Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Мевар, Читторгарх, Кумбалгарх, Удайпур - родина героев. Махарана Пратап

  • 1
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)

    При написании топика использованы следующие материалы:
    - Е.Н.  Успенская "Раджпуты - рыцари средневековой Индии"
    - Бембер Гаскойн "Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана"
    - Сайт http://alnaz.ru/india/jaipur.html
    - Ян Марек "По следам султанов и раджей"
    - Википедия


    Я постараюсь подробно, но не занудно рассказать историю династии воинов чести, раджпутов клана/кулы Сисодия, а так же героическую историю их края - княжества Мевар и  двух его столиц: трагического Читторгаргха и томного Удайпура.

    "Это наша Раджпутана, она гордится своими сверкающими мечами, 
    Эта нация выросла, слушая обеты свободы 
    Наши предки провели всю свою жизнь с копьями, стрелами и луками 
    Они видели тысячи Падмини, прыгнувших в священный огонь, 
    Каждая песчинка нашей почвы рассказывает об истории и жертвах, 
    Мазни этим песком свой лоб - он священен
    Так как смешан с пеплом наших великих предков
    Ибо это земля Героев и Мучеников"


    Легенда о возникновении Солнечной Линии/Династии клана Гухилотов (Сисодия)

    Гухилот - Сисодия - это кула (клан)  Солнечной Линии. За свою долгую историю эта кула не раз меняла свое династическое имя, но это были не придуманные названия, а имена тех составляющих кулу ветвей и кланов, которые оказывались главными на определенном этапе истории. Самое знаменитое из этих имен — Сисодия — на самом деле название не всей кулы, а название ветви Гухилотов.

     Гухилоты (Сисодия) — не только правители, но и основатели княжества Мевар, хозяева Читторгарха и Удайпура.  В 1911 г., когда проводилась самая информативная в отношении раджпутов перепись населения, представителей кулы Гухилот было в Индии около 1 млн человек.

    Как всякий раджпутский клан, кула Гухилот имеет красивые легенды о своем происхождении. 

    Исторически правители Читторгарха были связаны с Гурджара-Пратихарами: по преданию, беременная жена погибшего правителя Валлабхи, происходившая из раджпутской кулы Парамара, спаслась от врагов, убивших ее мужа и разрушивших город, на своей родине, в Раджпутане. В пути она родила в лесу, в некой пещере, сына-царевича, названного впоследствии Гуха («Пещера»). Оставив младенца на воспитание брахманке, молодая вдова по традициям своего времени совершила сати (самосожжение). 

    От имени этого царственного сироты Гухи и пошло название Гухилот. 

    Считается, что гуркхи Непала тоже происходили от Гухилотов. Когда возникла необходимость объявить кшатрием знаменитого маратхского правителя Шиваджи, чтобы он мог короноваться, то генеалоги тоже сумели возвести его родословную к одной из ветвей Гухилотов. Всего в куле двадцать четыре ветви.

    Заглядывая в прошлое дальше и глубже, Сисодия пишут свою родословную от Рамы, а значит и от Солнца: не случайно на их государственном знамени изображалось золотое солнце по алому полю — в знак принадлежности к Солнечной Линии. 

    Солнце это выглядит обычно как раджпут — у него длинные черные усы, густые брови и другие яркие черты лица, которое обрамлено короной из солнечных лучей. 


     Пятый потомок Гухи — правитель Сила: сохранились его надписи на памятном камне от 646 г. н. э. На этом этапе появляется новый персонаж — некий Баппа, якобы брахман, пришедший в Раджпутану откуда-то издалека. Баппа был шестой после Гухи правитель Читторгарха, но вряд ли его потомок; он мог быть приемным сыном Силы или просто заместившим его правителем. 

    Именно этот Баппа Равал, т. е. Правитель Баппа, считается основателем ветви Сисодия клана Гухилот; с этого времени Сисодия и Гухилоты неразрывны в пространстве и времени, они всегда вместе

    Есть несколько вариантов легенды, в которой рассказывается как Баппа стал правителем этого княжества. 

