Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Юксом - география
Пеллинг, Кечарери, Юксом, Ташидинг - все эти деревушки Западного Сиккима расположены очень компактно, но при этом они категорически не похожи одна на другую, даже по месту их расположения. Если Пеллинг - это ряд выстроившихся вдоль горной дороги отелей, Кечапери - это сакральное пространство в кольце зеленых холмов, то Юксом - это небольшой городок, расползшийся по относительно ровному и широкому плато на высоте 1770 м.
Юксом называют воротами Канченджанги: он расположен у границы национального парка Канченджанга (KNP). Это парк относится к охраняемым территориям, и для того, чтобы пройти вглубь вам понадобится специальный пермит. Но если вы в трек не собираетесь, то для посещения Юксома достаточно общего для всего Сиккима пермита.
Хотя из Юксгма стартуют треки Дзонгри и Гоче Ла, но всего массива Канченджанги во всем ее великолепии — так, как она открывается из Дарджилинга или Пеллинга отсюда не видно, а виден лишь расположенный на её южном гребне южный Кабру.
Большое видится на расстоянии!
Расстояния (автомобильная дорога):
В Юксоме я была полтора дня, и как следует его не изучила, однако кое в чем преуспела: мало кто может похвастаться личным опытом лечения в государственном госпитале Сиккима. Моя подруга Руби не отпустила меня из Кечапери одну, и мы поехали в Юксом вместе. По дороге Руби наблюдала за мной, увиденное ей не понравилось, и вместо отеля мы прикатили в госпиталь, где меня определили в палату дневного стационара, поставили капельницу и принесли ингалятор с пульмикортом: все согласно международным протоколам лечения бронхиальной астмы. А перед этим меня осмотрел молодой симпатичный доктор, которому я начала было высказывать свои идеи по снятию бронхоспазма, но он быстренько прервал меня, сказав что я доктор в Москве, а тут – пациент, и я извинилась. У меня взяли анализы –они оказались вполне себе приличные, и отвели в палату. А через три часа меня в нормальной кондиции отдали Руби, которая уже успела отвезти в отель мои вещи и оформить заселение.
После выписки я ожила как политый водой засыхающий цветок, поблагодарила доктора, попыталась оплатить лечение, но денег с меня категорически не взяли: госпиталь государственный!
Исполненная любви и благодарности к Сиккиму я покинула госпиталь, мы с Руби покушали в придорожном ресторанчике, я на радостях купила в симпатичном магазине всякой мелочевки и отбыла в свой отель, о котором расскажу отдельно.
Как-то так)
Место встречи трех лам
Согласно легенде в 14 веке Гуру Таши, принц Бхутия из Кхама (восточный Тибет) однажды услышал глас божий, велевший ему отправиться на юг в поисках счастья, и он пошел туда со своими пятью сыновьями.
В 1642 году году три великих ламы независимо друг от друга пришедшие в Сикким, озадачились поисками избранного человека. Недалеко от современного от Юксома они встретили молодого мужчину, сбивающего масло (правитель САМ взбивал масло!!!). Это был не кто иной как потомок Гуру Таши в пятом поколении. Юноша предложил монахам немного еды и свой дом для ночлега. По каким-то им одним понятным признакам ламы поняли, что это и есть искомый избранный, и короновали его королем (чогьялом) Сиккима, дав ему имя Намгьял («Победоносный»)
Самого уважаемого и значимого ламу из трех лам, проводивших коронацию, звали Латсанг Намкай Джигме — на троне он располагался выше других, справа от него сидел будущий король, слева - два других ламы. Все имена высечены на камне, но если вы не читаете по тибетски, то для вас на постерах с изображениями лам и короля их имена продублированы на английском.
Посетить Юксом и не подойти к этому трону будет непозволительной ошибкой — это основа государственности Сиккима, тут была заложена первая его столица, тут было определено её название: Юксом означает в разных источниках либо "Три великих существа", либо "Место встречи трех лам", что по сути не противоречит одно другому: (Yuk - на языке лепча означает "монах", "лама", Sam - означает "три". А над коронационным троном до сих пор жива та самая сосна, под которой короновали Чогьяла.
В туристических путеводителях и на картах место коронации обозначено как Парк Норбуганг (Norbugang Park). Там тихо и умиротворённо, я бы сказала, что там разлита благодать - как, собственно, и во всём Сиккиме. Не уверена, что правильно понимаю что такое "благодать", то вот как-то так мне хочется охарактеризовать свои ощущения. потому что что такое "энергии" я понимаю еще меньше))
Монастырь Дубди
Как вы уже поняли, мне очень понравился парк Норбуганг. Хотя что мне в Сиккиме не понравилось? Ни про одну, прости господи, "достопримечательность" Сиккима я не могу сказать, что можно туда и не пойти, ничего, мол, не потеряете. То есть конечно же можно не пойти, и наверное вы ничего не потеряете, но я так сказать не могу, потому что мне каждая новая встреча в Сиккиме казалась подарком. Сначала мне ужасно понравился Дарджилинг, особенно в районе моей Happy Valley, потом я не хотела уезжать из Пеллинга, затем влюбилась в Кечапери, следом за Кечапери полумертвая завалилась в госпиталь Юксома, где меня привели в порядок и вернули интерес к жизни. Да так хорошо вернули, что я с энтузиазмом отправилась по своему маршрутному листу с пометкой: "Юксом: что посмотреть" и в стопервый раз благодарила себя за спонтанное решение "а не поехать ли мне в Сикким"?
