Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Бихар и Джхаркханд: полезная информация

  • 1
    02 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    विहार 
    Ох уж этот Бихар! Притча во языцах и страшилка для туристов: самый нищий, самый криминальный, самый опасный. Священное место для  буддистов и джайнов всего мира,  и при этом почти тотально индуистский. Тут умер и был кремирован основатель джайнизма Махавира, сюда Сиддхарта Гаутама прибыл обычным царевичем, а  вышел  Просветлённым Буддой, и здесь, в Бихаре особенно сильно было движение к освобождению Индии от колонизаторов.

    Нынешняя столица Бихара Патна в своё время была столицей самой первой индийской империи, созданной  Чандрагуптой Маурья . Только она тогда называлась не Патна, а Паталипура, и была могущественейшим городом мира в течении 1000 лет.

    Современный Бихар на севере  граничит с Непалом, на юге с Джаркхандом , на западе с Уттар-Прадешем и на востоке с Западной Бенгалией.

    На принадлежащей Бихару индийско-непальской границе есть пункт наземного её пересечения, которым могут воспользоваться и туристы. С индийской стороны -  это невзрачный Раксаул, с непальской – куда более симпатичный Биргандж.  

     
    По количеству населения и по его плотности на единицу площади Бихар занимает третью позицию среди индийских штатов. Несмотря на большое количество буддистких святынь, штат является почти на 80% индуистским, около 16 процентов его жителей мусульмане и лишь полпроцента приходится на все остальные религии, в том числе джайнизм и буддизм. А ведь само название штата "Бихар" произошло от слова "вихара" - убежище, что было закономерно для территории,  когда-то буквально усеянной буддистскими монастырями и убежищами. 

    В Бихаре есть 2 действующих аэропорта: Lok Nayak Jayaprakash в Патне и Gaya Airport в городе Гая. Из  Патны вы можете улететь в Дели, Мумбаи, Калькутту, Лакнау, Бангалор, Хайдарабад, Ченнаи, Пуну и Ранчи. Удивительно, но аэропорт грохотной  Гайи является международным! Есть  рейсы в Коломбо, Сингапур, Бангкок и тд. Очевидно, что наличие таких значимых буддистских святынь сыграло главную роль в том, что Гайя принимает международные рейсы. 

    Великий  судоходный Ганг с запада на восток связывает Бихар со всей Гангской долиной  и делит Бихар на две неравные части.
     

     Железнодорожное и автобусное сообщение в штате тоже имеется. Автобусы, пересекающие почти весь штат, не особо комфортабельны, но дешевы, что для бекпеккера немаловажно

  • 2
    02 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ПРАЗДНИКИ В БИХАРЕ

    Сонепур Мела (Sonepur Mela) - ярмарка слонов, ноябрь/декабрь. Проходит при куда более впечатляющем наплыве людей и животных, чем раскрученная ярмарка верблюдов в Пушкаре. 

     
    Паталипутра Махотсава (Pataliputra Mahotsatva), март, Патна. Понятное дело, чему посвящено действо - истории города Патны в ее бытность Паталипурой, великой столицей грозной империи. Проходят соревнования, состязания, концерты.

     Раджгир Махотсава (Rajgir Mahotsava), октябрь. Раджгир Махотсава это красочный ежегодный фестиваль танца и музыки, который проводится в Раджгире -  древней столице царей Магадхи. Отдел туризма в Бихаре организует этого оживленный фестиваль классических и народных танцев. Программа включает в себя инструментальную музыку, песни суфиев, оперу, народные танцы, балет или многие школы классического танца и музыки. Этот фестиваль проводится в последнюю неделю октября и является крупным туристическим событием Индии.

    Чхат Пуджа (Chhath Puja) - весь Бихар, октябрь/ноябрь, длится 4 дня, празднуется на шестой день после Дивали. 

     Люди выстраиваются вдоль берегов рек и омывают свои тела в честь Сурьи, а замужние женщины, предварительно постившиеся 36 часов, погружаются в воду и предлагают богам фрукты и цветы. 

