Особенности архитектуры Паллавов (600-900)
Переход от Rock Cut архитектуры (зданий, вырезанных из массива скалы) к архитектуре из отдельных каменных блоков
Пионером паллавской архитектуры был царь Mahendravarma, великий покровитель искусств. Первые храмы его эпохи были пещерными храмами, но я не буду углубляться сейчас в эту бездонную тему, так как планирую выделить её в отдельную ветку. Но и из без пещерных храмов Magapattu о Паллавах есть чего рассказать. Основы монументального храмового зодчества на Юге Индии были заложены, по признанию исследователей, во времена расцвета Паллавского государства. Архитектурные памятники, сохранившиеся на его территории с VII по IX в., были выделены в самостоятельную архитектурную, так называемую Паллавскую школу.
Великие архитектурные памятники Махабалипурама - это лучшие образцы паллавской архитектуры, начатые Махендравармой, и достроенные его сыном Нарасимхаварманой. Храмы Махабалипурама были построены без использования растворов, кирпичей и каменных блоков - они высечены в монолите гранитной скалы. Кстати, некоторые археологи считают, что Паллавы вывезли зодчих Аджанты и Эллоры в качестве военных трофеев! Еще считается, что прообразами храмов Паллавов были буддийские вихары, но эту тему я так же хотела рассмотреть в отдельном топике
Прибрежный храм (Shore temple), Махабалипурам
Прибрежный храм в Мамаллапураме, посвященный богу Шиве (в древности храм назывался Яласаяна), — первое известное сооружение на Юге, сложенное из тесаного камня. Он целиком построен из гранитных блоков, причем завершающие оба святилища башни-шикхары тоже монолитные и как бы иллюстрируют переходную стадию от монолитных сооружений ратх к постройкам, сложенным из камня. Монолитная шикхара уложена по каменным плитам, опиравшимся, судя по отверстиям в стенах, на деревянные балки. Прибрежный храм является также первым известным храмовым комплексом. Его необычная композиция, возможно, была вызвана постановкой храма на самом берегу Бенгальского залива. По всей вероятности, это было сделано с целью предупредить мореплавателей о приближении к вновь построенному портовому городу
(источник).
Когда-то таких храмов было семь, и они стояли друг за другом на берегу рядом со со знаменитым портом Махабалипурама, а моряки описывали в лоцманских картах этот ориентир как "Семь пагод".
В хорошей сохранности находятся два примыкающих друг к другу и несколько смещенных в отношении своей оси святилища. Главное, более крупное из них обращено на восток, а меньшее — на запад. Вокруг главного святилища идет открытый сверху коридор — прадакшинапатха, отгороженный невысокой стеной, похожей на ширму. Завершающая шикхара в обоих святилищах подобна башенному верху монолитной ратхи Дхармараджа в Мамаллапураме, только выдержана в более стройных пропорциях, создавая острый, как бы пронизывающий небо силуэт. Пилястры наружных стен храма и ограды похожи на те, какие встречаются в ратхах Мамаллапурама. Это тонкие столбики, имитирующие деревянные формы, имеют в основании фигуры вздыбленных львов. Большой интерес представляют обнаруженные остатки водопроводной системы, включавшейся в общую городскую водопроводную сеть, питавшуюся из канала, соединенного с рекой Палар. В каменной ограде Прибрежного храма были заложены маленькие цистерны, которые в случае необходимости так же, как и бассейн, наполнялись водой. Поступление воды регулировалось шлюзами, а избыток — уносился по каскаду вниз в море
(источник)
И, конечно же, безусловным шедевром паллавской архитектуры являются, находящиеся рядом с Махабалипурамом "Пять Радх" - пять вырубленных из скал цельнокаменных маленьких храмов, названных по именам братев Пандавов и их жены Драупади, а так же знаменитый каменный слон на храмовой территории.
