Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Это была самая настоящая храмовая Одиссея: барельефы и ранголи, реки и поля, дюны и леса, ошибки Лонели Планет и наши находки, локалбасы и дхабы - столько всего вместили в себя какие-то два дня! Невероятно, как мы не упали от усталости - смотрю сейчас наши фотографии, читаю свои заметки и диву даюсь: как это девчонки не побили меня камнями за то, что я впихнула невпихуемое, а кротко и безропотно наслаждались великой храмовой архитектурой эпохи Хойсалов.
А первым был Сомнатхпур.
О его существовании я узнала от нашей энциклопедии - от Вичи. Но они ехали туда на машине, мы же совершали этот трип под эгидой эконом-тура. Единственный внятный вариант попадания в Сомнатхпур (Somnathpur) бюджетно, который я обнаружила, перелопатив кучу информации, так это поездка на локалбасе из Майсора с пересадкой в Баннуре (Banur) или Нарсипуре (Narsipur). Автобус до Баннура пришел первым, поэтому мы поехали на нем. Около часа пути - и мы вышли на деревенском басстенде Вanur, посидели там короткое время, и очень быстро пришел следующий автобус в Somnathpur.
Стартовали мы из Майсора рано и голодными, поэтому первое, что мы сделали в Сомнатхпуре, так это ввалились в деревенскую дхабу. В бедненьком шалашике с земляным полом завтракали несколько молодых ребят. Появление европеек, да еще в количестве четырех особей, да еще усевшихся за стол и сделавшими свой заказ - все это здорово разнообразило их завтрак.
А мы заказали идли, пакору и чай - и смели это все быстрее, чем повар, он же официант, он же хозяин вернулся к своей керосинке. Мы заказали еще...потом еще... и еще...
Пришлось мальчику ставить вторую кастрюльку с чаем - тетки попались прожорливые. Самое потешное - это его рожица, когда он пытался сообразить - сколько же с нас содрать денег. Он возводил свои очи к небу, шевелил губами, но так и не мог прикинуть итог. Да и правда - мы сметали все гораздо раньше, чем это можно было посчитать: на один зуб у них пакоры, такие крохотные. Но бог мой: какие вкусные! С укропчиком - ням-ням!
Потом Юлька с аксакалами покурила, с пожилой леди порисовала ранголи, и мы отправились к храму.
Ох, как мне интересен этот отрезочек! Очень уж хочется увидеть все пройденное чужими глазами. Не скупитесь на слова и фо-ооооотки!
Итак, храмы Хойсалов, сказка в камне, синтез архитектуры и скульптуры, торжество декора и украшательства.
Сама Хойсальская династия тоже интересна, как связующее звено между многими школами храмового зодчества - обратите внимание на высокие башни-шикхары, более характерные для северной архитектуры. Но зодчие Хойсалов уравновесили вертикализм северных храмов и горизонтальность дравидийской школы.
Хойсалы - это современники Чулукья, Чола и Чанделла и предшественники зодчих эпохи Виджаянагаров (всеми нами обожаемого Хампи).
Создав звезчатую планировку храма, они придерживались этого плана при строительстве практически всех своих храмов, будь то храмы, посвященные Шиве, Вишну, Шакти, Сурье или джайнских храмов. Храмы размещали в центре больших мощеных дворов. По периметру дворов располагались крытые галереи для совершения ритуальных обходов - прадакшинапатха, такие же галереи опоясывали и сам храм. Поэтому весь богатый декор и сосредотачивался снаружи, чтобы совершая обходы храма и лицезрея прекрасные лики богов, настраивать себя на встречу с ними в главном святилище. Где задерживаться надолго было не принято.
Великолепно изложенный материал по архитектуре храмов Хойсалов вы можете прочитать тут
Keshava temple. Сомнатхпур
А мы с вами пройдем к знаменитому храму Кешава (Keshava), выстроенному в 1268 году и посвященному Вишну, храму, который сохранился лучше всех храмов династии Хойсалов.
Поскольку Кешава был нашим первым храмом в хойсальской храмовой Одиссее, то мы его облазили, общупали и обсмотрели особенно тщательно.
Худождница Юлиана говорила что-то типа: "не может быть", и что то там рассматривала свое, архитектор Дургатна восхищалась мелкими фигурками коней на барельефах. А барельефы Кешавы, да и всех храмов Хойсалов великолепны! Обычно первым "слоем" этого многоэтажного каменного торта являются слоны: как символ стабильности и незыблеммости. И выше неизменные иллюстрации к Махабхарате и Рамаяне, а так же обязательные узоры Макары и прочие зооморфные фигуры.