    Одна сюжетная линия такая: Бпапа владел какой-то деревней около Читтора, когда его правитель умер, не оставив наследников. Поэтому был проведен обряд отыскания преемника. Все претенденты на трон встали в ряд, а княжеский слон, державший в хоботе цветочную гирлянду, должен был надеть ее на кого-либо, и тот, кто получал от слона гирлянду, считался избранником.

    Как бы то ни было, Баппа, став правителем, недолго им пробыл. Он был, как считается, по рождению брахманом. Но, уже будучи раджей, заболел, и ему пришлось по-настоящему лечиться. А когда он выздоровел, оказалось, что врач пользовал его  снадобьем, в состав которого входил кусочек коровьего уха. Надо ли говорить, что в любом случае применение этих «препаратов» для брахмана недопустимо, хотя раджпуту, видимо, вполне бы подошло. 

    Для Баппы это лечение оказалось роковым. Во-первых, из-за этого ритуального осквернения он автоматически перешел в нижестоящую касту, то есть стал раджпутом. Во-вторых, пришлось тут же покончить с собой, что он и сделал, выпив расплавленный свинец. От слова «свинец» и производят имя Сисодия.

    Есть, правда, вариант, что деревня Баппы, самая первая, называлась Сисода, и отсюда его имя. Но насколько полезнее для воспитательных целей первая легенда!
     
    Исторически достоверно доказано, что Баппа Равал правил Меваром из Нагды: там, кроме храмового комлекса можно разглядеть руины его крепости, уже почти окончательно сравнявшиеся с землей. 

     
    Самым заметным и влиятельным из всех аристократов Мевара был рават (правитель) Салумбара, глава семьи Сундават, прямой потомок некоего Чунды, жившего в XV в.

     Этот Чунда остался в истории как человек, передавший свое первородство младшему брату; от этого младшего брата пошла правящая ветвь клана Сисодия, а старшая линия клана навсегда сохранила за собой право быть главными советниками раджи

    Подобные сложные исторические обязательства перед заслуженными семьями бывали и в других княжествах. Титул этот был наследственным и часто советники (раваты) вмешивались в управлении государством. 

  • 2
    27 фев. 2016
    Chico
    Герб Мевара, изготовленный по заказу правителя Мевара Махараны Шамбху Сингхджи (1861-1874). Девиз под щитом: "Всемогущий защищает тех, кто тверд в борьбе за справедливость"
     

     
  • 3
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ТЕРРИТОРИЯ

    Территория Мевара граничит с племенными территориями племён бхилов и мина, с которыми раджпуты  тесно контактировали. Есть даже легенда о том, что сам Гуха вырос среди бхилов, и когда совершался обряд возведения его на трон правителя, некий важный бхил отрубил себе палец и кровью поставил Гухе тику на лоб. С тех пор при обряде возведения на престол любого меварского правителя тику ему на лоб ставили представители бхилов, хотя уже не кровью, а красной пастой. 

    Этот обряд  говорит о том, что в свое время Гухилоты отобрали землю Мевара у аборигенных племен, чьи правители признали их власть над собой. 

    Мевар лежит между хребтом Аравали на северо - западе, Аджмером на севере, Гуджаратом на юге,  Мадхья - Прадеш  на юго - востоке и Хадоти (Бунди, Кота) на востоке.

     Это суровый и строгий край, где сельскохозяйственные равнины окружены холмами Аравали, создающими природную крепость вокруг природной житници и раджпутских поселений.  



    Среди великолепных батальных историй раджпутов особняком стоит история военных подвигов клана  Сисодия, а кровавая история первой столицы Мевара - форта Читторгарх, стала для всего мира  символом беспримерного мужества и воинской доблести

    DSC_3896-2.jpg
  • 4
    27 фев. 2016
    enchanted
    Потрясающие виды!
  • 5
    27 фев. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)

    ПЕРВЫЙ РАЗГРОМ ЧИТТОРА (АЛА-УД-ДИНОМ ХИЛЬДЖИ)

    ПЕРВЫЙ ДЖАУХАР

    (1303 год)

    Кого-то украшают победы, а форт Читторгарх славен своими поражениями. Но были ли эти проигрыши военных сражений поражениями? На самом деле это вопрос риторический: можно одержать бесславную и бесчестную победу, а можно проиграть сражение так величественно, что поражение обернётся победой,  навеки прославив проигравших и покрыв позором победителей.
     

