Джамму и Кашмир
Джамму и Кашмир
Пенджаб
Химачал Прадеш
Харьяна
Уттаракханд
Раджастхан
Уттар Прадеш
Гуджарат
Мадхья Прадеш
Бихар
Джаркханд
Западная Бенгалия
Сикким
Ассам
Аруначал Прадеш
Нагаленд
Мегхалая
Трипура
Мизорам
Манипур
Махараштра
Чхаттисгарх
Одича
Гоа
Карнатака
Телингана
Андхра Прадеш
Керала
Тамил Наду
Андаманские и Никобарские острова
Дели
Ладак
Тибетский автономный округ
Мьянма
Бангладеш
Пакистан
Непал
Бутан
Шри-Ланка

Аравийское море

Бенгальский залив

Индийский океан

Увидеть Аджанту

  • 1
    12 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    РАБОТА СТИХИИ

        Рельеф современного плато Декан сформировался 60 - 70 миллионов лет назад, когда в результате серии извержений образовались огромные базальтовые территории, покрытые лавовыми потоками - знаменитые деканские траппы, крупнейшие вулканические образования планеты.  
       
    Серия же извержений длилась 30 тысяч лет - вы только попробуйте осознать эту цифру!
     

     
    Ну так вот  траппы, значит. Термин «трапп» происходит от шведского слова trappa — лестница. И в самом деле местность в районе деканских траппов  приобретает вид обширных плоских базальтовых равнин, расположенных  уступами, лестницами. 


     По западном деканским траппам нынешней территории Махараштры стекает невыразительная речушка Вагхора (Waghora). Древняя вулканическая деятельность сформировала на её пути изысканный  каньон семидесятиметровой высоты, куда Вагхора ниспадает водопадом,  да не простым, а семиступенчатым, образуя на каждом из семи уступов небольшое озерцо. За эти уступы с водоёмами  водопад получил название Саткунд (Sathkund - семь водоёмов). 

    Наиболее эффектно Саткунд смотрится после сезона дождей, зимой же тонкая струйка Вагхоры с трудом преодолевает свои семь ступеней 



     Ну а после последней седьмой ступени базальт разодрало причудливой подковой 


     
    В самом начале ущелье узкое настолько, что я стояла одновременно на правом и на левом его берегу, пропуская между ног обмелевшую  Вагхору 



     Но после водопада ущелье Вагхоры постепенно расширяется и одновременно изгибается :



     Потом  ущелье еще немного раздаётся вширь и принимает вид почти правильной подковы:
     


    За несколько веков до нашей эры причудливая подкова ущелья  Вадхоры была выбрана для прославления на все времена учения Будды, и в прочный базальт стали вгрызаться древние скульпторы. 

    Так возникла Аджанта - прекрасная Аджанта,  древний комплекс пещерных буддистских храмов 


     
  • 2
    12 янв. 2017
    Jorjetta (модератор)
    Леночка, спасибо.
    Так об'емно показала масштаб пещер.
    Мне они почему то казались более "скромными" по размерам.
    А тут вид сверху показал, что я заблуждалась.
  • 3
    12 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Jorjetta сказал(а):
    Так об'емно показала масштаб пещер. Мне они почему то казались более "скромными" по размерам. А тут вид сверху показал, что я заблуждалась.
     да, так и есть, большое видится на расстоянии) 

    "Увидеть Аджанту" не равнозначно "увидеть пещерные храмы Аджанты". "Увидеть Аджанту" означает  увидеть симбиоз рукотворного и нерукотворного чуда, плоды деятельности стихии и человека 

     
  • 4
    12 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    РАБОТА ЧЕЛОВЕКА

    Итак, богатые купцы и великие цари древности решили увековечить имя Будды и пригласили камнерезов. На крепких верёвках мастеров свешивали с клифа вниз, и они вгрызались в прочный базальт. А затем, когда  уже можно было вползти в выдолбленную каменную нору, мастера  углублялись вглубь и вширь, оставляя определенные участки базальта нетронутыми - по завершении работ из них  будут выточены совершенные колонны, а в пока еще пустых нишах появятся прекрасные скульптуры. 

