Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Поездка в Индию самостоятельно

  • 1
    14 нояб. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    ИТАК, ВЫ СОБРАЛИСЬ В ИНДИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО

    Кроме пустынь и океанов, дворцов и храмов, праздников и ритуалов, вас ожидает постоянный мозговой штурм и разматывание клубка индийских проблем и противоречий, поэтому я  воспринимаю  путешествие по Индии как своеобразную веселую игру  "кто кого" или как прохождение полосы препятствий. 

    Эмоции во время путешествия могут быть разные, комфорт неизбежно будет сменяться дискомфортом,  но скучно вам точно не будет!


    Если вы не знаете как подступиться к планированию своего  путешествия,  то открывайте тему в этом разделе - поколдуем над вашими планами вместе, расскажем об индийских храмах и фортах, городах  и местах паломничества, о пляжах и заповедниках, о горах и трекинговых маршрутах.  Даже если ваше представление о стране довольно расплывчатое, мы поможем вам определиться с выбором приоритетов  и расскажем о том, чего стоит избегать, а чего опасаться не стоит, как следует одеваться и как себя вести, где жить и что есть.

    Если вы уже точно знаете, что именно хотите увидеть, но у вас не получается оптимизировать маршрут, то мы поможем разработать его логистику, подобрать оптимальный транспорт и разобраться в индийской кухне.

    Если вы уже все знаете и умеете, то просто приходите к нам поболтать о любимой стране, о ее городах и заповедниках, трекинге и пляжном отдыхе, о религиях и философии, архитектуре и литературе, о музеях и кинематографе, о шопинг, наконец - о всем, что вам и нам интересно. А мы поделимся с вами всем, что знаем сами, порекомендуем, что почитать или что посмотреть -  не только об Индии, но и обо всем субконтиненте.

     

    ПЛАНИРОВАНИЕ

     Обдумывание путешествия это уже его начало, а подготовка - это тренировка концентрации и выдержки, которую необходимо выработать, чтобы ваше путешествие прошло гладко, потому что Индия постоянно преподносит свои сюрпризы, начиная ещё с подготовки: зарегистрироваться на сайте индийских дорог и купить там билет это первый маленький подвиг.

    При разработке маршрута  я подчиняюсь логике дорог. Как правило, что-то я хочу увидеть особенно сильно, и тогда все остальное отступает на второй план, поэтому сразу перехожу к карте - без раскрытой карты путешествие разрабатывать не начинаю.  Выставляю на ней метки и смотрю, насколько логично выстраиваются мои хочухи, стараясь свести к минимуму длинные переезды, особенно дневные, экономя драгоценные дни такого недлинного отпуска. Тщательно изучаю информацию не только о тех местах, куда собралась, но и о тех, что находятся рядом: вдруг  в соседней деревне нас поджидает чудесное открытие?

     И знаете -  оно нас действительно поджидает!

    Таким образом, на ощупь, мы узнали о «проклятии Талакад» - вычитали недостоверную  информацию  в уважаемой Лонели Планет о Панчалингаме и отправились на его поиски...


    Рассчитывая маршрут как правило стараюсь провести в месте отъезда  на родину (чаще это Дели) полный день, однажды изменила этому правилу, купила международный перелет практически впритык к перелёту по Индии, и чуть было не опоздала на самолёт.

    Ну а когда маршрут свёрстан прикидываю: как и на чём можно добраться из пункта А в пункт Б.  Поездом? Автобусом? Самолётом? Такси? Рикшей? Или пешком?
  • 2
    14 нояб. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

    С покупкой железнодорожных билетов постоянные сложности и обновления, пока стабильно только то, что их можно купить в железнодорожных кассах, в некоторых городах есть кассы для иностранцев.

    Какой же вагон выбрать при покупке билета на индийский поезд?

    Техническая информация о классах вагонов индийских поездов изложена в этом топике. Здесь же выскажусь обобщающее: по северной и центральной Индии в вагоне слипер ездить с комфортом можно либо большой компанией, либо в поисках острых ощущений, либо если вам предстоит сделать много переездов, и вам нужно проехать как можно бюджетнее: безусловно, в этом случае выбор слипера оправдан.  

    Если же вы - турист одиночка, или вас двое,  если у вас есть свободные средства и нет желания черезчур сильно взбодриться, то выбирайте вагон классом повыше (сказанное не распространяется на поезда, идущие в Гималаи - здесь вагоны слипер-класса могут поспорить с вагонами 3АС, перевозящими пассажиров по центральной Индии). По южной же Индии можно без опасений и с чувством полного удовлетворения от того, что вы экономите деньги, покупать билеты в вагоны слипер. Конечно же, это зависит не от климата, а от населения - юг богаче и образованнее, южное население не набивается в вагоны безбилетными толпами и не выстилает своими телами все свободное пространство вагона, включая тамбур и пространство между туалетами, не пытается потеснить вас на вашей полке и устроить рядом с вами всё своё семейство.

    Вагоны 1АС считаю неудобными потому, что номер вагона и вашего места вы узнаёте в день отправления поезда - меня эта суета напрягает.

    При покупке билетов в слипер или вагон 3АС никогда не выбираем среднюю полку, если мы только не путешествуем компанией. Потому что эта полка мешает полноценно сидеть тем, кто занимает нижнее место, и если вы совестливый человек, то  не сможете проваляться на своей средней полке весь день, в то время как этажом ниже человек  сидит  скрючившись.

    (источник фото)

    А на верхней-то полочке можно возлежать беспрепятственно и сколько угодно!
    Посмотреть расклад мест в индийских поездах можно ТУТ. 
    Но вот вы - счастливый обладатель билета индийских железных дорог.  Теперь вам предстоит без потерь, преимущественно финансовых, пробраться к месту посадки на поезд, и при этом не пасть жертвой индийских мошенников, подстерегающих доверчивого туриста с широкой улыбкой на добродушном лице. Вам предложат показать ваш билет (разумеется для того, чтобы помочь найти ваш поезд и ваш вагон) и, озабоченно покачивая головой, расскажут о том, что ваш электронный билет НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН, и что его ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно где-то там переоформить.

    Так вот, закон индийских джунглей гласит, что тот, кто из толпы кидается к вам наперерез с предложениями о непрошенной помощи, процентов на 99 –наглый мошенник. Орудуя в пределах собственной эмоциональности, воспитания и лексикона, избавляйтесь от помогал, и идите своим путем. 

    Иногда бывает достаточно сказать «Ноу Инглиш».

    На вокзале найти свою платформу не всегда легко. Информационные табло имеются практически везде, но, зачастую, когда до прихода вашего поезда остается всего пять-десять минут, информация на табло еще не появляется. Диктор вещает громко, но не внятно, и вы можете не уловить, что  он/она объявили о том, что прям вот сейчас ваш поезд подают на 16-ю платформу, покуда  вы доверчиво поджидаете его на первой.

    Поэтому ищем на платформе офис, и С БИЛЕТОМ В РУКАХ обращаемся к железнодорожным начальникам за помощью: демонстрируем им  свой билет, просим назвать номер нужной платформы и порядок нашего вагона в составе поезда.

    На платформе еще раз уточняем, что наш поезд отправляется именно отсюда, и ищем остановку своего вагона. Это важно, так как индийские поезда очень длинные, и не везде между вагонами есть переходы.  Мы бежали с сестрой за своим вагоном по платформе с рюкзаками за спиной, когда стоянка поезда была три минуты – мало не показалось)))
     
    На информационном табло отыскиваем номер своего вагона, сверяясь с билетом. Например, у вас в билете написано, что ваш вагон S3, а какой он по счету в километровом составе? Смотрим на табло, находим свой вагон и его номер – семь.

     
    Почти на всех вокзалах вдоль платформ наверху на столбах есть информация о том, какой вагон тут остановится.

    Идем по платформе, задрав голову и ищем номер нашего вагона. 

      Если вы не нашли ни табло с информацией, ни номеров вагонов на платформе – ищите официальных лиц и просите их помочь глупому иностранному туристу. Смелее! И улыбайтесь, улыбайтесь, улыбайтесь!

    Не лишне подтвердить свои агентурные данные у индийцев, ожидающих поезда рядом с вами. Если объявят об отмене поезда, то зная, куда вы отправляетесь, они вовремя вам подскажут, что вы должны сменить дислокацию. Меня мои попутчики/соседи по платформе выручали не раз, потому что вовремя были мною оповещены, каким поездом и каким вагоном я планирую уезжать. Еще не смолкает громкоговоритель, как добросердечные люди устремляются ко мне, корректируя мое нахождение на вокзале.

    Раньше на вагонах развешивали списки пассажиров, и нужно было найти себя в этих списках. Списки я видела, а себя в них  - нет. Такие длинные рулоны, исписанные мелким шрифтом: нужно или садиться в вагон, или искать эту муху на теле у слона себя в этих расстрельных списках. Я предпочитала  садиться в поезд  в неведении. Сейчас, вроде, это правило отменили
     


    Если ваш поезд безбожно опаздывает, то знайте: на ЖД вокзалах крупных городов есть дормидории, в которых вы сможете передохнуть, получить койку в общей комнате (не бесплатно).

    В поезде часто сильно дует, и Wichy научила меня брать в вагон шапку – ох, как она бывает там к месту! 

    Некоторые туристы советуют использовать в поезде собственное постельное бельё. Но у меня простыни  сползают, а вот спальный мешок в поезде намного удобнее, так же весьма кстати бывает легкий плед или теплая шаль. Но можно без этого обойтись.

    Рюкзак я стараюсь все же пристегивать замочком к чему-нибудь, или хоть к рюкзаку попутчицы. Но не всегда)  Особенно весело, когда спросонья не можешь найти крохотный ключик, и пытаешься оторвать рюкзак вместе со столиком, к которому его приковал вечером, а вам пора выходить, и стоянка поезда три минуты.

    С собой в поезд лучше наменять маленьких денег: чаевалы разносят чай, стоит он 10 рупий. Да много чего еще разносят по поезду, в том числе и фирменные коробки с ланчем от индийских железных дорог (200 рупий), печенья и еду домашнего приготовления - всего и не перечислить.  



     Я предпочитаю в поезде не есть, а только пить. В крайнем случае меня устроят мандарины и бананы, хотя на длинных перегонах я покупаю упаковки ланча от индийских ЖД, где дал не ем, а ем только рис, так же избегаю яиц и омлетов. Увы, случаи отравления не редки, случаются даже в дорогущем Теджас - экспресс. Ну а поскольку мне не хочется испортить себе отпуск, то я осторожничаю, так как травилась уже далом пару раз.

    Однако если вы едете в сидячих кондиционированных вагонах СС поезда Шадабди-экспресс, то вас там накормят довольно сносно, обильно, и безопасно - причем бесплатно,  а так же снабдят бутилированной водой -  тоже бесплатно. Конечно же цена ленча и воды включена в стоимость билета, но всё равно приятно. Так же раздадут местную прессу - на хинди, можете скоротать время, разглядывая красивый шрифт деванагари.





      
    Если вы прибываете на свою станцию ночью, то не полагайтесь, что вас разбудит проводник. Не разбудит! Но пообещает) 

    И вы спокойно проспите свою остановку. 
     
  • 3
    14 дек. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    ЛОКАЛБАСЫ

    Хорошей альтернативой четкому следованию согласно расписанию поездов может служить перемещение индийскими локалбасами. Ваше путешествие будет менее комфортным, но более спонтанным и весёлым, и уж точно - более  бюджетным. 

