Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Ах, Орисса, ух, Орисса, ох, Орисса!
Какое же красивое имя у этого восточного штата! Его можно смаковать, произнося на разные лады, протягивая и практически пропевая... Орисссссаа... Орисссаа... А прислушиваясь к слову, созвучному с шелестом струящегося из неплотно сжатой ладошки песка, представлять себе землю, далёкую и первозданную, солнечно-золотистую и необузданную. И вглядываясь в это туманное далёко, разглядеть себя, сидящую на бесконечном берегу грохочущего океана и ожидающую появления из-за горизонта золотого диска утреннего солнца.
Наше свидание с Ориссой должно было состояться еще раньше, но судьба перетасовала мои планы по-своему. Зато я приобрела бесценный опыт путешествий по индийской глубинке, поднакопила знаний, информации и уверенности в себе, что заставило меня устремиться в мою Ориссу с новой силой.
ПУРИ
В Пури мы прибыли в комфортном по индийским меркам вагоне 3АС. А в наше купе к индийским попутчикам явилось полвагона их индийских родственников. Надюшка-то возлежала на верхней полке, а меня на моей нижней шесть (!) человек зажали намертво у окна. Хотели, было, к сестрёнке на полку накидать своих детей, но я шуганула их родителей. Через какое-то время нас попросили поменяться местами и переехать в другое купе. Мы рысью туда перебрались.
…Ну а вторая половина вагона пришла в гости к нашим новым попутчикам.
…С любопытством глядя из окна нашего лениво ползущего поезда на восседающих на перроне босоногих аксакалов с зонтиками в руках, мы с Надюшкой гадали, зачем у них в руках зонты? Дождя, вроде, нет, да и солнца особого нет, чтобы так от него маскироваться. А вот дождя-то я и не приметила! А он был, вернее, была его нежная, незаметная глазу, прелюдия, робкая репетиция перед грандиозной премьерой.
На вокзале Пури мы взяли рикшу и уехали в бывшую резиденцию махараджей Пури, а ныне – прекрасный Z-отель: столетнее двухэтажное здание, сияющее красотой ухоженной женщины бальзаковского возраста.
Заселились в огромную комнату на втором этаже, с высоченными потолками, старинной мебелью и двуспальной кроватью под противомоскитной сеткой в центре комнаты.
В этой чудесной комнате была даже собственная застеклённая, закрытая лоджия, на которой мы сушили белье, и оно сохло, а не мокло! И не надо было охранять его от воришек-обезьян.
А за окнами был сад, а в саду – цветы и деревья, а на деревьях птицы сидели вперемешку с бурундуками. Однажды на дереве за окном случился конфликт между вороной и зелёным попугаем. Дело закончилось потасовкой и полной и безоговорочной победой попугая, а ворона была с позором изгнана.
Возбуждённый победой попугай ещё долго взволнованно расхаживал по отвоёванной ветке.
А за садом был океан…
Конечно, мы отправились на свидание с океаном в первый же вечер.
Благо, идти было не далеко: он яростно кидался волнами практически в наше окно. Подбежали к пенному берегу, и тут же к нашим ногам волна выбросила утоплого раздутого щеночка... И много еще чего неэстетичного выбросила. Но всё равно, всё равно – пусть грязь, пусть приставучие продавцы, пусть! Но ведь это грязь на берегу Индийского океана, а продавцы – что ж, они же продавцы жемчуга!
Пусть и не совсем настоящего, но такого красивого!
Надо только прищурить глаза, и ты всё поймёшь, ты всё увидишь сам.
Про купаться здесь и думать забудьте, мы вас еще отведём на лучшие пляжи Пури – позже.
Как красиво описала! Так точно...
такой нервный попугай-собственник, по-моему, ворона плюнула на него, от греха подальше...
А на утро был дождь. Да какой! Как будто началась массовая дойка тучных небесных стад. Тугие струи звонко ударяли о землю, высекая весёлые фонтанчики из окружающих здание лужиц. Но мы настолько хорошо отдохнули, так вкусно поужинали и так мило позавтракали, что совсем не расстроились, а просто вынесли на первое место в наших планах срочную покупку зонтов.
Босоногий отельный мальчик подогнал моторикшу к самому порогу. За несколько секунд суетливой посадки в кибитку мы успели основательно вымокнуть и отправились покупать зонты. Приобрели два зонта-трости по 60 рупий каждый. Причем, хозяин магазинчика бездарно пытался склонить меня к покупке зонтов-автоматов, но демонстрация их достоинств у него явно провалилась: зонты то открывались наполовину, а то и вовсе не открывались.
Увидев наши внушительные трости, дождь обиженно сник, но совсем не успокоился. Заметив, что он начинает сдавать свои позиции, мы решились предпринять пешую прогулку в районе Джаганнатха.