     
    В истории форта Читторгарх было три таких  героических поражения, и первым из них было поражение от делийского правителя Ала-уд-дина Хильджи. 

    РАНИ ПАДМИНИ

    Легенды гласят, что Ала-уд-дин появился в Читторе с грязными намерениями: он возжелал  обманом заполучить в жены известную своей красотой меварскую рани Падмини - жену тогдашнего правителя Мевара Ратан Сингха, которую называли Клеопатрой современности.
     

    Прибыв к стенам Читторгарха, Ала-уд-дин увидел крепостные стены форта ощетинившимися готовыми к сражению воинами. Тогда он послал к правителю Читтора гонцов, которые оповестили, что султан  прибыл как гость и хочет лишь взглянуть на царицу, слава о красоте которой достигла и его двора. Поскольку раджпутские женщины вообще, а царицы и принцессы тем более, строго соблюдают обычай не показываться чужим мужчинам, то пойти навстречу этой лживой просьбе казалось унизительным.  

    Раджпуты были оскорблены.

     Но чтобы не проливалась понапрасну кровь, рани Падмини согласилась на уступку, выдвинув свои условия: личной встречи не будет, но завоеватель  сможет увидеть  отражение прекрасной рани. Для этого его привели в здание, стоящее на берегу искусственного пруда,  в центре которого находился дворец рани Падмини.

    Рани Падмини на минутку встала спиной к окну своего дворца,  и в специально установленном зеркале Ала-уд-дин смог увидеть отражение ее прекрасного лица. 

    Султан еще больше утвердился в своём желании любым способом заполучить прекрасную рани в свой гарем. Когда Ратан Сингх вышел проводить гостя, коварный Ала-уд-дин захватил его в плен и увез в свою ставку.
     
    В обмен на царственного заложника он потребовал прекрасную царицу.

    Дворец Рани Падмини
     

     
    DSC_4123.jpg


     ...Рани Падмини  появилась в ставке врага  в сопровождении придворных дам и служанок и с целой процессий из паланкинов - как будто она покорилась судьбе и ссобралась в дальний путь вместе с завоевателем. На самом деле в паланкинах сидели не служанки, а раджпутские воины, готовые погибнуть все до одного, но защитить честь раджпутской царицы и всего княжества. 

    Приехав к Ала-уд-дину, храбрая рани Падмини потребовала от него разрешить ей попрощаться с мужем, который томился в неволе у Ала-уд-дина. Тот разрешил. Когда раджпуты увидели, где он находится, они выскочили из своего укрытия и отбили царя. А потом своими телами и жизнями они обеспечили благополучный побег своего повелителя и его героической супруги.

    Обманутый Ала-уд-дин осадил Читтор. Неприятель оказался сильнее защитников крепости - силой оружия, но не силою духа. Когда стало ясно, что крепость скоро падёт, раджпутские женщины во главе с прекрасной рани Падмини, как всегда бывало в подобных случаях, совершили жертвенный обряд самосожжения, умертвив перед этим своих детей.

    Этические нормы жизни раджпутов были таковы, что если воин дхармы и его дети становились рабами врагов, а жена изнасилована врагами – вся семья получала в следующей жизни позорное перерождение. 


     ...А защитники крепости одели шафрановые одежды рыцарей дхармы и вышли  в открытое поле на последний смертный бой - живыми врагу раджпуты не сдавались никогда. 

    Так султан оказался у разбитого корыта: ему не удалось ни заполучить царицу, ни унизить дом Сисодиев. 

    В бессильной ярости Ала-уд-дин разрушил Читторгарх.

    Шёл 1303 год...

    DSC_4054-2.jpg
  • 6
    01 мар. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    РАНА КУМБХА

    (1433–1468 гг.).

    Читтор пролежал в руинах десять лет,  и с 1313 г. меварские раджпуты стали его отстраивать заново. Но особенного расцвета и княжество Мевар, и его столица Читторгарх достигли при ране Кумбхе, правителе и поэте - бхакте. Он писал превосходные баллады, посвященные Кришне, а так же строил по всему государству крепости и храмы - 32 крепости он отстроил за свое правление! 
     