Пять Радх
Справа от слона на дальнем плане вы можете видеть небольшой храмик с покатой крышей - это Радха Драупади (Панчали). Её Радха посвящена богине Дурге. Радха Драупади отличается своей шикхарой от шикхар радх её мужей, больше напоминая домик паломника, чем маленький храм.
Слева от слона отдельно стоит Радха близнецов Накулы и Сахадева. Эту Радху, как иногда пишут, планировалось посвятить богу Индре.
Радха Арджуны посвящена Шиве, рядом с ней расположился Нанди.
Радха Арджуны Радха Бхимы посвящена Вишну, а ее крыша по своему строению напоминает скорее крышу крестьянской двухскатной крыши, чем дравидийской шикхары
Радха Дхармраджи (Юдиштхиры)-самая законченная и совершенная.
Радха Дхармраджи
Строго говоря, лишь радха Дхармраджи соответствует южному дравидийскому стилю, остальные четыре радхи многие архитекторы считают родственными храмам стиля Нагар.
С расположением радх на местности можно свериться на плане из Википедии:
К героям Махабхараты эти Радхи имеют опосредованное отношение: они лишь свидетельствуют о почитании великого эпоса великим царём.
К сожалению, дело не было доведено до конца, храмы не достроены и не освящены, поэтому не имеют религиозного значания, но их археологически-архитектурное значение огромно. Эти храмы и знаменитый Кайлас Натх в Элоре - последие произведения Rock Cut архитектуры, в затем храмы будут строится из каменных блоков...поэтому и сохраняться будут хуже. Но строителям стало, конечно же проще!
Следующие знаменитые паллавские храмы находятся в Канчипураме. Прежде всего, это знаменитый Кайласнатх (не путать с Кайласнатхом в Эллоре).
Тут уже мы видим архитектуру иного типа - храм собирается из отдельных фрагментов, а не фрагменты вытачиваются в монолите скалы.
Известно, что цоколь комплексе храма Кайласа в Канчи, передние столбы — мантапам и стены святилища выполнены из гранита, а стены двора вместе с примыкающими к ним целлами—из песчаника. Башенная надстройка шикхары и верхней части гопурам выполнена из кирпича так же, как большие скульптурные группы в нишах и фигуры львов, стоящие по углам здания. Применение более прочных пород камня в несущих частях здания и более легких пород камня и кирпича в его верхних и второстепенных частях и скульптурах свидетельствует о целесообразном подходе строителей к распределению веса, о желании облегчить процесс строительных работ и тем самым удешевить и ускорить все строительство
(источник).
Кстати, вот что я заметила: этот храм послужил прототипом сразу двум архитектурным конструкциям индийских храмов: обходной галереи, опоясывающей собственно храм - прадакшинапатхи и обходной галереи, опоясывающий храмовый двор. А этом дивном храме внутренний двор и является галерей под открытым небом, и вы совершаете парикраму вокруг храма, любуясь с одной стороны на барельефы на стенах храма, а с другой стороны - на барельефы храмовой ограды.
В стенах пока еще ниши, заполненные скульптурами и барельефами
И уже появились пристройки в виде гипостильных мандап перед главным храмом:
... и инженерные решения водостоков, по которым из храмов отводилась вода и молоко, в больших количествах используемые во время храмовых богослужений
Небольшое отступление от архитектуры в сторону богослужений: Кайласнатх Канчипурама, в отличие от храмов Махабалипурама действующий, и весьма почитаемый храм. Считается благоприятным его посещение перед корой вокруг Кайласа (Тибет). Мы ездили в Канчипурам на машине. Мальчик-водитель, в отличие от нас, зашел в гарбагриху. Вышел он отдуда со странным лицом, всю дорогу молчал, а уже в Мамалипураме, где мы тогда жили, рассказал о том, что испытал сильнейшее религиозное переживание, и у него было божественное видение.
Стиль Паллавов постепенно претерпевал изменения, и во времена династии Чолов индуистские храмы приобрели совершенно иной облик.