     Во всяком случае, вы будете избавлены от сражений с сайтами индийских железных дорог и сможете показывать им язык, свесившись из окна локалбасика-расколбасика. Такое путешествие возможно, если расстояния между точками на вашем маршруте не превышает 300 - 400 км. По опыту путешествия по Андра и Карнатаке я могу гарантировать, что вы всегда доберетесь из пункта А в пункт Б, в редких случаях не будет прямого автобуса, но любезные индийцы обязательно подскажут вам вариант с пересадкой.
     

     Так что захватите с собой немного авантюризма, немного английского, атлас автомобильных дорог Индии - и вперед! И наденьте свою самую лучшую улыбку - этим ключиком можно отомкнуть все двери.
     

     
    Нужно помнить, что очень часто единственный нужный вам автобус отправляется рано утром, поэтому встань пораньше - сядь получше! Да, и сведения о наличии автобусов и их расписании надо получать из первых рук: из рук сотрудников басстенда. В отеле и на улице нас неоднократно уверяли об отсутствии нужного прямого автобуса, но на деле оказывалось, что это не так. 

    Так что верим только человеку с ружьем в форме)
  • 4
    14 дек. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    АВТОБУСЫ - ЭКСПРЕССЫ И СЛИПЕРБАСЫ


    Elena Vasta сказал(а):
    Такое путешествие возможно, если расстояния между точками на вашем маршруте не превышает 300 - 400 км
      А для дальних расстояний есть автобусы - экспрессы и  слипербасы - гениальное изобретение, хотя его постепенно пытаются уничтожить. А жаль!  Компаний по автоперевозкам пассажиров на большие расстояние очень много,  всегда найдется  билет в нужный вам экспресс или слипер. 

    Я предпочитаю слиперы обычным экспрессам, от ночи, проведённой в раскладном кресле экспресса, у меня устает спина.

    Мы ехали в слипербасе из Бомбея в Удайпур, лежали на верхней полке, открыв окно и глядя в ночное небо, и над нами проносились звезды, и даже укрываться не хотелось ничем - нас любовно окутывала теплая южная ночь.
     

     И если поезда склонны опаздывать, то тогда мы ехали в Гокарну, наш слипер пришел в Карвар на полтора или 2 часа раньше - мы еле успели покинуть автобус, одеваясь на ходу. Ну и бегают слиперы преимущественно ночью - экономится драгоценное время путешественника. Стоимость билетов на слиперы и экспрессы варьирует от 600 до 2400 рупий. Класс их тоже сильно разнится: от абсолютных розвалюх до комфортных новеньких автобусов. И предсказать это невозможно, приходится уповать на карму!

    Посмотреть наличие и купить билеты на некоторые маршруты, выполняемые комфортабельными автобусами-экспресс и слиперами можно тут
  • 5
    14 дек. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    АВИАПЕРЕЛЕТЫ


    Авиаперелёты по Индии некоторое время назад были отличной альтернативой поездам - в виду их дешевизны. Но со временем билеты на индийские внутренние авиарейсы здорово приподнялись в цене. Однако для преодоления значительных расстояний они сэкономят драгоценное время (но не деньги).

    В самолетах ужас как холодно! Берите с собой шали или кофты. Индийцы из зависти к нашей зиме устраивают зиму в кинотеатрах и самолетах, врубая кондиционер на всю мощь. Я в первый раз готова была завернуться в носовой платок или спрятаться самой себе в карман!

    Еду можно купить на борту - за дополнительную плату (цена вас неприятно удивит - сэндвич по цене целого обеда).

    Вход на территорию аэропорта возможен только при предъявлении авиабилета - имейте это в виду. Сохранённый на смартфон билет тоже сгодится.

     В маленьких городах, да и в не очень маленьких вас может подстерегать неожиданность: вы приехали, а аэропорт закрыт! Так было в Вишакхапотнаме: аэропорт открыли за 45 минут до вылета первого самолета, и мы с сестрой, приехавшие по российской привычке за 2 часа до отправления, коротали время на улице.
     

     Аэропорты чистенькие, комфортные, в них всегда есть возможность обменять деньги (курс чаще всего не выгодный), заказать такси (есть стойки препейд такси), перекусить (очень дорого), купить сувениры и прочую мелочёвку (иногда очень выгодно).
     

     
    Билеты на самолеты покупаем ТУТ, или на сайтах авиакомпаний.
  • 6
    03 нояб. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)

    РИКШИ


    Рассказ об индийском транспорте будет не полным, если не  раскрыть тему рикш.  Хотя на самом деле рикшами правильнее называть повозки, влекомые человеком, однако сначала практически на всем Индостане (кроме Калькутты) их вытеснили велорикши, а затем уже и велорикшы были потеснены  тук-туками (трехколёсными  мототабуретками с пассажирскими кабинками).  А местные жители называют тук-туки "авто".

    Традиционная рикша Калькутты (фото Julia)

     Велорикша (фото Елены Васты)

     Тук-туки в ожидании пассажиров у вокзала Нью Дели (фото Елены Васты) 

     
    В отличие от "классических" рикш, уцелевших лишь в Калькутте, велорикши существуют повсеместно. Однако на дальние расстояния их уже не нанимают, а вот на коротких маршрутах они  довольно популярны. Особенно охотно их используют для поездок по узким улицам старого города с  плотным траффиком, так же их пускают на территории, на которые не пускают транспорт с бензиновым двигателем, например по дороге к Тадж Махалу.  Кроме того, тук-тук может и не подрядиться на дистанцию в один километр, а велорикша согласится с превеликим удовольствием. Да хоть на 500 метров - плати и садись.

    Я не люблю велорикш: мне неудобно сидеть на их узких сиденьях, с которых я почему-то сползаю вперёд, а еще мне отчего-то стыдно смотреть на ерзающий впереди меня тощий зад "водителя", который натужно проворачивает огромные колеса своей колымаги, вот такие у меня интеллигентские комплексы. И эти комплексы не только у меня: Марта рассказывала, как в Калькутте "классический рикша" тащил повозку с ее поклажей, а она сама в слезах бежала рядом. Однако индийцам эти рефлексии не знакомы, и они, будучи нацией довольно упитанной,  преспокойно восседают попарно.

