ЖИЛЬЁ
Какие вопросы могут возникнуть у путешественника в этой связи?
Вопрос первый: где турист может жить в Индии
В домах местных жителей
У меня нет опыта проживания в семье, возможно я на это пойду - лишь из любопытства, из желания больше проникнуться Индией и лучше понять ее жителей - ежели, конечно, такая возможность мне подвернется. Но отношусь к этой идее без особого энтузиазма, зная о различном отношении европейцев и индийцев к неприкосновенности личного пространства. Мне как убежденному интроверту куда дороже маленькая комнатка с огромным личным пространством, чем дворец с невозможностью избежать общения в любой момент, когда со мной пожелают общаться.
Правда у меня был интересный опыт ночевок в деревенских домах во время моего трекинга, но это была безальтернативная необходимость.
В палатках
Если только вы не отправляетесь в трекинг по Гималаям, во всех остальных случаях я не советую. Да - знаю, знаю, кто-то так жил. Жила Дургатна в Гокарне. жила Лавари в Кабо де Рама. Но это приемлемо когда речь идет о довольно большом палаточном лагере, в котором есть не только женщины, или наличия рядом мужа - богатыря, иначе это будет не отдых, а охрана своих рубежей, чести и достоинства.
В отелях и гестхаусах
Самый распространенный вариант проживания, самый естественный для Индии и самый удобный, так что не буду распинаться на эту тему
Снимать дом
Хотя этот вариант не для перемещающихся в пространстве путешественников, но я вкратце остановлюсь и на нём.
Такие варианты очень популярны у зимующих в Гоа европейцев, в меньшей степени - в Керале иТамил Наду, а так же проводящих длительное время в Гималаях фрилансеров. Собственного опыта не имею, поскольку не фрилансю и не веду в Индии оседлого образа жизни, а по опыту друзей могу сказать, что если с домом повезет - то это отличная альтернатива отелю и гестхаусу. Наличие в частном доме кухни позволяет готовить самому и здорово сэкономить. Только необходимо заранее четко обозначить свои приоритеты: расстояние до моря/вид на горы/цена, интернет и т.д.
Если бы я решила снять себе дом, то не действовала бы через посредников и не оплачивала бы заранее кота в мешке, а приехала бы, поселилась бы в каком-нибудь гесте и ходила бы выбирать дом сама. А после заселения не вносила бы всю сумму сразу, а подождала бы недельку, пожила бы и потестировала новое жилище на скрытые "достоинства". Вдруг под его окнами находится деревенский смашан (место кремации умерших)? Вот представьте: выходите вы однажды на свой прекрасный балкончик испить кофию, а под окном у вас такая радость!
Ну или еще какие вдруг вскроются сюрпризы - торопиться не будем)
В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр.
Проживание в ашраме может быть самым бюджетным вариантом, но вы должны понимать, что пользуясь таким прибежищем должны не только брать, но и отдавать, поэтому нужно принимать участие в общественных работах (севе): помогать готовить еду, мыть посуду, убирать территорию и делать все, что попросят
Если оплата проживания подразумевает под собой "столько, сколько сможете", то помните, что даже для проведения пудж ежедневно требуются благовония, подношения, одежда богам, прасад, цветы и много другое.
Нужны продукты, одежда, постельное белье. Нужен уголь, дрова, продукты, нужна оплата электричества, нужен корм для животных, нужно содержать нехитрую технику и оплачивать услуги врачей и ветеринаров. Поэтому не позволяйте себе быть иждивенцем, если по каким-то причинам вы не можете помочь деньгами - помогите общине своим трудом.
Не забывайте о том, что вы живете в духовной общине, поэтому соразмерьте свои привычки и своё эго с необходимостью следовать закону и распорядку ашрама.
"Как же выглядит жизнь в индийском ашраме, если её рассматривать в финансовом разрезе?
Какие расходы существуют у главы ашрама на поддержание жизнедеятельности этого самого ашрама? (разумеется, никто из глав ашрамов мне свои бухгалтерские книги для ознакомления не давал, но если понимать, что материальные вещи из воздуха не появляются и обладать минимальной наблюдательностью, то многое становится понятно).