     В строительстве же сводов и потолков отчетливо прослеживается тема деревянного балочного перекрытия: это свойственно всем индуистским и буддистким культовым сооружениям Индии

     

    Постепенно пещера приобретала свой царственный вид и наполнялась своим прекрасным содержанием. Наступало время живописцев, которые расписывали стены, колонны и потолки.  Для росписей потолков на пол наливалась вода, чтобы мастера могли видеть в лужах отражение своих работ, а свет в пещеры подавался системой медных зеркал, улавливающих и перенаправляющих солнечные лучи. Художники расписывали пещеры с большой пышностью,  используя палитру из шести естественных цветов: красного и желто-охренного, черного и белого, малахитового зеленого и лазурно-синего, минералы для натуральных природных красок были в изобилии найдены поблизости.  Живописцы выполняли настенные росписи, а не создавали фрески по штукатурке, вследствие чего их картины обладают исключительной хрупкостью.
     

     
    Сооружаемые в течение нескольких веков пещерные храмы Аджанты можно разделять как по дате их создания так и по их предназначению.

     Более ранние пещеры Аджанты В. Спинк, посвятивший их изучению всю свою жизнь, датирует приблизительно сотым годом до нашей эры. Второй всплеск строительства пришелся уже на 4-5 век нашей эры, и затем еще приблизительно до 8-го века пещеры были обитаемы: в них жили буддистские монахи. 

    Соотвественно Аджанта - это не только храмы, но и монастыри для проживания. Поэтому все помещения комплекса можно разделить на  созданные исключительно для поклонения чайтья-грихи и на предназначенные  для проживания вихары.  С этой целью по периметру как правило прямоугольной залы вихары располагались маленькие монашеские кельи, в которых монахи укрывались от муссонных дождей и мирской суеты, находясь в сосредоточеной медитации.

     Вихары Аджанты правильнее называть святилищем с вихарой, или чайтья-вихарой, или шрайн - вихарой, в центре которой как правило располагалось изваяние Будды - это характерно для более поздней традиции - махаяны. 

    Чайтья-вихара предназначена как для молитв, так и для проживания монахов


     Чайтья-гриха же представляет собой лишь обитель поклонного сооружения (или образа). Это  обычно удлинённая зала с закругленной торцевой задней стеной, помещение конструктивно позволяет делать парикраму (круговой молитвенный обход) вокруг возведенной в центре Ступы, для чего вдоль стены пространство ограничено колоннами.  В классической чайтья-грихе раннего буддизма (фото ниже) , или сокращенно чайтье, как стали говорить позднее, центром залы является Ступа.
     


    С этих позиций представленная на следующей фотографии  чайтья-гриха Аджанты (пещера № 19) не является классической:  тут мы видим грандиозное изображение Будды, расположенное спереди от Ступы  - значит эта чайтья относится к более поздней махаянской эпохе, когда объектом поклонения вместо ступы стало изображение Будды и бодхисатв.


     
    Но индуизм потеснил буддизм, и буддистская сангха покинула Аджанту. Прекрасные когда-то залы почти полностью засыпало приносимым ветрами мусором, ступени, которые ранее вели к каждой пещере отдельно, частично обрушились, и вскоре дикие джунгли поглотили великое вдохновлённое творение, как будто оно и не существовало вовсе, как будто всесильные цари не посылали сюда лучших своих каменотесов и скульпторов, как будто не кипела тут в течение почти 10 веков интенсивная духовная и творческая жизнь. 

    Но что такое десять веков по сравнению с 30 тысячами лет непрерывных извержений вулканов? 

    Так, капля в море...Это даже не один вздох Брахмы, а одно его шевеление бровью. 

