасаемых, в самом начале XX века стал одним из первых детей-далитов, получивших под давлением англичан право посещать школу. 

    Правда, в классе он сидел за особой ширмой и воду для питья ему приходилось носить с собой, так как не только пить из школьной посуды, но и осквернять своими губами водопроводный кран в школьном туалете он права не имел (однако и в современной Индии с ее обязательным образованием те дети-далиты, которые не могут попасть в школу для своих каст, часто вынуждены таскать с собой бутылки с водой и сидеть за партами, отодвинутыми в особый угол). Амбедкар уехал в США, получил там высшее образование и вернулся "освобождать народ свой". 

    Единомышленников в предсоциалистической Индии у него нашлось достаточно, и сегодня права далитов законодательно защищены так надежно, что местами случаются перегибы. Например, определенный процент учеников-неприкасаемых должно принять каждое образовательное учреждение. Такие же квоты обязательны при распределении бюджетных рабочих мест в государственных учреждениях, администрации и даже в политических и властных структурах. 

    А так как среди самих далитов идеи высшего образования и безмятежной чиновничьей жизни вовсе не так популярны, как могло бы показаться, то сплошь и рядом на вожделенную студенческую скамью садится тупоумный и ленивый двоечник, вытесняя более талантливых и усердных учеников из высших каст. Но и способный далит всю жизнь будет вынужден носить на себе ярлык "списочного ничтожества": ведь всем известно, что далитов берут учиться и работать просто за то, что они неприкасаемые. 

    О нищете далитов тоже говорить не совсем верно. Те из них, кто сохраняет связи со своей кастой и занимается ее профессией, имеют вполне гарантированный доход, который часто превышает средний доход их "чистых" соседей. А забастовки далитов могут мгновенно парализовать жизнь любого города, так как никто не может выполнять их важнейшую для общества работу. В Индии проще встретить голодающих брахманов или кшатриев, чем семейство далитов, которому по-настоящему нечего есть (справедливости ради отметим, что некоторые уважаемые далитами блюда брахман не поднесет ко рту, даже умирая от голода). Более того, в 1997-2002 годах президентом Индии был далит Кочерил Раман Нараянан. 

    И часть далитов вполне устраивает такое положение дел. Они живут в отдельных кварталах, молятся в своих домашних храмах, пользуются защитой общины и имеют дело исключительно с собратьями, безразлично относясь к остальным людям и ничуть не стремясь интегрироваться в общество. Их психология в чем-то близка психологии хиппи, и многие туристы отмечают странный контраст нищеты и убожества далитских кварталов с безмятежными улыбками на лицах их обитателей.

     А с чего им так уж горевать? Индуистская традиция предполагает, что каждый человек оказывается на своем месте по заслугам прошлой жизни и достойное следование своей нынешней судьбе считается гарантией улучшений в грядущей жизни. 

    Ты мусорщик? Будь идеальным мусорщиком - и возродиться тебе если не царем, то, может, лектором этого сайта. 

    Проблемы начинаются, когда далит хочет перестать быть далитом, а желает жить как все: пользоваться общественным транспортом, носить нормальную одежду, ходить в кафе, кино и по магазинам... Закон-то ему это позволяет, но даже в больших городах с более-менее образованным населением неприкасаемый очень часто встречает если и не прямое насилие, то отвращение. Даже будучи одетым не по обычаям своей касты, неприкасаемый часто внешне отличается от основного населения (привет многовековым внутрикастовым бракам). 

    Да и скрывать свою касту от окружающих чревато неприятностями. Вдруг обман раскроется? Тогда это может привести к трагедии, если в числе знакомых далита найдутся ревнители кастовой чистоты. 

    Поэт-далит Нирав Пател писал о людях, которые вынуждены были пожимать ему руку, зная, что он неприкасаемый: "Я страдал в такие моменты не меньше их самих, потому что чувство отвращения и страстное желание его скрыть буквально током проходило от их ладони к моей. И, поверьте, я на самом деле сочувствовал им тогда". 

    Все такие разные и все такие неприкасаемые 

    Каст неприкасаемых насчитывается несколько сотен. Вот некоторые из них. 

