Пенджаб-Бихар. Sikh connection

  • 1
    24 мар. 2013
    Blonde_

    Собралась с духом написать про свою последнюю поездку в Индию. Намеревалась провести все время в Пенджабе, но получилось так, что попала еще и в Бихар, сами знаете, как оно там-в Индии планировать в принципе-дело неблагодарное..

    Целью поездки ставилось волонтерство в одном из довольно известных интернатов для малоимущих и сирот недалеко от Амритсара, под названием Пингалвара, ну, что в принципе, мне и удалось. Благодаря моим европейским связям по сикхской линии проживать мне посчастливилось в замечательной и довольно состоятельной семье джаттов (фермеров) в деревне под Амритсаром, и конечно же, сей экспириенс проживания бок о бок внес огромный и неоценимый вклад в копилку моих знаний об Индии и индийцах..

    После встречи в Дели с моим бенгальским дружбаном Шуброто, который показал мне уголки города, ранее мною неисследованные, я покатилась в Амритсар.

    Семья, в которой я жила, оказалась немногочисленной-хозяин дома, очень представительный и импозантный офицер армии в отставке, и его дочь, милейшая девушка, получившая образование в Новой Зеландии, и поэтому отличавшаяся широтой взглядов, не характерной для ее сверстниц. Кроме них, в доме жила прислуга-смышленая девчушка лет 11, которую они взяли в дом из соседней деревни, из семьи, где кроме нее было уже 5 дочек, и чьи родители были несказанно рады тому, что могут избавиться от одной из них вот таким в принципе гуманным образом. Надо отметить, что с ней обращались не как со служанкой, а как с членом семьи. Короче, ребенку повезло.

    Дом был шикарный, меня разместили на втором этаже в большой комнате с отдельной ванной...но как же я не пожалела, что приперла из Испании зимний спальник, который с таким трудом вырвала у своей дочери (он был новехонький, и ей очень не хотелось, чтобы я была первая на использование оного :). Вот так и спала- на шикарной кровати, в спальном мешке :))

    По ночам в Амритсаре с конца ноября по февраль ОЧЕНь холодно. Имейте это ввиду.

  • 2
    24 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Blonde_ сказал(а):    роживать мне посчастливилось в замечательной и довольно состоятельной семье джаттов (фермеров) в деревне под Амритсаром, и конечно же, сей экспириенс проживания бок о бок внес огромный и неоценимый вклад в копилку моих знаний об Индии и индийцах..

    Оль, а вот сейчас все трубят о Пенджабе и Харьяне - как о самых неблагополучных штатах по соотношению женщин и мужчин. Что там, именно в богатых семьях, из-за нежелания отдавать часть форм, часть земель в приданное, делают аборт узнав о девочке в утробе.

    Что скажешь?

  • 3
    24 мар. 2013
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):    Что скажешь?

    Да тут уже столько обсуждали эту тему..Это было, есть и будет. Хотя в последнее время и наблюдается тенденция к сокращению количества детей в семьях (особенно городских, экономически благополучных), да и вестернизация Индии дает о себе знать-все большее кол-во женщин получает доступ к образованию и последующей работе (принос денег в семью), но все равно такое происходит, и особенно в деревнях и бедных семьях. Как бы там феминистические организации не боролись, вековые предрассудки очень трудно поломать.

    Для сравнения-даже в Лондоне, в наше время, очень распространена практика деформации половых органов и девочек из Африки-всеми ухищрениями это практикуется нелегально и внутри коммьюнити, и их даже отправляют на "каникуы" к бабе с дедой-и оттуда они уже возвращаются изуродованными..Вот так. Так что побороть эти предрассудки на данном этапе нереально. А тут уже даже не "порядочность" девушки на кону, а денежные вопросы. Так что все для индийских женщин (особенно в Харьяне) не очень, скажем, шоколадно все обстоит..

  • 4
    24 мар. 2013
    Blonde_

    Первые дни я зарезервировала на адаптацию. Это был мой первый раз в Амритсаре, и я хотела посмотреть разные достопримечательности. Большое впечатление произвел Хальса Колледж, учебное заведение, основанoe последователями Махараджи Ранжит Сингха в 19 веке-очень напомнило мне колледж в Патиале, который построил для народа тамошний махараджа Буфиндер Сингх.. Там народ получает вполне приличное техническое и гуманитарное образование по многим специальностям (самое популярное, конечно, информационные технологии).

