Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Индия и Китай

  • 1
    22 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)



    Варфоломей сказал(а):
    Открывать целую тему про Китай - боюсь, что это, как у вас у тут писали, "неблагоприятно завысит мою самооценку" ;) тем более, что на сайте у вас люди с другими интересами.
     Интерес - путешествия, преимущественно Азия.

    Тогда задам один вопрос -  уже некуда: какое принципиально отличие между Индией и Китаем? Ну если не одно, то самые ключевые.

    Yes сказал:

    У Китая, как и у Японии нет музыки. Дао, синтоизм или анимизм (как на Бали, например) - их источник в видимой природе.
    А нет музыки - ...
    Интересная тема скульптуры Индии, которую Вы начали. Их формы трансцендентны, выходят за пределы видимых форм. Я не скажу, что сразу проникся ими и понял. Мне балийские пока что легче понять. Но Индия выше, до неё мне ещё расти.

  • 2
    25 июл. 2016
    Варфоломей
    Извиняюсь за задержку - был в местах без интернета.
    Elena Vasta сказал(а):
    Тогда задам один вопрос -  уже некуда: какое принципиально отличие между Индией и Китаем? Ну если не одно, то самые ключевые.
    Думаю, что правильный ответ потянул бы на нобелевскую премию :)  

    Я могу лишь ограничиться субъективными наблюдениями. Тем более, что Индию я практически не знаю. Мне как-то всегда казалось, что нет принципиально разницы в менталитете между индусами и китайцами или русскими. То, что здесь писалось про "сознание рабов" в России на фоне особой духовности индусов или кого-то ещё - конечно полная чушь. Это или от пропаганды или от каких-то очень личных зажимов из детства. Такое можно про любого сказать и национальность тут совершенно ни причём. 

    Для меня заметнее другой аспект.  Одни народы/культуры более умеют рождать новые идеи, при этом не умеют их развивать. Другие наоборот - очень качественно умеют взращивать и развивать идеи, но своих порождают мало. Это, конечно, очень условно и всегда можно найти много исключений,  но общий вектор всё-таки заметен. И ещё эта способность флуктуирует во времени. В разные периоды истории полюса могут меняться.

    Например, русские - мощнейшие генераторы нового. Народ с очень нестандарным, правополушарным мышлением,  но с полным пофигизмом к своим детищам. У нас их или забирают другие или они пропадают. Приблизительно то же можно сказать про индусов. А вот китайцы умеют грамотно распознать перспективную идею на ранних стадиях, подхватить, выходить и, в конце концов, выдать на гора совершенную конфету, но уже как made in china. И имеют право. Ещё раз повторюсь - всё условно, и есть много исключений.

    Возвращаясь к нашим баранам - несколько практических примеров:

    30 лет назад витриной мирового прогресса была Япония, её микроэлектроника считалась trademark №1 в Америке и Европе. Потихоньку Китай с помощью своей дешёвой рабочей силы заманил к себе ведущих производителей, впитал их идеи и кто теперь помнит про Японию? Как специалист вам говорю - сейчас можете смело брать китайские смартфоны (крупных брендов: huawei, xiaomi, htc...) и это будет яблочное качество за за сильно неяблочные деньги. Тоже самое произошло со сверхскоростными поездами, сейчас это подкатывает в автомобилестроении.

    Но нам с вами интереснее духовные темы. Их есть у меня.

    Пришёл в Китай из Индии буддистский монах Бодхидхарма. Его история широко известна. В общем, после 9-летней медитации он дал чахлым послушникам заштатного никому неизвестного монастыря Шаолинь две техники:  канон промывания сухожилий и канон промывания костного мозга. Вкупе с уже имевшимися к тому времени в Китае наработками по цигун - это дало миру китайские боевые искусства. Но нам, опять-таки, они сейчас интересны не своими боевыми возможностями (которые проявились позже), а тем, что было дано новое дыхание буддистской медитационной технике, за счёт углубления её работой с плотными энергиями физического тела. Так родился чань-буддизм, который сегодня (благодаря стараниям проф. Судзуки) более известен как дзен-буддизм.

    Тоже самое произошло с йогой. Боюсь сильно углубляться в эту тему,  а то набегут индоманы с бейсбольными битами ;))   Просто замечу, что при прочих равных условиях китайский цигун/нейгун - гораздо менее травматичная вещь как для тела, так и для духа (за счёт круговых орбит).

    Т.е. у меня пока складывается впечатление, что всё что есть в Индии, можно найти в Китае, но в значительно более очеловеченном и разжёванном виде.

    Возможно я ошибаюсь - пусть товарищи меня поправят. Путь Дао - путь перемен :) 
     
  • 3
    25 июл. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Варфоломей сказал(а):
    Боюсь сильно углубляться в эту тему,  а то набегут индоманы с бейсбольными битами ;))
     Мы - индокитайцы)

    Спасибо! Есть над чем поразмышлять!


    На лекции по искусству Индии профессор Вера Белозерова отмечала отсутствие историзма у индийцев в противовес китайскому историзму, и еще она, как китаист, поражалась тому, что индийцы при украшении храмов, при создании барельефов и панно  в своей традиционной манере не оставляют вообще пустого места: каждый сантиметр пространства заполнен персонажами или другими объектами. Китайцы же трепетно относятся к пустоте. Еще она интересно говорила о том, что китайцы изображают движение, а индийцы статику, что даже танцующий Натараджа - это стоп-кадр и набор асан, это красота стоп-кадра, а не красота перехода, как у китайцев, которые мастера передать динамику в статике. 
  • 4
    25 июл. 2016
    Варфоломей
    Elena Vasta сказал(а):
    Еще она интересно говорила о том, что китайцы изображают движение, а индийцы статику, что даже танцующий Натараджа - это стоп-кадр
     Да, точное замечание. Китайская акварель, как и каллиграфия предполагает, чтобы основное внимание зрителя было направлено на пустые месте. Черты нужны, чтобы задать направление, а двигаться должен зритель сам в пустотах, где ему дан простор для воображения.

    Забавно, что только вчера посмотрел эпизод где Махадев разбушевался обучая Тандаву преданного, и Парвати пришла его успокаивать. Я не большой знаток в искусстве и красоту танца комментировать не могу, поэтому непроизвольно смотрел на действо с позиции тайцзы-цуань. Там не было течения - это действительно, был просто набор поз. Но первым делом бросалась в глаза несобранность тела исполнителей.  Махит (с позиции тайцзы) двигается хоть и более топорно, но всё же пособранней и убедительней. А вот у его "ученика" вся энергия ушла в руки, а тело умерло. За это новичкам в тайцзы первым делом бьют по шее :)

