С удовольствием в фейсбуке слежу за публикациями и размышлениями индолога Максима Демченко, с таким же удовольствием посещаю его редкие лекции, всем интересующимся всячески рекомендую подписываться на его страничку. Ну а само интересное, что я не пропущу, буду стараться переносить к нам.
"В продолжение темы о брахманизме и неприкасаемости. Первым из патриархов (джагадгуру) шанкарачарьев, открыто высказавшимся против неприкасаемости, стал Его Святейшество Свами Джаендра Сарасвати, джагадгуру Канчи Камакоти Питха... Это произошло лишь в 1988 году, причём три других "учителя вселенной" его не поддержали, а Свами Ниранджанадева, шанкарачарья из Пури, заявил корреспонденту The Illustrated Weekly of India от 24 июля того же года, что неравенство санкционировано шастрами (священными текстами брахманизма): "Если у людей разные тела, то как они могут обладать равными правами?"
Женщинам от него тоже досталось: "Наши писания утверждают, что женщины едят вдвое больше по сравнению с мужчинами (хозяйке на заметку - М.Д.)... и в восемь (!) раз более похотливы (ого - М.Д.). Так что подчинить женщину... наша задача..."
Неудивительно, что "вращатель колеса дхармы" устроил скандал, не пустив в свой матх премьер-министра Индийской Республики Индиру Ганди, назвав протестующих женщин "шлюхами" и поддержав обычай сати (самосожжения вдов). По словам Свами Ниранджанадевы, социальное равенство направлено "на разрушение религии, цивилизации, культуры, этики и морали..." (!!!)
Работая с документами ортодоксальных патриархов (кроме монографии Е.С. Юрловой недавно мне пришлось ещё вспомнить диспут традиционалиста и кастеиста Свами Карпатриджи и первого раманандачарьи XX века, либерала и гандиста Бхагавадачарьи) лучше понимаешь аллергию вишнуитов на "маявади" и грубые высказывания в их адрес того же Чайтаньи, который считал, что имя Хари, произнесённое маявадином - капля яда.
Мы подходим к веданте как интеллектуалы с западным образованием, восторгаемся адвайтой и высмеиваем нападки на неё бхактов по причине их безграмотности. Однако, изучая наследие реальных смартов-ортодоксов, а иногда и вступая в диспут с ними в Индии, начинаешь испытывать те же чувства, что Рамананд, Кабир, Равидас, Чайтанья, Нанак.
И вправду, что есть мантра, изречённая защитниками социального зла? Не просто "идеальной варнашрамы", о которой сейчас так часто рассуждают "традиционалисты", а самых уродливых явлений, "санкционированных шастрами", включая неприкасаемость, бесправие женщин, самосожжения вдов? И кому нужна высокая адвайта-веданта, если её учителя - бессердечные законники, глухие к страданиям миллионов, потому что "так учат шастры?"
Насколько прекраснее и великодушнее либеральные удаси и рамананди, сторонники равенства сикхи, низкокастовые вальмикиты и равидаси. Как верно заметил Шри Чандра Свами Удасин, "Не так важно, верите ли вы в адвайту, или в двайту. Что действительно имеет значение, так это то, насколько радость, знание, свет и любовь пронизывают вас..." (Sahaj-upadesh-mala)...
На фото: джагадгуру шанкарачарья Свами Джаендра Сарасвати (Канчи); джагадгуру раманандачарья Свами Рамнарешачарья (Варанаси).