Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Индийские рупии: истории денег

  • 1
    24 мая 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Национальной валютой Индии является индийская рупия. Первые рупии были выпущены в 1540 году, и сначала это были серебряные монеты, а первые бумажные деньги в Индии появились лишь в 1770 году, и выпустил их Банк Индостана. Долгое время Индия была одной из колоний Великобритании, поэтому англичане хотели ввести тут свою валюту.

       

    10 индийских рупий 1920 год

    Однако, ввести фунт стерлингов не удалось. В 1861 году был принят "Акт о бумажных деньгах Индии", согласно которому выпуск банкнот осуществляло британское правительство. Начали выпускаться банкноты с изображение королевы Виктории, затем короля Георга V и Георга VI.

    В 1893 году вводится золотой стандарт. Курс рупии укрепился, но стал определяться по соотношению с фунтом стерлингов.

    В 1935 году создается Резервный банк Индии, который начал осуществлять эмиссию денег. Индия – самая большая страна стерлинговой зоны.

      

    1 индийская рупия 1944 год

    После получения независимости в 1947 году, Индия начинает выпускать банкноты со своим гербом – тремя львами. В 1957 была введена десятичная система. Одна рупия делится на 100 пайс. В 1966 году индийскую рупию привязывают к доллару США по курсу – 1 доллар США = 7.5 индийских рупий. В последующие годы было проведено несколько девальваций индийской рупии. Курс на начало 2013 года – 1 доллар США = 54 индийских рупий. Современные банкноты Индии выпускают номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 рупий.

    На лицевой стороне всех банкнот изображен портрет Махатма Ганди. Чем выше номинал банкноты, тем длиннее купюра. Такие они – деньги Индии.

    (по материалам сайта  "Банкноты стран мира")
  • 2
    25 мая 2013
    Chico
    Elena Vasta сказал(а):    
    500рупий 2

    Когда-то давно я решил узнать, кто изображен на оборотке 500-рупиевой банкноты. Но сколько я ни спрашивал индийцев, никто мне ответил. Мое терпение лопнуло и я решил сам выяснить насколько это вообще возможно. Первым делом я сделал несколько десятков фото монумента в разных ракурсах, благо этот монумент совсем рядом с моим домом.

    В центре Дели, на пересечении улиц Сардар Патель и Матери Терезы  конце 60-х годов индийским художником, скульптором Деви Прасад Рой Чоудхери ( Devi Prasad Roy Choudhary)  был создан монумент “Соляной Марш».  Почти не сохранилось никаких сведений о том, когда был установлен этот монумент,  кто запечатлен в шеренге людей идущих вслед за Ганди. Ясно одно, эти люди символизируют  всех участников сатьяграхи, вне зависимости от религиозной и социальной принадлежности.  Я постарался изучить, насколько это было возможно, кого изобразил (мог бы изобразить)  ученик великого Тагора.  Возможно,  мое видение очень субъективно и основано на моих собственных представлениях, однако изучив множество доступных в сети старых фотографий и исторических источников, описывающих  активное участие в сатьяграхе конкретных людей,  тем не менее - я решил попробовать. 

  • 3
    25 мая 2013
    Chico

    Итак, следом за Ганди несомненно это Сароджини Найду,  вторая женщина на этом монументе  - Митубен Пети, непосредственная участница Соляного Марша.  На старых фотографиях именно Митубен Пети стоит рядом с Ганди во время символического выпаривания соли из морской воды на берегу океана в Данди.  Митубен Пети жила в Ахмедабаде и некоторе время преподавала в местном университете.