     Кстати, чем больше колёса - тем больше инерция у кибитки после разгона. 

      Однако всё же изредка я прибегаю к услугам велорикши, чаще для того, чтобы доставить на небольшое расстояние багаж (от отеля на Мейнбазаре до вокзала Нью Дели, например).   Только при этом я на  на сиденье кладу свою поклажу, а сама иду рядом.

     Иногда я  могу взять  велорикшу и для себя -   в темное время суток на стрёмных улицах старого  города. Кстати, сев на велорикшу,  не надо расслабляться: у моей сестры пытались стащить сумку с колен, но сумка, хоть и лежала на коленях, однако её ремень был перекинут через плечо, поэтому Надежда почувствовала только рывок, а сумка осталась при ней. Если бы сумка не была фиксирована, то в темноте и давке узкой улицы мы бы никогда не догнали вора.
     

     
     Когда выбор велорикш велик, то  я выбираю самого немощного и неконкурентоспособного - такой мой скромный вклад в его бюджет.

    Стоят их услуги недорого, но будьте  начеку. Тяжелая работа и скудный
    заработок не способствуют проявлению лучших человеческих качеств, поэтому давайте денег под расчет, не провоцируйте бедняг: нет-нет, да и сдачи не дадут, скажут, что вы подрядились на сто рупий, а цифра "двадцать" вам померещилась. 

    Тук-тук - это трехколесная повозка с кабинкой и одним сиденьем в ней, на котором помещается от двух до 4-х человек в зависимости от упитанности). Мы легко ездили вчетвером и даже впятером: один садился рядом с водителем (фактически в обнимку), трое компактом теснились на заднем сиденье, и еще один человек сидел у них на руках. 


     Позади сиденья есть небольшое место для багажа: иногда оно маленькое, а иногда довольно внушительное, и туда даже можно сесть самим. По большому городу так не поездишь - полиция остановит, а вот в небольших поселениях - запросто: 

     Тук-туки в Индии очень выручают, я, честно говоря, даже не представляю себе Индии без ту-туков. Похоже, что индийское правительство тоже, поэтому создана целая программа по замене старых тук-туков, которые нещадно портят городской воздух выхлопными газами, на современные электромобили. Но до полного исчезновения с улиц Индии пыхтящих мототабуреток еще очень далеко.

    Водители тук-туков - это самая настоящая мафия, хорошо организованная и бескомпромиссная - соответствуйте им, будьте тверды и готовы к схватке за свой бюджет. Торгуйтесь! Старайтесь выглядеть  уверенно - индийцы прекрасно считывают информацию и новичка обязательно постараются развести. Поэтому даже не зная реальной цены, называйте цену в половину меньше той, что озвучил рикша,  далее смотрите на его реакцию и действуйте по ситуации. Можно махнуть рукой и начать уходить - индийцы не любят упускать клиентов. И никогда не платите вперёд, более того, не платите до тех пор, пока не убедитесь, что вас привезли именно туда, куда нужно: меня много раз высаживали совсем не там.

    Если вы садитесь в рикшу в компании, то настойчиво советую сразу после того, как вы по цене пришли к конценсусу, уточнить, что это сумма за всех пассажиров (total price), а то вам скажут, что вы договорились заплатить по 100 рупий за каждого. Если у вас есть возможность, то осведомляйтесь о стоимости проезда предполагаемого маршрута на тук-туке  у местных (например, в своем отеле), и при торге стремитесь к этой цифре. И я вам скажу, что это не просто - для "своих" цена всегда значительно ниже.

    Ну и опять - улыбайтесь, вы в Индии! 

     

  • 7
    03 нояб. 2014
    IrinaVolga (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Без языка - можно
     Я - без языка.  Терпимо, если у тебя нет задачи потрындеть с местными. И на информационных стендах храмов, музеев,достопримечательностей не всё могу понять. Это не слишком приятно, но ... пережить можно.
    SHVETA сказал(а):
    на что там могут развести со знанием языка?
     Когда с рикшей или таксистом договариваешься - цены писать на бумажках.  И у продавцов и в кафе и везде... 
  • 8
    03 нояб. 2014
    SHVETA
    Лена, спасибо за полезную информацию! Но без знания инглиша, думаю, нечего туда соваться... Разговорника недостаточно?Elena, опиши пожалуйста, какие конкретно трудности? Стоит ли мне ехать туда с разговорником- то? Можно обойтись? И на что там могут развести со знанием языка?И еще, Лен! Когда лежишь на нижней полке, нет ли опасности, что к тебе могуть пристать кобели?

    Elena Vasta сказал(а):
    Мы ехали в слипербасе из Хампи в Гокарну,лежали на полке, открыв окно и глядя в ночное небо, и над нами проносились звезды, и даже укрываться не хотелось ничем - нас любовно окутывала теплая южная ночь.
     

