Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Мераб Мамардашвили говорил

  • 1
    22 мая 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    В нашем философском разделе до сих пор не было ни одного топика, в котором мы бы обсуждали то, что говорит настоящий философ.


    Я хочу с вами поделиться своим сокровищем: лекциями Мераба Константиновича Мамардашвили, философа 20-го века, родившегося и умершего при СССР. Мамардашвили родом из Грузии, которую он любил всем сердцем, но писал он на русском языке, поэтому его одинаково справедливо можно называть как грузинским, так и русским философом.
    Вообще его уже при жизни называли грузинским Сократом, и говорили о том, что когда есть Мамардашвили, то остальным называться философами просто неприлично.
    Есть несколько документальных фильмов о Мерабе Константиновиче, мне очень понравился  фильм Валерия Балаяна.

    В начале фильма идет короткая беседа-воспоминание, и потом уже само кино.  

     Кому не достает времени на лекции предлагаю заглядывать в этот топик, я буду отчитываться о самом, на мой взгляд. интересном.
    Хотя найти время на его лекции я рекомендую, особенно тем, кто пытается разобраться в себе и в реальности.
  • 2
    22 мая 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Время и жизнь    

    Жизнь — это усилие во времени.

    Не все живо, что кажется живым. Много из того, что мы испытываем и думаем, мёртво. Мертво потому, что это не твоя мысль, а чужая, мёртво потому, что это подражание другому, мертво потому, что это не твоё подлинное чувство, а стереотипное, стандартное (такое, какое полагается, а не то, какое ты испытываешь сам). Мы словесно воспроизводим некое чувство, но в этой оболочке отсутствуют наши подлинные, личные переживания. 

     Мертвое существует не в загробном мире, а является частью нашей жизни. Жизнь в каждое мгновение переплетена со смертью, смерть не наступает после жизни, она участвует в самой жизни. 

    Трудно отличить мёртвое от живого. Для каждого нашего жизненно состояния всегда есть его мёртвый дубль.  Вы же знаете на своем опыте, что не так легко отличить, когда человек говорит нечто мертвое, им не испытываемое, от того же самого, но живого.

    В нашей душевной жизни всегда есть мертвые отходы. Часто эти мертвые отходы заполняют все пространство жизни, не оставляя места для живого чувство или подлинной жизни. 

  • 3
    22 мая 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    <<<<Для каждого нашего жизненно состояния всегда есть его мёртвый дубль.  Вы же знаете на своем опыте, что не так легко отличить, когда человек говорит нечто мертвое, им не испытываемое, от того же самого, но живого.>>>>

    Мне кажется, что у меня это неплохо получается. Иногда становится так стыдно за публичного человека, который говорит, говорит, говорит, а за его словами стоит ...пустота.

    <<<<<<Мертво потому, что это не твоя мысль, а чужая, мёртво потому, что это подражание другому, мертво потому, что это не твоё подлинное чувство, а стереотипное, стандартное (такое, какое полагается, а не то, какое ты испытываешь сам). >>>>

    Заглянув честно в глаза себе самой, я поняла, что не так уж и редко сама транслировала то, что, как мне казалось, я должна испытывать. Но чего на самом деле не было. Когда я в этом разобралась, то стала внимательно следить за тем, что я не только говорю, но и о чем я думаю. Ведь и в своих мыслях можно пойти  по ложному, мёртвому, пути, если не искоренить в себе стереотипы

  • 4
    29 сент. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    "Иногда или чаще всего нам ничего не остается, кроме того, чтобы получить светлую радость мысли. Можно к ней добавить и другие прилагательные. Например, чаще всего достоинство человека выражается и может выразиться в том, чтобы хотя бы честно мыслить

    Мы многое делаем по принуждению, и часто то, что мы делаем, не зависит от нашего героизма или трусости. Но есть одна какая - то точка, в которой мы, вопреки всем силам природы или общества, можем хотя бы думать честно. 

    И я уверен, что каждый из вас, независимо от того, удавалось ли вам быть не просто в состоянии честности, а в состоянии честной мысли, знает особую какую - то вещь, которую человек испытывает, когда загорается неизвестно откуда пришедшая искра, которую можно назвать Божьей искрой. 

    Существует особое состояние пронзительной, томительной ясности, отрешенности и какой - то ностальгической, острейшей, кручинной или сладко тоскливой ясности. Даже беду в мысли (в том, что я называю мыслью и чего пока мы не знаем), даже эту беду можно воспринять на какой - то звенящей, пронзительной, как ни странно, радостной ноге. 

