Последнее время несколько раз упоминались храмы 64 йогини в разных частях Индии, да и Девдатт Паттанаик тоже пару раз "всплывал" - поэтому, когда наткнулась на эту статью на его сайте, решила ее перевести. На мой взгляд, небезынтересно. Статья как раз совсем свежая.
Храм 64 Йогинь
Женщины, увешанные драгоценностями, посвятившие себя искусству, творящие музыку, поющие и танцующие, имеющие множество любовников, но преданные лишь божеству, а не одному мужчине - такие женщины жили когда-то при индуистских храмах. Их красота запечетлена в чувственных образах на стенах храмов. Британские правители Индии, неспособные постигнуть столь матриархальный уклад жизни, заклеймили этих свободных женщин, назвав их проститутками. Социальные реформаторы поддержали это веяние, убежденные, что этих женщин эксплуатировали, и они не могли свободно распоряжаться своими телами. Борцы за свободу тоже не оказали никакой поддержки, для них женщина могла быть лишь матерью, дочерью либо сестрой, но никак не желающей и желанной. А жрецы-мужчины вообще вскочили на гребень этой патриархальной и пуританской волны, чтобы отобрать у женского пола право совершать храмовые ритуалы и надзирать за храмовым имуществом.
Древние архитекторы представляли себе храм, как тело вальяжно раскинувшейся женщины, во чреве которой (гарбхе) обитает образ божества. Храмы были архитектурным празднованием чувственности и плодородия, резко контрастировавшим с монашеской стерильностью буддистских монастырей. Фактически, 1000 лет назад, до возведения грандиозных храмовых комплексов в честь мужских божеств - Вишну и Шивы, до прибытия Ислама, предпочитающего бестелесного Бога, Индия строила храмы исключительно посвященные женскому началу - круглые храмы йогини.
Выжило из них всего несколько. Два в Одише: в Хирапуре возле Бубанешвара и Ранипуре возле Болангиа. Еще три - в Мадья-Прадеш: Бхедагат возле Джабалпура, Митаоли в округе Морена, возле Гвалиора, и не столь уж круглые руины в Каджурахо. Эти храмы были заброшены уже очень давно по таинственной, неизвестной причине. Было ли то естественное угасание почитания культа в пользу Шивы и Вишну? Была ли это отдача вследствие возникновения монашеского направления в Веданте, во главе которого стали мужчины, прославляющие целибат? Было ли то появление мусульманских завоевателей, таких как афганский генерал Калапахада, атаковавшего Одишу и разрушившего большинство ее культовых сооружений? Мы можем лишь предполагать. Храмы были вновь открыты и восстановлены археологами лишь в прошлом веке. Санскритские тексты об божествах этих храмов неясны и противоречивы, с длинными списками имен, атрибутов и ритуалов, но без привязки к определенным мифологическим историям, кроме рассказов о Дурге и Кали, ведущих армии женщин-воинов, чаще всего - шакти мужских божеств, пьющих кровь асуров.
Типичный индуистский храм - прямоугольный, его ориентация линейна, божество чаще всего смотрит на восток. Но в этих круглых храмах, божества смотрят в каждом из направлений, хотя вход чаще всего тоже сориентирован на восток. Характерная вимана или купол отсутствуют, фактически эти храмы не имеют крыши. В Ориссе, в Хирапури и Ранипуре, изображения йогинь вырезаны на внутренних стенах и смотрят на центральное святилище. В Мадья-Прадеш, в Бедагат и Митаоли, каждая йогини имеет собственное святилище с колоннами и крышей, но все они открываются в центральный круглый двор. Изображения в Хирапуре, Ранипуре и Джабалпуре достаточно сохранны, в Каджурахо осталось лишь три скульптуры, в Морене вообще нет изображений. Были ли они удалены и заменены шивалингамом? Кто знает.
Изображения в Хирапуре - женские фигуры в разных позах. Некоторые танцуют, некоторые охотятся с луками и трезубцами, некоторые исполняют музыку на барабанах, другие пьют кровь или вино, а кое-кто даже выполняет домашние обязанности, держа в руках веялку. Большинство из них увешаны драгоценностями, с замысловатыми прическами. У других - головы змеи, или медведя, или льва, или слона. Пьедесталами им служат человеческие головы, тела мужчин, вороны, петухи, павлины, быки, буйволы, ослы, свиньи, скорпионы, крабы, верблюды, собаки, а иногда вода или даже пламя. Некоторые вполне узнаваемы - костлявая Чамунда, Сарасвати с виной, Лакшми с сосудом, женские формы аватаров Вишну - Нарасимхи и Варахи, или прочих ведических богов - Индрани.
Что можно сказать определенно - что эти йогини жизнеутверждающи. Если йог отвергает жизнь, бежит от нее, йогини кажутся принимающими жизнь с радостью. Если йог стремится к бессмертию, йогини не боятся смерти. Если йог старается воздерживаться от желаний, йогини дают желаниям волю.
Почему именно 64? И вновь, лишь догадки. Возможно, это связано с 64 искусствами, в которых в те времена были искусны апсары и куризанки. Возможно, здесь более эзотерический смысл, имеющий отношение к восьми единицам времени, составляющим день, или к восьми направлениям, или к восьми частям игровой доски в шахматах, игре, изобретенной в Индии.
Все эти круглые святилища имеют центральную постройку. В Хирапуре в центре -павильон, пустой и открытый небесам, с четырьмя изваяниями Бхайравы и четырьмя изваяниями Йогини на четырех стенах. В Ранипуре, центральное святилище занимает трехголовый образ Бхайравы, ужасающей формы Шивы. В Морене - лингам. В Бедагат - храм, в котором установлен образ Шивы и Парвати, восседающих на Нанди, что достаточно необычно. Возможно, он попал туда позже? Ведь для храмов Шивы более распространено поклонение Богу в образе Лингама, а не в антропоморфной форме.
Когда образ Богини отражается в форме нескольких богинь, как в тантрической традиции, даже если богини выстроены в линию, а не в круг, их обычно сопровождает один мужчина - Бхайрава, чаще всего изображенный в яростной форме и с эрегированным фаллосом. Он сопровождает их как защитник и возлюбленный. Женщины окружают его. Почему? Возможно, здесь отшельника, отрекшегося от мира, заставляют признать женское начало? Отражение ли это природы, где каждое чрево священно, а среди мужчин имеет значение лишь альфа-самец, а остальные отвергаются? А может, это тантрический предтеча того, что позже обрело образ раса-лилы, где йогини превратились в робких пастушек, а Байрава стал очаровательным Кришной? И здесь возможны лишь догадки.
И вот именно тогда, когда вы подумали, что Индия совсем забыла своих йогини, кто-то говорит тебе, что круглое святилище йогини в Митаоли вдохновляло британских архитекторов во время постройки здания индийского парламента. Да, оно тоже круглое, да, в центре круглый двор, и да, в его центре - зал. Возможно, там слишком много Бхайрав. Наверно, пришло время добавить больше йогини?
Храм в Хирапуре, Одиша (
отсюда)
Храм в Ранипуре, Одиша (
отсюда):
Митаоли, Мадья-Прадеш (
отсюда)