     
    Chhath" формально начинается с  'nahai-khai', то есть ритуалистической ванны, принимаемой женщиной,  прежде, чем приступить к приготовлению  традиционной еды из вареного  риса и тыквы.

    Она - 'varti' - та, кто совершает молитвы Chhath и следует за старыми ритуалами, связанными с нею.
     
    Для приготовления ритуального блюда используется только сухая манговая древесина. Затем, после приготовления, священным блюдом угощают соседей. Во время приготовления ритуального блюда женщины постятся. 

     ИСКУССТВО БИХАРА

    В первую очередь хочется отметить знаменитай художественный стиль Мадхубани, прославивший Бихар на весь мир.

    Так же Бихар знаменит своими музыкальными исполнителями и особенными стилями в индийской музыке и танце.
  • 3
    02 апр. 2014
    GNC343 (модератор)
    Наблюдается фул-бихаризация нашего сайта (ну, я не мог не отреагировать. Как истинный бихарец))
    А в целом, спасибо за информацию о моей малой Родине.
  • 4
    02 апр. 2014
    Н.Кошельков
    GNC343 сказал(а):
    фул-бихаризация
     С Бихаром чёткий прикол, ничего не скажешь)
  • 5
    02 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    GNC343 сказал(а):
    Наблюдается фул-бихаризация нашего сайта
     Даешь Бихар!
    GNC343 сказал(а):
    А в целом, спасибо за информацию о моей малой Родине.
    А если у вас там рядом есть река, то от вас репортаж с  
    Elena Vasta сказал(а):
    Чхат Пуджа (Chhath Puja)
     Может даже Татьяна, как замужняя женщина, поучаствует?  Фотографии с фестиваля очень красочны! Прикупи ей только сари
     


     
  • 6
    03 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Продолжу про любимый штат.

    ДОСТРОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БИХАРА И ДЖХАРХАНДА

    Бодхгайя (Бодгая, Bodhgaya) 

    Одно из главных мест паломничества у буддистов. Население: 30 тыс. чел. Находится  в 96 километрах от Патны, в 13 км от Гайи. 
    Именно тут, под священным деревом Бодхи, произошла трансформация  принца Гаутамы в просветлённого Будду. Декабрь и январь - высокий сезон, поскольку в Бодхгайе находится Его Святейшество, и кород заполнен паломниками. Так пишут все. Но вот я была в январе 2014 - и ни далай ламы, ни паломников, ни туч народу там не было.

    Как добраться
    Автобусом: из Патны (2 автобуса в день), Варанаси и Силигури (частные автобусы). Самолетом: до Патны или Бодхгайи, причем аэропорт Бодхгайи - международный. Поездом: до Гайи. Из Гайи  в Бодхгайю можно попасть на рикше, автобусе и темпо.

    Что посмотреть:
    Мы  с oksanaS описали Бодхгайю тут
    А тут - еще кое-какой трёп на эту тему.

     
    Пещерный комплекс Дангешвари, пещеры Махакалы (Dungeshwari Cave, Mahakala caves)

    Год постройки: 7-й и 10-й век нашей эры, вход бесплатный.
    В этих пещерах Гаутама Будда медитировал в течение 6 лет, после чего отправился в Бодхгайю. Там, под деревом Махабодхи простой женщиной ему была предложена пища. Он принял эту пищу - и отверг путь аскетизма)
    Пещерный комплекс находятся недалеко от Гайи, и в 12 км от Бодхгайи. От остановки рикши или такси вам придется попыхтеть, поднимаясь сначала по крутой дороге с попрошайками, а потом по такой же крутой лестнице - к самим святилищам. Подробнее - тут

    Пещеры Аджвиков. Барабарские холмы, холм Нагарджуна

    Моя мечта осуществилась, о чем я вдохновенно описала тут. А пещеры расположены в 40 км от Гайи и неподалеку от городка Bela. От туда вы едете куда-то в поля, в сторону сгрудившихся в холмы огромных валунов. Можно брать такси от Гайи,Бодхгайи или Патны. Лучше брать с собой и гида. Но если у вас свободный хинди, то можно обойтись и без него.
     