    Но появление Парвати меня восхитило. Тоже не могу судить об уровне актрисы как танцовщицы, но как взаимодействие женской стелющейся энергии и мужской вертикальной - выглядело очень убедительно. Если бы Махадев почувствовал, что какая-то сторонняя энергия мешает течению его энергии в Тандаве - он бы её точно сокрушил.  А тут - фигвам ;)  Женская энергия течёт в другом ритме и в другой плоскости. Она как-бы вплетается в энергию мужчины откуда-то сбоку и, вроде как даже, помогает и усиливает (так мужчина ощущает).  А на самом деле потихоньку уводит в свою сторону. Но мужчина к этому времени уже забывает о своей изначальной цели и, увлечённый игрой, следует за иньской стелющейся энергией.  
    Хорошо было снято. Как один из характерных видов взаимодействия.
  • 5
    04 авг. 2016
    Варфоломей
    Недавно обсуждал ваш вопрос про разницу между Индией и Китаем со своими старыми друзьями (семейная пара, жена - архитектор) с которыми много лет ездили по Китаю. Пришли к ещё одной версии. 
    Индия экстравертна, Китай интровертен. В Китае всё построено на внутренней алхимии, в Индии на внешней. В Индии всё золото наружу, в Китае всё золото прячется внутрь, вообще жёлтый цвет - привилегия одного императора. Архитектура, убранство, украшения... в Индии всё - в рюшечки, завитушки и вензеля (как вы и писали), а в Китае - одни намёки.  В общем, в Индии всё прёт наружу со страшной самобытной силой, а в Китае таится в потенции.  Солнце и Луна (с учётом того, что в одном скрывается другое).
  • 6
    05 авг. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Варфоломей 
    Замечательный пост) Хотя я практически со всеми утверждениями не согласна, попробую позднее ответить)
    Такую другую   интровертную страну, как Индия, трудно себе представить, про Китай судить не берусь.
    Я была в Индии уже 13 или 14 раз, и она только-только начинает мне открываться. Но можно в ней прожить годы, так и не приблизившись к ее пониманию
  • 7
    05 авг. 2016
    staricc
    Elena Vasta сказал(а):
    противовес китайскому историзму
     Китайская государственность уникальна. Тянется от протоцивилизаций и до наших дней и никогда не прерывалась.Канули Вавилоны и фараоны. За ними возникли и тоже канули Римы и Эллады. А Китай нет. Пронзил своей самой живучей государственностью всю человеческую историю.
    Поправьте меня.
  • 8
    05 авг. 2016
    Варфоломей
    staricc сказал(а):
    Поправьте меня.
     Скорее соглашусь, чем нет.
    Просто для нас Китай - это Китай, а реально за всю историю (даже очень недавнюю) - там бушевало собрание очень разношёрстных народов (именно народов, а не княжеств), которые между собой не только воевали, но имели совсем разные культуры. До сих многие из них говорят на разных языках, поклоняются разным богам и довольно прохладно относятся и к соседям и к центральной власти.  Сейчас, скажем, Синьдзян-Уйгурский АО - самая мятежная провинция (Тибет отдельная песня), где живут мусульмане, постоянная борьба за независимость (чем с радостью пользуются американцы). Они плюют на центральные законы, разводят и потребляют коноплю, любыми способами пытаются продемонстрировать свой фак Пекину. 
    В целом южане свысока смотрят на северян. Считается, что на юге живут утончённые интеллектуалы, а на севере тупые варвары, дорвавшиеся до власти. Приблизительно как у нас Питер с Москвой ;) 
    Реально их объединяет только иероглифика. Набор иероглифов на 90% одинаков по всей стране, только читаться и звучать они могут по разному у разных народов. То, что обычно учат иностранцы под названием "китайский язык" - это ханъю - язык северной народности хань (там где Пекин).  Он считается государственным. Но с большой вероятностью можно нарваться на людей, которые его не понимают (тогда им надо писать иероглифы).  В России тоже много народов со своими языками, но попасть так, чтобы никто не знал русский довольно сложно, а в Китае запросто.
    Но несмотря на всё вышеописанное, Китай это хоть и сложная, но реальная общность, которая "пронзила своей самой живучей государственностью всю человеческую историю". И даже выплеснулась наружу - Япония, Корея...

  • 9
    05 авг. 2016
    staricc
    Варфоломей сказал(а):
    всё что есть в Индии, можно найти в Китае,
     Я может.крамольную вещь скажу.но и в сибирском шаманизме это все есть. Но только в латентном виде. Для посторонних не читаемом. Древние реликтовые этносы, лишенные пассионарности и загнанные на север ,давно поняли ( на уровне генной памяти ), что непознаваемое непознаваемо для человека. И к нему - непознаваемому - можно только бережно прикасаться и очерчивать намеками. И пусть более "горячим" народам это кажется примитивом и колдовством.

