Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
В нашем философском разделе до сих пор не было ни одного топика, в котором мы бы обсуждали то, что говорит настоящий философ.
Порыв честности - это одно, а честность - другое. Намерение справедливости есть одно, а справедливость - Другое.
Это Другое, "пришпиленное" к справедливости и честности, обозначим для начала словом более адекватным - искусство, или труд. Тогда честность - не намерение, а труд, и чтобы быть честным, нужно уметь быть им.
Мы должны отличать эмпирически внезапно переживаемое состояние от действительности. Например, слабый безмускульный человек периодически испытывает желание добра и чтобы оно не обернулось злом, как это обычно бывает, то нужен особый талант и умение, чтобы добро осуществилось, т. с. добро есть искусство.
Есть справедливость или добро, существующие в эмпирических фактах и есть добро и справедливость "сами по себе". Это абстрактное понятие идеализма рождается из простого различения: добро отличается от доброго намерения тем, что мы называем добром "самим по себе".
Оказывается, недостаточно эмпирически испытывать доброе намерение, но есть еще что - то, связанное с добром. Это "еще что - то" мы уже можем назвать "добро само по себе" и наш шаг к нему назвать шагом волевым, мысленным. Намерение добра может эмпирически пережить любой расхлябанный человек. Трус переживает храбрость или желание быть храбрым.
Человек - существо, для которого не существует естественного добра, естественной справедливости, естественной честности, такой, которая происходила бы просто сама собой, фактом эмпирического их испытывания или намерения, к ним надо стремиться, нужно развивать, нужно проявить искусство.
В романе Достоевского "Униженные и оскорбленные" наглядно представлено, в какое зло могут превратиться добрые состояния, если они ocтаются только естественными, т. е. порождаемыми нашим психическим механизмом и не являющиеся нашей сутью. Оказывается, что с бедностью не связана никакая привилегия, бедный человек еще не означает человека, наделенного чувством социальной справедливости в силу своей бедности, что за бедностью и нищетой может скрываться большое зло, высокомерие н ненависть к окружающим и даже представлен тип человека, который может наказывать окружающих своей бедностью, несчастностью. Оказывается, желание добра у самых в психологическом смысле несомненно добрых людей порождает вокруг них такое зло, какое отъявленные злодеи не смогли бы создать.
Это удивительно. Даже недостаточно эмпирически иметь состав прекрасных чувств, прекрасную душу, даже недостаточно собрать всех прекраснодушных вместе. Оказывается, если их отобрать вместе, получится такая банда скорпионов, что не дай бог.
Оказывается, для свершения добра, высокого, нужен труд, притом искусный труд. Почему нужен этот труд, почему дорога или честь есть искусство? Ведь вы прекрасно знаете, что можно написать роман с самыми лучшими намерениями, назидательный роман, и он будет сеять злой порок в силу того, что он плохо написан.
...иногда в нас возникает сознание принадлежности к какой - то другой родине, а здесь мы чужие, представители какого - то неведомого государства, "граждане неизвестной родины". Возникает страх "не сбыться" идентично своему "настоящему" рождению.
Если человек хоть однажды испытал нечто определенным образом, он потом не может этого забыть и не способен от этого отказаться, поскольку в нем рождаются честь, любовь, красота, храбрость, мужество, т. е. все то, что мы ценим. Они рождаются непрерывно и потому существует какая - то нить преемственности.
Тем самым это все означает, что сам человек, как таковой, не есть продукт природы. Человек не рождается человечески естественным образом и человеческое в человеке есть нечто, не имеющее механизма естественного рождения - это результат его личных усилий. Более того, нет причины для проявления в индивиде человеческого и никого нельзя вынудить быть человеком.
Условно можно сказать, что конечное назначение человека - это стать человеком, а человечества - стать человечеством.
Честь как и девственность, не бывает частичной, она либо есть, либо её нет
Нашла в сети изумительный ролик: интервью у Мераба Мамардашвили берет Марк Захаров
Послушала. Спасибо.
Видно было, что великий режиссер благоговеет перед философом)
Elena Vasta сказалa:
Видно было, что великий режиссер благоговеет перед философом)
При этом у них столько точек соприкосновения! Они на одной волне
Естественный свет ума - то, что мы знаем сами по себе. Если мы держимся в пространстве естественного света, то мы безошибочно и точно мыслим. Представления рожденные в состоянии естественного света ума не есть продукт нашего размышления, это то, что мы "знаем сами по себе". Это такие состояния, когда у нас появляются мысли, не нами изобретенные или выдуманные. Это так называемая "интуиция духа"
Мамардашвили о вечности
Послушайте этот текст пока его для нашей страны не заблочил правообладатель.
А я попробую эту лекцию конспективно переписать.
Ничего подобного я до сих пор ни у кого не слышала, но я увлекалась немного не той литературой, которая меня сформировала. Мераб Константинович читал иное, то, что я в юности чаще пролистывая откладывала.
И вот его особая начитанность, способность анализировать прочитанное, свою жизнь и жизнь вокруг себя сформировала уникальную личность грузинского Сократа.