     
    Именно при нём форт Читторгарх приобрел тот облик, который мы видим сегодня.
     
    Рана Кумбха просидел на троне долго, и погиб от руки собственного сына, бездарного и непутевого, растерявшего половину завоеваний своего отца.
     

    Дворец раны Кумбхи "Кумбха Палас"

     
    РАНА САНГА

    (12 апреля 1484 - 30 января 1528)

    У раны Санги единственного был шанс создать мощнейшее раджпутское государство, но ему фатально не повезло со временем рождения - он был современником Бабура. 

    Рана Санга был великим воином:  в ста битвах он получил восемьдесят ран, потерял глаз, ухо и руку, одна нога его была искалечена  и он практически не мог ходить. Но ноги раджпута должны были как можно реже касаться земли - и рана Санга был настоящим кентавром, а своей единственной рукой он сражался как тысяча воинов. 


     
    Он дважды побеждал Ибрагима Лоди, он задавил армию Гуджарата и не раз покидал его территорию с богатой добычей, он прижал к ногтю правителей Мальвы и пользовался огромным авторитетом в остальных раджпутских княжествах: правители Амбера, Аджмера и Бунди подчинялись ему, а соседствовавшие с Раджпутаной княжества Гвалиор, Сикри, Чандери, Рампура были его данниками.

    Рана Санга был не только храбрый и удачливый воин, но и  искусный дипломат. Он мечтал изгнать мусульман из Дели, восстановить там индуизм и  объединить Северную Индию под своей властью. 

    Но приход завоевательной армии Бабура в Индию оказался роковым и для Индии и для Раны Санги: Бабур разбил армию Ибрагима Лоди, которого уже дважды бил рана, и слава о военном мастерстве новых мусульманских завоевателей достигла Раджастана.

    Сначала раджпуты надеялись, что Бабур уйдет из Индии с награбленным, но тот... тот основал империю, и его род воцарился на Индостане на долгих 300 лет. 

     Рана Санга поднял раджпутских правителей на борьбу против Бабура, к нему присоединился даже  брат Ибрагима Лоди Махмуд, которого дипломатичный Санга признал в качестве законного правителя Дели. Под знамена раджпутов встали и другие домогольские мусульманские наместники северных районов Индии: всех их объединяла задача изгнать Бабура . 

    Войско раны Санги для начала захватило форт Баяна, где уже был посажен наместник от Бабура: так моголы впервые столкнулись с раджпутами и были деморализованы их воинским искусством. Посланные Бабуром на спасение Баяны полторы тысячи солдат были разгромлены раной Сангой и в панике бежали обратно, рассказывая всем, какой ужасный враг эти раджпуты. 
     

     
    Даже астролог, взятый из Кабула, предсказывал поражение в сражении с ними. 

    Могольская армия была в панике, никто не хотел воевать с бешеными раджпутами, воины просились обратно домой. 
     

     

    Бабур  собрал свое войско и обратился  с речью, в которой сказал, что дом родной далеко, что всякая жизнь кончается смертью,  и что если суждено погибнуть, то погибнуть надо с честью, а если суждено победить, то это будет победа во славу божию. 

    Он пообещал, что после победы отпустит всех, кто захочет, домой. И объявил священную войну джихад против раджпутского раны и его сторонников. 

    Армия воспряла духом.

    Два войска сошлись около деревни Кхануа в районе Агры и Сикри. У раджпутов было около 80 тыс человек. Армия Бабура, состояла из 40 тыс человек, но они припасли сюрприз - артилерию! Индостан еще не знал пушек. 

    Битва началась 17 марта 1527 г. Первый звук этой исторической битвы был выстрел из пушки в войске Бабура; эта пушка выстрелила каменным ядром, что произвело страшный грохот и совершенно ошеломило раджпутскую армию. 
     

     
    Раджпуты никогда прежде не видели артиллерии и не знали, что это такое. Даже прекрасные военные слоны раджпутов дрогнули. Тем не менее раджпуты смогли смять правый фланг могольской армии. Моголы продолжали время от времени производить пушечные выстрелы, но раджпутская армия  оправилась от потрясения и героически сражалась.

