Перед Новым годом многие отправляются в путешествия. Иногда путешествие может омрачить зарежка рейса, особенно если вы летите со стыковкой.
Проработав не один год в авиации, решил написать небольшой ликбез "Как? что? и почему?". Возможно, кому-то пригодится.
Начнём с простого: покупайте билеты одной авиакомпании, ну или если 2 перевозчика, то в рамках одного билета. В этом случае проблемы задержки будут не вашими проблемами. Совсем другое дело, - если вы купили отдельно билет, допустим, на Emirates из МСК/СПб до Дубая, а дальше - отдельный билет на AirIndia до Бомбея (который Мумбай). =) В этом случае ваше опоздание на второй рейс вам никто компенсировать не будет.
Теперь про стыковки: если вы зоходите на сайт Lufthansa и видите билет Москва-Мюнхен-Барселона со стыковкой 45 минут, то не надо спрашивать здесь или на других форумах "А это реально успеть?" Если система предлагает Вам такую стыковку, значит реально. Конечно, у вас не будет времени на DutyFree и массажное кресло в Мюнхене, но на рейс Вы должны успеть. Итак, покупаем билет. Имеем стыковку 45 минут.
Теперь усложним ситуацию и предположим, что приехав в аэропорт в Москве вы узнаете, что ваш рейс до Мюнхена задерживается на 30 минут. Всё пропало? Вовсе нет. Не надо кричать на несчастную девушку за стойкой, что авиакомпания испортила Вам долгожданный отпуск в частности и всю жизнь в целом. Не надо требовать в ту же минуту перебронировать вас на другой рейс или позвонить в Мюнхен и попросить вас подождать, не надо вообще ничего делать в этот момент. Почему?
Как вы можете быть уверены, что рейс задержится ровно на 30 минут? А может в Москве начнётся снегопад и задержка составит 2 часа? А может ветер будет дуть попутный и самолёт нагонит эти пол часа и прилетит в Мюнхен вовремя?
Я понимаю, что для редко-летающих пассажиров это может быть сложно, но в этот момент лучше просто расслабиться (но не напиваться) и подумать, чем занять лишние 30 минут в аэропорту. Ну и если Ваш рейс вылетает позже из Москвы, значит он в нее позже прилетает (позднее прибытие самолёта - наиболее частая причина позднего вылета), а это, в свою очередь, означает что борт позже вылетел из того же Мюнхена. Возможно, там снегопад/туман/прочее и все борты вылетают позже. Такое тоже возможно. Ещё стыковочный аэропорт прекрасно знает, с какого рейса, на какой рейс и сколько пассажиров летят, ещё они даже знают, что у вас есть багаж и что его надо обязательно перегрузить. Да, многие пассажиры думают, что если объявленная задержка 30 минут, значит на самом деле будет 50 и приходят на посадку позже, тем самым задерживая самих себя и других пассажиров. Не делайте так. =) Всегда приходите на посадку не поздее (!), чем за 20 минут до обозначенного времени вылета.
Итак, мы сели в наш пепелац из Москвы и летим в Мюнхен. В конце полёта, перед посадкой, обычно по громкой связи объявляют, какие стыковочные рейсы от каких выходов отправляются, а так же другую важную информацию. К примеру, вы можете узнать что ваш следующий рейс тоже задерживается. В любом случае, первое, что стоит сделать после прибытия - проверить на табло номер выхода. Он может быть изменён и отличаться от того, что написано на посадочном. Обратите внимания на статус рейса. Даже если на табло написано Boarding Closed, это не означает, что уже нет смысла идти к выходу.
Единственный статус, который говорит о том, что самолёт реально улетел - Departed, но рейсы с таким статусом обычно не задерживаются на табло, поэтому рейса, если он уже улетел, может просто не быть на табло.
Итак, прилетели, - нашли свой рейс на табло, посмотрели статус и номер выхода и бежите к нему. Да, по пути вам еще придётся миновать паспортный контроль с тысячей китайцев, которых можно вежливо попросить пропустить вас вперёд, сославшись на то, что опаздываете и контроль безопасности (досмотр). Добегаем до гейта, - и... или садимся в самолёт или наблюдаем закрытый выход на посадку. Если выход закрыт, но там ещё есть персонал, - они вам расскажут, куда идти, если нет, - то надо идти к Service Counter (к примеру Франкфурт, Мюнхен) или Transfer Counter (к примеру Дубай). Как правило стойки, которые в данный момент могут вам помочь называются именно так.
Вернёмся в Мюнхен. Наш рейс до Барселоны улетел без нас и мы ищем Service Counter. Там у Вас поинтересуются, что произошло и дадут номерок. Приготовьтесь, что ожидание у Service Counter может затянуться. На Service Counter-е Вас перерегистрируют на следующий рейс и в случае необходимости/возможности предоставят ваучеры на питание/гостиницу.
Теперь самое интересное, - можно облегчить жизнь себе и другим: достаточно просто подойти до автомата (киоска) саморегистрации (Quick Check-in Machine), - как правило эти киоски умеют в случае сбойных ситуаций перерегистрировать пассажиров, - вы просто сканируете свой оригинальный посадочный на рейс до Барселоны и система предложит вам следующий рейс, позволит выбрать места и распечатать посадочный. В случае с направлениями, где мгого рейсов это будет отличной альтернативой, избавляющей от утомительного ожидания у Service Counter. Но даже если Вам нужен ваучер в гостиницу, то агент за стойкой обслужит вас гораздо быстрее, если у вас уже будут новые посадочные на руках. Если следующий рейс на следующий день и вас селят в гостиницу, то при желании, вы можете забрать свой багаж, но хочу предупредить, что ожидание багажа может растянуться на несколько часов. Еще если вы сдали в багаж 5 чемоданов, то вам не смогут выдать "только небольшой красненький с синей ручкой" По биркам нельзя определить где какой багаж, поэтому выдадут либо всё, либо ничего, ну, либо багаж с тем номером бирки, который вы укажете.
Дальше будет (возможно) обратное прохождение паспортного контроля, поиск шатла в гостиницу и сама ночёвка в гостинице. В гостинице лучше при заселении уточнить, как часто ходит шатл в аэропорт и при необходимости записаться на нужный. На следующее утро свежими и отдохнувшими за счёт любимой авиакомпании вы улетите дальше. =)
Небольшой лайф-хак: всегда имейте с собой в ручной клади запасную футболку/нижнее бельё/дезодорант/зарядки для телефонов.