Аравийское море
Бенгальский залив
Индийский океан
Я не знаю, как у вас, а у меня обычно маршрут формируют несколько ключевых точек, которые я соединяю на карте и смотрю – что интересного можно увидеть между пунктами А, В и С. Одной из таких ключевых точек моего путешествия по Андра Прадеш и Карнатаке являлся Бидар и «бидри» - уникальное искусство жителей Бидара. Причем, сначала я узнала о существовании «бидри», и лишь потом в моем поле зрения возник Бидар - ныне мало кому известный провинциальный городок Южной Индии, а в ранее – столица султаната Бахманидов.
А дело было так: в январе 2009 года, разглядывая подписи к музейным экспонатам Биджапура, я наткнулась на незнакомое слово – «бидри» и потянула за серебряную ниточку, которая в январе 2013 года и привела меня в индийский Бидар.
Исскуство Бидри зародилось семь веков назад, когда султан Ahmad Shah Wali (1422-1436) привлек в свой новый город искусных чеканщиков из Ирана во главе с замечательным художником того времени, мастером - ремесленником, Abdullah-bin-Kais. Персидские мастера привезли в Южную Индию нехарактерные для нее узоры и технологии. И вот, впитав в себя соль земли индийской, появился новый способ обработки металла и инкрустации изделий серебром - замечательное персидско – индийское искусство "бидри”.
Говоря: " впитав в себя соль земли индийской” я нисколько не преувеличиваю – именно индийская земля, а точнее – земля Бидара, необычайно богатая селитрой, является изюминкой этой древней технологии.
Расплавленную массу, состоящую на 12 процентов из меди, на 83 процента из цинка, на 2 процента из олова и на 3 из свинца, заливают в углубление в земле, для улучшения ковкости добавляя в кипящую массу смолу и масло.
В результате к мастеру поступает довольно пластичный светло-серый кусок металла - он на фотографии лежит немного позади мастера.
Затем, воздействуя на остывший металл медным купоросом, получают вместо серого - черный цвет. На металл наносят (нацарапывают в виде углубленных борозд) рисунок...
...и аккуратно работая маленьким молоточком, вколачивают в эти борозды серебряную нить, выкладывая на гладкой поверхности серебряные узоры дивной красоты.
Затем изделие полируют пастой, основное действующее вещество которой – богатая селитрой земля Бидара, а так же хлорид аммония и вода.
В завершение, для блеска, готовый предмет еще раз полируют, только уже не пастой, а мягкой тряпочкой, смоченной в кокосовом масле.
Так я читала, но увидела на месте немного иное. Мастер инкрустировал серебро как в необработанный, еще пока серый и бесформенный кусок металла, а потом чернил изделие, причем серебро цвет не меняло...
...так и в готовое, уже черное, но пока еще скушное изделие.
Если и вы хотите увидеть - КАК рождается “бидри”, то поезжайте в Андра Прадеш, в Бидар, и найдите эту улицу ремесленников и мастеров бидри на ней. Вам будет проще – потому что я расскажу, ГДЕ именно нужно ее искать.
Нам было сложнее, поскольку мы располагали весьма скудной информацией, с точностью до нескольких десятков километров: иди – туда, не зная – куда, найди то, не знаю – что. Но мы пошли, вооруженные лишь знанием того, что "бидри" делают в Бидаре, и таки нашли вожделенные мастерские! Вы будете смеяться, но нашли мы их по звуку стучащих по металлу маленьких молоточков, потому что город уже накрывали сумерки, и видимость окрест нас была очень неважная. Но мы заприметили это место, и пришли туда на следующий день.
А идти надо так:
....повернувшись спиной к великой Медресе Махмуда Гавана, осмотр которой никак нельзя пропустить...
...по улице, перпендикулярной той, на которой стоит эта Медресе, пойти в сторону центральной площади, с установленными на ней башней с часами. Как дойдете до этой башни – поворачивайте направо и внимательно смотрите по сторонам.
В проемах домов и будут гнездиться мастера, в этих проемах на ваших глазах будет повторяться история, которой уже минуло семь веков, в этих проемах будут витрины с прекрасными изделиями на любой кошелек. Цена зависит от количества затраченного серебра и сложности узора, а совсем не от размеров, например, кувшина. Маленькая вазочка может весить намного меньше – в граммах, но намного больше – в цене.
Но не опускайте руки, бекпекеры – все доступно! Надо поговорить, повосхищаться, поторговаться – и унести в клювике интересный сувенир с древней традицией. Может быть очень маленький - но все равно очень красивый.
А если вам Бидар вам не по пути, то “бидри” продают и в Хайдерабаде, и в Бангалоре, и в Майсоре. Немного дороже и не так интересно, как принять вожделенный сувенир прямо из рук мастера.
Выставлены шедевры мастеров Бидри и в музеях Индии - вы теперь их легко сможете узнать сами.
Хочу такую красоту! ммм, это же такое искусство, такой труд!
какие красивые штуки!
Васта! Леночка! Уххх. захватило духх. Я ждала, что первым будет рассказ о Бидри! Спасибо, дорогая! Так подробно, кратко, точно, интересно о сложном деле только ты и можешь рассказать! Фото- замечательные, и правда- ехать никуда и не надо, иди по фото, бери-смотри, только вот не купишь...
Просто прекрасная штучка! Великолепный сувенир!
