Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Макрук - тайская (таиландская) настольная игра, родственная шахматам. Очень похоже, что макрук происходит непосредственно от древней индийской игры чатуранга. В Таиланде и Камбодже игра макрук более популярна, чем классические шахматы. Прямо на улицах Таиланда часто можно увидеть такое:
Как играть в макрук - правила
Доска в тайских шахматах имеет те же размеры, что и в классических – квадрат 8 на 8 клеток. Однако, чаще всего я встречал не размеченную по темным и светлым полям доску, а только разлинованную на квадраты одного цвета. Начальная расстановка фигур в макруке отличается от классических шахмат только двумя моментами: ряд пешек находится на третьей линии от игрока, а не на второй (отсюда следствие – в правилах нет хода пешкой на 2 поля вперед и нет взятия на проходе) белый король находится слева от ферзя, т.е. нет полной симметрии белых и черных фигур, как в классической игре шахматы
Классические обозначения шахматных фигур использованы для понимания расстановки. Но вид фигур в макруке совсем другой (см. фотографию в конце статьи). Король, слон, ферзь и ладья имеют примерно одну форму, но разные размеры и пропорции (самая большая фигура - король, самая малая - ферзь). Все фигуры, кроме пешки, имеют вертикальный объем. Пешка же похожа на обычную круглую шашку, одна сторона которой плоская, а другая – чуть выпуклая. Вначале пешка стоит выпуклой стороной вверх, а после превращения переворачивается, как это делается в сёги и шашках. Начинают игру белые, что необычно для восточных настольных игр, где право первого хода чаще всего у черных. Цель игры – поставить мат королю.
Ходы фигур в макруке
Король (khun - повелитель) ходит на любое соседнее поле, как и в обычных шахматах. В большинстве вариантов правил игры макрук, король первым ходом может сделать прыжок, как конь. Это такой своеобразный аналог рокировки. Ферзь (met - семя, зерно) – одна из самых слабых фигур в тайских шахматах. Он ходит и рубит только на соседнее поле по диагонали. Слон (khon - дворянин) имеет на один ход больше по сравнению с ферзем и может передвигаться на одну клетку по диагонали в любую сторону и по вертикали только прямо. Аналогичной фигурой является серебряный генерал в игре сёги. Конь (maa - лошадь) и ладья (rua - лодка) ходят по тем же правилам, что и в классических шахматах. Конь – прыжками через клетку со сдвигом на соседнюю (буквой Г). Ладья - на любое число свободных полей по вертикали или горизонтали. Пешка (bia - ракушка) ходит всегда вперед на одно поле, а бьет на соседнее поле вперед по диагонали вправо и влево. Превращение пешки происходит только в ферзя (bia-gai) и только на горизонтали, на которой стояли пешки противника в начале игры (3 и 6 горизонтали). После превращения пешка переворачивается. Другие правила игры
Пат в макруке считается за ничью (хотя обычно в восточных вариантах шахмат пат считается за победу того, кто ходил последним). В тайских шахматах есть странные правила "битвы без пешек" и "голого короля" с подсчетом ходов. Как правило, сами тайцы играют редко используют данные правила из-за их сложности. Игра без пешек
Если у обеих сторон не осталось непревращенных пешек, то включается счетчик в 64 хода, в течение которых игра должна быть законченаходов, иначе объявляется ничья. Считает ходы защищающаяся (слабая) сторона по своему усмотрению. Если вдруг защищающийся игрок посчитает, что у противника уже нет преимущества, то он может прекратить отсчет 64 ходов и попробовать играть на победу. Это странное правило связано с тем, что если защищающийся игрок, ведующий отсчет 64 ходов, вдруг поставит мат, то в игре будет засчитана лишь ничья. Голый король
Когда у одной из сторон остается только голый король, его противник должен поставить мат в отведенное число ходов, равное количеству очков за комбинацию имеющихся фигур минус общее число фигур на доске (включая обоих королей). Комбинации фигур дают следующие очки: 2 ладьи и любые другие фигуры - 8 очков; только 1 ладья и другие фигуры - 16 очков; ладей нет, но есть 2 слона и другие фигуры - 22 очка; ладей нет, но есть 1 слон и другие фигуры - 44 очка; ладей и слонов нет, но есть 2 коня и другие фигуры - 32 очка; ладей, слонов и коней нет - 64 очка. Если голый король срубит одну из фигур, то начинается новый отсчет исходя из наличия других фигур. Этот момент правил трактуется не всегда одинаково в разных источниках. Игра до первого шаха
Не очень распространенный вариант правил макрука – игра до первого шаха. Кто поставил шах, тот победил. В конце статьи предлагаю следующую фотографию - тайский игрок показывал мне, как он виртуозно владеет конем: