Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Ахмедабад — Малый Ранн (заповедник диких ослов) — Большой Белый Ранн : Дхолавира — Лагерь фестиваля Ранн Устав (Белый Ранн) — Бхудж — Лакпад — храм Котешвар Махадев) — Мандви — Дварка — Сомнатх — Сасан Гир — Сомнатх + Варавал — Саураштра (Патан— Мадхера и храм Солнца — Бечараджи — Ахмедабад
Нараян Саровар/Narayan Sarovar
Хочу рассказать еще про одно знаковое место для Кача, и, как оказалось, для всей Индии — Нараян Саровар, и про конфуз, который произошёл с его посещением.
Поселение Нараян Саровар расположено на весьма своеобразном кусочке суши, даже не знаю как его правильно называть: вроде и не остров, а если не остров, то что тогда? Немного похоже на Кадир Бет, на котором находится Дхолавира (руины южного города Хараппы). Кадир Бет расположен посреди Качского Ранна. Нараян же Саровар с юга, севера и востока с сушей соединяют тонюсенькие перешейки, а с запада — Индийский океан.
При въезде в город Наяран Саровар вас приветствуют красивые арки:
Единственная дорога в Нараян Саровар идет посреди Белого Ранна, и, как говорят путеводители, вы можете увидеть соляную пустыню по обеим сторонам дороги. В наш приезд по обе стороны дороги солончак был скрыт водой, и на водной глади Большого Ранна устроились уже ставшие нам привычными фламинго…… и чёрные цапли, которые по всей Индии встречаются на каждом шагу, а вот в Каче мы их увидели впервые.
фото Ирины Волги
Нараян Саровар — это одно из пяти священных озер (Панч-Саровар) для индийцев («саровар» на хинди означает «озеро»).
Панч Саровар:
В западной части Нараян Саровара и в 4 км от него находится храм Котешвар Махадев.
Мыс, на котором находится храм Котешвар Махадев, считается самой западной точкой Индии
Ошибочка вышла
Готовясь к поездке, я составила список мест, которые я хочу посетить. Среди прочих других был выделен Нараян Саровар и сделана пометка что там посмотреть (озеро и храмы на его берегах). Прежде всего меня привлекло то, что это самая западная точка Индии (заселенная). Информация о том храм Копешвар Махадев - это отдельно стоящий храм в 4 км от Нароян Саровара не зафиксировалась в моей памяти.
И вот мы вьехали через арку с написанным на ней уведомлением что мы движемся в нужном направлении. Далее едем через Белый Ранн, — он покрыт водой, а вдалеке на остром мысу виден храмовой комплекс, на который наш водитель указывает как на конечную точку нашего маршрута. Увидев водоем, скопление небольших храмов и один главный храм, я успокоилась, решив что мы находимся там, где надо. Я почему-то решила, что вот эта часть Белого Ранна, по которой мы сейчас едем, и есть то самое сакральное озеро, а сам храмовый комплекс Нараян Саровар воон там, вдалеке. Ну а раз храм Котешвар Махадев указан на арке, значит он входит в общий храмовый комплекс.
Оказалось, что ни к священному озеру, ни к храмам на его гхатах мы даже не подъехали, и что Нараян саровар - это пресноводное озеро, со всех сторон окруженное сушей. Согласно индуистской мифологии, озеро Нараян Саровар образовалось, этот регион посетила страшная засуха. Мудрецы обратились с Господу Вишну с просьбой спасти население, и когда нога Вишну коснулась земли, то оттуда хлынула вода — так образовалось озеро, которое назвали Нараян Саровар. Озеро окружает большое количество храмов, таких как Шри Трикамрайджи, Лакшминараян, Говардханнатхджи, Дварканатх, Адинараян, Ранчодраиджи и Лакшмиджи, построенных королевой Махараджа Дешалджи.
Если смотреть с другой стороны озера, кажется, что храмы находятся внутри небольшого форта со сторожевыми башнями.
Внутри этой крепостной стены построены два основных храма, построенных королевой Кача в 1734 году. Это храм Лакшминараян и храм Тривикрамрайджи. Храм Тривикрамрайджи обращен на запад и напоминает по стилю и форме храм Котешвар. Перед главным храмом есть еще пять храмов. Это Дварканатх, Лакшмиджи, Говардханнатх, Адинараян и храм Гопалджи. Все храмы сделаны из камня, а ворота окрашены в синий цвет, что выглядит контрастно и красочно.Озеро окружено домами и храмами. Восточная сторона озера открыта, а остальные три стороны окружены стенами и каменными ступенями для купания. Для посетителей основной доступ к озеру осуществляется через храмы. Из храмового комплекса есть небольшие ворота в огромной стене, откуда можно выйти к озеру.