    Elena Vasta сказал(а):
    Мы ехали в слипербасе из Хампи в Гокарну,лежали на полке, открыв окно и глядя в ночное небо, и над нами проносились звезды, и даже укрываться не хотелось ничем - нас любовно окутывала теплая южная ночь.
     А в окошко не боялись вывалиться?))))
    Я просто вспомнила,как ехала в Сочи )). Лежала на верхней полке, окно из-за жары было открыто. Я глядела с полки, чуть ли не высунув голову- прикольно, блин, без стекла!!! И тут поезд тряхнуло, и я чуть не вылетела наружу!!! Хорошо, дело было днем, и вовремя за полку схватилась! )))
    Elena Vasta сказал(а):
    аэропорт открыли за 45 минут до вылета первого самолета, и мы с сестрой коротали время на улице.
     Ну, если погода прекрасная, то ничего, а если на солнцепеке стоишь, или в сезон дождей то... бедные вы бедные!!! )))
    Elena Vasta сказал(а):
    Когда лежишь на нижней полке, нет ли опасности, что к тебе могуть пристать  кобели?  Теоретически есть, и я знаю прицендеты
     Тогда лучше брать билет на верхнюю полку.
    _newra сказал(а):
    SHVETA сказал(а): И на что там могут развести со знанием языка? На "ваш отель сгорел, улица перекрыта из-за праздника, но я отвезу вас в еще лучший отель"
     Ага, щас! Достаточно иметь элементарные мозги, чтоб не повестись на это ).
    _newra сказал(а):
    На "ваш отель сгорел, улица перекрыта из-за праздника, но я отвезу вас в еще лучший отель"
      
    SHVETA сказал(а):
    Ага, щас! Достаточно иметь элементарные мозги, чтоб не повестись на это ).
      Ну вот и не правда ваша, нужны не столько мозги, сколько настороженность:  нужно быть все время на чеку))
  • 9
    08 фев. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Индийская жизнь постоянно подбрасывает темки именно для раздражалки.
    И всё больше по местному транспорту.

    Про аэропорты и авиалинии я уже рассказывал (не раз).
    Теперь пройдусь по индийским железным дорогам.
    Вот, намедни, ехали с женой из Дели до Патны.
    Взял билеты в класс 1AC, весьма пафосный, на хороший поезд.

    Понимаю, что для истинных индоманов это звучит гадко, поскольку истинный любитель Индии всегда путешествует слипером, но тут особая ситуация: моя добрейшая компания билет мне оплачивает сполна (хоть даже на самолёт), но Татьяна, которую я прихватил с собой в делийскую командировку, следует за свой мой счёт.
    Катать её на самолёте нам не по карману, а брать билет в дженерал класс совесть не позволила.
    Поэтому сошлись с совестью на два билета фёст эй си.
    Тем более, мой друг Фарид уверил: "Сэр, этот поезд от Дели до Патны ужас, как комфортен, идёт без остановок и НИКОГДА не опаздывает!".

    Ну, приехали мы с набитыми чемоданами (из столицы к себе в голодную деревню едем, ёлы-палы!
    Пардон перед веганами, но одной свинины прихватили килограммов десять) на вокзал Нью Дели за час до отправления.
    На табло всякая фигня написана, которую я читать не стал, поскольку увидел главное - наш поезд убывает с платформы нумер 16 (это самая дальняя от Пахар Ганжа платформа). Подхватили чемоданы и по лестницам и переходам рванули к месту убытия (вы никогда не бегали по лестницам с двумя чемоданами, хатулями и рюкзаком? Рекомендую, увлекательнейший вид спорта!).

    На платформе №16 нас не ждали. То есть, она была заполнена потенциальными пассажирами, но самого поезда категорически не было. К назначенному времени (17:25) он не пришёл, на табло я с удивлением нашёл его экспектед время отправления 23:30.
    Напомню, до нашего появления на вокзале Нью Дели этот поезд ни разу не задерживался. Пока на него не взяла билеты чета Кругловых.
    Ладно, не первый день в Индии, ко всему привыкли, нормально.

    Чапаем с чемоданами обратно по лестницам на вокзал. Чутьё подсказывает, что нужно найти нестандартное решение, чтобы заполучить на время ожидания минимальный комфорт, а не лежать на расстеленной индийской прессе.

    Идём в кассу для иностранцев (второй этаж с чемоданами даётся уже привычно), там мягкие диваны и тепло.
    Уселись на мягкое, но прямо над нами плакатик, объясняющий, что обилеченные фаранги должны идти отсюда нафик в общий зал ожидания. Игнорируем предупреждение, втыкаем комп и пару часов смотрим скаченный загодя "Левиафан" (малохудожественная фигня, хотя и истинная правда, конечно). Знакомимся с молодыми ребятами из Екатеренбурга Катей и Вовой (они первый раз в Индии, но им уже классно - на вокзале, без билетов, всё впереди. Завидую...).

    Постепенно зал пустеет, мы остаёмся один на один с кассирами. Один деловой мэн порывается нас выгнать, но старший показывает: "Оставь их, пусть сидят". Оправдывая доверие, мы даже не вытаскиваем заныканные в отеле варёные яйцы и припасённую бутылку рома (хотя и хочется).

    Сидим до одиннадцати, потом благодарим сердечно и искренне кассиров и валим по лестницам к поезду.
    По дороге видим, что убытие перенесено на час ночи, идём в общий зал и нагло занимаем на жестяной скамье места, на минуту оставленные коллегой по ожиданию (он, когда пришёл наконец из сортира, помялся интеллигентно и отвалил. Даже ботинки с носками под лавкой оставил. Так, похоже, и не забрал).

    Короче, в поезд мы сели в четыре утра.

    Первое, что я сделал в купе - распечатал бутылку "Олд монк".
    Поезд ехал очень не спеша.
    В Патну мы прибыли с опозданием против расписания в 15 часов.

    Блин, как я люблю Индию! (это не ирония!!!!!!)

  • 10
    28 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ЖИЛЬЁ

    Какие вопросы могут возникнуть у путешественника в этой связи?

    Вопрос первый: где турист может жить в Индии

    В домах местных жителей
    У меня нет опыта проживания в семье, возможно я на это пойду - лишь из любопытства, из желания больше проникнуться Индией и лучше понять ее жителей - ежели, конечно, такая возможность мне подвернется. Но отношусь к этой идее без особого энтузиазма, зная о различном отношении европейцев и индийцев к неприкосновенности личного пространства. Мне как убежденному интроверту куда дороже маленькая комнатка с огромным личным пространством, чем дворец с невозможностью избежать общения в любой момент, когда со мной пожелают общаться. 