     

    Просмотреть увеличенную карту

    Раджгир (Радажгриха, Раджагаха) и Наланда
    Расположен  в 80 км к северо-востоку от Патны, в 65 км по этому же меридиану от Бодхгаи.
    Раджгир одинаково почитаем тремя религиями  - индуизмом (тут разворачивались события, описанные в Махабхарате), буддизмом  и джайнизмом (и Будда и Махавира любили Раджгир и провели тут много времени). Город окружен пятью холмами, на которых видны развалины внушительных городских укреплений. 
    Находящаяся в 12 км от Раджгира Наланда в древности была знаменита своим буддийским университетом. Территория бывшего университета находится в руинах, но ухожена и активно посещаема.
    Население
    Раджгир  - 35 тыс. чел

    Как добраться
    Автобусом из Гайи (ходят часто) или из Патны (1 раз в день)
    От Раджгира до Наланды шеред джипом до деревни  Бихар Шариф. Выйти в деревне Наланда у поворота на университет и взять до руин   (University Ruins) общественную конную повозку (тонга), на которой проехать еще  3 км.
    Поездом: от Патны 3 ежедневных поезда-экспресса: в 8-10, в 14-50 и в 23-30. В пути от 3х до 5 часов.

    Что посмотреть в Раджгире:
    1 Горячие источники  храма Лакшми Нараяна (Lakshmi Narayana Temple) в 2 км от Раджгира (температура воды около 45 градусов).  "Таподах", что означает "воды тапаса". Согласно легенде, эти целебные воды впервые были согреты тапасом подвижника Какшивана, легендарного риши из рода Паджра, автора некоторых гимнов Ригведы. Они расположены у подножия холма Вайбхава. 

    "Оттуда, владыка людей, пусть паломник идёт в Раджагриху; 
    омывшись там, в Тёплых водах, 
    он вкусит блаженство подобно Какшивану." (
    Махабхарата, Араньякапарва, Сказание о паломничестве к тиртхам, гл. 82)
    2  Ступа Венувана Вихара (Venuvana Vihara) и монастырь: в 5 км к югу от города, построенный  для того, чтобы в нем мог останавливаться  Будда. Подьем на верх по канатной однокресельной дороге.
    3  Пик Грифов, Гриддхакута (Vulture's Peak, Griddhakuta) на склоне холма Ратнагири (Ratnagiri Hill) в 3 км от центра Раджгира. На этом месте Будда проповедовал своим ученикам о Втором Колесе Дхармы. На вершине холма стоит японская Пагода Мира, Вишвашанти Ступа (Peace Pagoda, Vishwashanti Stupa). Также на холмах находятся 26 джайнистских храмов (Jain Temples). Подняться на холм Ратнагири можно либо пешком, либо на  подъемнике (8:00-13:00 и 14:00-17:00, 30 рупий).

    4 Пещера Саптапарни (Saptaparni cave). После того, как Будда ушел в нирвану, его ученики встретились в пещере Саптапани(Саптапарни) в Раджгире, в которой по преданию медитировал сам Будда, пережидая сезон дождей. Здесь же и состоялся Первый Буддийский Собор, где впервые были записаны поучения Будды.

    5  Бамбуковые рощи Венувана. Когда Будда впервые посетил Раджгир, его встретил царь Бимбисара. Царь, впечатлённый этой встречей, убедил Будду остаться. Он подарил ему бамбуковые рощи, названные Венувана, которые стали любимым местом Будды. Свободные от москитов, располагавшиеся вдалеке от города, с чистым, мягким воздухом и водоёмами с прохладной водой, эти рощи были идеальным местом для медитации (источник) 