А где же мы были ? А были мы в храме Котешвар Махадев, который находится в 4 км от Нараян Саровара и который является самой западной точкой Индии. То есть мы были именно там, куда я хотела попасть, но...))
Лена, обязательно расскажи это Сакуру. Он очень интересовался, где и что нравится туристам. Что больше понравилось, я что и пропустить можно. Ему для работы это важно. Ну и привет от меня передай)))
IrinaVolga сказалa:
Лена, обязательно расскажи это Сакуру. Он очень интересовался, где и что нравится туристам. Что больше понравилось, я что и пропустить можно. Ему для работы это важно. Ну и привет от меня передай)))
Так напиши ему сама об этом и сама от себя привет передай)
Котешвар Махадев
Если храмы комплекса Нараян Саровар находятся на берегу озера, то Котешвар Махадев расположен недалеко от устья ручья Кори на океаническом берегу. В прошлом храм был почти полностью отрезан от материка приливными ручьями, но теперь соединен дорогой.
Самые ранние упоминания об этом месте можно найти в трудах китайского путешественника Хиуен-Цяна . Хиуен-Цян упоминал его как «Кие-ци-ши-фа-ло, расположенный на западной границе страны недалеко от реки Инд и великого океана» Кача. Согласно Хиеу-эн-Цангу, порт Котешвар находился в пяти милях от границы недалеко от устья реки Инд. В самом Котешваре было 80 монастырей, в которых насчитывалось около 5000 монахов, главным образом из школы саммитьев (Sammityas). Позднее тут осталось не более тринадцати храмов, из которых Махеш Мандир был полон древних прекрасных памятников, и в этих храмах жили вымазанные пеплом агхори (вики)
А что же там сейчас?
Нынешний храм был построен в 1820 году С помощью ступенчатой платформы Котешвар Махадев вознесен над морем и над одноименной деревней. Храмовый двор окружен зубчатой стеной, фактически это был храм-крепость, и по воспоминаниям там было даже три стрелковых орудия.
Перед храмом в море врезается острый узкий пирс, на дальней оконечности которого причаливают и разгружаются рыбацкие лодки.
Ближе к набережной сгруппировались несколько небольших святилищ.
Фотографии мои и Ирины Волги вперемешку
Чтобы попасть в главный храм надо подняться фактически на третий уровень. Есть даже лифт! Храм опоясывают открытые галереи, с которых открывается прекрасный вид на океан и врезающийся в него пирс. это прекрасное сесто для наблюдения за закатом. Кстати, в ночной темноте на северо-западе видны огни Карачи.
У крыльца три купола, под центральным куполом установлен большой и красивый латунный бык, предоставленный храму Рао Дешалджи I из Кача; в правом куполе находится большая статуя Ханумана а в левом куполе - Ганапати . Внутри крыльца расположена зала (мандапа), длиной 19 футов 9 дюймов и шириной 24 фута 8 дюймов, с большим центральным и двумя боковыми куполами (вики)
История Котешвара схожа с историей Махабалишвара, расположенного в Гокарне. Она тоже начинается с Раваны, который опрометчиво поставил на землю полученный от Махадева шивалингам.
Легенда Котешвара
Равана получил награду от Господа Шивы за свою благочестивость и преданность: Шива-лингам великой духовной силы. В своей высокомерной спешке Равана случайно уронил священный дар, и он упал на землю. Чтобы наказать Равану за его небрежность, Шива создал тысячу одинаковых копий священного лингама (в некоторых версиях истории говорится о десяти тысячах, в некоторых — о миллионе; достаточно сказать, что это было довольно много). Не в силах отличить оригинал Равана схватил один лингам и удалился, как выяснилось с не имеющей магической силы копией. А на том месте, где остался оригинал, был построен храм Котешвар Махадев.
а кто скажет, что означает черепаха перед Нанди на фото выше?
Вот тоже думаю. Так-то черепаха-второй аватар Вишну. Сегодня как раз смотрела серию про пахтание океана. А вот при чем тут Нанди...
IrinaVolga сказалa:
А вот при чем тут Нанди.
При чем Нанди в шиваитском храме? А ты видела храмы Шивы без Нанди?
Преданность, отстранённость, сосредоточенность
Довольно часто в шиваитстских храмах напротив шивалингама можно увидеть Нанди в сочетании со стоящей перед ним черепахой.
Нанди обозначает безусловную преданность (бхакти), а что символизирует черепаха?
