Индийское современное искусство– в фокусе внимания профессионалов и любителей мирой арт-сцены: в штате Керала в Кочи в разгаре – вторая Международная художественная биеналле Индии.
К мероприятию отобраны работы 100 художников из 30 стран мира. Экспозиции, арт-семинары проходят в 8 точках старинного Кочи. Речь идет
об одном из самых исторически значимых городов штата Керала, месте, гдевеками смешивались европейская и индийская культуры.
Художественный директор биеннале Джитиш Каллат рассказывает: “Наши гости, художники, предлагают свое понимание, художественное воплощение концепций времени и истории. Когда мы хотим что-то лучше рассмотреть, понять, мы обычно меняем дистанцию, угол зрения…Вот то же самое – сопоставление точек зрения – предлагает нам и формат биеннале. Мы отматываем время назад, мы пытаемся прыгнуть вперед, и так определяем свои собственные сегодняшние координаты. Биеннале (-в очень концентрированной форме) именно об этом”.
Американский поэт Арам Сароян представляет в Индии инсталляцию – четырехногую букву “М”, самое короткое в мире стихотворение. Прочтя его ивникнув в смысл, переходите к занимательному арт-эксперименту с мыльными пузырями или инсталляции “Оранжевый свет” символизирующий
скорость вращения Земли.
Сквозной темой Второй биеннале в Кочи стал мир в его многообразие: путешествия, планета, с торговля, скорость….
Для непосвященных на биеннале немного знакомых имен. Аниш Капур, живущий в Лондон и выставляющийся в галерее “Тейт”, один из посланцев
родной страны на западной арт-сцене.
Его коллега Харша творит прямо на глазах у посетителей. Его инсталляция символизирует порыв к свободе: в комнате художник выкрасил все стены черным цветом и белыми полосками – это тюрьма, возведенная им для себя самого.
Норвежская художница Сиссель Толаас привносит в изобразительное искусство запах….Она постоянно работает в Берлине, а в Индию, страну
пряностей, отправилась за новыми обонятельными ощущениями и вдохновением.
Еще одна инсталляция – работа вьетнамского художника Дин Ку Ле, который говорит через нее о драме людей, становящихся беженцами, скитальцами. Работа опирается на реальный опыт бегства с родины художника на фоне войны Вьетнама и Камбоджи.
Основатель биеннале Рияс Кому комментирует: “Эта грандиозная выставка – единственное некоммерческое арт-событие, проходящие в сегодняшней Индии.
В некотором смысле биеннале – экспериментальная площадка. Художники пробуют себя в новом контексте, задумываются о более масштабных
проектах… и не слишком думают о деньгах. Так что биеннале – это предвестники перемен, их катализаторы”.
Праздник искусства в штате Керала растянется на сто с лишним дней. Как и на первом фестивале в Кочи два года назад, организаторы отошли от
принципа музейного размещения экспонатов, внедрив инсталляции в жизньоживленных туристических и торговых районов города. В воздухе витает аромат специй, придающий дополнительное четвертое измерение трехмерным экспонатам.