Итак:
За само здание налог на собственность государство не взимает, при отсутствии полей - за землю, на котором оно находится, тоже. При наличии полей ежегодный налог с них взимается, но крайне небольшой - от 50 до нескольких сотен рупий - в зависимости от размера землевладения. Это не какие-то льготы для ашрамов, а общие условия для всех индийцев.
За электричество же счета приходят без всяких скидок, в городских ашрамах - ещё и за воду.
Другие бытовые статьи ашрамных расходов: газ, дрова для печки, бензин для мотоциклов/автомобиля/трактора, оплата мобильных телефонов, покупка лекарств (простуда, несварение, головная боль - нередко бывает. А если умножить на количество людей, постоянно проживающих в ашраме?), стиральный порошок, зубная паста, мыло, шампунь, временами - новые тазы и вёдра, при ведении натурального хозяйства - техника и всё необходимое для посадки-сбора урожая.
Одежда: иногда миряне приносят в подарок одежду или ткань для её пошива, но вряд ли в том количестве, которое нужно для всех обитателей ашрама. Если одежду нужно шить, то услуги портного также не бесплатны. А ешё нужна обувь по количеству живущих в ашраме - пусть даже в виде вьетнамок, нужны тёплые вещи на зиму - свитера, носки, шали, куртки. в холодных местах - шапки и шарфы.
Также нужно постельное бельё и матрасы-подушки-одеяла не только для себя, но и в достаточном количестве "гостевые" - для приходящих на несколько ночей садху и бхактов. Соответственно, нужны железные ящики для хранения всего этого.
Сервис: оплата услуг врача и ветеринара при наличии коров (иногда может не взять деньги или бхакты заплатят, но, опять же, это единоразово, а не всё время), билеты на поезд/автобус, оплата строительных работ и работ крестьян в поле (нет, люди не от избытка духовности, свободного времени и денег работают, им тоже кушать надо), оплата ремонта при поломке той или иной техники, другие работы, которые невыполнимы силами самих садху.
Еда: даже если часть её выращивается у себя в поле, коровы дают молока столько, что хватает и самим пить и гхи делать, то всё равно нужно масло и какие-то овощи покупать, соль, сахар, специи и чай. Фрукты чаще приносят посетители ашрама.
Расходные материалы для арати, пудж и т.п: агарбати (благовония), дхуп (специальные смеси, продаваемые в лавках и используемые для подношений Деви/Деватам), специальные древесные смолы, сладкие шарики, которые также подносят Божествам и потом раздают как прасад, вата для изготовления фителей для светильников, гхи для этих же светильников. Цветы чаще выращиваются на территории ашрама, но саженцы нужно, опять же, купить. Кокосы также требуются для подношений, и если их никто не принёс заранее - их тоже нужно покупать.
Организация программ во время праздников (Гуру Пурнима, Шиваратри и т.д: включают себя расходы на еду и чай для всех присутствующих, одноразовую посуду, сооружение и уборку павильона, приглашение музыкантов, значительно возросший счёт за электричество.
Расходы на странствующих садху: по правилам сампрадайи любой садху может остановиться в любом ашраме на 1-3 дня, когда он будет покидать ашрам, глава ашрама должен дать ему/ей "подарок" (50-100 рупий обычно, если садху уважаемый в сампрадайе, то 500-несколько тысяч).
Расходы на благотворительность: большие ашрамы могут организовывать и поддерживать госпитали и школы для бедных, в небольших могут жить несколько детей из бедных семей, которым ашрам, помимо еды-одежды также оплачивает обучение в школе/колледже.
Это те расходы, которые навскидку приходят в голову. Скорее всего, есть много всего ещё, но, повторюсь, списки ежемесячных расходов ни в каком ашраме не читала :)
Откуда же берутся деньги на покрытие всех этих расходов?
Это пожертвования, которые оставляют люди. Бизнесом садху не занимаются.
Деревенские люди могут давать 20-50 рупий, бхакты-бизнесмены - несколько тысяч/десятков тысяч рупий.
И это именно пожертвование, а не стремление "купить садху".
Поэтому, если вдруг в голову опять придёт вопрос на тему "зачем садху нужны деньги", вспомните о том, на ЧТО они нужны."