    Правда у меня был интересный опыт ночевок в деревенских домах во время моего трекинга, но это была безальтернативная необходимость.
     
     
    В палатках
    Если только вы не отправляетесь в трекинг по Гималаям, во всех остальных случаях я не советую. Да - знаю, знаю, кто-то так жил. Жила Дургатна в Гокарне. жила Лавари в Кабо де Рама. Но это приемлемо  когда речь идет о довольно большом палаточном лагере, в котором есть не только женщины, или наличия рядом мужа - богатыря, иначе это будет не отдых, а охрана своих рубежей, чести и достоинства. 

    В отелях и гестхаусах
    Самый распространенный вариант проживания, самый естественный для Индии и самый удобный, так что не буду распинаться на эту тему

    Снимать дом
    Хотя этот вариант не для перемещающихся в пространстве путешественников, но я вкратце остановлюсь и на нём.
    Такие варианты очень популярны у зимующих в Гоа европейцев, в меньшей степени  - в Керале иТамил Наду, а так же проводящих длительное время в Гималаях фрилансеров. Собственного опыта не имею, поскольку не фрилансю и не веду в Индии оседлого образа жизни, а по опыту друзей могу сказать, что если с домом повезет - то это отличная альтернатива отелю и гестхаусу. Наличие в частном доме кухни позволяет готовить самому и здорово сэкономить. Только необходимо заранее четко обозначить свои приоритеты: расстояние до моря/вид на горы/цена, интернет и т.д. 

    Если бы я решила снять себе дом, то не действовала бы через посредников и не оплачивала бы заранее  кота в мешке, а приехала бы, поселилась бы в каком-нибудь гесте и ходила бы выбирать дом сама. А после заселения не вносила бы всю сумму сразу, а подождала бы недельку, пожила бы и потестировала новое жилище на скрытые "достоинства". Вдруг под его окнами находится деревенский смашан (место кремации умерших)?  Вот представьте: выходите вы однажды на свой прекрасный балкончик испить кофию, а под окном у вас такая радость! 

    Ну или еще какие вдруг вскроются сюрпризы - торопиться не будем)


    В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр.

    Проживание в ашраме может быть самым бюджетным вариантом, но вы должны понимать, что пользуясь таким прибежищем должны не только брать, но и отдавать, поэтому нужно принимать участие в общественных работах (севе): помогать готовить еду, мыть посуду, убирать территорию и делать все, что попросят 

    Если оплата проживания подразумевает под собой "столько, сколько сможете", то помните, что даже для проведения пудж ежедневно требуются благовония, подношения, одежда богам, прасад, цветы и много другое. 

    Нужны продукты, одежда, постельное белье. Нужен уголь, дрова, продукты, нужна оплата электричества, нужен корм для животных, нужно содержать  нехитрую технику и оплачивать услуги врачей и ветеринаров. Поэтому не позволяйте себе быть иждивенцем, если по каким-то причинам вы не можете помочь деньгами - помогите общине своим трудом. 
     

     Не забывайте о том, что вы живете в духовной общине, поэтому соразмерьте свои привычки и  своё эго с необходимостью следовать закону и распорядку ашрама.

    Об этом отлично написано в блоге у gyanarthi

    "Как же выглядит жизнь в индийском ашраме, если её рассматривать в финансовом разрезе?

    Какие расходы существуют у главы ашрама на поддержание жизнедеятельности этого самого ашрама? (разумеется, никто из глав ашрамов мне свои бухгалтерские книги для ознакомления не давал, но если понимать, что материальные вещи из воздуха не появляются и обладать минимальной наблюдательностью, то многое становится понятно).

    Итак:

    За само здание налог на собственность государство не взимает, при отсутствии полей - за землю, на котором оно находится, тоже. При наличии полей ежегодный налог с них взимается, но крайне небольшой - от 50 до нескольких сотен рупий - в зависимости от размера землевладения. Это не какие-то льготы для ашрамов, а общие условия для всех индийцев.
    За электричество же счета приходят без всяких скидок, в городских ашрамах - ещё и за воду.

    Другие бытовые статьи ашрамных расходов: газ, дрова для печки, бензин для мотоциклов/автомобиля/трактора, оплата мобильных телефонов, покупка лекарств (простуда, несварение, головная боль - нередко бывает. А если умножить на количество людей, постоянно проживающих в ашраме?), стиральный порошок, зубная паста, мыло, шампунь, временами - новые тазы и вёдра, при ведении натурального хозяйства - техника и всё необходимое для посадки-сбора урожая.

    Одежда: иногда миряне приносят в подарок одежду или ткань для её пошива, но вряд ли в том количестве, которое нужно для всех обитателей ашрама. Если одежду нужно шить, то услуги портного также не бесплатны. А ешё нужна обувь по количеству живущих в ашраме - пусть даже в виде вьетнамок, нужны тёплые вещи на зиму - свитера, носки, шали, куртки. в холодных местах - шапки и шарфы.
    Также нужно постельное бельё и матрасы-подушки-одеяла не только для себя, но и в достаточном количестве "гостевые" - для приходящих на несколько ночей садху и бхактов. Соответственно, нужны железные ящики для хранения всего этого.

    Сервис: оплата услуг врача и ветеринара при наличии коров (иногда может не взять деньги или бхакты заплатят, но, опять же, это единоразово, а не всё время), билеты на поезд/автобус, оплата строительных работ и работ крестьян в поле (нет, люди не от избытка духовности, свободного времени и денег работают, им тоже кушать надо), оплата ремонта при поломке той или иной техники, другие работы, которые невыполнимы силами самих садху.
     

     
    Еда: даже если часть её выращивается у себя в поле, коровы дают молока столько, что хватает и самим пить и гхи делать, то всё равно нужно масло и какие-то овощи покупать, соль, сахар, специи и чай. Фрукты чаще приносят посетители ашрама.