    Что посмотреть в Наланде
    Буддистский университет  (5 век) - знаменитый в свое время на весь мир. В 8 веке в этом университете проходил курс обучения известный китайский путешественник и ученый Сюаньцзан, и описал Наландский университет.С его слов нам известно, что тут училось и проживало более 10.000 учеников и монахов и 1500 преподавателей. В университете изучали теологию, астрономию, метафизику, медицину, философию и другие предметы. В Наланде было три огромные библиотеки. Когда в 12 веке университет был разрушен афганским завоевателем Бактиаром Килджи, бесценные рукописи сжигали в течение полугода. Вход 100 рупий, с 9:00 до 17:30

    В наше время на месте университета можно увидеть руины и фундаменты учебных корпусов, 4-х храмов и 9-ти монастырей, разбросанные на значительной площади. Сохранилась тридцатиметровая Great Stupa.

    Очень рекомендуют посетить находящийся рядом  археологический музей, вход 2 рупии, с 10:00 до 16:45, сбт-чтв), в котором хранится печать университета, небольшая, но интересная коллекция индуистских и буддистских скульптур из камня и бронзы, в том числе древних будд, не обезображенных мусульманскими завоевателями и Картимукхи (горгульи). 

    Современный исследовательских институт Nava Nalanda Mahavira специализируется на изучении памятников литературы на языке пали и хранит коллекцию старинных буддистских рукописей, которая доступна для посетителей.

    В 2 км от комплекса находится огромный мемориальный зал путешественника Хьюен Цанга (Xuan Zang Memorial Hall), вход бесплатно, часы работы 9:00-17:00. он построен как пагода мира.


     

  • 7
    04 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Сасарам

    Расположен в 130 км к юго-западу от Патны

    Как добраться
    Поездом из Калькутты, Дели, Патны, Варанаси, Бодхгаи.
    Автобусом: из Варанаси, Патны, Лакхнау, Аллахабад, Мирзапур, Бодхгаи и Ранчи.
    Согласно легенде в этих местах жил и погиб в битве с Парашурамой мифический воин Сахастрабаху во времена описываемые в «Рамаяне». Название города может происходить от комбинации имён этих мифических воителей. Некоторые историки верят, что название происходит от имени древнего правителя Никулакасхакабасу, или от имени Парашурамы. 

    Главная достопримечательность - гробница Шер-шаха, является объектом наследия ЮНЕСКО.
    Мавзолей очень похож на гробницу Иссы, находящуюся в дели к комплексе Хумаюна, но нахождение гробницы Грозного Шер Шаха посреди водоема отличает ее ото всех великих гробниц.
     

     

    Павапури (Pawapuri)
    Находится в 70 км к юго-востоку от Патны - еще одно святое место для джайнов. В Павпури в 500-м году до н.э. скончался и был кремирован Махавира, основатель джайнизма. 
    В честь этого тут выстроен беломраморный храм - Джалмандир (Jalmandir), стоящий посреди пруда. Пруд вычерпан ладонями паломников на месте кремации Махавиры, земля с этого святого места считалась священной, и каждый паломник обязательно уносил с собой пригорошню.
    Для того, чтобы попасть в Павапури, нужно сначала из Патны или Раджгира добраться до местечка под названием Бихар Шариф (Bihar Sharif, к юго-востоку от Патны).


    Национальный парк Вальмики
  • 8
    04 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Кундалпур (Kundalpur)
    В расположенном сразу за Наландой Кундалпуре родился Махавира, последний тиртханкар и основатель джайнизма. Кстати, он убил "огнем" в мистическом поединке основателя секты аджвиков Маркалидеву.
    В Кундалпуре выстроен небольшой храмовый комплекс Нандьяврта Махал, состоящий из трех небольших храмов, в главном из которых восседает Махавира. Так же в комплексе есть 72 идола тиртханкаров
  • 9
    04 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Бихарская школа йоги

    В 170 км к западу от Патны, в городе Мунгер (Munger), население которого составляет 1,3 млн. чел,находится знаменитая на весь мир Бихарская Школа Йоги (Bihar School of Yoga или Bihar Yoga Bharati University, Ganga Darshan, Munger, тел. 222430, www.yogavision.net. 