    Варфоломей сказал(а):
    Реально их объединяет только иероглифика
     А конфуцианство ?
  • 10
    05 авг. 2016
    Варфоломей
    staricc сказал(а):
    сибирском шаманизме это все есть
     Да наверное есть. Если культура древняя, то конечно они тоже "дошли".  Я могу судить по индейским шаманам - там тема вполне себе раскрыта. 
    Но в том посте у меня ключевое слово было "разжёвано и очеловечено". 
  • 11
    05 авг. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Еще немного об индо-китайских различиях

    1) Подход к пустоте и пустому пространству у Индии и Китая разный в корне. В Индии не мыслится пустотность, пустота - значит бесформенный хаос. Отсюда и стремление заполнить все пространство барельефа сюжетами и персонажами

    2) Из важных отличий: недоверие к письменному слову в Индии в отличие от Китая, в индийской письменности всего 400 знаков в отличие от полутора тысяч в Китае, и на фоне этого  огромное доверие у индийцев именно устной передаче 

    3) Предельный натурализм  изображений в Китае и зачастую подчеркнутый отход от натуралистичности в Индии. Вспомните многоглавие и многоручие!

    4) Если опять же говорить об искусстве, то это отсутствии авторства в Индии. Нет ни одного известного скульптора, архитектора, художника - художник не самореализовывался через божественное, а растворялся в нём


  • 12
    06 авг. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Продолжу свой список:

    5) В Китае согласно фен-шуй всё плохое идет с севера, и от него надо закрывать пространство, в Индии же север - сакрально чистый, а все нечистое идет с юга, поэтому городские кладбища со времен Хараппы строили на юге

    6) Про йогу и коренные различия психотехник: индийский йог, погруженный в медитацию, пребывает "нигде", а его собрат - китайский даос - "везде". Если  это когда-нибудь осознать, то и все остальные различия будут осознаваться легко)

    7) Про омовения: публичные омовения, которые мы видим в Индии, невозможно представить в Китае
     

     
  • 13
    06 авг. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Варфоломей сказал(а):
    Индия экстравертна, Китай интровертен. В Китае всё построено на внутренней алхимии, в Индии на внешней. В Индии всё золото наружу, в Китае всё золото прячется внутрь, вообще жёлтый цвет - привилегия одного императора. Архитектура, убранство, украшения... в Индии всё - в рюшечки, завитушки и вензеля (как вы и писали), а в Китае - одни намёки.  В общем, в Индии всё прёт наружу со страшной самобытной силой, а в Китае таится в потенции.
     
    Попробую вам неаргументированно возразить)

    Я сейчас пишу-пишу, никак не допишу топик "Сакральные принципы создания индуистских храмов и поклонных образов" . Но хотя топик не дописан, но основная мысль его ясна, если будет не лень, то можно почитать.

    1) Все эти завитушки и финтифлюшки, всё это золото и украшательство, весь этот блеск и вся эта пышность, которая, как вы метко сказали "прёт наружу со страшной самобытной силой", - всё это всего лишь любопытные, но вторичные элементы декора.  Хотя ни рюшечки, ни вензеля индийскому декору не свойственны, и в каждом элементе декора заложен скрытый смысл.

    В европейской традиции (не знаю про китайцев), искусство духовно, искусство - это и есть дух. В Индии же искусство не может быть духом - всё, что имеет форму и имя - это майя (иллюзия). Индийское же скусство, в том числе искусство скульпторов и художников - это всё покрывала майи (иллюзия), которые  создаёт  энергия (Пракрити),  а дух (Пуруша) ничего не созидает, созидание - это прерогатива Пракрити.

     С помощью искусства Пракрити набрасывает свои покрывала майи  на то, что воспринимается уже не органами чувств, и даже не сознанием, а  на некоем тонком вибрационном плане (восприятие духа, Пуруши), и она же (Пракрити) эти покрывала и снимает (выводит за пределы форм)

    Так что насчет явного и сокрытого вы очень сильно ошибаетесь, вы так же запутались в покрывалах майи, Индия показывает только то, что хочет показать (это я про "прёт наружу")). Надо суметь пройти через этот лабиринт в чистое  пространство-без форм.

