Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Брахманизм и неприкасаемость

  • 1
    18 мар. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    С удовольствием в фейсбуке слежу за публикациями и размышлениями индолога Максима Демченко, с таким же  удовольствием посещаю его редкие лекции, всем интересующимся всячески рекомендую подписываться на его страничку. Ну а само интересное, что я не пропущу, буду стараться переносить к нам.

    "В продолжение темы о брахманизме и неприкасаемости. Первым из патриархов (джагадгуру) шанкарачарьев, открыто высказавшимся против неприкасаемости, стал Его Святейшество Свами Джаендра Сарасвати, джагадгуру Канчи Камакоти Питха... Это произошло лишь в 1988 году, причём три других "учителя вселенной" его не поддержали, а Свами Ниранджанадева, шанкарачарья из Пури, заявил корреспонденту The Illustrated Weekly of India от 24 июля того же года, что неравенство санкционировано шастрами (священными текстами брахманизма): "Если у людей разные тела, то как они могут обладать равными правами?" 

    Женщинам от него тоже досталось: "Наши писания утверждают, что женщины едят вдвое больше по сравнению с мужчинами (хозяйке на заметку - М.Д.)... и в восемь (!) раз более похотливы (ого - М.Д.). Так что подчинить женщину... наша задача..." 

    Неудивительно, что "вращатель колеса дхармы" устроил скандал, не пустив в свой матх премьер-министра Индийской Республики Индиру Ганди, назвав протестующих женщин "шлюхами" и поддержав обычай сати (самосожжения вдов). По словам Свами Ниранджанадевы, социальное равенство направлено "на разрушение религии, цивилизации, культуры, этики и морали..." (!!!)

    Работая с документами ортодоксальных патриархов (кроме монографии Е.С. Юрловой недавно мне пришлось ещё вспомнить диспут традиционалиста и кастеиста Свами Карпатриджи и первого раманандачарьи XX века, либерала и гандиста Бхагавадачарьи) лучше понимаешь аллергию вишнуитов на "маявади" и грубые высказывания в их адрес того же Чайтаньи, который считал, что имя Хари, произнесённое маявадином - капля яда. 

    Мы подходим к веданте как интеллектуалы с западным образованием, восторгаемся адвайтой и высмеиваем нападки на неё бхактов по причине их безграмотности. Однако, изучая наследие реальных смартов-ортодоксов, а иногда и вступая в диспут с ними в Индии, начинаешь испытывать те же чувства, что Рамананд, Кабир, Равидас, Чайтанья, Нанак. 

    И вправду, что есть мантра, изречённая защитниками социального зла? Не просто "идеальной варнашрамы", о которой сейчас так часто рассуждают "традиционалисты", а самых уродливых явлений, "санкционированных шастрами", включая неприкасаемость, бесправие женщин, самосожжения вдов? И кому нужна высокая адвайта-веданта, если её учителя - бессердечные законники, глухие к страданиям миллионов, потому что "так учат шастры?" 

    Насколько прекраснее и великодушнее либеральные удаси и рамананди, сторонники равенства сикхи, низкокастовые вальмикиты и равидаси. Как верно заметил Шри Чандра Свами Удасин, "Не так важно, верите ли вы в адвайту, или в двайту. Что действительно имеет значение, так это то, насколько радость, знание, свет и любовь пронизывают вас..." (Sahaj-upadesh-mala)...

    На фото: джагадгуру шанкарачарья Свами Джаендра Сарасвати (Канчи); джагадгуру раманандачарья Свами Рамнарешачарья (Варанаси).