Может, вероятно, у неискушенного читателя сложится впечатление, что коль скоро так много уже сказано о неправомерности безоговорочного применения к индуизму слова религия, о вторичности по своему значению идеи Бога, а теперь еще и о системообразующей роли философского компонента, то, дескать, автор стоит на позиции, что религиозный компонент в индуизме либо отсутствует совсем, либо занимает весьма незначительное место. Такое впечатление было бы ошибочным.
Религиозный компонент в индуизме, безусловно, есть и отличается чрезвычайным своеобразием и многообразием. Общим местом для западных (и советских!) религиоведов издавна стало утверждение о многобожии индуизма. Иногда приводят даже совершенно фантастическую цифру - якобы, индусы почитают свыше трехсот миллионов богов, т.е. по одному богу на каждых двух из живущих сегодня индусов. Абсурдность таких утверждений очевидна, даже если не пытаться разобраться в сущности этого феномена.
Для нас важно сейчас другое - выяснить, как соотносятся религиозный и философский компоненты системы, а уж из этого постараться понять природу индусского политеизма.
Многочисленные боги индуизма (хотя надо сказать прямо, что цифра 300 миллионов взята с потолка!) вписаны в ту же космическую шкалу, о которой уже подробно говорилось, и представляют собой следующее после людей звено эволюции. Это как бы идеальные люди, "маяки" духовности, равняясь на них человек строит свое самосовершенствование.
В богах и героях, которые, кстати, смертны, духовное начало, естественно, представлено более полно, чем в людях, животных, растениях, они ближе всех к Высшему Духу и нередко выступают как его воплощение или персонификация - что, строго говоря, означает, что все они (наряду с основными своими функциями хранителя или разрушителя мира, отражения сил природы и т.п.) являются определенной конкретизацией единого Абсолюта; таким образом, индусское многобожие, как это ни парадоксально звучит, по сути своей монотеистично.
Триста миллионов богов это триста миллионов проявлений Абсолюта, это триста миллионов имен, форм и число это может быть умножено до бесконечности, нисколько не затрагивая при этом основополагающий принцип.
Следует отметить, что такое понимание присуще не только жрецам и философам, но и большинству рядовых верующих, хотя в обыденном религиозном сознании так называемый "личный Бог", ишта-девата, может иногда восприниматься как полностью идентичный Абсолюту.
В любом случае, однако, все эти сонмы божеств, богинь, священных животных и священных предметов служат верующему конкретным объектом концентрации при размышлении о проблемах морали и долга, о вечном и преходящем, о единстве и многообразии.
Боги воспринимаются, с одной стороны, как напоминание о космическом порядке, в котором сосуществуют и они, и люди, и весь наш мир, и все другие миры, а, с другой стороны, как сказочные и мифологические персонажи, похождения которых досконально известны каждому индусу.