    (потом продолжу про декор)

    2) Когда искусствоведы рассматривают искусство Индии согласно эпохам, то они отмечают  провал в археологических находках, интервал  датировок этих находок составляет ни много ни мало как целое тысячелетие! От Хараппы и до третьего века - ничего, никаких находок, какие-то жалкие три горшка, зато  потом - сразу всё.  И развитая иконография, и поклонные образы - всё появилось одновременно без какого-либо переходного периода и без длительного накопления. И дело не в том, что археологи плохо копали, нет, просто в это тысячелетие Индия ушла из сферы материального.

    Что же они делали целую тысячу лет? А занимались они невероятными, фантастическими практиками! Это была эпоха великого духовного делания в индийской истории, в которую появился санскрит, на котором создавался гигантский объём  устных текстов и которые были записаны только в 5 -12-м веках нашей эры а так же фантастические наработки работы с сознанием

    Именно в это тысячелетие произошло формирование варн: появилось сословие брахманов, которые "были освобождены" от физического труда, и занимались исключительно медитацией.

    Изначально брахманы входили в изменённое состояние под воздействием сомы (наркотический напиток).  Постепенно нарабатывался опыт пребывания в состоянии измененного сознания, все эти опыты с сознанием фиксировались и описывались, вырабатывался ритуал разговора и обращения с богами. Соблюдение ритуальной чистоты при заключении браков создали особенную генетическую касту людей, сформировав феномен индийского брахмана.

    Постепенно сома была заменена йогическими техниками, которые взяли от хараппской цивилизации, и появилась йога. 

    Разве можно помнить всю Махабхарату? А все Веды? Нет - в обычном состоянии, но если войти в измененное сознание, то эта информация уже легко извлекается из пространства.

    Можно мне возразить, что йога лежит на поверхности, и её Индия от нас не прячет, йога доступна каждому, и огромное количество йога-школ и йога-тичеров тому подтверждение. 

    Но чтобы хорошо спрятать, надо положить на виду! Да, вы можете скрутиться в самую немыслимую асану, но достигнуть тех сиддх, которые доступны индийским йогам, или хотя бы выучить Махабхарату у вас не получится.  Даже если вы возьмете томик Махабхараты с полки, и она будет написана на вашем родном языке, и вы будете заучивать её не со слуха, а постоянно заглядывая в текст. Своею псевдооткрытостью Индия нас дразнит, как бы шутливо приглашая повторить: "а вам слабо?")) Практики индийских отшельников недоступны для европейца

    3) Индия абсолютно интравертна и замкнута сама на себя, и ее религия - отличный пример для иллюстрации индийской интравертности

    (Для написания этого поста я воспользовалась прослушанными мной в РГГУ лекциями китаиста Веры Белозёровой)

  • 14
    06 авг. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    Китайская государственность уникальна. Тянется от протоцивилизаций и до наших дней и никогда не прерывалась.Канули Вавилоны и фараоны. За ними возникли и тоже канули Римы и Эллады. А Китай нет. Пронзил своей самой живучей государственностью всю человеческую историю. Поправьте меня.
     Согласна абсолютно! И если продолжить сравнение Китая с Индией, то в Индии традиционно было слабым государство, но сильным общество. Общество же было традиционно слабо в Китае. 

    Даже сейчас в индийской деревне  власть совета старейшин сильнее государства, и люди могут не знать имя премьер-министра. Исторически так сложилось, что государством управляли кшатрии, которые по варне стояли ниже браминского сословия, и это, как вы понимаете,  ослабляло государственность)
  • 15
    06 авг. 2016
    staricc
    Elena Vasta 
    А в Индии были какие нибудь серьезные восстания низших против высших ? Я не про сипаев,а именно про "свои" разборки. В Китае вот были, да и история Европы ими полна.
  • 16
    06 авг. 2016
    Elena Vasta (сайт-админ)
    staricc сказал(а):
    А в Индии были какие нибудь серьезные восстания низших против высших ?
     если только расценивать переход в другую веру, как восстание против своей низкой касты)
  • 17
    06 авг. 2016
    staricc
    Elena Vasta сказал(а):
    переход в другую веру, как восстание протв своей низкой касты)
     О!..Никогда под этим углом не смотрел. Спасибо.Лена.
  • 18
    06 авг. 2016
    staricc
    Elena Vasta сказал(а):
    В Китае согласно фен-шуй всё плохое идет с севера, и от него надо закрывать пространство
     Только сейчас,прочитав,оценил Великую Китайскую Стену. Какой масштабный элемент пространственного дизайна !