    Но что может быть радостным в беде? Только то, что ты - мыслишь, г. е. твое сознание твоего сознания. 


  • 5
    29 сент. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    "Но можно ли думать, когда тебе больно и испытывать от этого радость? Радоваться можно лишь тому, что в этой боли выступило с пронзительной ясностью. Ты смотришь, опустив руки, и тем не менее никто у тебя не может отнять того, что ты видишь, - если, разумеется, видишь."

    Игрой обстоятельств и времени может быть создана такая ситуация, что видя истину вы тем не менее не можете ее высказать, потому что некие обстоятельства делают ее внешне похожей на ложь. Вы знаете, что это не ложь, и так же знаете, что стоит это вслух сказать, как это будет воспринято как ложь без всякой возможности для вас оправдаться. 

    Вот такое трагическое недоразумение."

    "Мы истину, похожую на ложь,
    Должны хранить сомкнутыми устами,
    Иначе срам безвинно наживешь."

    (Данте Алигьери)


  • 6
    30 сент. 2022
    Natalya0
    Спасибо за топик, Лена.
  • 7
    30 сент. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Natalya0 сказал(а):
    Спасибо за топик, Лена.
     Я рада, что нравится. продолжу делиться тем, что меня особенно зацепило)
  • 8
    05 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Порыв честности - это одно, а честность - другое. Намерение справедливости есть одно, а справедливость - Другое.

    Это Другое, "пришпиленное" к справедливости и честности, обозначим для начала словом более адекватным - искусство, или труд. Тогда честность - не намерение, а труд, и чтобы быть честным, нужно уметь быть им. 

    Мы должны отличать  эмпирически внезапно переживаемое состояние от действительности. Например, слабый безмускульный человек периодически испытывает желание добра и чтобы оно не обернулось злом, как это обычно бывает, то нужен особый талант и умение, чтобы добро осуществилось, т. с. добро есть искусство. 

    Есть справедливость или добро, существующие в эмпирических фактах и есть добро и справедливость "сами по себе". Это абстрактное понятие идеализма рождается из простого различения: добро отличается от доброго намерения тем, что мы называем добром "самим по себе". 

    Оказывается, недостаточно эмпирически испытывать доброе намерение, но есть еще что - то, связанное с добром. Это "еще что - то" мы уже можем назвать "добро само по себе" и наш шаг к нему назвать шагом волевым,  мысленным. Намерение добра может эмпирически пережить любой расхлябанный человек. Трус переживает храбрость или желание быть храбрым. 

    Человек - существо, для которого не существует естественного добра, естественной справедливости, естественной честности, такой, которая происходила бы просто сама собой, фактом эмпирического их испытывания или намерения, к ним надо стремиться, нужно развивать, нужно проявить искусство. 


  • 9
    05 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    В романе Достоевского "Униженные и оскорбленные" наглядно представлено, в какое зло могут превратиться добрые состояния, если они ocтаются только естественными, т. е. порождаемыми нашим психическим механизмом и не являющиеся  нашей сутью. Оказывается, что с бедностью не связана никакая привилегия, бедный человек еще не означает человека, наделенного чувством социальной справедливости в силу своей бедности, что за бедностью и нищетой может скрываться большое зло, высокомерие н ненависть к окружающим и даже представлен тип человека, который может наказывать окружающих своей бедностью, несчастностью. Оказывается, желание добра у самых в психологическом смысле несомненно добрых людей порождает вокруг них такое зло, какое отъявленные злодеи не смогли бы создать.

    Это удивительно. Даже недостаточно эмпирически иметь состав прекрасных чувств, прекрасную душу, даже недостаточно собрать всех прекраснодушных вместе. Оказывается, если их отобрать вместе, получится такая банда скорпионов, что не дай бог. 

     Оказывается, для свершения добра, высокого, нужен труд, притом искусный труд. Почему нужен этот труд, почему дорога или честь есть искусство? Ведь вы прекрасно знаете, что можно написать роман с самыми лучшими намерениями, назидательный роман, и он будет сеять злой порок в силу того, что он плохо написан. 

  • 10
    10 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    ...иногда в нас возникает сознание принадлежности к какой - то другой родине, а здесь мы чужие, представители какого - то неведомого государства,  "граждане неизвестной родины". Возникает страх "не сбыться" идентично своему "настоящему" рождению.