    Но тут тяжелейшее ранение получил рана Санга  и был без сознания унесен с поля боя. Оказалось, что его войско не могло сражаться без своего героического командующего. Хотя раджпутская армия раны Санги сражалась до последнего, и многие были убиты, но  ранение раны Санги окончательно сломило боевой дух войска.

    Победа оказалась в руках Бабура. Эта битва считается одной из самых заметных в индийской истории. Знаменита она тем, что до самой последней секунды ни одна из сторон не имела перевеса в ней.  Сам Бабур в своих мемуарах с уважением говорил о раджпутах.

    Битва при Кхануа оказалась решающей для Индии.

    Рана Санграм Сингх (рана Санга) умер через полгода -  в январе 1528 г.


  • 7
    01 мар. 2016
    Chico
    Elena Vasta сказал(а):
    Индостан еще не знал пушек.
     Маленькое уточнение: до прихода Бабура в Индостан, пушки были в ходу на западе Индостана и вели обстрел турецких и португальских кораблей. На севере Индии ими не пользовались сколь нибудь эффективно.
    За несколько лет до завоевания Индостана, Бабура переманил у афганского шаха Исмаила очень опытного артиллериста устада Али Кули, благодаря искусству которого мощь орудий Бабура имела на редкость действенный характер. Устад Али Кули собственноручно отливал пушки и делал это, по свидетельству Бабура, безупречно
  • 8
    01 мар. 2016
    Chico
    Elena Vasta сказал(а):
    Бабур  собрал свое войско и обратился  с речью, в которой сказал, что дом родной далеко, что всякая жизнь кончается смертью,  и что если суждено погибнуть, то погибнуть надо с честью, а если суждено победить, то это будет победа во славу божию. 
     На самом деле всё было немного не так. Бабур собрал свое войско и  запретил употребление вина, приказав вылить на землю всю только что привезенную из Газны партию напитков и разбить все свои серебряные и золотые кубки на кусочки, раздав их как милостыню бедным. В то вино, которое осталось, Бабур приказал засыпать соль, чтобы превратить его в уксус. Побуждаемые таким примером воины Бабура поклялись на Коране, что ни один из них "не повернется спиной к врагу и будет сражаться пока до тех пор, пока жизнь не покинет его тело"
  • 9
    01 мар. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)

    РАНИ КАРМЕТИ И ПРИНЦЫ ВИКРАМИДЬЯ И УДАЙ СИНГХ

    Преемником меварского раны Санги был его сын, рана Ратан Сингх. Хотя старшим в семье был Бходжрад Сингх, но его брак был бездетным, поэтому его права на престол были переданы другому сыну Раны Санги - Ратан Сингху. 

    Вся четырёхлетняя история его правления — это история борьбы его с собственной мачехой и ее старшим сыном Викрамадитией, которые оспаривали права Ратан Сингха на престол. Мачеха Кармети засела в огромной неприступной крепости Рантхамбхор и писала Хумаюну, прося помощи в борьбе с Ратан Сингхом. На мой взгляд этим она оскорбила память своего мужа - в своём стремлении выцарапать для Викрамадитии трон Мевара  она называла Хумаюна  братом! 

    Про великого же героя Индии Махарану Пратапа, сына Удая, современники говорили, так: «Уста Пратапа ни разу не осквернились  произнесением имени врага». Махарана Пратап не называл Акбара ни по имени, ни императором - для него он был просто презренный "тюрк", иноверец.

    О Махаране Пратапе мы поговорим позднее, а в этот временной период начинается неоднозначная история его отца - основателя Удайпура - Удай Сингха, четвёртого сына раны Санги

    После смерти Ратан Сингха старший брат  Удая Сингха -   Викрамадитья  всё же сел на трон, и рани Кармети стала регентшей при юном принце. 
  • 10
    02 мар. 2016
    Chico
    В своем походном дневнике Бабур цитатой из "Шах-наме" Фирдоуси так описал эту славную битву:
    "В день битвы роса крови опустилась до Рыбы,
    а пыль поднялась вверх до луны.
    От топота копыт животных в этом обширном поле
    слоев земли стало шесть, а неба - восемь"

  • 11
    02 мар. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Chico Сошлись два великих военноначальника, но победила военная передовая наука: если бы не артиллерия - исход битвы при Кхандве, а фактически - битвы за Индостан мог быть совершенно иным...