Мы неспешно хлюпали по тёплым лужам, вдыхая теплый влажный воздух, и теплый тропический дождь смывал пыльную усталость, а пастельные тона облупленных стен старого города и эстетика запустения его узких улочек успокаивали возбуждённый ум и замедляли привычно стремительный шаг.
Конечно же, мы совершили непременный туристический ритуал: осмотр знаменитого храма Джаганнатха с крыши расположенной рядом с ним библиотеки – и оно того стоило. Но я говорю не о крыше храма...
...и не о доступном обзору кусочке прихрамового дворика...
...а о старинной библиотеке Рагхунандан.
Эх, если бы я была профессиональным фотографом! Ходила бы туда каждый день – дышать ароматом мудрости и пыльного времени. Там есть манускрипты на пальмовых листьях!
Я садилась бы у окна и листала желтые страницы старых газет, искоса поглядывая на немногочисленных посетителей и выбирая персонажей для своих будущих фотошедевров. Я пыталась бы верно ухватить и унести с собой эту красоту жухлых красок и неброскую прелесть осени, этот изыск увядания, это парадоксальное сочетание бедности и благородства скудного библиотечного убранства.
Лена! Фотографии, омытого дождем Пури, нереально красивы. Просто не верю, что и таким может быть город, который был выжжен и испепелен солнцем в мою бытность там, Ты так написала о библиотеке, что кусаю локоть, я пропустила этот объект из-за дефицита времени.((( Жду Конарк с нетерпением. Сил тебе и неисчерпаемого вдохновения...Вот!
vababa :
Мне легко писать о том, что понравилось, а Пури мне очень понравился! Библиотека- эх, жаль, что ты в нее не зашла... Она под стать Джаганатху , с эстетической точки зрения - даже и много лучше)
Джангл Бич
Немного распогодилось, и мы отправились сквозь рыбацкую деревню искать знаменитый многокилометровый пустынный пляж Пури – Джангл Бич. Ярко светило солнце, но Морской Бог посчитал, что окончания дождя для нас достаточно, и океан продолжал буянить и яриться. Поэтому все рыбачьи лодки лежали на берегу, кроме одной, которая всё никак не могла причалить.
Прогулка по рыбацкой деревне вдоль океанского побережья годится для очень узкого круга экстремально небрезгливых и морально устойчивых. Агрессивные дети окружили нас, как волчата, и просто требовали рупии! Ничего не получив, бежали рядом и всё норовили ударить, ударить, пусть и не больно, и не сильно, но...
Рыбацкая деревня, в конце концов, закончилась. Начался безлюдный, бесконечный песчаный Джангл-бич. Начался сосновый лес, отделённый от берега узкой полосой дюн, поросших хвойным кустарником. Продолжился бушующий и великолепный Индийский океан.
За пенной полосой прибоя, за разбивающимися о берег грозными валами вполне можно было комфортно плавать, но вот как туда попасть, а самое главное – как оттуда вернуться? Вспомнился вчерашний утоплый щеночек, и мы уважительно и робко удовлетворились сначала – созерцанием, а потом – барахтаньем в пене прибоя.
Океан в Ориссе обрамлён не пальмами, а хвойным лесом, выросшим на песчаной почве.
В жаркий день идти по хвойному редколесью, дыша сложным ароматом океана и соснового леса, – что может быть лучше?
А по лесу порхают Настоящие Прекрасные Бабочки и Ненастоящие Прекрасные Бабочки. Настоящие Прекрасные Бабочки капризны и неуловимы, как бывает капризна и неуловима красота. Они не садятся на выбранный цветок, а лишь на мгновенье зависают над ним и опять улетают по непредсказуемой и быстрой траектории.
А Ненастоящие Прекрасные Бабочки услужливо садятся прямо перед вашим носом и сидят, и сидят, а вы их не хотите и проходите мимо, а они опять лезут к вам и навязывают изо всех сил свою блёклость...
Захотите проверить, как там океан, – выходите из леса и поднимайтесь на дюну, вспугивая куропаток, сидящих в кустах.
Можно там, на дюнах, долго сидеть и смотреть на Его Величество.
Ну а как миновать прелести прогулки по рыбацкой деревне на обратном пути? Сведущие люди еще в Москве рассказывали мне, что можно перемахнуть через какой-то забор и избежать деревенского променада. Я была готова на забор любой высоты. Надо было найти забор, и мы его нашли.
И как раз на наших глазах через него перелезала группа прелестных девушек в сари – вероятно, студенток, потому что огороженная искомым забором территория принадлежит Университету Санскрита Пури. А с внутренней стороны девчат принимал молодой красавец-садху. Помог он и нам, предоставив свою железной крепости руку с посохом, а потом величественно указал направления следования.