      

                                                                                             

    Жемчужина Амритсара-Золотой Храм, святая святых сикхизма, главное место паломничества всех сикхов мира. Оригинал Священной книги Гуру Грантх Сахиб хранится именно там. Попасть туда хотелось очень. Но 21 ноября праздновалось день рождение основателя сикхской религии Гуру Нанака, в связи с чем народу было просто невообразимо много (и очередь на даршан из часовой превращалась в трехчасовую), и я решила повременить. Вообще, если собираетесь посетить Золотой Храм (Харимандир, или Дарбар Сахиб, как его еще называют), то проконсультируйтесь на предмет сикхских праздников, а то вместо покоя и умиротворения посещение этого места будет у вас ассоциироваться с километровыми очередями везде и за всем.

      

    В Дарбар Сахибе огромный лангар-бесплатная столовка для паломников. Там тоже можно совершить севу-помыть посудку, например, или же сделать чапати-кому что нравится.

                                                                

                                                 

    Деды позировали с удовольстивем и ответственно :)

    ....Также стоит посетить музей истории сикхизма, на территории храма-там в картинах рассказывается об истории и развитии этой религии.

    Конечно то, что переживает каждый в местах, подобных Харимандиру-очень личное. Думается мне, что в Индии каждый находит для себя такие места-где ты встречаешься сам с собой, душа нараспашку-для кого-то это храм, для кого-то-придорожная дхаба, улица, вокзал, места силы...да где угодно можно пережить такое, о чем рассказывать словами-дело неблагодарное..Одно только скажу-если у вас будет возможность побывать в Амритсаре-прийдите в Харимандир несколько раз-на рассвете, днем, и на закате-энергетические ощущения совершенно разные.

  • 5
    24 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Blonde_ сказал(а):    онечно то, что переживает каждый в местах, подобных Харимандиру-очень личное. Думается мне, что в Индии каждый находит для себя такие места-где ты встречаешься сам с собой, душа нараспашку-для кого-то это храм, для кого-то-придорожная дхаба, улица, вокзал, места силы...да где угодно можно пережить такое, о чем рассказывать словами-дело неблагодарное..Одно только скажу-если у вас будет возможность побывать в Амритсаре-прийдите в Харимандир несколько раз-на рассвете, днем, и на закате-энергетические ощущения совершенно разные.

    Бог даст - в мае и я увижу. Хотя я предполагаю, что мои ступни прогорят до кости на камнях, раскаленных майским солнцем

  • 6
    24 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Оль, а вот за Золотым храмом коричневое здание - это что?

  • 7
    24 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Blonde_ сказал(а):    моим бенгальским дружбаном Шуброто,

    Хорош - глаз не оторвать!

  • 8
    24 мар. 2013
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):    Оль, а вот за Золотым храмом коричневое здание - это что?
    Elena Vasta сказал(а):    Хорош - глаз не оторвать!

    Я уже не упомню, но по-моему, там общаги для паломников и какая-то администрация. Да, хорош. Бенгалец, очень культурный парень, и вообще, милашка, фотограф-фриланс для индийских туристических фирм, щелкает для всяких там каталогов. Правда, недавно развелся и переехал обратно к своей семье в Чандигарх. Говорит, что в Дели ему очень одиноко и вообще, поближе к маме )

  • 9
    24 мар. 2013
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):    Бог даст - в мае и я увижу. Хотя я предполагаю, что мои ступни прогорят до кости на камнях, раскаленных майским солнцем

    Май в Пенджабе-это будет очень жестко..Я была в апреле, там уже было извини-подвинься..А май-ну, думаю, градусов 40-45..

