Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Национальной валютой Индии является индийская рупия. Первые рупии были выпущены в 1540 году, и сначала это были серебряные монеты, а первые бумажные деньги в Индии появились лишь в 1770 году, и выпустил их Банк Индостана. Долгое время Индия была одной из колоний Великобритании, поэтому англичане хотели ввести тут свою валюту.
10 индийских рупий 1920 год
Однако, ввести фунт стерлингов не удалось. В 1861 году был принят "Акт о бумажных деньгах Индии", согласно которому выпуск банкнот осуществляло британское правительство. Начали выпускаться банкноты с изображение королевы Виктории, затем короля Георга V и Георга VI.
В 1893 году вводится золотой стандарт. Курс рупии укрепился, но стал определяться по соотношению с фунтом стерлингов.
В 1935 году создается Резервный банк Индии, который начал осуществлять эмиссию денег. Индия – самая большая страна стерлинговой зоны.
1 индийская рупия 1944 год
После получения независимости в 1947 году, Индия начинает выпускать банкноты со своим гербом – тремя львами. В 1957 была введена десятичная система. Одна рупия делится на 100 пайс. В 1966 году индийскую рупию привязывают к доллару США по курсу – 1 доллар США = 7.5 индийских рупий. В последующие годы было проведено несколько девальваций индийской рупии. Курс на начало 2013 года – 1 доллар США = 54 индийских рупий. Современные банкноты Индии выпускают номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 рупий.
На лицевой стороне всех банкнот изображен портрет Махатма Ганди. Чем выше номинал банкноты, тем длиннее купюра. Такие они – деньги Индии.
Когда-то давно я решил узнать, кто изображен на оборотке 500-рупиевой банкноты. Но сколько я ни спрашивал индийцев, никто мне ответил. Мое терпение лопнуло и я решил сам выяснить насколько это вообще возможно. Первым делом я сделал несколько десятков фото монумента в разных ракурсах, благо этот монумент совсем рядом с моим домом.
В центре Дели, на пересечении улиц Сардар Патель и Матери Терезы конце 60-х годов индийским художником, скульптором Деви Прасад Рой Чоудхери ( Devi Prasad Roy Choudhary) был создан монумент “Соляной Марш». Почти не сохранилось никаких сведений о том, когда был установлен этот монумент, кто запечатлен в шеренге людей идущих вслед за Ганди. Ясно одно, эти люди символизируют всех участников сатьяграхи, вне зависимости от религиозной и социальной принадлежности. Я постарался изучить, насколько это было возможно, кого изобразил (мог бы изобразить) ученик великого Тагора. Возможно, мое видение очень субъективно и основано на моих собственных представлениях, однако изучив множество доступных в сети старых фотографий и исторических источников, описывающих активное участие в сатьяграхе конкретных людей, тем не менее - я решил попробовать.
Итак, следом за Ганди несомненно это Сароджини Найду, вторая женщина на этом монументе - Митубен Пети, непосредственная участница Соляного Марша. На старых фотографиях именно Митубен Пети стоит рядом с Ганди во время символического выпаривания соли из морской воды на берегу океана в Данди. Митубен Пети жила в Ахмедабаде и некоторе время преподавала в местном университете.