    Chico сказал(а):
    "В день битвы роса крови опустилась до Рыбы, а пыль поднялась вверх до луны. От топота копыт животных в этом обширном поле слоев земли стало шесть, а неба - восемь"
     Как поэтично! Что он еще писал про битву с раджпутами?
  • 12
    02 мар. 2016
    Chico
    Elena Vasta сказал(а):
    Что он еще писал про битву с раджпутами?
     Тем своим воинам, которые вернулись в Кабул еще до битвы, Бабур посвятил несколько строк из свой киты:
    "О вы, которые ушли из страны Хинда,
    Испытав там страдания и мучения!
    Стосковавшись по прекрасному воздуху Кабула,
    Вы тогда быстро ушли туда из Хинда.
    И видели и нашли там развлечения,
    Услады, веселье и удовольствие.
    Мы тоже, слава Аллаху, не умерли,
    Хотя много испытали тягот и горестей.
    Радости души и страдания тела.
    Узнали вы, и мы тоже узнали"


  • 13
    02 мар. 2016
    tarjuman (модератор)
    Chico сказал(а):
    В день битвы роса крови опустилась до Рыбы, а пыль поднялась вверх до луны. От топота копыт животных в этом обширном поле слоев земли стало шесть, а неба - восемь"
     Как загадочно сказано про слои и Рыбы.

    Лена, все бросив, читаю твои сказочные рассказы... Нет равной Индии по богатству легенд, историй и красоте и волнительности происходящего. А форт Читторгарх меня теперь привлекает к посещению даже больше, чем Тадж Махал. Мне кажется, там камни "вопиют" о своей истории, только спроси- готовы все рассказать.
  • 14
    02 мар. 2016
    Chico
    tarjuman сказал(а):
    Как загадочно сказано про слои и Рыбы.
     Ну почему же загадочно? В стихе Фирдоуси, который процитировал Бабур в своем дневнике: "Опустилась до Рыбы", т.е. до той рыбы, на которой по арабскому поверью покоится Земля. "Слоев земли стало шесть, а неба - восемь", т.е. к земле и небу прибавилось по одному слою (по поверью: небес - 7, а земных слоев - 5)






  • 15
    02 мар. 2016
    tarjuman (модератор)
    Chico , 
    Chico сказал(а):
    "Опустилась до Рыбы", т.е. до той рыбы, на которой по арабскому поверью покоится Земля. "Слоев земли стало шесть, а неба - восемь", т.е. к земле и небу прибавилось по одному слою (по поверью: небес - 7, а земных слоев - 5)
     Спасибо, я не знала про Рыб и пять слоев земли, только про небесные уровни. Интересно, а почему небесных слоев тогда стало 8? Ладно земля из-за трупов утолщилась, грубо говоря, а небо?
  • 16
    02 мар. 2016
    Chico
    tarjuman сказал(а):
    почему небесных слоев тогда стало 8?
     Вот что после битвы с Раной Санга написал Бабур в своем дневнике:
    "Мрак от пыли собрался в облако и, словно темная туча, раскинулся над всем полем битвы; вспышки от сверкания мечей затмили блеск молнии и лишили света сияющий лик солнца, уподобив его спинке зеркала. Разящие смешались с поражаемыми и победители с побежденными, так что признаки различия скрылись от глаз; волшебник времени показал такую ночь, когда не было иных планет, кроме стрел, и других неподвижных звезд, кроме искр под копытами твердоногих коней"


  • 17
    02 мар. 2016
    tarjuman (модератор)
    Chico, как интересно... у каждого времени свои аллегории и свои маяки для художественных образов.
  • 18
    03 мар. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)

    ВТОРОЙ РАЗГРОМ ЧИТТОРА  ЧИТТОРА  (БАХАДУР ШАХОМ)

    ВТОРОЙ ДЖАУХАР

    1535 год

    Мевар был ослаблен внутриклановыми разборками, и гуджаратский султан Бахадур-Шах с радостью воспользовался возможностью отмстить своим постоянным обидчикам - Сисодия, и отыграться на пока еще беспомощных наследниках раны Санги.  Шах собрал огромное войско, и обложил Читтор со всех сторон. 
     