Черепаха может втягивать свои конечности и голову в свой панцирь, «уходить в себя», пресекая все контакты с окружающим миром. Йог во время медитации тоже находится «в коконе», отделяющим его от окружающего мира.
Таким образом первый символ черепахи - это отстранённость, отрешенность (вайрагья).
В тот момент, когда черепаха готова отложить яйца, она выходит на берег не замечая никаких препятствий, она не видит ничего вокруг, как сомнамбула выкапывает в песке ямку и откладывает туда яйца. Черепаха сосредоточена только на этом действии, и нет для неё преград на пути к цели.
В этом состоит второй символ черепахи - это сосредоточенное внимание.
Таким образом сочетание Нанди и черепахи (на санскрите «каччап») указывает на те качества, которые приведут к Шиве и позволят получить его даршан:
Есть в храме Котешвар и одиночное изображение черепахи, полагаю это как раз Вишну в образе второго аватара (черепаха, или Курма). На мой вопрос индиец ответил: «холи каччап (священная черепаха»).
А может это сам Махадев в курмасане (йогической позе черепахи)?
Нет, скорее всего это Вишну в образе второго аватара.
Elena Vasta сказалa:
При чем Нанди в шиваитском храме? А ты видела храмы Шивы без Нанди?
)))))Неправильно выразилась)))) в смысле какая связь
IrinaVolga ты удовлетворена объяснением связи черепахи, Нанди и Шивы?
Пока для меня это разные черепахи. Надо подумать.
IrinaVolga сказалa:
Пока для меня это разные черепахи. Надо подумать.
Эти - какие? И как можно подумать насчет того, что можно только знать - или не знать? Тут отсебятины быть не может: чтобы читать религиозные символы надо быть основательно подготовленным, и то ошибки не исключены. Так что необходимо ЗНАТЬ
Насчет черепахи перед Нанди: эту трактовку придумала не я, на эту ему достаточно информации в сети, кроме того мне Шакур дал ссылку на пояснение: Нанди и черепаха олицетворяют качества, необходимые для получения даршана Шивы, поэтому они стоят на входе, чтобы напомнить входящему о том, КАК надо подходить к божеству
Насчет одинокой черепахи: я видела блоги, где индийцы называли Вишну, видела идею и начет курмасаны.
Я к сбору информации подхожу серьезно, проверяю и перепроверяю каждую версию, свою трактовку могу высказать, но тогда обязательно укажу, что это моя версия, а не общепринятая
Как скажешь. Не буду думать)))))))))))
Мата но Мадх
Специально для дотошных туристов дополняю топик информацией о храме покровительницы Кача — Ашпруры Матаджи. Не с мотря на то, что это родовая богиня правителей Кача, она необычайна популярна в Раджастане и Махараштре.
На самом деле именно храм богини Ашпруры считается главным в регионе, а не Котешвар Махадев или Нараян Саровар. Именно Мата но Матх индийские паломники и туристы посещают первым, и уже после него отправляются в Нараян Саровар или Котешвар.
В храме совершал поклонение премьер-министр Индии Нарендра Моди.
Имя «Ашапура» буквально означает «исполняющая надежды» (Аша = надежда; Пура = исполнять).Ашапура Деви или Ашапура Мата — богиня, исполняющая все надежды преданных. Богиня Ашапура обычно считается одной из нескольких форм богини Дурги.
Изображение Ашпуры Маты в святилище представляет собой окрашенный в красный цвет камень, около шести футов в высоту и шесть футов в ширину у основания, сужающийся к точке в форме, напоминающей человеческую форму.
В этом тантрическом храме, основанном в 14 веке, ранее было принято приносить в жертву по семь быков, во всяком случае так во время Наваратри делал Рао из Катча. В 1947 года эта традиция прервалась.
Легенда храма Ашапуры Маты
В 1762 году, когда армия Гулам Шаха из Синда напала на этот храм, то все солдаты были прокляты Деви Ашапурой и ослепли. Гулам Шах молил богиню вернуть зрение его воинам и обещал, что покинет храм не тронув его. Так же Гулам Шах поклялся подарить храму огромный колокол, что и сделал — когда его солдаты прозрели.
В храме живут и прислуживают богине представители двух классов: Бхувы и Капади (Bhuvas and Kapadis,) и они считают себя прямыми потомками Лава и Куша (детей Ситы и Рамы). Бхувы носят длинные бороды, но ведут светский образ жизни (имеют семьи), могут принимать пищу со всеми, кроме низших каст. Капади чисто бреют лицо, не создают семей и принимают пищу только с представителями своей касты.