    Как добраться
    От находящегося в 6 км крупного жд узла Jamalpur Junction (JMP), куда прибывает масса поездов со всей Индии, на рикше, такси или автобусе до Школы Йоги.
    Или  из Патны, Бихар Шарифа и других крупных населенных пунктов Бихара добраться прямо в Мунгер на автобусе. 

    Бихарскую школу йоги основал знаменитый ученик Свами Шивананды. Известный йог-путешественник и ученый Сатьянанда Сарасвати создал при своем ашраме в Мунгере научный центр, оборудованный по современным западным технологиям, для исследования эффекта древних практик йоги и тантры. Одна из наиболее известных и эффективных техник, которые применял Свами Сатьянанда — «Йога-нидра» (йогический сон). 

     ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА
    Статическое выполнение небольшого количества достаточно простых асан. Акцент — на пробуждение кундалини — основной творческой силы, «спящей» в основании позвоночника. Большое внимание уделяется очистительным процедурам и пранаяме. Одна из основных особенностей Сатьянанда йоги — уникальная техника «Йога нидры», или «йоги психического сна». Это вид медитации (сродни аутотерапии), осуществляемой лежа под диктовку наставника, когда тело расслабляется и сознание становится восприимчивым к внутренним переживаниям.
    ЭФФЕКТ
    Занятия Сатьянанда йогой направлены в основном на получение терапевтического эффекта — обретение здорового духа в здоровом теле. Уникальная техника «йога-нидры» помогает встретиться со своими комплексами, старыми страхами, переживаниями, осознать их и отпустить раз и навсегда. По словам Сатьянанды, получая доступ к бессознательному, «разум может использовать йога нидру для достижения совершенства в любой области».
    КОМУ ПОДОЙДЕТ
    Бихарская школа (или Сатьянанда-йога) подходит для людей, погруженных в культуру и философию Индийской йоги. Даже самым целеустремленным ученикам, Бихарская школа йоги предлагает быть «монахом в миру», то есть вести жизнь санньясина, не отрекаясь от социума.
    КОМУ НЕ ПОДОЙДЕТ
    Учитывая терапевтическую направленность, физиологических противопоказаний нет. Неприятие на ментальном уровне может возникнуть лишь у людей, предпочитающих фитнес-йогу, без особых привязок к индийским традициям.

    источник


  • 10
    04 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Джхаркханд

    (Какое ужасное слово - язык сломаешь)) 

    Джхаркханд лишь недавно выделили из Бихара в отдельный штат - по требованию Адиваси.
    Adivasi — термин, обозначающий любую из этнических групп или племен, считающихся аборигенными жителями Индии[1], сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Эти группы, хотя сейчас и считаются меньшинствами, вместе составляют существенную часть населения Индии.

    Адиваси представляют собой мало индустриализированные сообщества, занимающие гомогенную территорию, имеющие черты племенной организации, говорящие на едином племенном языке, верящие в общее происхождение, при этом не входящие в индийскую кастовую систему. Адиваси по сути — совокупность разных, зачастую не родственных друг другу народов, они не представляют антропологического, языкового, этнического, социального, политического единства.
    Антропологи Хуттон, Гхурье, Бозе, Косамби полагают, что культурная традиция индуизма органически связана с племенными культурами. Рислей, О Маллей, Элвин, Хаймендорф считают, что кастовые индийцы и племенные народы всегда жили обособленно с незначительными и редкими контактами между ними.
    Общества адиваси наиболее представлены в штатах Орисса, Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх, Раджастхан, Гуджарат, Махараштра, Андхра-Прадеш, Бихар, Джаркханд, Западная Бенгалия, Мизорам, на Андаманских и Никобарских островах. Многие из небольших групп очень чувствительны к разрушению природной среды, что происходит как из-за модернизации страны, так и из-за традиционного сведения лесов для сельского хозяйства[2]. Эти племена официально признаются индийским правительством, а их представители имеют право на определенные льготы.
    В Джхаркханде есть  аэропорт Бирса Мунда в Ранчи - столице штата.
     В этом крохотном штате сосредоточено 40% природных ресурсов страны, в основном каменного угля, меди и железной руды.