    И вот однажды эта бровь вновь шевельнулась...
  • 5
    13 янв. 2017
    IrinaVolga (модератор)
    Лена, а у тебя есть материал, как нашли, как откапывали ... ? Как я люблю такие истории, с детства. Как я мечтала найти и расчистить и показать людям ... :( Это ведь не нормально ? Мечтать вытаскивать мусор из пещеры ? :))))))
  • 6
    13 янв. 2017
    enchanted
    IrinaVolga 
    А вот мне кажется, что мечту можно осуществить только  когда перестанешь думать, что это " ненормально". Разве можно вообще установить норму для мечты. Ведь люди обычно осуществляют свои мечты не "благодаря", а "вопреки". 
    Даже в мелочах это прослеживается. И сильнее, чем страх того, что не получится и над тобой кто-то будет смеяться , препятствия нет. Откуда он берётся понятно, поэтому и преодолеть его не так сложно, как кажется. Глаза боятся, а руки делают, как говорится. Гораздо сложнее тем, которые боятся мечтать и хотеть.
    А истории о том, как это сделали другие, конечно, вдохновляют и лишний раз подтверждают, что они то как раз просто делали то, что считали нужным. Вопреки и не взирая ))
  • 7
    13 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    IrinaVolga сказал(а):
    Лена, а у тебя есть материал, как нашли, как откапывали ... ? Как я люблю такие истории, с детства. Как я мечтала найти и расчистить и показать людям ... :( Это ведь не нормально ? Мечтать вытаскивать мусор из пещеры ? :))))))
     А как же!  Это как раз и будет "движение бровью Брахмы")

    enchanted сказал(а):
    А вот мне кажется, что мечту можно осуществить только  когда перестанешь думать, что это " ненормально". Разве можно вообще установить норму для мечты
     Абсолютно согласна. Моя любимая мысль - забыть о том, что это невозможно)
    IrinaVolga сказал(а):
    ( Это ведь не нормально ? Мечтать вытаскивать мусор из пещеры ? :))))))
    Это прекрасно! 
  • 8
    13 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
     КАК ПОПАДАЮТ В ИСТОРИЮ, ИЛИ ОТКРЫТИЕ АДЖАНТЫ

    Лейтенант Джон Смит

    В апреле 1819 года весьма заурядный офицер мадрасского полка охотился на тигров в районе Аурангабада. То, что он охотился на тигров, не было каким-то его великим деянием - время от времени так развлекались все английские офицеры, проходящие свою службу в Индии. Да и почему бы не пощекотать себе нервы и не завершить обычный жаркий день добычей охотничьего трофея: прекрасной полосатой шкуры крупнейшего хищника планеты? Такой трофей можно будет привезти в Англию, чтобы потомки, глядя на него, вспоминали о своём храбром деде.

    Однако фортуна обошлась с Джоном Смитом необычайно щедро и подарила ему нечто гораздо более существенное, чем роскошную тигриную шкуру: она подарила ему право открытия Аджанты и тем самым навсегда зафиксировала его имя в мировой истории.

    Вот как это было.

    Тигр промчался мимо ступенчатого водопада, скользнул в глубокое ущелье и скрылся в глухих  зарослях. Охотники остановились у края обрыва и стали внимательно всматриваться вниз: на крутом опасном спуске легко поменяться с тигром местами и вместо охотника стать жертвой.

    Однако что это? На противоположной стороне ущелья, сплошь увитой корнями растений и густо поросшей кустарником, охотникам привидилось нечто похожее на огромное прекрасное арочное окно, прорубленное в базальтовой стене!  

     Забыв о тигре, они устремились вниз. Форсировав реку, охотники еще раз оглядели базальтовую стену: нет, им не померещилось, кроме огромного сводчатого окна видны и другие пещеры - и эти пещеры явно рукотворные, а не результат деятельности ветра и затяжных мунсунов.

     
     Капитан Смит срочно отправился в соседнюю деревню и вскоре вернулся к своей находке, сопровождаемый местными жителями, вооруженными барабанами - чтобы отпугнуть возможных хищников,  скрывающихся в пещерах, и топорами -  чтобы прорубить проход  сквозь буйные джунгли. Древние ступени во многих местах были утрачены, и офицерам пришлось взбираться к вожделенным входам с помощью лиан и корней.