    Чандалы - самые колоритные и самые далитские из далитов - это конечно, чандалы (а также касты бханги, чурха и другие) - мусорщики и ассенизаторы. Именно они посвятили свою жизнь борьбе с грязью и срастанию с ней,

     Если ты видишь ребенка, невинно плещущегося в луже у общественного туалета, женщину, с ног до головы измазанную рыбьими потрохами, или мужчину, с которого при ходьбе отваливаются куски чего-то черного, - перед тобой чандала. Касты нищих, которые переламывают своим детям спины и ослепляют их для больших профессиональных успехов, и те относятся к чандалам с пренебрежением.

     Девадаси - храмовые проститутки-танцовщицы
    Они получаются из девочек, которых родители из самых разных каст по каким-то причинам не желают воспитывать самостоятельно. Чаще всего, впрочем, девадаси по рождению принадлежат к чандалам. Девушки живут при храмах, принимают участие в ритуальных танцах и отдаются особо религиозным прихожанам, причем деньги идут не самим девушкам, а жрецам. Неприкасаемость девадаси, как мы понимаем, никогда не была такой уж безусловной. Впрочем, секс с ними считался делом богоугодным, а вот поесть с девадаси из одной тарелки не согласился бы и самый влюбленный клиент. До последнего времени девадаси были вполне обычным явлением в Индии, но, когда за борьбу с ним взялась Индира Ганди, тысячелетние традиции дрогнули. Сегодня храмовая проституция вне закона, девадаси водятся лишь в самых глухих уголках южных штатов. 

    Хиджры - каста евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов существует в Индии испокон веков. Полный хиджра - это евнух с совершенно удаленными гениталиями. Но в касте встречаются и обычные гомосексуалисты. Обычно хиджры путешествуют семьями, во главе которых стоит "матушка". Все они одеты и накрашены как женщины. Занимаются хиджры проституцией, песнями и танцами, а также выполняют разного рода сакральные услуги. Например, их присутствие на свадьбе считается важным для тех новобрачных, которые хотят много детей. Но хиджры могут не только благословлять, но и проклинать, навлекая на свои жертвы бесплодие и импотенцию. Для этого им достаточно поднять подол, показать место, где ничего нет, и произнести несколько колдовских оскорблений. 

    Эмигранты кастовой системы
     Надары - небольшая тамильская каста, традиционное занятие которой, самогоноварение, веками надежно держало их в числе неприкасаемых. Еще в конце XIX века надарам это надоело. Правдами и неправдами выклянчив кусок земли у британской администрации, надары занялись земледелием. На этих землях они возвели храм и школу, забросили свой пальмовый самогон, стали вегетарианцами и в качестве обязательных кастовых правил ввели ежедневные омовения утром и вечером, очень чистую накрахмаленную одежду, безупречные прически и маникюр. Кроме того, надары не поленились создать свой мини-эпос, повествующий о происхождении надаров от Маходара - одного из упоминаемых в "Рамаяне" военачальников при дворе Раваны. 
    Сейчас надары считаются безусловно "чистой" кастой, внушающей почтение окружающим своей гордостью, религиозностью и благородным происхождением. Тем же, у кого нет в запасе лишней сотни лет, приходится пользоваться иными методами. Одним из самых распространенных является переход из индуизма в другую религию - буддизм, ислам или христианство, которые не признают кастовых систем. Эти религиозные общины часто поддерживают таких беженцев, подыскивая им места работы и жительства и защищая от возможного насилия. Впрочем, индийским христианам и мусульманам, увы, идея каст тоже не слишком чужда. Местные обычаи нередко берут верх над религиозными предписаниями, и в мусульманском Раджастхане, например, нападений на бывших далитов происходит не меньше, чем в традиционно индуистских штатах. А еще можно всеми правдами и неправдами убежать в Лондон или, скажем, в Лос-Анджелес и забыть свою родину как страшный сон. Что многие и делают. Некоторые почтенные брахманы и кшатрии именно по этой причине брезгуют ездить в западные страны, потому что там кишмя кишит неприкасаемыми, в то время как тупые европейцы даже не догадываются, среди какого ужаса они живут.
    Источник: http://www.realfacts.ru/index.php?newsid=752
    © http://www.realfacts.ru
    Источник: http://www.realfacts.ru/index.php?newsid=752
    © http://www.realfacts.ru
    Источник: http://www.realfacts.ru/index.php?newsid=752
    © http://www.realfacts.ru
  • 17
    11 нояб. 2013
    Улиша
    спрашивала у джайпурских бизнесменов о кастах, в надежде, может расскажут что-нибудь