     Впереди Митубен - индийский социальный активист, христианин Френк Энтони.  Он не был сатьяграхом, и не принимал участие в Соляном Марше, однако художник изобразил на своем монументе Френка Энтони как символ единства христиан с индусами, мусульманами, сикхами.  Френк Энтони был соратником Ганди и Неру, защищал права англоиндийцев - что особенно было актуально в первые годы Независимости и даже добился для англоиндийцев  два постоянных места в Нижней Палате индийского Парламента 

  • 4
    25 мая 2013
    Chico

    Основная группа – сатьяграхи, участники Сатьяграхи,  истинные Патриоты Индии -

    Сатьяграх Аббас Туайби (Abbas Tyabji) в возрасте 76 лет возглавил марш из Сабармати Ашрама.  Аббас в качестве лидера марша был выбран на случай, если полиция арестует Ганди перед самым маршем. И действительно, Аббас был арестован, но несколько позже и до Данди он не дошел. Также вместе с Абабсом Туайби на марш из Ашрама вышла Кастурбай Ганди, но ее слабое здоровье не позволило ей пройти 388 км до Данди.  После ареста Аббаса к Ганди присоединилась Сароджини Найду.  На монументе «Соляной Марш» именно Сароджини Найду следует за Махатмой.  После смерти Аббаса в 1936 году  Ганди сказал о нем: «Его жизнь - вдохновение для нас всех»

    Сатьяграх  Чакраварти Раджагопалачари (Chakravarti Rajagopalachari) или Раджаджи  - адвокат, политик, писатель,  выдающийся государственный деятель, один из активистов Сатьяграхи. Раджаджи не участвовал непосредственно в  Соляном Марше на Данди, но одновременно с этим событием он возглавил подобный Соляной марш в Тамил Наду. В 1943 году выступал на стороне Ганди в сепаратных переговорах с Джинной и предложил Конгрессу свой проект резолюции о разделении  Индии по религиозным линиям, впоследствии получившей название «формула С.R.» (формула Чакраварти  Раджагопалачари). В период с 1948 по 1950 (после обретения Индией независимости) он был последним в истории генерал-губернатором Индии. Раджаджи несомненно был фаворитом Ганди, который называл его «хранителем моей совести». Президент Кеннеди после встречи с Раджаджи в Белом Доме в 1962 г записал в своем дневнике: «Эта встреча произвела на меня огромное впечатление. Редко когда я имел дело с человеком такой точности  ума, ясным и  изящным языком».  После смерти Раджаджи в 1972 г Индира Ганди сказала о нем:  «он был искренним патриотом Индии».

    Сатьяграх  Валлабхаи Патель,  «Индийский Бимарк »,  величайший патриот, «железный политик». К его имени прибавляют Сардар, что означает «руководитель». В 1938 г Патель выступил на сессии ИНК  о смещении с должности  Субхас Чандра Боса с должности Президента Конгресса. Однако в дальнейшем Патель был солидарен с Босом по вопросам разделения Индии, выступал резким критиком плана Джинны и Мусульманской Лиги.  В отличии от Боса, который вел внутрипартийную борьбу, отстаивая свои взгляды, Патель сосредоточился на критике британской администрации, которая поддерживала Джинну.  В это время Патель был оппонентом Неру, и пользуясь огромным влиянием в Конгрессе на выборах получил большинство. Однако, по просьбе Ганди Патель отказался от права быть первым премьер-министром Индии в пользу Неру.  Основная заслуга Пателя во второй половине 40-х годов в том, что благодаря ему удалось отстоять территории Пенджаба и  Восточной Бенгалии в составе Индии, а также то, что он не допустил разделения Индии на мелкие южноиндийские княжества путем жесткой политики, с привлечением войск и хитроумных интриг.  Во время гражданских кровопролитий на религиозной почве, Патель молился вместе с мусульманами рядом с гробницей святого суфия Низамуддина, посещал Амритсар, другие провинции Индии охваченные кровавой резней и везде призывал к миру, взаимному уважению, помогал организовывать лагеря беженцев. Несмотря на резкую критику и со стороны националистских мусульманских и индуистских кругов, со стороны Субхаса Чандра Боса и Мауланы Азада, Неру и британской администрации,  Патель всегда вызывал восхищение у большинства индусов и мусульман.  Мемориал «Соляной Марш» в Дели как раз находится на пересечении улиц Сардара Пателя и Матери Терезы.

