oksanaS сказал(а):
Лена, если не против, ещё про адживиков из книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода:
Что ты - только за! Тема такая интересная, и такая малоизвестная!
Вот выдержка из великолепной статьи, на которую дала ссылку Оксана:
"Маскарин (Маккхали) Госала, глава адживиков, полагал, что «не существует причин, ни явных, ни косвенных, для того чтобы существа были порочны; они становятся порочными без причины и без повода... Нет причин... для высокой нравственности существ; они становятся чистыми без причин и без повода... [Нет такой вещи, как] чьи-то собственные действия... или действия другого... или усилие человека. Нет таких вещей, как сила и энергия, человеческая воля или человеческое стремление. Все животные... растения...существа... души существуют без воли, силы, энергии, принадлежащих им лично. Они покоряются тому или иному пути благодаря своей судьбе, необходимым условиям рода, к которому они относятся, а также благодаря своей индивидуальной природе». Другими словами, Госала восставал против общеиндийской концепции кармы."
Между прочим, Будда считал учение адживиков, в связи с их отрицанием возможностей человека влиять на свою и чужие жизни, а так же хоть как-то менять окружающий мир, чрезвычайно вредным. Однако учение адживиков нашло своего могущественого покровителя в лице внука царя Ашоки, Дашаратхи, который и подарил адживикам пещеры Барабар и Нагарджуни. Я только не поняла, что значит "Подарил пещеры". Их изготовили по его заказу? Или он "разрешил" в этих конкретно холмах Бихара вгрызться в скалы? Во всяком случае, на данный момент это единственное материальное свидетельство существования аджвиков, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи на портале: эти пещеры были подарены адживиками их преданным последователем царем Дашаратхой.
Однако вернемся к пещерам аджвиков и отправимся на северо-восток Индии, в нетуристический индийский штат Бихар. Наша цель запрятана далеко от крупных железнодорожных развязок, федеральных трасс и крупных городов, что возможно объясняет редкую посещаемость этих уникальных памятников иностранными туристами.
Если уточнить их локализацию, то они находятся в 35 км к северо-востоку от г. Гая, в 43 км от Бодхгайи, почти в 100 км от Патны и в в 14 км от ближайшей железнодорожной станции Belaganj Railway Station находится небольшая деревенька, названия которой нет на картах, да и я его записать забыла.
Жители этой деревеньки благословлены тем, что в расположенной неподалеку от них невысокой скальной гряде находятся одни из самых древних памятников индийской храмовой скальной архитектуры - Барабарские пещеры и пещеры Нагарджуны.
В двух ближних к деревне барабарских холмах расположены четыре пещерных скальных храма, а в расположенных в полутора километрах от деревни холмах Нагарджуны -три.
Эти скальные храмы относятся к III в. до н.э., от периода правления Ашоки (р. 273-232 до н. Э.) до периода правления его внука Дашаратхе. Будучи сами буддистами, великие правители Маурьев проповедовали политику религиозной терпимости и позволили сектам джайнов и Адживиков процветать под их покровительством.
Иногда говорят, что эти пещеры были созданы еще при жизни Будды, который посещал их на своем пути из Раджгира в Бодхгайю и встречался в них с основателем философского течения аджвиков Маккхали Госалой (Маркалидевой). Так это или нет - если пещеры датируются правильно, то диспуты Будды и Маккхали Госалой происходили не здесь, так как самая ранняя пещера датируется 261 годом до нашей эры, то есть спустя 220 лет после смерти Бу́дды Ша́кьямуни. Но поскольку дата смерти Будды точно не определена, и сдвигается все ближе к нашему времени, то невозможное может стать возможным. Датировку же пещер адвиков можно установить довольно точно по высеченным надписям на языке пали.
Ничего подобного Барабарским пещерам и пещерам Нагарджуны не существует или до сих пор не найдено. Возможно это чуть ли не единственное материальное доказательство их существования: перед входами в пещеры на языке пали высечены дарственные надписи Ашоки и его внука.
Посетив эти затерянные пещеры, я легко допускаю, что есть, есть в Индии еще потаенные уголки, где по выточенным в монолите скалы ступеням современные аскеты пробираются к кельям аскетов древности! А современные аскеты при определенном раскладе даже могут стать вашими проводниками в путешествии во времени.