Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Самые западные индуистские храмы Индии. Нараян Саровар, Котешвар Махадев, Мата но Мадх

  • 1
    16 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Ахмедабад — Малый Ранн (заповедник диких ослов) — Большой Белый Ранн : Дхолавира — Лагерь фестиваля Ранн Устав (Белый Ранн) — Бхудж — Лакпад — храм Котешвар Махадев) — Мандви — Дварка — Сомнатх — Сасан Гир — Сомнатх + Варавал — Саураштра (Патан— Мадхера и храм Солнца — Бечараджи — Ахмедабад 

    Нараян Саровар/Narayan Sarovar 

    Хочу рассказать еще про одно знаковое место для Кача, и, как оказалось, для всей Индии — Нараян Саровар,  и про конфуз, который произошёл с его посещением. 

    Поселение Нараян Саровар расположено на весьма своеобразном кусочке суши, даже не знаю как его правильно называть: вроде и не остров, а если не остров, то что тогда? Немного похоже на  Кадир Бет, на котором находится Дхолавира (руины южного города Хараппы). Кадир Бет расположен посреди Качского Ранна. Нараян же  Саровар с юга, севера и востока с сушей соединяют тонюсенькие перешейки,  а с запада  — Индийский океан.

    При въезде в город Наяран Саровар вас приветствуют красивые арки:

    Единственная дорога в Нараян Саровар  идет посреди Белого Ранна, и, как говорят путеводители, вы можете увидеть соляную пустыню по обеим сторонам дороги. В наш приезд по обе стороны дороги солончак  был скрыт водой,  и на водной глади  Большого Ранна устроились уже ставшие нам привычными фламинго…… и чёрные цапли, которые по всей Индии встречаются на каждом шагу, а вот в Каче мы их увидели впервые. 

    фото Ирины Волги

    Нараян Саровар — это одно из пяти священных озер (Панч-Саровар) для индийцев («саровар» на хинди означает «озеро»).

    Панч Саровар:

    1. Бинду Саровар (Сидхпур, Гуджарат)
    2. Мансаровар (Тибет-Китай)
    3. Нараян Саровар
    4. Пампа Саровар (Хампи, Карнатака)
    5. Пушкар Саровар (Раджастхан)

      В западной части Нараян Саровара и в 4 км от него находится храм  Котешвар Махадев.


      Мыс, на котором находится храм Котешвар Махадев, считается самой западной точкой Индии 

  • 2
    17 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Ошибочка вышла

    Готовясь к поездке, я составила список мест, которые я хочу посетить. Среди прочих других был выделен Нараян Саровар и сделана пометка что там посмотреть (озеро и храмы на его берегах). Прежде всего меня привлекло то, что это самая западная точка Индии (заселенная). Информация о том храм Копешвар Махадев - это отдельно стоящий храм в 4 км от Нароян Саровара не зафиксировалась в моей памяти.

    И вот мы вьехали через арку  с написанным на ней уведомлением что мы движемся в нужном направлении. Далее едем через Белый Ранн,  —  он покрыт водой, а вдалеке на остром мысу виден храмовой комплекс, на который наш водитель указывает как на конечную точку нашего маршрута. Увидев водоем, скопление небольших храмов и один  главный храм, я успокоилась, решив что мы находимся там, где надо. Я почему-то решила, что вот эта часть Белого Ранна, по которой мы сейчас едем,  и есть то самое сакральное озеро, а сам храмовый комплекс Нараян Саровар воон там, вдалеке. Ну а раз храм Котешвар Махадев указан на арке, значит он входит в общий храмовый комплекс. 

    Оказалось, что ни к священному озеру, ни к храмам на его гхатах мы даже не подъехали, и что Нараян саровар - это пресноводное озеро, со всех сторон окруженное сушей. Согласно индуистской мифологии, озеро  Нараян Саровар образовалось, этот регион посетила страшная засуха. Мудрецы обратились с Господу Вишну с просьбой спасти население, и когда нога Вишну коснулась земли, то оттуда хлынула вода — так образовалось озеро, которое назвали Нараян Саровар. Озеро окружает большое количество храмов, таких как Шри Трикамрайджи, Лакшминараян, Говардханнатхджи, Дварканатх, Адинараян, Ранчодраиджи и Лакшмиджи, построенных королевой Махараджа Дешалджи.

    источник

    Если смотреть с другой стороны озера, кажется, что храмы находятся внутри небольшого форта со сторожевыми башнями.

    Внутри этой крепостной стены построены два основных храма, построенных королевой Кача в 1734 году. Это храм Лакшминараян и храм Тривикрамрайджи. Храм Тривикрамрайджи обращен на запад и напоминает по стилю и форме храм Котешвар. Перед главным храмом есть еще пять храмов. Это Дварканатх, Лакшмиджи, Говардханнатх, Адинараян и храм Гопалджи. Все храмы сделаны из камня, а ворота окрашены в синий цвет, что выглядит контрастно и красочно.Озеро окружено домами и храмами. Восточная сторона озера открыта, а остальные три стороны окружены стенами и каменными ступенями для купания. Для посетителей основной доступ к озеру осуществляется через храмы. Из храмового комплекса есть небольшие ворота в огромной стене, откуда можно выйти к озеру.