Иногда думаю- как хорошо, что есть еще на свете ремесленники, рукотворных дел мастера, несущие из тьмы веков искусство своих отцов, не устающих творить привычное и простое для них чудо. Бог любит таких людей, похожих в этом на него, главного Творца нашего. Пока человек творит, жизнь на земле продолжается.
tarjuman :
Я люблю ковырнуть немного глубже - процесс сбора информации захватывает не меньше путешествия!
А бидри - да, они прекрасны! Преподнесенные Ахмад Шаху мастером Абдуллой металлические изделия, изготовленные по новой технологии, так же, как и тебя, захватили и самого султана. И восхищенный синтезом персидского и индийского искусства султан организовал в Бидаре шлолу bidriware. А ведь изначально он вез великого мастера исключительно для декора своего нового дворца!
Это пожалуй, даже самое ценное в такого рода путешествиях, и как хорошо, что ты у нас любишь и знаешь, как и где ковырять! А потом и как рассказать и показать!
(Прям еще хочется такого-же чего-нибудь((
Лена, скажи, с какой целью ты привезла этот чудесный кувшинчик? Просто как декор, память и т.д. или еще и с практической точки зрения? Спрашиваю неспроста: прочитав технологию изготовления что-то у меня возникли сомнения, а можно ли в таком кувшине держать ту же воду, например? И здесь требуется срочная консультация Амина, как специалиста! :) Что происходит внутри такого сосуда с водой? нет ли химической реакции?
tadzh :
Я везла красивый сувенир с историей, но у меня тоже были такие же вопросы, как у тебя, которые я там озвучила. Меня успокоили, что сплав абсолютно безвреден, показали кучу сертификатов на стенах, и даже фото каких-то знаменитостей, пьющих из стаканов, изготовленных в технике "бидри". В любом случае, надо изделие вымыть внутри, но нельзя использовать моющие средства, а так же ставить его на огонь.
это уже хорошо, но хотелось бы все-таки мнение специалиста-химика еще услышать :) Ленусь, а какой вес сего изделия и цена :)
Elena Vasta :
просто онеметь можно от такой красоты. Прекрасные изделия! Твой кувшинчик (?) или как ты его называешь - гармония формы, цвета.
Думаю, он будет у тебя для красоты, для воспоминаний)
Тяжелые! Ужас! А купила я это все в начале трипа, и оно бессовестно ездило на мне! Так что если планировать купить несколько крупных штук, надо или ставить связку Бидар-Хайдерабад в конец трипа, либо быть готовыми к переноске тяжестей, а так же иметь запас пустого места в рюкзаке.
Цены на изделия колеблются от 250 рупий до 5 тыс рупий, одна и та же ваза, но с разным орнаментом может стоить и полторы тысячи, и 800. Маленькие фигурки не дороги, в них много серебра не поместишь. А вот я видела среднего размера вазочку, которая была в 2 раза дороже большого кувшина, но на ней был очень сложный орнамент, и на него пошло много серебра, а кувшин был строже, хотя очень красив! Серебро на проволоку берут высокой пробы, как я читала, готовясь к поездке.
Надя поставит свои изделия и напишет цены, а то я, как всегда, все позабыла)
как я тебе сочувствую! НО мучения были не напрасны - такая красота теперь на память! Я не перестаю восхищаться, просто млею от таких вещей! Мне даже не нужно жемчуга и пр., но от такой вазочки бы не отказалась :)
очень интересный рассказ :) cпасибо Лен
красивейшая , уникальная и тонкая работа . Браво Мастерам !
конечно , теперь понятнo почему ты так сейчас легко выпрыгиваешь cтоя на месте из застёгнутых джинсов :)))
Во-первых, поздравляю с отличным выбором, Лена! Это действительно - "высокий штиль", не какой-нибудь стеклярус на запястья за пару рупий!
Во-вторых, Тадж, браво! Даже если бы этих твоих последних строк и не было - я бы все равно предостерег Лену от практического использования, несмотря на пьющих из бидри знаменитостей. В древнем Риме водопроводные трубы были свинцовыми - и до сих пор по отложению свинца в костях определяют, сколько лет хозяин этого скелета прожил в Риме. Это те самые отравления солями тяжелых металлов, которыми все городские жители страдают. Это и запрещенные ныне свинцовые присадки в бензин для авто... Но думаю, как медик Лена это и сама знает... Остается сказать про бидри словами умкиной мамы: "Ее не едят, ею любуются!"
Вот спасибо за информацию! А то у родителей полно этих ваз дома, потому как в какой-то там период советского времени, их было завались в магазинах. Сколько я их с тех пор раздарила, не зная, что это такое )) Кстати, вазы тоже есть из золотистого металла с золотыми насечками и красной эмалью, это тоже бидри?
Имхо, чисто для красоты. Цветы, поставленные в такую вазу быстро дохнут ) Возможно, люди тоже ))
Нет, бидри могут быть только черного цвета с серебряной инкрустацией)
Ясно. Есть две такие вазы и кувшин с крышкой. И есть такие же точно чёрные с золотой насечкой. Значит, эти уже какие-то не те?
Вот, я так и думала, прочитав состав! Спасибо за пояснения :) Значит, в такой вазе нужно держать исключительно "зимние букеты", а еще лучше, как я и хотела - купить такого слоника и любоваться им, чтобы даже соблазна не было украсить вазочку цветами (я последнее время стала собирать разных слоников - такого в моей коллекции еще нет :)