Мы с Надеждой, как простые смертные, ходили и клацали затворами своих фотоапаратов.
Внутреннее пространство храма впечатляет прежде всего потолочным декором, и это характерно для всех храмов Хойсалов. Я сфотографировала их, как могла, а так же святилище Вишну, для чего мне пришлось пытаться попасть между прутьями решетки. Смотрите: под самым потолком в темном помещении выполняется столь тщательный декор.
Мы закончили осмотр Кешавы, но я сказала девочкам, что тут должен быть еще одни храм - Панчалингам. В Лонели планет было написано, что он где-то рядом. Вот мы и стали трясти местных, которые охотно указали нам дорогу куда-то за деревню, в поля, куда мы доверчиво и устремились.
Иногда совершенно невозможно понять причину беспричинного счастья. Недавно мы вспоминали этот день, вернее, именно этот маршрут, который светло врезался в память, как день с отчетливым "счастливым привкусом". Была просто дорога в сельской Карнатаке, были рисовые поля и пальмы, и женщины стирали в грязном канале свои яркие одежды, и четыре русские девчонки медленно шли в жарком мареве индийского полдня и искали какой-то Панча Лингам...и было им хорошо...
Если позволите, добавлю к вашим парочку:
Отлично! У тебя гораздо зрелищнее. Давай вместе иллюстировать!
Вы вообще молодцы - сразу состряпали такой сложный трип. Я вон только на шестой год добралась до Хойсалов
И было им счастье)))
Здорово то как, картина буквами.
Спасибо. Но я уж выставила свое же. А потолков больше нет. Теперь с большим удовольствием ваши погляжу.
Сельский оракул и храм Нарасимхи
Ага, вот и храм...и не тот!!!!
Это я понимаю сразу, потому что никакой это не 12 век, а самый настоящий новодел - ярко раскрашенное строение в рисовых полях. Но мы все равно устремляемся туда - зря, что ли, шли? И какие-то оттуда раздаются странные выкрики.
Любопытно же?
Подошли к открытому храму. Монументальный старик, которого я про себя окрестила Нероном, сидел в кресле, и, закатив глаза, громко вещал страшным голосом. В священном трепете ему внимали собравшиеся тут крестьяне. Периодически кто-то из них подходил к оракулу и кидался в ноги, а тот, не открывая глаза, лишь касаясь пальцами головы коленопреклоненного, продолжал что-то надрывно выкрикивать. И еще ему подсовывали под руку детей, уж как они при этом не начинали орать от страха - не понимаю.
Мне было неуютно, да и девчонкам тоже. Рядом со мной стоял босоногий брамин, я ему показала камеру, и он кивнул головой! И Я НЕ МОГУ НАЙДИ ВИДЕО! О! О! О!
Так что придется ограничиться фотографиями.
Когда сеанс закончился, Нерон воплотился в обычного приветливого человека, который был к нам ласков и внимателен. И оказался зрячим, а когда он кричал, закатив глаза, я была уверена, что это слепой оракул)))
На траве перед храмиком присутствующие расселись на траве, а брамин раздавал им еду, снабдив предварительно вместо тарелок большими пальмовыми листьями. Нас, как почетных готей храма, усадили на скамейку. Порции были огромные: две смены блюд из риса, и сладкое. Тот рис, который с кердом, был прокисшим. Мы первую-то порцию кое-как умяли, но к нам тут же подошли и нашлепали еще по половнику. Как я не давилась, но все же инстинкт самосохранения взял свое, я аккуратно завернула несьеденное в пальмовую тарелку и угостила этим корову. И девочки так же. Но тали был бесподобен, и сладкое - кокос с чем-то, не помню с чем, тоже удалось.
Да, а храм этот был посвящен Нарасимхе.
А-аа, супер! Фото дня!
А где же храм Панчалингам-то?
Мы вернулись в Сомнатхпур и стали интерьвьюировать население. Вернее, я стала интервьюировать, а девочки рассредоточились по сувенирным лавочкам, где, к слову, продаются очень красивые изделия, в том числе и украшения. Хозяин одной лавочки и рассказал, как найти искомый храм. Хотя я совсем не поняла ни одного названия из его рассказа, а уловила только, что это вовсе не рядом, как врала Лонели Планет, и надо ехать с пересадками. Сами названия населенных пунктов, во избежание недоразумений, я попросила любезного мужчину собственноручно написать на моей карте Карнатаки.
Чего он и сделал. Итак, нам предстояло доехать до Нарсипура (Narsipur), а там сделать пересадку (take the bus to Talakadu).