    икими воплями "Вахегуруууууууууууу!!!!!!", раздавшимися в 4 утра из громкоговорителей гурудвары, располагавшейся рядом с домом, и которые продолжались в течение последующих двух часов (по традиции, религиозные сикхи начинают свой день именно в это время, как и полагается, с молитвы), ну а в 6 девчонка-помощница уже скреблась у моей двери с утренним чаем!! Потом, конечно, я привыкла и к еженощным воплям (мегафон как-то неисправен был, и звук раздавался просто дикий), но вот невозможно было объяснить людям, что чай в 6 утра я не хочу, а хочу спаааааааать!!!!!!! Хозяин дома удивленно поднимал брови, говоря: но это же традиция!! Мы все пьем чай в постели, и ты тоже. И точка :)) Короче, стала я жертвой такой нечеловеческой традиции :)) Но в глубине души, конечно, я чувствовала себя прямо мемсаибихой, попивая ароматный напиток лежа в своем тепленьком спальнике..Вахегурууууууууу!!!!!!! :))

    Или, к примеру, в воскресенье-банный день. В этот день, как никогда, можно лицезреть сикхские "гривы", которые они моют, и оставляют распущенными для просушки, и последующего намасливания и закрутки. Вот так, сидят в кружку, например, пенсионеры, и натирают свои косы кто простоквашей (керд), кто маслом ги, кто-кокосовым-короче, салон деревенской красоты :) Ну а молодняк, конечно, попонтовее-особенно те, кому есть, чем похвастать-те рассекают по деревне на великах, потрясая копной черных волос-посмотрите на нас, красавчегов :). Девушки тоже моют волосы в этот день, но их косметические процедуры проис ходят в закрытых от постороннего взора внутренних двориках, или террассах домов.

  • 10
    26 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Blonde_ :

    Вот откуда у них эта традиция  -не стричь волосы? Я думаю - из индуизма. БабЫ не стригут волосы, у некоторых они гораздо длиннее тела!

    Blonde_ сказал(а):    но вот невозможно было объяснить людям, что чай в 6 утра я не хочу, а хочу спаааааааать!!!!!!! Хозяин дома удивленно поднимал брови, говоря: но это же традиция!! Мы все пьем чай в постели, и ты тоже. И точка :)

    Вот бы мне...попоили чайком - и опять на бочок...

  • 11
    26 мар. 2013
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):    Вот откуда у них эта традиция  -не стричь волосы? Я думаю - из индуизма. БабЫ не стригут волосы, у некоторых они гораздо длиннее тела!

    Волосы в сикхизме считаются даром Бога, так что их трогать нельзя. Причем, НИГДЕ на теле вообще. Дам это тож касается, между прочим. Так что Пенджаб полон бородатых женщин-реально, даже те женщины, у кого чрезмерная растительность на лице и то ее не трогают-блистают бакенбардами, а уж чего у них там под шальварами творится, я просто боюсь себе представить. Этот же запрет (на модификацию или украшение тела) в классическом сикхизме основоположный. Так что никогда не увидите амритхари (религиозного сикха или сикхни) с проколотыми ушами, накрашенными или в татушкаx, или с пластикой.

    ..А вообще вот я себя так перечитываю у глубоко задумуваюсь..в связи с последними событиями в Индии в отношение интуристок..уберег меня Бог явно..А че бы тока могло ни случится...Аж жуть!

     

  • 12
    26 мар. 2013
    Blonde_

    Каждый день я ездила в Пингалвару, которая находилась довольно далеко от моей деревни. Сначала я тряслась в колымаге под названием "темпо"-типа рикши-только туда побольше человек влазит-до автовокзала в Амритсаре, потом-на таком же драндулете, или локал басе-до Пингалвары. Подобные вояжи-хороший способ "стать ближе к народу". Причем во всех смыслах :) В драндулет набивалось такое количество народу, что порой все законы физики казались пошлой выдумкой :). Мне кажется, что за время только одной поездки слово "гори" я слышала раз 500. Объясняться с местными мне помогал мой скудный пенджаби, который я пытаюсь судорожно вы учить в течение последних 2х лет :). Особенно забавлял тетенек, ехавших из или в свои деревни, и бесконечно допрашивающих меня мой ответ, что я живу в Калемуре. Их это очень веселило.

    Конечно, было не без приключений.