    И вот они у цели. Из пещер тянет смрадом длительного обитания животных, шуршршат крыльями и громко пищат летучие мыши - непременные спутницы темных подземелий. Сооруженные из пучков травы факелы неравномерно освещают пространство, выхватывая из тьмы прекрасные настенные и потолочные росписи, и со всех сторон на ошеломленных людей бесстрастно взирают огромные Будды и бодхисатвы 

    Люди жмутся друг к другу, испуганно озираются и вздрагивают - тусклый свет факелов выхватывает стоящие за колоннами безмолвные каменные  фигуры 

     Джон Смит выразил свой восторг вполне современно: выхватил охотничий нож  и вскарабкавшись по куче щебня к прекрасным настенным 
    росписям  Аджанты, дополнил изображение бодхисатв следующей надписью : 

    здесь был Вася  John Smith, April 1819 


    И не будем судить его строго: Индия его простила, простим его и мы.  

    Джон Смит сообщил о своей находке в Мадрас, от туда сообщение ушло в Королевское азиатское общество в Лондоне,и началась новая страница в история Аджанты: история ее скрупулезного изучения 

     
     Вернувшись к своей реплике насчет памяти потомков скажу, что в 2016 году по приглашению правительства Махараштры отставной полковник Мартин Смит,  правнук капитана Джона Смита и его супруга Маргарет посетили Аджанту, честь открытия которой  записана за их дедом 


  • 9
    13 янв. 2017
    SHVETA
    Спасибо, Лен! Увлекательно рассказываешь! Где так прямо целая лекция! И кадры потрясающие! А вот в Кайласанатхе (кстати, недалеко от Аджанты, в том же штате Махараштра) все целиком и полностью человеком выдолблено. 700 лет трудились, если не ошибаюсь. Люди всегда работают быстрее природы, которой торопиться некуда. )) Лен, ты была там? Если была, то тоже расскажи. )
  • 10
    13 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    SHVETA сказал(а):
    А вот в Кайласанатхе (кстати, недалеко от Аджанты, в том же штате Махараштра) все целиком и полностью человеком выдолблено. 700 лет трудились, если не ошибаюсь. Люди всегда работают быстрее природы, которой торопиться некуда. )) Лен, ты была там? Если была, то тоже расскажи. )
     Да, Кайласнатх - это часть Эллоры, расскажу обязательно

    SHVETA сказал(а):
    Спасибо, Лен! Увлекательно рассказываешь! Где так прямо целая лекция! И кадры потрясающие!
     Спасибо, я стараюсь)
  • 11
    13 янв. 2017
    SHVETA
    Elena Vasta сказал(а):
    Итак, богатые купцы и великие цари древности решили увековечить имя Будды
     Интересно, а великий император Ашока имел к Аджанте какое-нибудь отношение?
  • 12
    13 янв. 2017
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    симбиоз рукотворного и нерукотворного чуда, плоды деятельности стихии и человека 
     Вот она , гармония!
    Потрясающе, конечно, осознавать, сколько времени трудилась природа, и сколько- человек, а потом сравнить свое микро-существование с этими вещами...
  • 13
    13 янв. 2017
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    Джон Смит выразил свой восторг вполне современно: выхватил охотничий нож  и вскарабкавшись по куче щебня к прекрасным настенным росписям  Аджанты, дополнил изображение бодхисатв следующей надписью : здесь был Вася  John Smith, April 1819 
     ))) Надо признать, почерк у людей того времени был несравненно красивее наших современных Вась.
    Счастливчик! Найти такие пещеры.

    А как они зарисовывали, с такой тщательностью и достоверностью! Мне нравятся рисунки, которые ты вставляешь, Лен. 
  • 14
    13 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    SHVETA сказал(а):
    Интересно, а великий император Ашока имел к Аджанте какое-нибудь отношение?
     Нет. Считается (доказано), что первый этап строительства пещерных храмов (первый век до нашей эры) проходил под патронажем династии династии Сатьявахана (Satavahana), воинов и буддистов (странное сочетание - не правда ли)), правящих Южной Индией в то время (позднее Ашоки), а второй всплеск активности пришелся на правление махараджи  Харишены (Harishena), современника великих Гуптов - всесильного воина, который сам себя называл земным воплощением Будды, и вроде бы даже изваяния Будды лепили именно  с него
  • 15
    13 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    tarjuman сказал(а):
    А как они зарисовывали, с такой тщательностью и достоверностью! Мне нравятся рисунки, которые ты вставляешь, Лен. 
     О! О рисунках и рисовальщиках будет целая история - очень интересная и трогательная
  • 16
    14 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Джеймс Е. Александер