     
    На  защиту столицы Мевара вышли все воины, способные держать оружие - даже принцессы сражались в их рядах. 
    Осада была изнурительной, но силы были неравными  и крепость не выстояла

     Восьмого марта 1535 года Бахадур-Шах смог войти в  Читторгарх. Женщины и дети совершили джаухар: в жертвенном огне самосожжения погибли 13 тыс человек, а возглавляла скорбную и гордую процессию рани Кармети. 


     
     Маха Сати - место джаухара рани Кармити и 13 тыс женщин Читторгарха


     

    Защитники крепости открыли ворота и вышли на свой последний смертный бой.

     Бахадур Шах вошел в город, и его войско грабило и громило все в городе подряд три дня. Об этой трагедии раджпуты помнят по сей день.  


     Юные же принцы, прямые потомки раны Санги  до начала решающего сражения были вывезены из Читтора и спрятаны в Бунди (рани Кармети была родом оттуда). Это было сделано по требованию воинов раджпутов, которые понимали, что всем оставшимся в форте суждено погибнуть, и что во что бы то ни стало нужно сохранить драгоценную кровь Сисодиев.

    О, как они были правы! Военные советники рани Кармети и  няня маленького принца Удая сохранили для истории жизнь еще не родившегося великого героя.

    После падения Читтора власть захватил узурпатор и чужак  Банбир. Он понимал, что раджпуты непременно будут восстанавливать в правах детей раны Санги, и убил принца Викрамадитию. Он убил бы и юного Удай Сингха, но о его планах  узнала  кормилица Удая - Панна Дхай. Эта простая женщина совершила еще больший подвиг, чем входящие живыми в жертвенные костры царицы: она заменила принца своим сыном, и у неё на глазах убийцы обезглавили ёё собственного ребёнка...

    Гвозди бы делать из этих людей...

    Юный Удай был тайно вывезен в корзинке с фруктами в Кумбалгарх , где рос и мужал под чужим именем



    Только в 1541 году  клан Сисодия смог восстановить свои права Читторгарх, возведя на престол малолетнего Удай Сингха
  • 19
    04 мар. 2016
    Chico
    Elena Vasta сказал(а):
    о его планах  узнала  кормилица Удая - Панна Дхай. Эта простая женщина совершила еще больший подвиг, чем входящие живыми в жертвенные костры царицы: она заменила принца своим сыном, и у неё на глазах убийцы обезглавили ёё собственного ребёнка...
     В музейном комплексе Халдигхати есть несколько павильонов, где воссозданы исторические сцены, в том числе и подвиг Панны Дхай:
     

     
  • 20
    04 мар. 2016
    Chico
    Elena Vasta сказал(а):
    Сам Бабур в своих мемуарах с уважением говорил о раджпутах.
     Позволю себе не согласиться с этим. Бабур в своем походном дневнике очень пренебрежительно писал о славных воинах-раджпутах в той битве:
    "Наши доблестные бойцы, видя перед собой плоды небесной награды, посадили саженцы стрел в землю груди каждого из врагов и сделали нечестивых столь же черными, как их судьба......

    Ложноверующие индусы, поняв, что их положение трудное, рассыпались, «как шерсть расчесанная», и разлетелись, словно рассеявшиеся мотыльки. Немало убитых пало на поле битвы, многие,отчаявшись в жизни, ушли в пустыню скитаний и стали снедью для ворон и коршунов. Из трупов убитых мы сложили холмы, из голов их воздвигли минареты.

    Все они вступили на стезю, ведущую в ад, и перешли из сей обители нечисти в пропасть нижайшую. Дорога с поля битвы, словно геенна, была усеяна ранеными, умиравшими на земле; нижайшая пропасть наполнилась трупами лицемеров, отдавших жизнь ангелу ада. Куда бы ни поспешил человек в войске ислама, он всюду мог найти убитых, сколько хотел.
    ......
    Все индусы убиты в позоре и унижении.
    Камнями ружей, как люди со слоном
    Из-за множества тел появились горы,
    На каждой из этих гор текла река крови.
    От страха перед стрелами войско, полное блеска,
    Разбежалось по степям и горам.»