Миновав огромную территорию университета, мы вошли в живописную деревушку, населенную исключительно жителями из касты браминов.
Во всяком случае, встреченные нами люди были чрезвычайно доброжелательны и чрезвычайно же любопытны. Мы приветственно махали руками, объясняли, where are we from, жали руки, делали фотоснимки, и никто не требовал рупис, чоклад и скул пен.
Конарк
Вы даже и думать не смейте пропустить осмотр Дома Солнца, колесницы Сурьи Махадева, знаменитой “Черной Пагоды” Конарка! Ради его осмотра можно перелететь с континента на континент, мы же с Надей воспользовались арендованным в Пури авто.
Сама дорога Пури-Конарк – это отличное шоссе, прекрасные виды, бескрайние пляжи, широкие реки, высокие пальмы, непуганые птицы и чудесные цветы. Особенно понравились камерные озёрца, одно – всё в лилиях, другое – в белых цаплях.
И еще место впадения реки в Океан.
По одной из версий, которая мне нравится больше других, поэтому её и выбираю, супруга царя Калинги – так раньше называлась Орисса, повелела своему царственному, вымоленному ею у бога Солнца, долгожданному сыну – в благодарность за его появление на свет – воздвигнуть храм, равных которому не было в целом свете, и в таком месте, в котором никто и никогда ничего подобного не строил.
Исполненный религиозного рвения, Нарасимхдэва воздвиг в месте слияние реки Маханади и Индийского океана, а ныне – маленьком городке Конарке гигантскую каменную колесницу, влекомую могучими лошадьми и охраняемую разъярёнными, попирающими боевых слонов, львами.
Приехав в Конарк, через скромный сувенирный рынок мы вышли к Храму Солнца – каменной колеснице с 24 искусно выполненными каменными колёсами.
И даже старательное облагораживание околохрамовой территории, чего я так страстно не люблю, не помешало увидеть это диво.
Я осознанно не даю своих неудавшихся фотографий с общим планом: после их просмотра вам не захочется все бросить, и полететь на Бенгальский залив лицезреть это чудо. Но дам в конце поста несколько фрагментов храмовой стены, с иссечеными песком и временем барельефами.
Хоть и не развевается над ним знак присутствия в доме Хозяина (в индийской традиции – вывешивать над действующим храмом флаг как знак присутствия в храме божества – прим. авт.), но и индусы, и иностранные гости обходили храм с благоговением.
Ничего не могу сказать про проклятие, якобы лежащее на храме. Считается, что его осквернили мусульмане, завоевавшие Ориссу. Мне там было замечательно хорошо!
А говорят (это я вам шёпотом сообщаю), говорят, что храмовая мурти до сих пор спрятана в окружающих песках и что брамины успели её вовремя снять и спрятать, как и бога Солнца из внутреннего зала. Поэтому храм вовсе нельзя считать осквернённым…
Как красиво написано!!!
На той фотографии твоей на фоне океана, где ты спиной, такие красивые линии :) Полюбовалась тонкими лодыжками и прекрасными руками .
Так, про океан рассказала, про старый город рассказала, про пляж рассказала, про лес тоже рассказала...и про Конарк рассказала....что еще...
А! Скажу еще пару слов про саму улицу- CT road, по которой мы тут с вами расхаживаем взад - вперёд.
Она, безусловно, не такая колоритная, как улочки старого города, но по своему хороша.
CT - road представляет из себя эдакий туристический кондоминимум с отелями, ресторанами, массажными салонами, итернет-кафе, банкоматами, множеством киосков, аптек, маленьких магазинчиков, принадлежащих, конечно же кашмирцам и некоторым вкраплением домов состоятельных пурийцев.
В маленьких магазинчиках можно купить всё, что вашей душеньке угодно. И себе, и на сувениры, и для отдыха. Вот я купила себе замечательную рубаху с вышивкой по краям местного производства - Орисса-стайл, сказал мне продавец, цена вопроса - 120 рупий. Между прочим, это первая моя тряпочка из Индии, которая не полиняла при стирке!
В лавочках можно наковырять совершенно замечательных старинных вещей, но много и неплохого новодела.
Вот я такую сову купила чудесную – дерево и бронза! Ну не было у меня в планах покупать сову, не может быть у человека таких планов. Но это такая сова, что не можно глаз отвесть...мои глаза хотели ее лицезреть всегда, и она переехала жить в Москву.
Что еще ...купила подружке чудесный серебряный старинный браслет.
Это я вам сейчас пиарю лавочку своего пурийского дружбана. Он прикольный малый - я его называла честный жулик. Гекалитры чая были совместно выпиты на его ковре