    Elena Vasta сказал(а):
    Постепенно сома была заменена йогическими техниками
     Гроф тем же путем пошел. Запретили ЛСД - придумал холотроп.
  • 19
    06 авг. 2016
    _newra (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Разве можно помнить всю Махабхарату? А все Веды?
    В одной из лекций Александр Пятигорский говорил, что с появлением письменности человечество сильно поглупело. Когда письменности не было и Веды передавались из уст в уста, это не было чем-то сверхъестественным. 
  • 20
    2016-08-08 00:45:37
    Варфоломей
    Elena Vasta сказал(а):
    Попробую вам неаргументированно возразить)
    Как бы у нас не вышел бы спор глухого со слепым ;)  Так как, видимо, я знаю об Индии ещё меньше, чем вы о Китае, то просто немного подкорректирую ваши постулаты (в их китайской части):

    Elena Vasta сказал(а):
    В Индии не мыслится пустотность, пустота - значит бесформенный хаос
     В Китае это тоже хаос - У-цзы. Но в Китае хаосу придаётся положительный смысл - это потенция всего. Говорится: Ничто порождает Единицу, Единица порождает Два, Два порождает Три, Три порождает всю тьму вещей. Или в других терминах: У-цзы порождает Тайцзы (великий предел), Тайцзы порождает Инь и Ян, Инь и Ян порождают Небо, Человека и Землю и т.д. (в этих терминах можно и ещё подробней растереть)
    Частное проявление такого мировоззрения - аскетизм изобразительных форм. Никакой художник принципиально не может изобразить Дао, но может задать импульс творческому поиску зрителя/слушателя. Так-что в Китае не "предельный натурализм" искусства, а предельная тактичность к личности воспринимающего. 
    Хотя в отношении  "Вспомните многоглавие и многоручие!"  - китайцы тоже любят всяких гиперболоидных драконов, черепахо-львов и пр. Но это уже более по прикладной части.
    Elena Vasta сказал(а):
    в индийской письменности всего 400 знаков в отличие от полутора тысяч в Китае, и на фоне этого  огромное доверие у индийцев именно устной передаче 
     Огромная заблудка!  ;))  В Большом китайском словаре около 55000 иероглифов. Конечно, не все китайцы их знают. По гос.программе образования для простых рабоче-крестьян достаточно знать около 6-7 тыс, интеллигенция знает около 15-20 тыс, филологи 30-40.  Остальное - старые или редко употребляемые философские понятия, которые можно встретить, например, только у Конфуция.
    Вообще-то, наверно, во всех сакральных традициях есть недоверие к письменным источникам и больше веры в прямую передачу, и китайцы здесь сааавсем не исключение. Но всё-же у них есть небольшое преимущество - помните вы писали про круглые и квадратные слова в Индии. Иероглиф - это и есть бездонная бочка. Выше я писал, что в Китае живёт тьма народностей со своим языком, своими богами и пр.  но - иероглиф на всех один (!)  хотя он даже произноситься может по разному. Взять хоть понятие Ци, "изученное" европейцами вдоль и поперёк. Но для китайца этот иероглиф несёт в себе ещё значения: погода, воздух, проводник, первооснова, движущая сила и ещё 20 вариаций, а в контексте ещё 50 вариаций, например - карма...   Китайский язык вообще контекстный. Если вырвете слово из предложения, то даже китаец может не понять - что это. А в контексте - 150 значений. Если шифу говорит вам, что тут надо провести ци, а тут её собрать - то не верьте своим ушам ;)   всё может быть сильно запутанней.  А для коренного китайца плавание в этих "семантических полях" - это как для гавайца виндсерфинг - он никогда не промахнётся.