    Не сразу после сообщения Джона Смита о диковинной находке  в Аджанту пришли исследователи и власти, но слух о таинственных полных несметных сокровищ пещерах распространился среди живущих в Индии британцев,  и прежде властей в Аджанту  устремились искатели сокровищ. Однако строгий ландшафт Декана, дикие звери и дикие люди (племена бхилов, населяющие горы центральной Индии) зорко охраняли свои территории. Кое-что всё же было украдено: в музее изобразительных искусств в Бостоне хранится пять экспонатов, выкупленных музеем на аукционе Сотбис. Эти раритеты  выставили  на продажу потомки тех английских офицеров, которым удалось пробраться в затерянный мир Аджанты и вернуться от туда не только живыми, но и с бесценными трофеями. Так что, как говорится, будете,  в Бостоне - заходите на огонёк)

    В 1824 году еще один  английский офицер Джеймс Е. Александер  с риском для жизни прибыл в район пещер с единственной целью -  осмотреть и подробно описать их. Офицера предупреждали о том, что даже если его не съедят тигры, то он будет убит местными жителями -  бхилами, которые  убивают всякого чужака, появляющегося в районе пещер.  

    Однако наперекор доводам рассудка,  руководимый личной храбростью и необоримым инстинктом  прирожденного исследователя, Джеймс поменял платье английского офицера на одежды индийца и таки пробрался в заповедные пещеры 

    На своём  пути он встречал истлевшие кости неудачливых искателей сокровищ, но страшные находки его не остановили. В пещерах, почти до середины заполненных мусором, отмеченных следами присутствия тигров, медведей и шакалов, останками людей и полчищ летучих мышей он увидел, то чего хотел увидеть - прекрасные фрески и величественные изваяния.  Именно ему принадлежит первое подробное описание своего посещения Аджанты: "Notice of a visit to the cavern temples of Adjunta, in the East-Indies" - 1829г. Я пыталась приобрести в сети эту книгу, но у меня ничего не вышло, если кто найдет ходы - буду признательна. Обрадуюсь любому варианту: печатному, PDF или электронной версии
  • 17
    14 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    Роберт Гилл
     

     
    В Аджанту еще дважды приезжали исследователи: Джеймс Берд и Г-н Ральф  по результатам своих поездок  отправили свои рапорты в Королевское Азиатское общество. Но лишь  в 1843 году совет директоров Ост-Индской компании, выслушав доклад ведущего историка архитектуры Джеймса Фергюссона, стал предпринимать хоть какие-то шаги для сохранения величайшей находки столетия - как тогда уже называли Аджанту. С этой целью  в район пещер  командировали майора Роберта Гилла, который был не только офицером, но так же художником и антикваром. Отныне его единственной службой была служба Аджанте, а его главной задачей - создание её каталога. Гиллу было поручено детально копировать (перерисовать) её фрески и сфотографировать  как  общие планы пещер, так и каждую пещеру по отдельности, а так же все находящиеся в них скульптуры. 

    Так встетились Аджаната и ее преданный поклонник, который посвятил ей всю свою жизнь


    Пещера  XXVI, Аджанта, Роберт Гилл

     
     
    Фотография  26-й пещеры. Роберт Гилл

      Фотография вихары пещеры №7, Аджанта.  Роберт Гилл 


     
    Роберт Гилл за работой. Рисунок Уильяма Симпсона 

     Роберт Гилл скопировал почти в натуральную величину на холст около 30 главных фресок и отправил их в Лондон.  К сожалению, двадцать пять картин погибли во время пожара 1866г. Узнав об этом Гилл хладнокровно вернулся в Аджанту и начал свою работу заново.

    Четыре выжившие копии  находятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне; так же ряд его рисунков находятся в Британской библиотеке . 

