Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Тайланд. Макрук - тайские шахматы

  • 1
    09 фев. 2013
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Макрук - тайская (таиландская) настольная игра, родственная шахматам. Очень похоже, что макрук происходит непосредственно от древней индийской игры чатуранга. В Таиланде и Камбодже игра макрук более популярна, чем классические шахматы. Прямо на улицах Таиланда часто можно увидеть такое:

    Как играть в макрук - правила

    Доска в тайских шахматах имеет те же размеры, что и в классических – квадрат 8 на 8 клеток. Однако, чаще всего я встречал не размеченную по темным и светлым полям доску, а только разлинованную на квадраты одного цвета. Начальная расстановка фигур в макруке отличается от классических шахмат только двумя моментами: ряд пешек находится на третьей линии от игрока, а не на второй (отсюда следствие – в правилах нет хода пешкой на 2 поля вперед и нет взятия на проходе) белый король находится слева от ферзя, т.е. нет полной симметрии белых и черных фигур, как в классической игре шахматы

    Классические обозначения шахматных фигур использованы для понимания расстановки. Но вид фигур в макруке совсем другой (см. фотографию в конце статьи). Король, слон, ферзь и ладья имеют примерно одну форму, но разные размеры и пропорции (самая большая фигура - король, самая малая - ферзь). Все фигуры, кроме пешки, имеют вертикальный объем. Пешка же похожа на обычную круглую шашку, одна сторона которой плоская, а другая – чуть выпуклая. Вначале пешка стоит выпуклой стороной вверх, а после превращения переворачивается, как это делается в сёги и шашках. Начинают игру белые, что необычно для восточных настольных игр, где право первого хода чаще всего у черных. Цель игры – поставить мат королю.

    Ходы фигур в макруке

    Король (khun - повелитель) ходит на любое соседнее поле, как и в обычных шахматах. В большинстве вариантов правил игры макрук, король первым ходом может сделать прыжок, как конь. Это такой своеобразный аналог рокировки. Ферзь (met - семя, зерно) – одна из самых слабых фигур в тайских шахматах. Он ходит и рубит только на соседнее поле по диагонали. Слон (khon - дворянин) имеет на один ход больше по сравнению с ферзем и может передвигаться на одну клетку по диагонали в любую сторону и по вертикали только прямо. Аналогичной фигурой является серебряный генерал в игре сёги. Конь (maa - лошадь) и ладья (rua - лодка) ходят по тем же правилам, что и в классических шахматах. Конь – прыжками через клетку со сдвигом на соседнюю (буквой Г). Ладья - на любое число свободных полей по вертикали или горизонтали. Пешка (bia - ракушка) ходит всегда вперед на одно поле, а бьет на соседнее поле вперед по диагонали вправо и влево. Превращение пешки происходит только в ферзя (bia-gai) и только на горизонтали, на которой стояли пешки противника в начале игры (3 и 6 горизонтали). После превращения пешка переворачивается. Другие правила игры

    Пат в макруке считается за ничью (хотя обычно в восточных вариантах шахмат пат считается за победу того, кто ходил последним). В тайских шахматах есть странные правила "битвы без пешек" и "голого короля" с подсчетом ходов. Как правило, сами тайцы играют редко используют данные правила из-за их сложности. Игра без пешек

    Если у обеих сторон не осталось непревращенных пешек, то включается счетчик в 64 хода, в течение которых игра должна быть законченаходов, иначе объявляется ничья. Считает ходы защищающаяся (слабая) сторона по своему усмотрению. Если вдруг защищающийся игрок посчитает, что у противника уже нет преимущества, то он может прекратить отсчет 64 ходов и попробовать играть на победу. Это странное правило связано с тем, что если защищающийся игрок, ведующий отсчет 64 ходов, вдруг поставит мат, то в игре будет засчитана лишь ничья. Голый король

    Когда у одной из сторон остается только голый король, его противник должен поставить мат в отведенное число ходов, равное количеству очков за комбинацию имеющихся фигур минус общее число фигур на доске (включая обоих королей). Комбинации фигур дают следующие очки: 2 ладьи и любые другие фигуры - 8 очков; только 1 ладья и другие фигуры - 16 очков; ладей нет, но есть 2 слона и другие фигуры - 22 очка; ладей нет, но есть 1 слон и другие фигуры - 44 очка; ладей и слонов нет, но есть 2 коня и другие фигуры - 32 очка; ладей, слонов и коней нет - 64 очка. Если голый король срубит одну из фигур, то начинается новый отсчет исходя из наличия других фигур. Этот момент правил трактуется не всегда одинаково в разных источниках. Игра до первого шаха

    Не очень распространенный вариант правил макрука – игра до первого шаха. Кто поставил шах, тот победил. В конце статьи предлагаю следующую фотографию - тайский игрок показывал мне, как он виртуозно владеет конем:

    Автор: Максим Наумов, GAMBITER.RU