    Расходные материалы для арати, пудж и т.п: агарбати (благовония), дхуп (специальные смеси, продаваемые в лавках и используемые для подношений Деви/Деватам), специальные древесные смолы, сладкие шарики, которые также подносят Божествам и потом раздают как прасад, вата для изготовления фителей для светильников, гхи для этих же светильников. Цветы чаще выращиваются на территории ашрама, но саженцы нужно, опять же, купить. Кокосы также требуются для подношений, и если их никто не принёс заранее - их тоже нужно покупать.

    Организация программ во время праздников (Гуру Пурнима, Шиваратри и т.д: включают себя расходы на еду и чай для всех присутствующих, одноразовую посуду, сооружение и уборку павильона, приглашение музыкантов, значительно возросший счёт за электричество.

    Расходы на странствующих садху: по правилам сампрадайи любой садху может остановиться в любом ашраме на 1-3 дня, когда он будет покидать ашрам, глава ашрама должен дать ему/ей "подарок" (50-100 рупий обычно, если садху уважаемый в сампрадайе, то 500-несколько тысяч).

    Расходы на благотворительность: большие ашрамы могут организовывать и поддерживать госпитали и школы для бедных, в небольших могут жить несколько детей из бедных семей, которым ашрам, помимо еды-одежды также оплачивает обучение в школе/колледже.

    Это те расходы, которые навскидку приходят в голову. Скорее всего, есть много всего ещё, но, повторюсь, списки ежемесячных расходов ни в каком ашраме не читала :)

    Откуда же берутся деньги на покрытие всех этих расходов?

    Это пожертвования, которые оставляют люди. Бизнесом садху не занимаются.
    Деревенские люди могут давать 20-50 рупий, бхакты-бизнесмены - несколько тысяч/десятков тысяч рупий.
    И это именно пожертвование, а не стремление "купить садху".

    Поэтому, если вдруг в голову опять придёт вопрос на тему "зачем садху нужны деньги", вспомните о том, на ЧТО они нужны."


  • 11
    29 сент. 2015
    Gyanarthi
    Хочу добавить свои мысли:

    1. Насчёт "домов местных жителей" - ИМХО, только если снимать там квартиру-комнату. Сама не пробовала, но слышала, что так можно. Иначе - с какого перепуга люди должны впускать к себе путешественников??? (об экстренной необходимости однодневной ночёвки я не говорю, естественно, равно как и о варианте "жить у жениха/невесты в семье" - это другое).

    2. Насчёт жизни в ашрамах: если выбор места жительства идёт только по принципу "бюджетно", то это в Путаппарти, разве что. В остальных случаях решать жить именно в ашраме стОит, если вы придерживаетесь именно той религиозной традиции, к которой относится данный ашрам. И именно ПОЭТОМУ решили там прожить какое-то время, а не "потому что дешево". 
    Мессэдж моего поста о расходах был прежде всего в том, что минимальный донейшен должен покрывать ВСЕ расходы от вашего проживания (еда, электричество и т.п.) + какая-то сумма именно "донейшен". 
    Желающих жить в ашраме и "работать за жильё и еду" в самой Индии более, чем достаточно.
    Сева может быть полезна от людей, обладающих какими-то востребованными знаниями и навыками - строителей, электриков, врачей (это не значит, что не нужно ничего делать, если ваши знания и умения не востребованы тут - можно всегда обратить внимание на то, до чего у других руки не доходят - полы подмести и помыть в храме, например, если их не моют ежедневно).
    И, да, при желании жить в нетуристическом ашраме язык нужно знать. Чаще это хинди, но может быть и местный какой-нибудь.


  • 12
    29 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Gyanarthi сказал(а):
    Насчёт жизни в ашрамах: если выбор места жительства идёт только по принципу "бюджетно", то это в Путаппарти, разве что.
      Еще в Хальдвани и в Чилианауле, в ашрамах Бабаджи тоже возможно. Правда там ребята были все - убежденные бабисты, но мне предложили там пожить, хоть я и не совсем в ...теме, так сказать.  Я бы и переехала к ним - если бы мне не нужно было ехать дальше и выше. Так же напомню про ашрам Аммы в Амритапури.

    Потом меня приглашали как-нибудь приехать и пожить в ашрам Шри Гуру Нараяна, комнату показали, оплата - сколько будет не жалко. 

     

    Gyanarthi сказал(а):
    Насчёт "домов местных жителей" - ИМХО, только если снимать там квартиру-комнату. Сама не пробовала, но слышала, что так можно. Иначе - с какого перепуга люди должны впускать к себе путешественников??? (
     Почему это "впускать"? Никто в дверь не стучится, сами приглашают пожить. Меня не раз приглашали. 

    Есть еще и каучсерфинг.
  • 13
    29 сент. 2015
    wizard
    Gyanarthi сказал(а):
    Иначе - с какого перепуга люди должны впускать к себе путешественников??
     нас пустили, живём в доме главы деревни с января 2015го
    :)
    Ашрамов в Индии, как и бездомных собак.
    И тот, кому хочется - всегда находит.
    Но нужно понимать, что редкий ашрам предложит хотя бы матрас. Ну не принято у них.
  • 14
    29 сент. 2015
    Gyanarthi
    wizard сказал(а):
    Ашрамов в Индии, как и бездомных собак. И тот, кому хочется - всегда находит.
     Не в любой ашрам пустят иностранцев.