Я подошла к девочкам и доложила об этом, и добавила, что совсем не факт, что там будет исторически значимый храм, а не пусть и значимое религиозное, но современное сооружение. И что если кто хочет, то может не ехать, потому что может мы зря намнем себе бока в локалбасах. Но никто от компании не отвалился, и мы пошли на басстенд.
Дорога была очень живописной, мы переезжали по мосту Кавери, но надолго застряли в пробке перед Нарсипуром.
В Нарсипуре довольно большой бассенд, по меркам маленького городка - так просто очень большой, и очень оживленный. Пока мы сидели и ждали отправления в неведомую Talakadu, нас и покормили в автобусе, и развлекли музЫкой,и попытались развести на шоппинг: вереницей ходили коробейники со всякой хоботней, как в наших электричках.
А в окно я наблюдала, как осуществляется посадка в локалбасы, как народ лезет в автобус чуть ли не с трубой, но доски и бочки затаскивают прямо в салон, как заводят свои развалюшки, толкая автобус, короче - было весело и интересно
Лен, ты так здорово пишешь, я будто снова там с Вами. Действительно это был день Счастья. Счастье было везде и во всем. И в деревенской харчевне, где нас вкусно накормили, и в аксакалах, курящих с нашей Ю, и в красоте храмов, и во всем что нас окружало. Прекрасный был день, легкий какой- то и очень полновесный.
Talakadu - прОклятая деревня
Talakadu Maralaagali
Malangi Maduvaagali
Mysuru Dhoregalige Makkalagade hogali!
(Я проклинаю Talakad !
Быть ей погребенной в зыбучих песках
А правителям Майсора быть отныне бездетными!)
Эти страшные проклятья Рани Alamelamma, жена одного из правителей Виджаянагаров, адресовала Водеярам - правителям Майсора. Произнесла свое проклятие, и шагнула со скалы в водоворот Кавери, прижимая к груди ларец с драгоценностями
Ибо после смерти ее мужа возжелал Водеяр, чтобы Рани отдала ему свои украшения - ведь она стала вдовой и по статусу не имела права носить их. Особенно он жаждал получить ее брачное носовое украшение с редкими по красоте жемчужинами.
Случилось это четыреста лет назад, и обрушилась неведомая экологическая катастрофа на Talkad, а наследники рода Водеяров до сих пор имеют проблемы с продолжением рода...
А в Talakadu до сих пор погребены под песчаными дюнами около тридцати прекрасных храмов...И по этой истории даже снят фильм, который так и называется: "Проклятие Талакаду"
Но мы тогда ничего этого не знали. Искали какой-то Панчалингам, а о существовании Талакаду узнали уже в Сомнатхпуре. И вот мое любопытство и дружеская солидарность закинула нас в эту самую Талакаду, или Талакад - где как пишут, и она оказалась очень симпатичной деревушкой. Но от басстенда до храмов надо идти два километра, имейте это в виду.
Побагровев от жадности (рикшу не взяли!!!!) и жары, мы прошагали эти два километра можно сказать из последних сил, да еще никак не могли пристроиться в туалет. Настроение было, тем не менее, хорошее, и мы веселились от души. Ноги еле волочили, но смеялись. И деревня нам нравилась, ее немного портило отсутствие туалета или реальных кустиков, а больше мы никаких недостатков не заметили
Ужас!))) Такое впечатление словно и не со мной всё это было, начисто стёрто из памяти - как здорово перечитать этот художественный документ, в котором упоминается мое имя))
Ты не помнишь, как ела рукой с пальмового листа? Как кокетничала в сувенирной лавке с хозяином, у которого я добыла сведения о Панчалингаме? И как тебе нравились все изделия в этой лавке? Как курила с дедами? Как лопала пакору? Как лезла фиг знает куда по колено в песке? И ела гадкое мороженое, сидя на песке?
Юлиана :
А как мы подошли к площадке с храмами - помнишь? И не стали ни о каком Панчалингаме осведомляться - полезли в гору, утопая в песке, в туалет, которому обрадовались больше чем храму! И попутно еще удивлялись: кто и зачем сюда в лес натаскал столько песку. Я еще сказала, что может быть тут было море? А сейчас стали дюны.
Стоящие на площади храмы я забраковала, как современные. А в гору из песка, поросшую редкими деревьями, уводила крытая галерея, и мы туда полезли. Я - предвкушая встречу с дивным храмом - раз уж для него построили отдельную крытую галерею для прохода, девчонки скорее за компанию. Нет, Дургатна тоже, как и я, должна пометить каждый исторический обьект.
Так пару километров еще прошли по песку, загребая его сандалиями, которые стали тяжелыми, как кандалы. А босиком - так там много было каких-то жутких колючек, я прошла десять метров, и опять обулась.