    Достопримечательности
    Холм Параснатх - паломническое место джайнов.На вершине холма, на высоте 1366 метров находится 31 джайнский храм. Гогда-то тут нашли спасение 24 джайнских тиртханакара, включая столетнего Параснатха - отсюда и название.
    Сюда приезжают на автобусах из Мадхубаны - городка, находящимся в 13 км от холма. В Мадхубане есть железнодорожная станция и несколько дарамшал, обычно заполненных под завязку. Но есть и отели, например, Yatri Nivas 

     
    Ранчи (столица) - храм Джаганатх, находится в 12 км от города. Является маленькой копией храма в Пури, но в отличии от Пури, доступ в этот храм для нехинду открыт.


    Национальный парк Бетла (Паламау)
     

     
    Находится в 140 км на запад от Ранчи. Это лучшее место в Индии для встречи с дикими слонами. Тигры тут тоже есть, но их встретить значительно труднее. На туристических сайтах Индии отмечается как самое интересное для туристов место в Джхаркханде
  • 11
    06 апр. 2014
    GNC343 (модератор)
    Лена-Васта попросила меня, как бихарского старожила (как-никак, третий месяц пошёл моего здесь пребывания), рассказать об ископаемых богатствах Бихара и примкнувшего к нему (а точнее, отколовшегося от него) Джаркханда.

    Не знаю, насколько недра этой земли интересуют собирающихся к нам путешественников (ни разу не видел на туристских рюкзаках притороченную кирку или лопату), но информацию собрал и вывалю сейчас на ваши головы.
    Вы помните арию индийского гостя из оперы Римского-Корсакова? Конечно, помните: «не счесть алмазов в каменных пещерах…» и дальше там по тексту про жемчугА и яхонты.
    Так вот, у Садко в Новгороде на тот момент, похоже, был торговый представитель других индийских штатов, не Бихара, потому что у нас ни алмазов, ни жемчугОв, ни яхонтов (которые теперь именуются рубинами и сапфирами) нема. Так же, впрочем, как золота, серебра и изумрудов.

    Из красивых штучек среди бихарско-джаркханской горной добычи достойны упоминания разве что агаты – здесь находятся крупнейшие в мире месторождения этого полудрагоценного поделочного камня. Мне лично агаты нравятся своей уникальностью, разнообразным и неповторимым рисунком.
     


      Идеальный камень для поделок – камей, гемм… Собственно, само слово «гемма» восходит к санскритскому «джема», что агат и означало. 


     Разновидностью агата являются оникс и сардоникс, недорогими поделками из которых полны делийские магазины: шахматы, рюмки, подсвечники, даже настольные лампы (хотел такую купить когда-то, но уж больно тяжела, точёная из цельного камня).
     


     
    Остальные ископаемые в Бихаре-Джаркханде не слишком романтичны – железо, медь, уголь, уран даже… Но зато этого железа и угля здесь сто-о-олько, что не знают, куда девать. 


    (правда, фото железнорудного карьера сделано мною не в Бихаре, а в Карелии. Но разницы никакой)
    Разработка началась ещё при англичанах, в XVIII веке, и идёт до сих пор усиливающимися темпами, а конца-края запасам не видно. Казалось бы, каким богатым и процветающим должен был стать за эти века Бихар!

    Но особого богатства среди местных жителей я, честно говоря, не ощутил. Как-то, не в коня корм. Вот, окажись Бихар (ну, да, с Джаркхандом) в центре Европы, за него бы уже все пять раз передрались, как за Рур или Эльзас с Лотарингией, и денег бы вложили немерено.

    А в Индии – нет, самая глухая и нищая провинция (кто был, тот подтвердит).
    Сейчас, правда, началось какое-то шевеление, строят здесь новые промышленные предприятия, электростанции. Одну из местных угольных ТЭС строю я (ну, не один, конечно)).