    Да, к Путаппарти ещё ашрам Аммы можно добавить, наверное. Сама я не живу в таких местах, но немного наслышана.


    wizard сказал(а):
    нас пустили, живём в доме главы деревни с января 2015го :)
     снимаете или просто так?
    Живёте по рабочей/бизнес-визе?


    wizard сказал(а):
    Но нужно понимать, что редкий ашрам предложит хотя бы матрас. Ну не принято у них
     Матрас лучше заводить свой, в общих вполне могут быть клопы. 
  • 15
    29 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    wizard сказал(а):
    Но нужно понимать, что редкий ашрам предложит хотя бы матрас. Ну не принято у них.
     Можно поинтересоваться - а в каком именно ашраме ты видел такую жесть? Если говорить об ашрамах, в которые  селятся европейцы, то там вполне нормальные условия, никакого треша.
    _newra сказал(а):
    На "ваш отель сгорел, улица перекрыта из-за праздника, но я отвезу вас в еще лучший отель"
      
    SHVETA сказал(а):
    Ага, щас! Достаточно иметь элементарные мозги, чтоб не повестись на это ).
      Ну вот и не правда ваша, нужны не столько мозги, сколько настороженность:  нужно быть все время на чеку))
    SHVETA сказал(а):
    Лена, спасибо за полезную информацию! Но без знания инглиша, думаю, нечего туда соваться... Разговорника недостаточно?
     Спасибо, что напомнила  про недописанный топик - нужно его продолжить. 

    Без языка - можно, если ты любишь трудности. Но с языком будет правильнее. С другой стороны, тебя без знания языка труднее будет развести)))
    SHVETA сказал(а):
    А в окошко не боялись вывалиться?))))
     Окошко намного выше

    SHVETA сказал(а):
    И еще, Лен! Когда лежишь на нижней полке, нет ли опасности, что к тебе могуть пристать  кобели?
     Теоретически есть, и я знаю прецеденты

    SHVETA сказал(а):
    Можно скооперироваться с кем-нибудь через интернет, типа ищу компаньона для путешествия?
     
  • 16
    29 сент. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Бронировать отель/гестхаус или выбирать на месте?

    В зависимости от ответов на последующие вопросы, разным будет и ответ на главный вопрос поста "бронировать заранее или нет"


    1 мужчина вы или женщина?
    2 прибываете в светлое время суток или в темное?
    3 бывалый путешественник или новичок?
    4 в знакомое место или незнакомое?
    5 в этом месте много отелей или выбор ограничен?
    6 вам все равно где жить, или есть любимый/желанный отель?
    7 у вас кратковременный визит/вы проездом или на несколько дней?
    8 сколько вас человек? Есть ли с вами дети?
    9 можно точно рассчитать день прибытия и деть отъезда, или это сделать очень трудно?

    10 вы едете в ашрам?

    Вот сколько уточнений я накатала!

    На самом деле первый и второй вопросы взаимосвязаны. Я хоть и бывалый путешественник, но мой женский пол отягощает ситуацию, и шариться по Индии в темноте в поисках жилья я буду только в безальтернативном случае. Во всех остальных возьму рикшу/такси и приеду к предварительно забронированному жилищу - дабы не встречать на свою голову приключения, которые я не заказывала

    Так же взаимосвязаны 3-й, 4-й и 5-й вопросы. Бывалый путешественник, хорошо знающий тот же Дели, может позволить себе искать отель на месте, особенно если этих отелей вокруг огромное количество. Новичок действует в зависимости от веры в себя. Кто-то более рисковый, кто-то менее: для спокойствия жильё можно предварительно забронировать.  

    Если я еду куда-то не на долго, тем более - на один или два дня, тем более в незнакомое место, тем более - там отелей один-два и обчелся - ОБЯЗАТЕЛЬНО БРОНИРУЮ ЗАРАНЕЕ. Не хочу тратить время на поиски жилья - не за этим я приехала, не хочу в задумчивости сидеть на рюкзаке на улице, когда во всех трех/всего в трёх (да-да, и такое бывает) отелях - нет мест.

    Если вы путешествуете компанией - бронируйте заранее: в одном отеле может элементарно не оказаться мест на всех.

    Ну а если я не могу рассчитать точно день приезда, то я или ничего не бронирую заранее, или бронирую на таком ресурсе, где я могу отменить бронь или изменить даты  без списания штрафов и удержания денег, или бронирую чуть ли не за сутки до приезда.

    По поводу ашрамов: практически всегда нужно списываться заранее. Это правило не для всех ашрамов, но для многих. В каждом ашраме могут быть свои порядки и свои предпочтения, возможно вам нужно будет мотивировать свою просьбу остановиться там

    Где бронировать жилье в Индии?

    Об этом будет следующий пост

  • 17
    14 дек. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    БРОНИРОВАНИЕ ЖИЛЬЯ В ИНДИИ

    в процессе написания
  • 18
    02 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)

    КАК В ИНДИИ ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ


    Это  - особенное искусство, которому стоит обязательно научиться,  как и вообще поведению на индийской дороге. Если вы идёте по обочине, а позади вас истошно сигналит машина, то это не означает, что она вас сейчас переедет -  "готовьтесь к смерти". Вас таким образом предупреждают, что позади вас авто, водитель вас видит, вы его слышите, и не стоит вам дергаться - идите, как шли.

    С переходом дороги сложнее. Тут вашу нерешительность мгновенно используют против вас. В Индии вообще нерешительность не в чести, а на дороге особенно. Никто не остановится, пропуская вас, можно ждать пустой улицы до морговкина заговения или дойти до самой границы, ожидая удобного случая. Надо подключиться к общему информационному полю и стать полноправным участником движения: вы видите транспорт и учитываете его траекторию и дистанцию,  водители видят вас и понимают, что вы "в потоке". Объяснить сложно, а вот понять, понаблюдав, можно.

      
     

  • 19
    02 июл. 2016
    wichy (модератор)
    Классное видео!!! :))) У нас Зинка суперски дорогу переходила - поднимала руку, как Ленин на памятнике, и бодро шла вперед!
  • 20
    03 июл. 2016
    надежда (модератор)
    wichy сказал(а):
    бодро шла вперед!
     А я никак не научусь, видимо на корочку записано: -посмотрите налево, потом направо... В итоге, сестра меня хватает за руку и переводит через дорогу:)