Впереди Митубен - индийский социальный активист, христианин Френк Энтони. Он не был сатьяграхом, и не принимал участие в Соляном Марше, однако художник изобразил на своем монументе Френка Энтони как символ единства христиан с индусами, мусульманами, сикхами. Френк Энтони был соратником Ганди и Неру, защищал права англоиндийцев - что особенно было актуально в первые годы Независимости и даже добился для англоиндийцев два постоянных места в Нижней Палате индийского Парламента
Основная группа – сатьяграхи, участники Сатьяграхи, истинные Патриоты Индии -
Сатьяграх Аббас Туайби (Abbas Tyabji) в возрасте 76 лет возглавил марш из Сабармати Ашрама. Аббас в качестве лидера марша был выбран на случай, если полиция арестует Ганди перед самым маршем. И действительно, Аббас был арестован, но несколько позже и до Данди он не дошел. Также вместе с Абабсом Туайби на марш из Ашрама вышла Кастурбай Ганди, но ее слабое здоровье не позволило ей пройти 388 км до Данди. После ареста Аббаса к Ганди присоединилась Сароджини Найду. На монументе «Соляной Марш» именно Сароджини Найду следует за Махатмой. После смерти Аббаса в 1936 году Ганди сказал о нем: «Его жизнь - вдохновение для нас всех»
Сатьяграх Чакраварти Раджагопалачари (Chakravarti Rajagopalachari) или Раджаджи - адвокат, политик, писатель, выдающийся государственный деятель, один из активистов Сатьяграхи. Раджаджи не участвовал непосредственно в Соляном Марше на Данди, но одновременно с этим событием он возглавил подобный Соляной марш в Тамил Наду. В 1943 году выступал на стороне Ганди в сепаратных переговорах с Джинной и предложил Конгрессу свой проект резолюции о разделении Индии по религиозным линиям, впоследствии получившей название «формула С.R.» (формула Чакраварти Раджагопалачари). В период с 1948 по 1950 (после обретения Индией независимости) он был последним в истории генерал-губернатором Индии. Раджаджи несомненно был фаворитом Ганди, который называл его «хранителем моей совести». Президент Кеннеди после встречи с Раджаджи в Белом Доме в 1962 г записал в своем дневнике: «Эта встреча произвела на меня огромное впечатление. Редко когда я имел дело с человеком такой точности ума, ясным и изящным языком». После смерти Раджаджи в 1972 г Индира Ганди сказала о нем: «он был искренним патриотом Индии».
Сатьяграх Валлабхаи Патель, «Индийский Бимарк », величайший патриот, «железный политик». К его имени прибавляют Сардар, что означает «руководитель». В 1938 г Патель выступил на сессии ИНК о смещении с должности Субхас Чандра Боса с должности Президента Конгресса. Однако в дальнейшем Патель был солидарен с Босом по вопросам разделения Индии, выступал резким критиком плана Джинны и Мусульманской Лиги. В отличии от Боса, который вел внутрипартийную борьбу, отстаивая свои взгляды, Патель сосредоточился на критике британской администрации, которая поддерживала Джинну. В это время Патель был оппонентом Неру, и пользуясь огромным влиянием в Конгрессе на выборах получил большинство. Однако, по просьбе Ганди Патель отказался от права быть первым премьер-министром Индии в пользу Неру. Основная заслуга Пателя во второй половине 40-х годов в том, что благодаря ему удалось отстоять территории Пенджаба и Восточной Бенгалии в составе Индии, а также то, что он не допустил разделения Индии на мелкие южноиндийские княжества путем жесткой политики, с привлечением войск и хитроумных интриг. Во время гражданских кровопролитий на религиозной почве, Патель молился вместе с мусульманами рядом с гробницей святого суфия Низамуддина, посещал Амритсар, другие провинции Индии охваченные кровавой резней и везде призывал к миру, взаимному уважению, помогал организовывать лагеря беженцев. Несмотря на резкую критику и со стороны националистских мусульманских и индуистских кругов, со стороны Субхаса Чандра Боса и Мауланы Азада, Неру и британской администрации, Патель всегда вызывал восхищение у большинства индусов и мусульман. Мемориал «Соляной Марш» в Дели как раз находится на пересечении улиц Сардара Пателя и Матери Терезы.
Сатьяграх Абдул Гаффар Кхан, мусульманин, ближайший соратник Ганди вплоть до 1947 года, резко выступал против требования Лиги о разделении Индии. Когда ИНК под давлением Лиги, Неру и других приняли решение о разделении Индии, Абдул Гаффар произнес: «Вы бросили нас в объятия волков». В конце 20-х на территории нынешнего Пакистана организовал так называемую партию «Слуги Бога» (известную как «краснорубашечники»), идеология которой была основана на отказе от насилия. Число членов этой организации вскоре достигло более 100 тысяч. В одном из обращений к своим соратникам, Абдул Гаффар сказал: «"Я собираюсь дать вам такое оружие, что полиция и армия не будут в состоянии противостоять ему. Это - оружие Пророка, но вы не знаете об этом. Это оружие - терпение и справедливость. Никакая власть на земле не может противостоять этому". После образования Пакистана Абдул Гаффар возглавил оппозиционную партию, однако, его оппоненты не простили ему его активное участие в ИНК, вплоть до своей смерти в 1988 г он подвергался гонениям со стороны Лиги, правящими кругами Пакистана- конкретно правительством Беназир Бхуто и генералом Зия уль Хаком. Тем не менее, в 1988 г Зия уль Хак объявил пятидневный траур в знак почести герою. Абдул Гаффар Кхан был похоронен в Джелалабаде (Афганистан).