    Хозяин строго-настрого приказывал мне быть дома никак не позже 6 вечера. Но однажды мы повезли детей в Джаландар, и конечно, я припозднилась. Было часов 8 вечера, когда я еще находилась очень далеко от дома. Беспокоить по пустякам я не хотела, но вот только автобусов в деревню уже не было..Пришлось договариваться с каким-то рикшей, который завез меня совершенно не туда, куда надо было. В результате, я оказалась в какой-то незнакомой местности часов в 9 ночи, и вообще, ситуация была совсем не комильфо...Я набрела на какую-то контору, где припозднившись, чинили какие.-то трупы моциков..Через пень-колоду объяснив, куда мне надо, попросила найти мне рикшу, на что хозяин сего места лихо подкрутив ус сказал, зачем рикша, из зе байк ок??? И помчал меня по каким-то колдобинам в нужном, как оказалось, направлении. По дороге он так махал руками, как-то умудряясь уворачиваться от грузовиков, и кричал что.то про свой семейный бизнес, что мне оставалось только молиться, чтобы живой-здоровой добраться домой. В такие минуты понимаешь, что от тебя ваще ничего не зависит, и все в руках вселенной :))) В результате, нас остановили бравые полицейские с автоматами (видимо, такая парочка как мы привлекла их внимание), и спросили, куда же мы направлялись..В результате недолгих переговоров, мне было предложено пересесть на полицейскй мотоцикл (один из ментов слез, галантно уступив мне место, а другому уже наверное очень хотелось прокатится с гори, ехал он изо всех сил медленно), и я была доставлена четко по адресу. Вышедший на звук мотора хозяин дома был в полном офиге, увидев меня в сопровождении вооруженного полицейского..Боже, как мне влетело в тот вечер...Я же тебе говорил, что дома надо быть в 6, а не в 10! И почему ты не позвонила? Это тебе не Европа!! Тут такое творится!! Короче, девушки. Будете в Пенджабе-слушайтесь старших. Во избежание :)

  • 13
    26 мар. 2013
    Blonde_

    В один из дней я все же взяла выходной, и мы отправились на закрытие индо-пакистанской границы, недалеко от деревни Аттари (Вага бордер). Благодаря нашему отставному капитану, повезло сидеть на ВИП местах, очень близко к линии границы, и наблюдать само действо. Честно скажу-не понимаю, как можно что-то увидеть из толпы-она огромная, и ее размещают далеко от происходящего. Правда, приставляют к ней некоего массовика-затейника, который разогревает национальные чувства криками Хиндустан Зиндабад, которые подхватывает и скандирует толпа. Перед спектаклем посетили родственников капитана в деревне.

  • 14
    26 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Blonde_ сказал(а):    

    А вообще вот я себя так перечитываю у глубоко задумуваюсь..в связи с последними событиями в Индии в отношение интуристок..уберег меня Бог явно..А че бы тока могло ни случится...Аж жуть!

     

    Надо идти на единоборства! Хочешь ездить в Индию - готовься защитить себя сам

  • 15
    26 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Blonde_ сказал(а):    набрела на какую-то контору, где припозднившись, чинили какие.-то трупы моциков..Через пень-колоду объяснив, куда мне надо, попросила найти мне рикшу, на что хозяин сего места лихо подкрутив ус сказал, зачем рикша, из зе байк ок??? И помчал меня по каким-то колдобинам в нужном, как оказалось, направлении.

    Нет слов....Оль, и ведь ни о чем плохом не думали, и ничего не боялись!

  • 16
    26 мар. 2013
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):    Нет слов....Оль, и ведь ни о чем плохом не думали, и ничего не боялись!

    Вообще тогда да. Но сейчас уже даже страшно вспомнить. Не знаю, решилась бы я на данный момент на подобные авантюры..

    Которые в черном-пакистанские солдаты. На той стороне публика разделена по половому признаку-дамы-слева, мужчины-справа. В тот день, когда я посещала это действо процент интуристов среди публики составлял примерно 2% от остальной массы.

          

    В принципе, 99% приезжих в Амритсар посещают этот спектакль. Но честно: если не сможете достать ВИП сидения, то не знаю, стоит ли овчинка выделки - там такая толпень индусов, что высмотреть что-то там издалека очень сложно.

                                                    

  • 17
    26 мар. 2013
    Blonde_

    Ну, посетили свадебку, хинду обычно празднуют в вечернее и ночное время (а сикхи днем) так сложилось в силу исторических причин, ну и конечно, не без указаний благоприятного времени брахминами. Скучно, несравнимо с нашими свадьбами-ну, покидались друг в друга деньгами, покушанькали, пообсуждали кто в чем и с кем пришел, пофоткались с утомленными молодоженами...Да, есть`отдельный залец, где мужикам отпускают спиртное, а женщинам туда вход заказан. Веселье...Но невеста краса. Я уже публиковала фотки на форуме, но кто не видел, вот они.