    источник

    А где же мы были ? А были мы в храме Котешвар Махадев, который находится в 4 км от Нараян Саровара и который  является самой западной точкой Индии. То есть мы были именно там, куда я хотела попасть, но...))

  • 3
    17 фев. 2023
    IrinaVolga (модератор)

    Лена, обязательно расскажи это Сакуру. Он очень интересовался, где и что нравится  туристам. Что больше понравилось, я что и пропустить можно. Ему для работы это важно. Ну и привет от меня передай)))

  • 4
    18 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказалa:
    Лена, обязательно расскажи это Сакуру. Он очень интересовался, где и что нравится  туристам. Что больше понравилось, я что и пропустить можно. Ему для работы это важно. Ну и привет от меня передай)))

    Так напиши ему сама об этом и сама от себя привет передай)


  • 5
    18 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Котешвар Махадев

    Если храмы комплекса Нараян Саровар находятся на берегу озера, то Котешвар Махадев расположен недалеко от устья ручья Кори на океаническом берегу. В прошлом храм был почти полностью отрезан от материка приливными ручьями, но теперь соединен дорогой.

    Самые ранние упоминания об этом месте можно найти в трудах китайского путешественника Хиуен-Цяна . Хиуен-Цян упоминал его как «Кие-ци-ши-фа-ло, расположенный на западной границе страны недалеко от реки Инд и великого океана» Кача. Согласно Хиеу-эн-Цангу, порт Котешвар находился в пяти милях от границы недалеко от устья реки Инд. В самом Котешваре было 80 монастырей, в которых насчитывалось около 5000 монахов, главным образом из школы саммитьев (Sammityas). Позднее тут осталось не более тринадцати храмов, из которых Махеш Мандир был полон древних прекрасных памятников, и в этих храмах жили вымазанные пеплом агхори (вики)

    А что же там сейчас?

     Нынешний храм был построен в 1820 году С помощью ступенчатой платформы Котешвар Махадев вознесен над морем и над одноименной деревней.  Храмовый двор окружен зубчатой стеной, фактически это был храм-крепость, и по воспоминаниям там было даже три стрелковых  орудия.

    Перед храмом в море врезается острый узкий пирс, на дальней оконечности которого причаливают и разгружаются рыбацкие лодки.

    Ближе к набережной сгруппировались несколько небольших святилищ.

    Фотографии мои и Ирины Волги  вперемешку 


    Чтобы попасть в главный храм надо подняться фактически на третий уровень. Есть даже лифт!  Храм опоясывают открытые галереи, с которых открывается прекрасный вид на океан и врезающийся в него пирс. это прекрасное сесто для наблюдения за закатом. Кстати, в ночной темноте на северо-западе видны огни Карачи.

    У крыльца три купола, под центральным куполом установлен большой и красивый латунный бык, предоставленный храму  Рао Дешалджи I из  Кача; в правом куполе находится большая статуя Ханумана  а в левом куполе - Ганапати . Внутри крыльца расположена зала (мандапа), длиной 19 футов 9 дюймов и шириной 24 фута 8 дюймов, с большим центральным и двумя боковыми куполами (вики)

    История Котешвара схожа с историей Махабалишвара, расположенного в Гокарне. Она тоже начинается с Раваны, который опрометчиво поставил на землю полученный от Махадева шивалингам.

    Легенда Котешвара

    Равана  получил награду от Господа Шивы за свою  благочестивость и преданность:  Шива-лингам великой духовной силы.  В своей высокомерной спешке Равана случайно уронил священный дар,  и он упал на землю. Чтобы наказать Равану за его небрежность, Шива создал тысячу одинаковых копий  священного лингама (в некоторых версиях истории говорится о десяти тысячах, в некоторых — о миллионе; достаточно сказать, что это было довольно много). Не в силах отличить оригинал Равана схватил один лингам и удалился, как выяснилось с не имеющей магической силы копией. А на том месте, где остался оригинал, был построен храм Котешвар Махадев.

  • 6
    19 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    а кто скажет,  что означает черепаха перед Нанди на фото выше?

  • 7
    19 фев. 2023
    IrinaVolga (модератор)

    Вот тоже думаю. Так-то черепаха-второй аватар Вишну. Сегодня как раз смотрела серию про пахтание океана. А вот при чем тут Нанди...

  • 8
    20 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказалa:
    А вот при чем тут Нанди.

    При чем Нанди в шиваитском храме? А ты видела храмы Шивы без Нанди?

  • 9
    20 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Преданность, отстранённость, сосредоточенность

    Довольно часто в шиваитстских храмах напротив шивалингама можно увидеть Нанди в сочетании со стоящей перед ним черепахой.

    Нанди обозначает безусловную преданность (бхакти), а что символизирует черепаха? 