Еще одним непосредственным участником Соляного Марша был сатьяграх Лал Бахадур Шастри. «Уникальность нашей страны состоит в том, что у нас есть индуисты, мусульмане, христиане, сикхи, парсы и люди всех других религий. У нас есть храмы и мечети, гурдвары и церкви. Но мы не приносим все это в политику. Это - различие между Индией и Пакистаном. Пакистан объявляет себя исламским государством и использует религию как политический фактор. У индийцев есть свобода выбора следовать той или иной религии". В период с 1964 по 1966 Лал Бахадур Шастри был премьер-министром Индии, награжден высшей гражданской наградой Индии Bharat Ratna
В один прекрасный день, а именно 12.12.12 я второй раз побывал в гостях у Махатмы. В этот раз цель посещения Ашрама была более конкретная. Мне удалось около получаса побеседовать с директором музейного комплекса "Сабармати Ашрам". Конечно же, темой беседы был Соляной Марш, а также мы поговорили о некоторых политических лидерах той поры - я специально завел тему беседы в этом направлении. К сожалению, я так увлекся спорами с директором, что напрочь забыл спросить его имя. Мы с ним согласились во многом - в том числе и о роли Дж Неру в истории разделения Индии. Камла Каул некоторое время жила в Ашраме, где очень подружилась с Кастурбай, однако Камла не была непосредственной участницей Марша. Я спросил директора, действительно ли семейные отношения Камлы и Неру были, мягко говоря, далеки от совершенства.
- Откуда такое мнение? - насторожился директор.
-Ну так ведь сохранились письма Камлы к Прадхвати Деви, большая часть из которых была возвращена Индире Ганди через 20 лет после смерти Камлы, некоторые письма попали в архивы.
- Да, - нехотя согласился директор.
Единственное разногласие возникло в споре о вопросе кто изображен на монументе "Соляной Марш". Это и понятно, у директора официальная точка зрения (объективная), у меня - субъективная, так как я попробовал взглянуть на монумент "Соляной Марш" глазами его создателя, художника Рой Чоудхери, ученика великого Тагора.
На прощание директор посоветовал мне купить в библиотеке Ашрама несколько книг по истории национально-освободительного движения, и конкретно по истории Сатьяграхи. Что я и сделал - купил несколько фотографий с изображением Махатмы Ганди
Chico :
Георгий- браво! Это - настоящее научное изыскание, причем очень "вкусно" подано.
Спасибо!
Елена :
Вам спасибо, что не лень было читать
!!!!!!!!
Браво, Индия! Учись - Россия и остальные страны!
Chico :
а история слова "рупия" известна? и что-то общее с рублем есть?
Вероятно есть. Но если это ко мне вопрос, то я не знаток.
Рассказывают, что будто бы император Шер Шах Сури, когда ему принесли отчеканенную серебряную монетку, воскликнул : "Вау! Круто! Какая красивая монетка!. Назову ка я ее рупией". В России же было принято все рубить, то есть вообще все. Так и рубль, исходя из практического применения пословицы "Рубль-ум, а два рубля- два ума" это отрубленная напополам мера серебра.
Только за период независимости после 1947 года в Индии было вырублено выпущено более 200 видов монет разного достоинства, большинство из которых юбилейные. Как например эти -
Происхождение слова "рупия" встречается в санскритских rūpya ": штамповка, отпечатанная форма; монета", а также от санскритского слова "рупа", что означает "серебро".
Оригинальная рупайа была серебряной монетой весом 175 зерен (около 11,34 грамм). Серебряные монеты оставались в использовании в течение периода Великих Моголов, а также в Британской Индии.