    Сатьяграх Абдул Гаффар Кхан,  мусульманин, ближайший соратник Ганди вплоть до 1947 года, резко выступал против требования Лиги о  разделении Индии.  Когда ИНК под давлением Лиги,  Неру и других приняли решение о разделении Индии, Абдул Гаффар произнес: «Вы бросили нас в объятия волков». В конце 20-х на территории нынешнего Пакистана организовал так называемую партию «Слуги Бога» (известную как «краснорубашечники»), идеология которой была основана на отказе от насилия. Число членов этой организации вскоре достигло более 100 тысяч. В одном из обращений к своим соратникам, Абдул Гаффар сказал: «"Я собираюсь дать вам такое оружие, что полиция и армия не будут в состоянии противостоять ему. Это - оружие Пророка, но вы не знаете об этом. Это оружие - терпение и справедливость. Никакая власть на земле не может противостоять этому".  После образования Пакистана Абдул Гаффар возглавил оппозиционную партию, однако, его оппоненты не простили ему его активное участие в ИНК, вплоть до своей смерти в 1988 г он подвергался гонениям со стороны Лиги, правящими кругами Пакистана- конкретно правительством Беназир Бхуто и генералом Зия уль Хаком.  Тем не менее,  в 1988 г Зия уль Хак объявил  пятидневный траур в знак почести герою.  Абдул Гаффар Кхан был похоронен в Джелалабаде (Афганистан).

    Еще одним непосредственным участником   Соляного Марша был сатьяграх Лал Бахадур Шастри. «Уникальность нашей страны  состоит в том, что у нас есть индуисты, мусульмане,  христиане, сикхи,  парсы и люди всех других религий. У нас есть храмы и мечети,  гурдвары  и церкви. Но мы не приносим все это в политику. Это - различие между Индией и Пакистаном.  Пакистан объявляет  себя исламским  государством  и  использует религию  как политический фактор. У индийцев  есть свобода выбора следовать той или иной религии". В период с 1964 по 1966 Лал Бахадур Шастри был премьер-министром Индии, награжден высшей гражданской наградой Индии Bharat Ratna

  • 5
    25 мая 2013
    Chico

    В один прекрасный  день, а именно  12.12.12 я второй раз побывал в гостях у Махатмы.  В этот раз цель посещения Ашрама была более конкретная.  Мне удалось около получаса побеседовать с директором музейного комплекса "Сабармати Ашрам". Конечно же, темой беседы был Соляной Марш, а также мы поговорили  о некоторых  политических лидерах той поры - я специально завел тему беседы в этом направлении. К сожалению, я  так увлекся  спорами с директором, что напрочь забыл спросить его имя. Мы с ним согласились во многом - в том числе и  о роли Дж Неру в истории разделения Индии. Камла Каул некоторое время жила в Ашраме, где очень подружилась с Кастурбай, однако Камла не была непосредственной участницей Марша. Я спросил директора, действительно ли семейные отношения Камлы и Неру были, мягко говоря,  далеки от совершенства.

    - Откуда такое мнение? - насторожился директор.

    -Ну так ведь сохранились письма Камлы к Прадхвати Деви, большая часть из которых была возвращена Индире Ганди через 20 лет после смерти Камлы, некоторые письма попали в архивы.

    - Да, - нехотя согласился директор.

    Единственное разногласие возникло в споре о вопросе кто изображен на монументе "Соляной Марш". Это и понятно, у директора официальная точка зрения (объективная), у меня - субъективная, так как я попробовал взглянуть на монумент "Соляной Марш" глазами его создателя, художника Рой Чоудхери,  ученика великого Тагора.

    На прощание директор посоветовал мне купить в библиотеке Ашрама несколько книг по истории национально-освободительного движения, и конкретно по истории Сатьяграхи. Что я и сделал - купил несколько фотографий с изображением Махатмы Ганди

     

  • 6
    25 мая 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Chico :

    Георгий- браво! Это - настоящее научное изыскание, причем очень "вкусно" подано.