    Черепаха может втягивать свои конечности и голову в свой панцирь,  «уходить в себя», пресекая все контакты с окружающим миром. Йог во время медитации тоже находится «в коконе», отделяющим его от окружающего мира. 

    Таким образом первый символ черепахи - это отстранённость, отрешенность (вайрагья).

    В тот момент, когда черепаха готова отложить яйца, она выходит на берег не замечая  никаких препятствий, она не видит ничего вокруг, как сомнамбула выкапывает в песке ямку и откладывает туда яйца.  Черепаха сосредоточена только на этом действии,  и нет для неё преград на пути к цели. 

    В этом состоит второй символ черепахи - это сосредоточенное внимание.

    Таким образом сочетание Нанди и черепахи (на санскрите «каччап») указывает на те качества, которые приведут  к Шиве и позволят получить его даршан: 

    • преданность божеству
    • отстраненность от окружающего мира 
    • сосредоточенность на объекте поклонения.

    Есть в храме Котешвар и одиночное изображение черепахи, полагаю это как раз Вишну в образе второго аватара (черепаха, или Курма). На мой вопрос индиец ответил:  «холи каччап (священная черепаха»).

    А может это сам Махадев в курмасане (йогической позе черепахи)?

    Нет, скорее всего это Вишну в образе второго аватара.

  • 10
    20 фев. 2023
    IrinaVolga (модератор)
    Elena Vasta сказалa:
    При чем Нанди в шиваитском храме? А ты видела храмы Шивы без Нанди?

    )))))Неправильно выразилась)))) в смысле какая связь

  • 11
    21 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    IrinaVolga ты удовлетворена объяснением связи черепахи, Нанди и Шивы?

  • 12
    21 фев. 2023
    IrinaVolga (модератор)

    Пока для меня это разные черепахи. Надо подумать.

  • 13
    21 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказалa:
    Пока для меня это разные черепахи. Надо подумать.

    Эти - какие? И как можно подумать насчет того, что можно только знать - или не знать? Тут отсебятины быть не может: чтобы читать религиозные символы надо быть основательно подготовленным, и то ошибки не исключены.  Так что  необходимо   ЗНАТЬ

     Насчет черепахи перед Нанди: эту трактовку придумала не я, на эту ему достаточно информации в сети, кроме того мне Шакур дал ссылку на пояснение: Нанди и черепаха олицетворяют качества, необходимые для получения даршана Шивы, поэтому они стоят на входе, чтобы напомнить входящему о том, КАК надо подходить к божеству

    Насчет  одинокой черепахи: я видела блоги,  где индийцы  называли Вишну, видела идею и начет курмасаны.

    Я к сбору информации подхожу серьезно, проверяю и перепроверяю каждую версию, свою трактовку могу высказать, но тогда обязательно укажу, что это моя версия, а не общепринятая

  • 14
    21 фев. 2023
    IrinaVolga (модератор)

    Как скажешь. Не буду думать)))))))))))

  • 15
    22 фев. 2023
    Elena Vasta (сайт-админ)

    Мата но Мадх 

    Специально для дотошных туристов дополняю топик информацией о храме покровительницы Кача — Ашпруры Матаджи. Не с мотря на то, что это родовая богиня правителей Кача, она необычайна популярна в Раджастане и Махараштре.

    На самом деле именно храм богини Ашпруры  считается главным в регионе, а не Котешвар Махадев или Нараян Саровар.   Именно Мата но Матх индийские паломники и туристы  посещают первым, и уже после него отправляются в Нараян Саровар или Котешвар.

    В храме совершал поклонение премьер-министр  Индии Нарендра Моди. 

    Имя «Ашапура» буквально означает «исполняющая надежды» (Аша = надежда; Пура = исполнять).Ашапура Деви или Ашапура Мата — богиня, исполняющая все надежды преданных. Богиня Ашапура обычно считается одной из нескольких форм богини Дурги. 

    Изображение Ашпуры Маты в святилище представляет собой окрашенный в красный цвет камень, около шести футов в высоту и шесть футов в ширину у основания, сужающийся к точке в форме, напоминающей человеческую форму. 

    В этом тантрическом храме, основанном в 14 веке,  ранее было принято приносить в жертву по семь быков, во всяком случае так во время Наваратри  делал Рао из Катча. В 1947 года эта традиция прервалась.

    Легенда храма Ашапуры Маты

     В 1762 году, когда  армия Гулам Шаха из Синда напала на этот храм, то все солдаты были прокляты Деви Ашапурой и ослепли. Гулам Шах молил богиню вернуть зрение его воинам и обещал, что покинет храм не тронув его.  Так же   Гулам Шах поклялся подарить храму огромный колокол, что и сделал — когда его солдаты прозрели. 

    В храме живут и прислуживают богине представители двух классов: Бхувы и Капади (Bhuvas and Kapadis,) и они считают себя прямыми потомками Лава и Куша (детей Ситы и Рамы). Бхувы носят длинные бороды, но ведут светский образ жизни (имеют семьи), могут принимать пищу со всеми, кроме низших каст. Капади чисто бреют лицо, не создают семей и принимают пищу только с представителями своей касты.