    Так что, как говаривал дедушко Ленин старику Уэлсу: «Приезжайте ка Вы к нам, батенька, лет через двадцать пять… То-то удивитесь!»
    Мы как раз станцию свою достроим.
    А кого руда и электростанции не интересуют, приезжайте прямо сейчас.
  • 12
    06 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Высасывают, значит, из нашего Бихара все до дондышка....Но все же есть прогресс, говоришь... Кстати, мне говорили в Патне, что преступность в штате удалось победить.
  • 13
    06 апр. 2014
    GNC343 (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    мне говорили в Патне, что преступность в штате удалось победить.
     Хотелось бы верить.
    Но пока, если по какой-то причине белая леди едет с водителем в машине одна, ей рекомендуют залечь на заднее сиденье и прикрыться шалью, чтобы в окно не видно было.
    Впрчем, если не одна, то всё равно рекомендуют. :(
  • 14
    06 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    ой, как красиво!
    GNC343 сказал(а):
    Разновидностью агата являются оникс и сардоникс, недорогими поделками из которых полны делийские магазины: шахматы, рюмки, подсвечники, даже настольные лампы (хотел такую купить когда-то, но уж больно тяжела, точёная из цельного камня).
     Это все изделия бихарских мастеров?
    GNC343 сказал(а):
    Elena Vasta сказал(а): мне говорили в Патне, что преступность в штате удалось победить.  Хотелось бы верить. Но пока, если по какой-то причине белая леди едет с водителем в машине одна, ей рекомендуют залечь на заднее сиденье и прикрыться шалью, чтобы в окно не видно было. Впрчем, если не одна, то всё равно рекомендуют. :(
     Шутишь??? Это сейчас вот так вас предупреждают? А меня из Патны одну без гида отправили....А белому джентльмену не надо залегать на дно машины?
  • 15
    06 апр. 2014
    Aspirina
    Elena Vasta сказал(а):
    Находящаяся в 12 км от Раджгира Наланда в древности была знаменита своим буддийским университетом. Территория бывшего университета находится в руинах, но ухожена и активно посещаема.
    От одного только перечисления легендарных имен у практикующего буддиста может захватить дух в благоговении. А может и не захватить :) ... Нагарджуна, Арьядэва, Буддхапалита, Бхававивека, Чандракирти, Шантидэва, Шантаракшита, Камалашила, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Вимуктисена, Харибадра, Гунапраба, Сакьяпраба, Атиша, Наропа... 
     




     А вот с этим монахом-гидом мы познакомились в бирманском буддийском монастыре в Раджгире, где мы жили. Уже перед выездом в Наланду, он нам что-то говорил о том, чтобы мы его подождали и поехали вместе... но нашего английского не хватило, чтобы понять, что он приглашал нас на экскурсию. Мы это поняли уже задним числом, покидая Наланду...      

     

     
    Уходили мы вовремя ;) 


     
    Elena Vasta сказал(а):
    От Раджгира до Наланды шеред джипом до деревни  Бихар Шариф. Выйти в деревне Наланда у поворота на университет и взять до руин   (University Ruins) общественную конную повозку (тонга), на которой проехать еще  3 км.
    От Раджгира до Наланды можно еще добираться на автобусе. Нужно спросить откуда они отходят. Если память не отшибает, мы ехали 20 мин., 10 руп. А потом да, нужно брать рикшу или идти пешком 2-3 км, 20 руп. У нас не было времени, а то бы может и прогулялись.  
  • 16
    06 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Aspirina сказал(а):
    Нагарджуна,
     
