В Минске… хотел работать Альберт Эйнштейн. Останавливаемся у главного корпуса Белорусского государственного университета.
– Как известно, БГУ открыли в 1921 г. Сразу же стали приглашать преподавателей из-за границы, – рассказывает экскурсовод. – В их числе оказался выдающийся ученый из Берлина Яков Громмер, работавший ассистентом у Альберта Эйнштейна. Громмеру тяжело было получить работу в Германии.
К тому же он страдал редкой болезнью акромегалией – у него были ужасающих размеров кисти рук и стопы ног. В 1928 г. ему предложили место в Минске. В 1930-е гг. уже сам Альберт Эйнштейн решает уехать из фашистской Германии, где его стали притеснять. Он обратился к своему другу Якову Громмеру, который много писал ему о работе в БГУ. Тот действительно пытался обеспечить место Эйнштейну в университете. Посоветовался с Николаем Гикало, но тот побоялся взять на себя такую ответственность и позвонил самому Сталину.
В ответ услышал: «Пусть этот Эйнштейн сидит в своей синагоге и не лезет в чужие». В итоге Эйнштейн уехал в Америку.
В Минске… Корней Чуковский придумал «Доктора Айболита». Идем по пр. Независимости. – Раньше этот квартал от ул. Ленина до стадиона «Динамо» называли Африкой, – показывает гид на дома по правой стороне проспекта. – По одной из версий, здесь находился передвижной зоопарк с экзотическими животными. Согласно другой, это был неблагополучный район, где жили в основном бедные люди, которые работали на заводах и возвращались домой, перемазанные сажей, копотью.
В этом районе находилась больница, один из корпусов которой принадлежит теперь 3-й городской клинике, что на ул. Ленина. Там работал хирург Яков Шабад. Его брат Цемах тоже был врачом – работал педиатром в Вильнюсе, дружил с Корнеем Чуковским. Как-то писатель приехал в Минск и остановился в доме у Шабадов.
– Но как только они сели ужинать, Якова вызвали на работу, – рассказывает Кристина. – Корней Иванович спросил: «А далеко ехать?» На что минский хирург ответил: «Тут рядом, в Африке». Сохранились записи Чуковского, где он вспоминал тот вечер.
В 1929 г. была опубликована сказка о добром докторе Айболите, прототипом которого был Цемах Шабад. Чуковский писал о нем в своих дневниках как о самом добром человеке, который лечит всех и деньги за это берет только с тех, кто действительно может заплатить. Но мало кто знает, что строки «Приезжайте, доктор, в Африку скорей и спасите, доктор, наших малышей!» написаны о Минске. В Вильнюсе писатель нашел героя, а в нашем городе – место действия своей знаменитой сказки.
В Минске… родился и жил отец Екатерины I. Двигаемся в сторону Октябрьской площади. В Минске… родился и жил отец Екатерины I. Двигаемся в сторону Октябрьской площади.
– Раньше здесь был жилой квартал из нескольких улиц. На одной из них стоял дом Сапег, – говорит Кристина, показывая в сторону Дворца Республики. – В XVII в. там работал садовником Самуил Скавранчук. Вместе с семьей он переехал жить в Лифляндию – территорию между Латвией и Эстонией.
Там у него родилась дочь Марта, которая позже сменила свою фамилию на Скавронскую, чтобы придать благородное звучание. Марта очень понравилась Петру I. Он настолько увлекся крестьянкой, что сделал ее женой и матерью своих детей. После его смерти она стала российской императрицей. Перед этим приняла христианство и получила имя Екатерина. Правда, это лишь одна из версий происхождения российской императрицы Екатерины I.
В Минске… получил первое образование нобелевский лауреат Жорес Алферов. Спускаемся к скверу им. Янки Купалы. В 1940-е гг. здесь находилось здание 42-й гимназии, которая теперь располагается на ул. Комсомольской.
– Здесь учился Жорес Алферов, поэтому гимназия и носит его имя, – поясняет гид. – Он родился в Витебске, потом его семья переехала в Россию, после войны – в Минск. Алферов получил в нашем городе первое образование, поступил в политехнический институт (сейчас БНТУ), но потом кто-то посоветовал ему ехать в Ленинград, что он и сделал. Но и мы можем гордиться человеком, получившим Нобелевскую премию по физике за разработку полупроводниковых гетероструктур. Это открыло новые возможности в производстве мобильных телефонов, лазеров, солнечных батарей.
Ученый не забывает родную гимназию, во время визитов в Минск находит время зайти.
В Минске… начинали карьеру первые американские мафиози. Ищем на территории Раковского предместья 10-й дом на ул. Освобождения. И видим там здание Минского Епархиального управления белорусской православной церкви.
– В XIX в. это был обычный с виду дом. Но известный минчанам как место, где скупают краденое, – рассказывает экскурсовод. – Жила здесь еврейская семья Гузик. На эмигрантской волне она переехала в Америку и фактически стала основой американской мафии. Отец семейства сдружился с Аль Капоне. Старший сын открыл публичный дом. Но наибольшая слава ходила о среднем сыне, которого в Минске звали Яшей, а за океаном он стал Джейком.
Он любил прогуливаться по Чикаго и подходить к прохожим: «Ну!» Правильной реакцией на это обращение была пачка денег вместо ответа. Он подружился с Меером Лански, и они вместе открыли первое казино в Лас-Вегасе. Лански никак не могли поймать. А вот Джейку повезло меньше. Его все-таки посадили, он умер через пару лет после того, как вышел из тюрьмы. Но до сих пор, если на улицах Чикаго кто-то обращается к вам «Ну!», правильная реакция все та же – пачка денег.
Справочно
Пешая прогулка занимает полтора-два часа. Маршрут интересен тем, кто уже хорошо знаком с Минском и хочет узнать необычные факты, которыми можно удивить. По пути можно зайти на ул. Коммунистическую к дому № 4 и посмотреть на балкон квартиры, где, говорят, какое-то время жил Харви Ли Освальд – единственный официальный подозреваемый в убийстве американского президента Джона Кеннеди.