Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Солнечное святилище храма Хатшепсут: реставрация завершена.

  • 1
    23 фев. 2015
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Сегодня (22.02.2015) в Луксоре состоялась торжественная церемония открытия Солнечного святилища – прежде закрытой для посещения части храма фараона-женщины Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. На протяжении нескольких десятилетий в этой части знаменитого храма шли реставрационные работы, которые наконец-то завершены Польским Институтом средиземноморской археологии. На церемонии присутствовали министр по делам древностей АРЕ д-р Мамдух эль-Дамати, другие официальные лица, а также д-р Збигнев Шафрански – директор польско-египетского проекта по консервации храма Хатшепсут. 

     Солнечное святилище храма – это группа помещений, сгруппированных вокруг открытого двора в северной части верхней террасы храма Хатшепсут. Первые раскопки в этой части комплекса были проведены в 1893 году под руководством выдающегося археолога Эдуарда Навилля, который спас жемчужину Дейр эль-Бахри, приостановив разрушение храмов и снеся с террас храма Хатшепсут более поздние бесформенные наслоения — руины коптского монастыря. Часть надписей и изображений из Солнечного святилища, таким образом, была опубликована в изданиях, посвященных археологическим исследованиям Джесер джесеру – «Священнейшего из священных», как назывался заупокойный комплекс Хатшепсут в древности.
      

     
    С тех пор и вплоть до 60-х годов прошлого века в этой части храма не велось никаких работ. Первые исследования поврежденных камер и открытого двора, посвященного богу солнца Ра-Хорахте, начались в 1968 году. С самого начала здесь работали именно польские специалисты: Зигмунд Высоки, Францишек Павлицки, а с 1999 года – Збигнев Шафрански. В результате удалось полностью законсервировать сохранившиеся архитектурные элементы Солнечного святилища, а также отреставрировать примыкающие к нему камеры, известные своими восхитительными полихромными рельефами. Сотни покрытых рельефами блоков опять заняли свои места в массиве стен комплекса; верхнее святилище Анубиса – одно из двух, посвященных этому богу в храме Хатшепсут, было укреплено в связи с угрозой обрушения массива известняковой скалы, в котором оно вырублено.
    Солнечное святилище Хатшепсут состоит из двух главных частей: святилища ночного солнца (вестибюль) и открытого двора, центр которого занят массивным алтарем; ко двору примыкают две небольшие проходные комнаты, отделяющие двор от святилища ночного солнца. В западной, южной и северной стенах, окружающих двор, есть ниши. Проход в верхнее святилище Анубиса открывается в северной стене двора. Стены зала, где почиталось ночное солнце, богато декорированы рельефами, изображающими Месектет — ночную ладью солнечного бога, в которой он преодолевает непостижимые потусторонние пространства иного мира. Расположение этого зала в восточной части Солнечного святилища связано с концепцией ежесуточного возрождения солнца, преодолевшего хаос ночи, на восточном горизонте неба. На стенах этого зала содержатся важнейшие тексты, впервые описывающие значение каждого часа ночи, сквозь которые проплывает на своей ладье солнечный творец. Царь предстает в этом тексте как жрец солнца, наследник и малое воплощение солнечного божества в мире живых. 

     
    Двор Солнечного святилища, в свою очередь, открыт лучам дневного светила. В центре двора находится массивный алтарь-платформа, на котором прежде стояли обелиски. Тексты, сохранившиеся на стенах двора, уникальны: они раскрывают перед читающим тайное знание символики дневных часов, сквозь которые следует солнце. Если значение ночных часов нам известно и по многим царским заупокойным текстам, то описание дневных часов, сохранившееся в этой части храма Хатшепсут, — уникально.

    В святилище почитались различные формы солнечного творца: Амон-Ра, Ра-Хорахте и Амон-Атум. Осуществлявшиеся здесь ритуалы были призваны не только почтить солнце и вселенский миропорядок, но и продемонстрировать значимую роль царя – наследника солнечного божества – в грандиозной ритуальной драме по предотвращению разрушения космоса. Позже подобные солнечные святилища были сооружены и в других заупокойных храмов царей в Фивах, например, в храме Сети I в Курне и в Рамессеуме – заупокойной обители Рамсеса II.


     Значительных усилий потребовали реставрационные работы в верхнем святилище Анубиса. До 2002 года его защищала специальная деревянная двускатная крыша, которую теперь сменила крыша, сооруженная из современных материалов и битума на стальной основе. Ее цель – предотвратить повреждение святилища от возможных обрушений скал, вздымающихся над комплексом в Дейр эль-Бахри, а также защитить его от проникновения дождевой влаги. Между подлинным потолком святилища и новой технической крышей оставлен зазор, снабженный необходимой вентиляцией.

    В процессе реставрации были законсервированы и очищены от наслоений грязи прекрасные рельефы, сохранившие полихромную роспись. Среди сохранившихся композиций — образы отца Хатшепсут, царя Тутмоса I и его матери – знатной дамы Сенисенеб, а также изящные фигуры матери фараона-женщины – царицы Яхмес. Увы, лишь изображения самой Хатшепсут, которую потомки считали нелегитимным правителем, захватившим престол, который мог принадлежать только мужчине, были уничтожены в этой части храма еще в древности.

    © Luxor Times
    © Авторизованный перевод с дополнениями: Виктор Солкин