    Aspirina сказал(а):
    Шантидэва
     
    Aspirina сказал(а):
    Наропа
     У меня только от этих трех имен дух захватило, остальные не знакомы. Надо же! Они современники? Или в разное время там жили?
    Вот это Бихар, вот это Наланда.... Такие мыслители ходили, размышляли, дышали там...
  • 17
    06 апр. 2014
    GNC343 (модератор)
    Aspirina сказал(а):
    у практикующего буддиста может захватить дух
     Дух захватывает даже у непрактикующего православного - от древности, красоты, величия духа людей, которые здесь побывали много веков назад. Здесь атмосфера забирает и улучшает душу, независимо от вероисповедания...
  • 18
    06 апр. 2014
    Aspirina
    Elena Vasta сказал(а):
    У меня только от этих трех имен дух захватило, остальные не знакомы. Надо же! Они современники? Или в разное время там жили?
     Не мудрено, что именно от них :)

    Все они жили в разные эпохи.
    Нагарджуну одни относят к I веку н.э., другие к II-III векам. Третьи говорят о нескольких Нагарджунах, четвертые - о разных воплощениях одного и того же персонажа.  Когда
    говорят о Нагарджуне, как правило, имеют в виду основателя философской буддийской школы мадхьямика-прасангика или школы среднего пути, объявившего о пустотности пустотности ))) 

    Время основания Университета Наланды некоторые историки скромно причисляют к V веку. Но, похоже, на это время приходилось начало расцвета этого учебного заведения, а на самом деле уже во времена Нагарджуны в Наланде имелся монастырь для первых буддийских монахов махаянистов, ставший центром притяжения паломников. 
      
    Шантидэва был последователем школы мадхьямика-прасангика в VIII-IX вв и известен тем, что одним из первых артикулировал путь Бодхисаттвы, идеал буддизма махаяны. Шантидева под видом обычного монаха писал по ночам в секрете свои труды, а днем потом отсыпался, за что обрел славу дурачка и лентяя. О нем говорили как о том, кто только спит, ест и испражняется. Однажды его собратья решили над ним пошутить и попросили его дать учения с недосягаемо высокого трона. Ничтоже сумняшеся Шантидэва воссел на него при помощи левитации и зачитал им свою Бодхичарья-аватара (Путь Бодхисаттвы).

    Наропа был одним из последних легендарных ученых Наланды в XI веке. Известен как один из основателей линии кагью в тибетском буддизме. Он был блестящим эрудитом своей эпохи и стал одним из четырех настоятелей Университета. С ним связана одна очень популярная легенда-быль, которую я читала во многих источниках с небольшими вариациями:

    Однажды Наропа сидел глубоко погруженный в чтение книг, когда вдруг легкая тень легла на страницу. Он поднял взгляд и увидел ужасно страшную старуху. Она спросила его: «Что касается учения Будды... ты понимаешь смысл слов или внутренний смысл?» Когда Наропа сказал  «Понимаю смысл слов...», старуха радостно рассмеялась и затанцевала: «Я счастлива, Наропа, потому что ты сказал правду». Но когда Наропа добавил: «и внутренний смысл тоже», старуха пустилась кричать и рвать на себе волосы. И, пронзив его взлядом, обозвала лжецом.
     
    Наропа был в шоке от того, что вдруг осознал, что, посвятив всю свою жизнь учению и практике завещанного Буддой, он так и не постиг его эссенции. Это заставило  его отказаться от поста аббата и пуститься на поиски своего учителя, Тилопы. Но это уже другая история.      

  • 19
    06 апр. 2014
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Aspirina сказал(а):
    Шантидэва был последователем школы мадхьямика-прасангика в VIII-IX вв и известен тем, что одним из первых артикулировал путь Бодхисаттвы, идеал буддизма махаяны.
     Это же его:
    "Человеческое тело подобно лодке, в которой мы можем пересечь великий океан страданий.Такую лодку нелегко будет найти снова, так что нет времени спать, глупец!"

    Вот чего обидно. что хватаешь весла уже практически тогда, когда оказался у другого берега и судорожно начинаешь от него отгребать)
  • 20
    07 апр. 2014
    Aspirina
    Elena Vasta сказал(а):
    когда оказался у другого берега и судорожно начинаешь от него отгребать)
    на другом берегу - освобождение от страдания, Пробуждение. Зачем же ты от него судорожно отгребаешь? )))