                             

                                

     

                                    

  • 18
    26 мар. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Blonde_ :

    Вот чую я, опять у меня сорвется Пенджаб! Скажи - как далеко люди обоих стран находятся друг от друга? Что это за ворота - это и есть граница?

  • 19
    26 мар. 2013
    Blonde_
    Elena Vasta сказал(а):    Вот чую я, опять у меня сорвется Пенджаб!

    Да ты ж там уже была! Далеко сидят-самые ближние сидения к границе-в метрах 100 (это типа Вип сидения, туда так просто не попасть), а так народ в массе даже на сотни метров от ворот..

    Теперь они там все сбесились, от недо..ба своего. Даже уже и мужики не преграда..Страшно. Если тока какого старикана в тюрбане подцепить..в качестве сопроводителя..Мож тогда..

  • 20
    26 мар. 2013
    Blonde_

    Хозяин дома, где я обитала овдовел. Конечно, потеря матери и жены очень наложила отпечаток на обстановку в семье. Прошло уже некоторое время, но такие травмы имеют, конечно, глубочайшие последствия. Парминдер Коур сокрушалась о том, как плохо ей без матери, а отцу без жены. Оно и понятно. Конечно, для нее все не так драматично, так как ей предстоит замужество (и судя по ее характеру, вряд ли это будет замужество не по ее собственному выбору), а вот с отцом все обстояло гораздо более..деликатно что-ли. Тут я впервые лицом к лицу столкнулась с таким серьезным социальным табу, как вдовство..

    Когда я несмело предположила (пытаясь как-то утешить Коур), что мол, пройдут годы, и может быть отец найдет какую-нибудь компаньеру с похожим статусом, ну, чтоб совсем уж одному не оставаться..но она прервала меня немедленно: ЭТОГО НИКОГДА; НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТь!!! Она была столь категорична, что я даже опешила, и задала ей вопрос, почему так? Он же, вроде как, один-ну там, помощь и по дому нужна, и вообще, какбэ моральная поддержка. Но Коур негодовала: Никогда, никогда! А если он и женится еще раз, то последствия будут просто драматические. И она больше не захотела об этом говорить..Ну, нет так нет, я не настаивала..Но эта реакция на давала мне покоя, и при случае, я комментировала этот эпизод с другими индийскими друзьями-что же такое проис ходит с овдовевшими людьми? И правда..в большинстве случаев-это тоже некая социальная смерть (даже для мужчин, не говоря уже о женщинах), причем вне зависимисти от возраста..И думается мне, что корень проблемы лежит в самой концепции брака по-индийски: браки заключаются не для любви, а для экономической поддержки и воспитания детей. А так как после 50 оба вопроса снимаются с повестки, так и брак не нужен. Элементарная эмоциональная поддержка вообще не стоит на повестке дня...И оказалось, что многие вновь женившиеся вдовцы просто перестают существовать для своей же собственной семьи и социального круга-так как это считается практически позором..Вот, как все невесело...На ум мне приходили какие-то европейские анекдоты о том, как женщины хотят на кладбище в воскресенье, чтобы познакомиться с вдовцами..А тут вот такое...В общем-осталась вдовой/вдовцом в Индии-бэд карма, дружок. И плати за это.

    А вот, собсна, хозяин дома и огорода. С дочерью.

    Эта семья принадлежала к высшей касте в сикхизме-джатам (землевладельцы). Соответственно, и социально-экономическое положение было весьма стабильное. Хотя джаты возможно, и не самые богатые среди сикхов. ВОобще меня тоже очень удивил вся эта кастовость в сикхизме-это заметно особенно в деревне-в некоторых местах даже имеются гурудвары для низкокастовых сикхов, хотя вся задумка-то была как раз изничтожить касты и демократизировать тему..но не тут-то было, как оказывается..Да, еще высшие касты очень любят украшать свои дома и автомобили своими фамилиями-типа Gill, Dhillon -мол, посмотрите, КТО МЫ ТАКИЕ :((((. Для меня это тоже стало неожиданностью-так что идеализировать сикхское сообщество тоже не стоит..

    К концу путешествия я уже научилась различать способ повязки тюрбанов у разных каст...