    Elena Vasta сказал(а):
    В Китае согласно фен-шуй всё плохое идет с севера,
     Тут я ступаю на тонкий лёд и понимаю, что очень многие со мной могут не согласиться. Но надо немного пожить в Китае, чтобы это почувствовать...   Штука в том, что Феншуй - это, конечно, визитная карточка Китая, и там все про него знают, пользуются и могут много понарассказать, но это не тот уровень о котором мы тут беседуем. Это как-бы - "бытовуха".  Можно привести такую (может не самую удачную) аналогию:  во времена СССР везде было полно книг о Ленине, о нём постоянно говорили по тв, по радио, писали в газетах. Останови любого на улице - он с готовностью выдаст тебе биографию Ленина, стих расскажет и т.п. Но насколько он был реально значим в личной жизни? Да почти никак!   Но не знать про него было нельзя (из-за карьерных и прочих бытовых условностей).
    Так и с феншуем. Он, конечно, не выдумка, реально помогает в каких-то отдельных вопросах. Но ни один серьёзный даос (даже пользуясь феншуём для бытовых мелочей) никогда не поставит его во главу угла,  ибо впереди всего - только алхимия (в первую очередь внутренняя). Кстати феншуй и есть - частный и узкий случай внешней алхимии. 

    Elena Vasta сказал(а):
    йог, погруженный в медитацию, пребывает "нигде", а его собрат - китайский даос - "везде"
     С этим я, конечно, соглашусь, но не потому почему вы думаете ;))   Даосу важно постичь Дао, а дао - это всё. Поэтому вроде как вы верно пишете. Но есть две тонкости, которые нельзя упустить:
    1. "Всё"  - это в том числе и "Нигде"
    2. Как только даос постигает дао, он для этого мира исчезает. Они там не заморачиваюся с обетами бодхисатвы и т.п. Хотя есть описания "бессмертных", которые оставались тут и помогали людям (напр. национальные герои - Восемь Бессмертных). Но это просто игра - как у вас говорят - лила.
    Таким образом мы не может говорить о даосе, который уже пребывает "везде" (т.е. в Дао), потому, что таких уже не бывает. А те, с которыми мы можем встретиться и как-то провзаимодействовать,  занимаются алхимией (внутренней или внешней), а это уже вполне конкретные вещи и техники, хотя и могут быть выглядеть очень мистично.
    Elena Vasta сказал(а):
    Про омовения: публичные омовения, которые мы видим в Индии, невозможно представить в Китае
     А в Индии не увидеть полные парки, занимающихся тайцзы-цуань.  Думаю - этому тезису не место в нашей дискуссии. ;)) 
    Elena Vasta сказал(а):
    Так что насчет явного и сокрытого вы очень сильно ошибаетесь, вы так же запутались в покрывалах майи
     Вот насчёт покрывал майи мне очень понравилось, даже забрал к себе цитатник для дальнейшего размышления.
    Но в целом это тоже не предмет для обсуждения.  Если говорить, что "Индия абсолютно интравертна и замкнута сама на себя", то это можно про кого угодно сказать. Хоть у нас возьми простую балалайку, а чуть копнёшь, так там и потайные ордена скоромохов с особыми языками и знаниями всплывают...  В общем у всех скелеты в шкафу найдутся.
    Elena Vasta сказал(а):
    Если опять же говорить об искусстве, то это отсутствии авторства в Индии.
     Есть такое. В Китае мастер обязательно поставит свою печать на произведение. Но не вижу в этом никакого эзотерического подтекста.
    staricc сказал(а):
    А конфуцианство ?
     Если вкратце - то нет.   
    Аргументировано написать об этом - получится ещё один такой же здоровый пост. Но сильно упрощая можно сказать, то не все народности Китая относятся к нему одинаково уважительно. Но даже среди тех, кто его признаёт и превозносит есть немалая доля политтехнологии. Но я нисколько не хочу таким заявлением приуменьшить его значение!