    Спасибо!

  • 7
    25 мая 2013
    Chico

    Елена :

    Вам спасибо, что не лень было читать 

  • 8
    25 мая 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Не то, чтобы не лень, а захотелось теперь разобрать каждую купюру)))
  • 9
    25 мая 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Chico сказал(а):    
    сказал: «"Я собираюсь дать вам такое оружие, что полиция и армия не будут в состоянии противостоять ему. Это - оружие Пророка, но вы не знаете об этом. Это оружие - терпение и справедливость. Никакая власть на земле не может противостоять этому". 

    !!!!!!!!

    Chico сказал(а):    
    Уникальность нашей страны  состоит в том, что у нас есть индуисты, мусульмане,  христиане, сикхи,  парсы и люди всех других религий. У нас есть храмы и мечети,  гурдвары  и церкви. Но мы не приносим все это в политику

    Браво, Индия! Учись - Россия и остальные страны!

  • 10
    25 мая 2013
    Улиша

    Chico :

    а история слова "рупия" известна? и что-то общее с рублем есть?

  • 11
    26 мая 2013
    Chico
    Улиша сказал(а):    
    а история слова "рупия" известна? и что-то общее с рублем есть?

    Вероятно есть. Но если это ко мне вопрос, то я не знаток.

    Рассказывают, что будто бы император Шер Шах Сури, когда ему принесли отчеканенную серебряную монетку, воскликнул : "Вау! Круто! Какая красивая монетка!. Назову ка я ее рупией". В России же было принято все рубить, то есть вообще все.  Так и рубль, исходя из практического применения пословицы "Рубль-ум, а два рубля- два ума" это отрубленная напополам мера серебра.

    Только за период независимости после 1947 года в Индии было вырублено выпущено более 200 видов монет разного достоинства, большинство из которых юбилейные. Как например эти -

     

  • 12
    26 мая 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Происхождение слова "рупия" встречается в санскритских rūpya ": штамповка, отпечатанная форма; монета", а также от санскритского слова "рупа", что означает "серебро".

    Оригинальная рупайа была серебряной монетой весом 175 зерен (около 11,34 грамм). Серебряные монеты оставались в использовании в течение периода Великих Моголов, а также в Британской Индии. 

    Вики

  • 13
    2013-11-11 00:24:18
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Инкасатор

  • 14
    12 дек. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
     

     А вот посмотрите: Алле Тадж подарили редкую денешку: бумажную купюру в 1 рупию. Причем одной рупии с Ганди на купюре я пока в интернете не обнаружила.
     Знающие хинди! Прочтите, есть ли на купюре дата выпуска? 
  • 15
    13 дек. 2013
    tarjuman (модератор)
    Какой интересный топик! А вот и правда, не увидела нигде даты выпуска, и нга последней купюре тоже. там на разных языках дублируется "одна рупия" и все.
  • 16
    14 дек. 2013
    Breen
    А это - бирманские рупии времен Второй мировой войны, напечатанные японцами.

     
  • 17
    14 дек. 2013
    tadzh
    tarjuman сказал(а):
    там на разных языках дублируется "одна рупия" и все.
     Даже сами местные индийцы удивлялись, увидев эту купюру. 
  • 18
    14 дек. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Мне сейчас друзья, читающие сайт через ЖЖ написали:   А еще на современных рупиях мелко-мелко написан девиз на санскрите "satyam eva jayate" "Только правда победит"

    Вот как! Здорово, правда?
  • 19
    14 дек. 2013
    tadzh
    Elena Vasta сказал(а):
    Здорово, правда?
     Да, с этим не поспоришь :)
  • 20
    08 нояб. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Упс! С сегодняшнего дня прекращают хождение 500 и 1000 рупиевые купюры - Моди объявил

    1) Что делать с собственной заначкой, сделанной на поездку впрок?
    2) Теперь будем ходить с мешками сторублевых купюр?