     Если человек хоть однажды испытал нечто определенным образом, он потом не может этого забыть и не способен от этого отказаться, поскольку в нем  рождаются честь, любовь, красота, храбрость, мужество, т. е. все то, что мы ценим. Они рождаются непрерывно и потому существует какая - то нить преемственности.

    Тем самым это все означает, что сам человек, как таковой, не есть продукт природы. Человек не рождается человечески естественным образом и человеческое в человеке есть нечто, не имеющее механизма естественного рождения - это результат его личных усилий. Более того, нет причины для проявления в индивиде человеческого и никого нельзя вынудить быть человеком.

    Условно можно сказать, что конечное назначение человека - это стать человеком, а человечества - стать человечеством. 

  • 11
    11 окт. 2022
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    человеческое в человеке есть нечто, не имеющее механизма естественного рождения - это результат его личных усилий.
     Супер

    Все чаще попадается мысль, что любовь, любить - это глагол. Это направление воли и усилия. 
    То же самое  - вера - это не пассивное что-то. В иврите и арамейских языках значение слова, которое у нас переводится как "вера" - воля. 

    Мне кажется  - созвучно. 
  • 12
    11 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    _newra сказал(а):
    Мне кажется  - созвучно. 
     Да!
    Вот еще в раскрытие этой темы:

    "Состояние благорасположенности, полученное из вне, бесплатно, без труда, не имело бы для человека никакого смысла и значения. Представьте себе: вы принимаете "лекарство добра", в результате его действия в вас что - то произошло. Этому происшедшему, поскольку вас изменил кто - то, а не вы изменили себя, вы не можете придать смысл и значение. И тот, кто осчастливил бы людей таким образом, просто создал бы такие состояния в культуре, которые не имеют никакого смысла, никакой ценности для человека — главным образом потому, что на этих состояниях не оказалось бы печати человека, его труда и усилия. 

    Человеку ценно только то, что он из себя и на себе, оплачивая собой, может иметь"
  • 13
    11 окт. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Наша жизнь, как социальная, так и ментальная, полна, как сказал: бы Антонен Арто, абортивными явлениями...  столкновениями полуродившихся полусуществ. Есть мысль, есть еще не - мысль, есть человек и еще не - человек, недоумок, недоросток, несовершеннорожденный.

    Ведь чаще всего мы живем чужой жизнью, а не своей, - мы думаем чужие мысли, мы питаемся обрывками или отходами чужих чувств. Вот, где лежат все эти проблемы, о которых я говорил. И если мы будем сопоставлять и соотносить с изначальностью себя, как существа думающего свои мысли, переживающего свои чувства, то, посредством этого, мы постепенно начнем понимать что - то в самих себе.
  • 14
    26 дек. 2022
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Честь как и девственность, не бывает частичной, она либо есть, либо её нет

  • 15
    02 янв. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Нашла в сети изумительный ролик: интервью у Мераба Мамардашвили берет Марк Захаров



  • 16
    03 янв. 2023
    IrinaVolga (модератор)

    Послушала. Спасибо.

  • 17
    03 янв. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Видно было, что великий режиссер благоговеет перед философом)

  • 18
    15 мар. 2023
    Tanja
    Elena Vasta сказалa:
    Видно было, что великий режиссер благоговеет перед философом)

    При этом у них столько точек соприкосновения! Они на одной волне

  • 19
    25 мар. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Естественный свет ума - то, что мы знаем сами по себе. Если мы держимся в пространстве естественного света, то мы безошибочно и точно мыслим. Представления рожденные в состоянии естественного света ума не есть продукт нашего размышления, это то, что мы "знаем сами по себе". Это такие состояния, когда у нас появляются мысли, не нами изобретенные или выдуманные. Это так называемая "интуиция духа"

  • 20
    31 мая 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Мамардашвили о вечности

    Послушайте этот текст  пока его для нашей страны не заблочил правообладатель.

    А я попробую эту лекцию конспективно переписать.

    Ничего подобного я до сих пор ни у кого не слышала, но я увлекалась немного не той литературой, которая меня сформировала. Мераб Константинович читал иное, то, что я в юности чаще пролистывая откладывала. 

    И вот его особая начитанность, способность анализировать прочитанное, свою жизнь и жизнь вокруг себя сформировала уникальную личность грузинского Сократа.