    мадам,  все ок, никаких каст, давно уже нет... я, конечно, покивала головой в знак согласия, но нисколечки не поверила в равное индийское общество

    В Дели





  • 18
    04 июн. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    “Бхригу сказал:
    Так владыка существ, Брама, создал сперва браминов,
    Развивавшихся собственной силой и воссиявших светом Творца света (Солнца);

    Затем правду, долг (дхарму), подвиг (тапас) и вечное Брахмо,
    Небесную чистоту, нравственность установил владыка.
    (Затем произвел) дэвов, данавов, гандхарвов, дайтьев, асуров и ходящих на чреве,

    Якшей, ракшасов, змиев, пишачей и человека,
    Браминов, кшатриев, вайшьев, шудр, о, лучший из дваждырожденных,
    Также множество разных других существ и варны (знай), отрешенный.

    У браминов белая, у кшатриев кроваво-красная краска,
    У вайшьев желтая, у шудр — черная.

    Без различия варн этот мир преходящий весь браминским
    Брама некогда произвел, но делами окрасились (варны).

    Резкие и гневливые, любители вожделенья, насилия, наслаждений,
    Нарушив свой долг и обагрив кровью руки, до состояния кшатриев дошли такие брамины.

    Желтые, занимающиеся скотоводством, живущие земледелеием,
    Эти дваждырожденные, не устояв в своем законе, пришли к состоянию вайшьев.

    Жадные, любители неправедности, врежденья, живущие разной работой,
    Черные, утратившие чистоту, пришли к состоянию шудр (такие) брамины.”
    (Мдх 188, 1-14.)
  • 19
    04 июн. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Вчера была на замечательной лекции индолога Сергея Лобанова. Тема - " Касты в индийском обществе".

     В связи с постом выше "от Бхригу"  ( в части о разных цветах для разных варн) хочу с вами поделиться забавной деталью:

    В ортодоксальных семьях даже та вода, смешанная с глиной, которая используется для подмывания после туалета, разноокрашена. У браминов она белая, у кшатриев - желтая, у вайшьев - желтая, а у далитов черная.

    И по такому же принципу различаются даже рудракши))

  • 20
    04 июн. 2014
    Fortuna
    Что-то в этом есть, я имею в виду варны..
    Классовое-кастовое разделение есть и в самой доброй старой Англии, разве не так?
    У нас, в стране советов шудры встали и у руля, а государственности-то, перспективы взгляда и сытости не хватает, вот кухарки и разобрали страну по карманам.. И счас- таджики моют подъезды, евреи правят банками. Наоборот ни разу не встречала. может, молодая  ишшо    :-)

    Будучи в Индии меня этот вопрос живо интересовал, так как я очень за справедливость и прочие равенства из пионерского детства. Понаблюдав и пообщавшись, я понимаю, что западным умом не надо лезть в бхаратское устройство. Варны- как группа крови. Куда б ты не сбежал, тебя распознают, раскроешься сам. Это видно и по супербогатым шудрам, с которыми я общалась, и по тому, как их визитки молча рвал и выкидывал после встречи небогатый певец-брамин ("я никогда не буду иметь с ним дело").

    Багават-Гита говорит- ты должен прожить в своей касте, наилучшим образом ей соответствуя. Не исполнив свой долг, тебе повторят урок.. 
    мы-западные люди смотрим на положение вещей с позиции одной жизни, этих нескольких десятков иллюзорных лет.. 

    Помнится, в Наггаре я пыталась помыть в музее Рерихов запыленный цветок в горшке. 
    Это была абсолютно коричневая от грязи диффенбахия ( откуда там диффенбахии взяться, надо было б мне задуматься?). Выташила горшок на улицу, взяла шланг и давай его мыть. А смотрительницы местные, прежде сидевшие в чате друг с другом, робко пытались мне помочь.. Я подумала- чего вас учить, коли вы довели до пылищи цветы и полки? Надо взять и сделать самой. Пока мыла цветок, проходящие мимо дяди индусы неодобрительно качали головами и говорили- это не твое дело! В общем, диффенбахия оказалась искусственной. Наверное, китайцы делали, хорошая такая, силиконовая :-))