    Благодаря титаническому труду Гилла мы можем  видеть то, что в последствие было разрушено или погибло.  Уже после его смерти от взрывных работ при прокладке дорог к пещерам обрушился портик пещеры №1, прокладка дорог между пещерами (ранее не было общей, соединяющей их дороги), так же вызвала подвижки грунта и некоторые внутренние разрушения.  Но Роберт сохранил для истории то, что удалось увидеть ему самому, и в последствии по его фотографиям проводились восстановительные работы 

     

    Я уже не говорю о росписях: позднее хрупкие пигменты стали разрушаться уже не от времени или копоти светильников, а в результате неумелой реставрации.  Часть картин мы можем видеть и сейчас лишь благодаря тому, что Гилл подарил им вторую жизнь. 

     А знаете ли вы, что росписи Аджанты представляют не только художественную, но и историческую ценность? Да, вот такую интересную вещь я вычитала, роясь в различных статьях: на фресках запечатлены не только невозможно прекрасные небожители, но и простые люди. По сути дела росписи Аджанты можно называть фотографиями людей, населявших Декан в те времена, по ним можно судить об их внешности и традиционной одежде. Посмотрите на этот рисунок: у девушки в нижнем-левом углу картины одна грудь обнажена - это было характерно для Индии до прихода в неё англичан, в правом же нижнем углу девушки вообще топлес. Сейчас такая одежда является традиционной для мужчин, особенно в храмах, ранее же и женщинам на было свойственно прикрывать свою грудь

    Танцующая девушка. Копия Роберта Гилла

     
    Во время работы майора Гилла над каталогом Аджанты, никаких дорог в район пещер еще не было проложено, да и сами пещеры не соединялись между собой, как это сделано сейчас. 


     Гилл перемещался между пещерами с помощью лестниц и веревок, работал, страдая от зноя и жажды - ему иногда забывали подавать воду. Он испытывал огромные проблемы с местными бхилами, но нашёл способ с ними договориться, для чего были привлечены индийские брамины. Они объяснили бхилам, что иностранец не оскверняет их веру, так как храмы эти принадлежат буддистам, стало быть бхилам не стоит зря брать на себя грех убийства иностранца и связываться с властями.

    Жена и дети покинули Гилла и уехали в Англию, но художник не долго был один: о его страстной любви с индианкой по имени Паро индийцы сняли  фильм под названием "Ajintha"
     
     
    А Роберт Гилл так и умер в Индии. Ему стало плохо за работой над фресками и его с трудом удалось вывезти из Аджанты живым. 

    Он похоронен на католическом кладбище в Бхусовале...


    Роберт Гилл незадолго до смерти на пороге пещеры №24, Аджанта

      
    Кстати, Аджанта окончательно была  расчищена от мусора английскими солдатами уже в 20-м веке
  • 18
    15 янв. 2017
    lotusik
    Лена, спасибо тебе большое за столь подробное красочное описание Аджанты. Узнала много нового для себя. Нужно мне обязательно посетить Аджанту и Эллору, я еще ни разу там не была. Да, собственно, я немного где в Индии побывала. Так что неохваченного на три жизни наберётся.
  • 19
    15 янв. 2017
    Elena Vasta (сайт-админ)
    lotusik сказал(а):
    Узнала много нового для себя.
     Я тоже, готовясь к этому топику)
    lotusik сказал(а):
    . Нужно мне обязательно посетить Аджанту и Эллору,
     да, Таня, это нечто обязательное для посещения. А то закроют, как Тадж - фрески-то осыпаются в том числе и от того, что людишки норовят выдохнуть углекислый газ, да еще таскают в пещеры свои грибки и бактерии) Речь об ограниченном доступе в некоторые пещеры уже ведётся
  • 20
    15 янв. 2017
    tarjuman (модератор)
    Elena Vasta сказал(а):
    На своём  пути он встречал истлевшие кости неудачливых искателей сокровищ, но страшные находки его не остановили. В пещерах, почти до середины заполненных мусором, отмеченных следами присутствия тигров, медведей и шакалов, останками людей и полчищ летучих мышей
     Надо же! Могли ли они представить тогда, что лет через 100-150 это место будет доступно всякому туристу.

    Рассказ о Роберте Гилле просто до мурашек! Недаром привлекают глаз его рисунки- они сделаны с огромной любовью и тщательностью и кажутся правдивей фотографий. Хранитель Аджанты, теперь она будет всегда ассоциироваться с ним.