Итак, четвертый наваб Ауда, перенесший столицу Ауда в Лакнау - Асаф-уд-Даула. О нем написано очень много, я особенно хочу выделить то, что грандиозное строительство в Лакхнау было затеяно им в связи с неурожаем на его территориях. И вот, чтобы дать людям Ауда работу, развернулась небывалая стройка, в которой были заняты 20 тысяч человек.
Четвертый наваб Ауда Асаф-уд-Даула Так возник особенный архитектурный стиль - Лакхнавият, индийское барокко, синтез индийской, европейской, персидской и могольской архитектуры. А жемчужиной и несомненным центром города является Большая Имамбара, Бара Имамбара - дом имама.
Бара Имамбара (Асафи Имамбара, Большая Имамбара)
Архитектурное решение Большой Имамбары восхищает знатоков: её пятидесятиметровый зал - один из самых больших сводчатых залов в мире. Для поддержки двадцатитонного потолка пятнадцатиметровой высоты не было использовано ни одной железной или деревянной подпирающей балки. Все это стало возможным благодаря применению особой техники - "kara dena", при которой кирпичи ломают точно под необходимым углом и укладывают встык, а затем покрывают слоем бетона.
Главный зал Большой Имамбары
В лабиринтах Бхул Бхулайи بهل بهلاءو.
Второй изюминкой Большой Имамбары является "Бхул Бхулайа" – разноуровневый лабиринт, переплетение узких и широких коридоров, лестниц, ведущих то вверх, то вниз, смотровых площадок, маленьких комнат и комнат побольше.
Для того, чтобы попасть в лабиринт, нужно выйти из главного зала имамбары, войти в небольшую арку, расположенную справа в торце здания, и начать подъем по широкой лестнице.
И вот перед вами открываются коридоры, отходящие от главной лестницы на разных уровнях - ныряйте туда бесстрашно. Коридоры то суживаются, то расширяются,то соединяются то разбегаются, и все это было создано для того, чтобы враг, проникнувший в имамбару, запутался в этих хитросплетениях, и таким образом можно было бы выиграть время.
Название лабиринта переводится как «пойдешь и не вернешься», и я могу сказать, что впала в отчаяние в этом, поначалу показавшимся простеньким и наивным лабиринте. Уже не ходила, а бегала! Периодически мне казалось, что вот он, выход, но это оказывалась очередная смотровая площадка. Важно! Я была одна и не могла проверить уникальной акустики Имамбары. Если вы стоите на одной смотровой площадке над главным залом, а ваш друг находится напротив вас, на другой стороне, то вы должны отчетливо услышать звук зажигаемой им спички. Тут нет толп, наводняющих Гол Гумбаз в Биджапуре, поэтому вам никто не помешает проводить свои эксперименты.
Ноги у меня замерзли, потому что вход на территорию Имамбары в обуви запрещен. Берите теплые носки! В этих холодных коридорах тоненькие носочки бессильны перед могильным холодом камня.
Так я бегала, пока не встетила группу индийцев, к которой и примкнула с облегчением.
Мои спутники сначала смеялись над нашими общими потугами - найти выход, а потом начали ругаться. Наконец кто-то вспомнил ключик к выходу: "хочешь попасть вниз - иди наверх"! И мы вышли!