Я начала рассказ с место коронации потому, что это своеобразная точка отсчета истории Сиккима. Но на самом деле парком Норбутанг и местом коронации я завершила своё пребывание в Юксоме, а первым делом отправилась в монастырь Дубди: все же главная тема этого визита — "монастырская петля".
До монастыря Дубди можно дойти пешком минут за 50, а можно подъехать на машине. Но все равно её придется оставить ниже монастыря и на холм высотой 2100 м подняться по довольно комфортной пешеходной тропе.
Монастырь Дубди был построен в 1701 году по приказу самого первого короля Сиккима, а инициатором строительства был верховный лама Лхацуна Намкха Джигме — старший из тех трех лам, которые короновали Чогьяр Намгьяла.
И вот в честь ламы - аскета Лхацуна монастырь Дубди называли «Убежище отшельника».
Монастырь открыт не всегда, как и многие монастыри в Сиккиме (если при них нет постоянно живущих монахов): раз лама отсутствует (уехал, ушел, и т.д), то и храм будет закрыт. Но мне сказочно повезло: буквально к моему приходу храм открыли, и я увидела таки зеленое изображение знаменитого ламы Лхацуна, успела погулять по храму и посидеть в одиночестве в его благословенном пространстве.
Ну что вам рассказать про мой Юксом еще? Про такой уютный, отнюдь не выглядящий туристической меккой Юксом, но тем не менее имеющий все необходимое для пребывания в нем иностранцев? Разве что банкоматов и обмена валют нет, зато есть госпиталь)
Монастырь Каток Водсаллин и озеро Каток
Отправилась в монастырь поглазеть на статую Гуру Ринпоче в окружении статуй йогинов, гуру и лам, но их сейчас там нет. Я обрадовалась: эти фигуры должны были предстать передо мной за стеклянными перегородками. Такая идея изначально казалась мне неуместной и разрушающей естественную среду Сиккима, где я постоянно встречала взирающих на меня великих личностей безо всяких оград. И вот стоило мне в уме осудить эту идею, как она рассыпалась, вот бы так всегда!
А водой из озера Каток тремя ламами был окроплен первый король Сиккима
Развалины королевского дворца Таши Тенка (Tashi Tenka)
И короновали Пунцога Намгьяла первым королем Сиккима, и построил он на холме первую столицу королевства, и назвал ее Таши Тенка...
И устремилась Елена Васта на этот холм, и увидела она настоящий зеро поинт. Вот уж зеро - всем зирам зеро!
Но обо всём по порядку.
Несмотря на еще далеко неполное выздоровление, я по своему обыкновению лечить любой недуг движением полезла на очередной (после монастыря Дубди) холм. В Пеллинге мне очень понравилась прогулка к руинам второй столицы королевства (Rabdentse). И хотя никаких контуров бывшего дворца там не прослеживалось - время безжалостно развалило вторую столицу, но тем не менее Рабденце воспринимается именно в комплексе: высокий холм, чудесный вид и живописные развалины.
По дороге к руинам Таши Тенка я встретила христианскую церковь, гурунг гомпу и небольшой крестьянский домик, заприметила водопад Канченджангу (Kanchenjunga Falls) вдалеке и свой отель Ред Палас на среднем плане.
И вот я на вершине. Вижу маленькую, вросшую в землю кладку - очевидно место захоронения, и больше ничего! Ну вообще ничего, ни камушка - ZERO! Подозреваю, что остатки зданий разобрали для собственных нужд жители холма, только чортен не тронули.
Про мой отель Red Palace
C жильем в Юксоме полный порядок — есть отели разного уровня и несколько бюджетных хоумстеев, я то и дело натыкалась на них и понимала, что без крыши над головой тут не останешься. Сама же поселилась в отеле, стоящим несколько в стороне от столбовой юксомской дороги — на вершине небольшого холма. По дороге я так верещала, что мой отпуск скоро заканчивается и я хочу жить с видом на горы, а не на сельскую улицу, что Руби после госпиталя отвезла меня на эту горку).
Отель и номер были хороши, нет слов, и еда выше всяких похвал. Позднее уже в Москве прочитала про мой дорогой Ред Палас негативные отзывы и была изумлена — на мой искушенный взгляд у отеля нет ни одного изъяна.
В Ред Паласе я была или единственной постоялицей, или другие жильцы были людьми скрытными и тишайшими. Два вечера и два утра я наслаждалась своим одиночеством, завтракая и ужиная на огромной веранде третьего этажа глядя на сидящего на дальнем холме Ченрези (Авалокитешвару) и на старый монастырь Кечапери на холме ближнем.
Вид на окрестности меня так вдохновлял, что я включала на айфоне буддистские мантры и накручивала на своей веранде коры. Можно было расстраиваться тем, что три чертовых ковида не прошли для моих легких даром, а можно было радоваться тому, что я восстанавливаюсь, что нахожусь в Чистых Землях Сиккима и мое сердце бьется в такт мантре Зеленой Тары: «Ом таре туттаре туре соха»
Я выбирала второй вариант
Утром я увидела краешек южного Кабру и отбыла в Ташидинг.